• Текст документа
  • Статус
  • Оперативная информация
Оглавление
Поиск в тексте
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык «Оперативная информация»
Документ в силу не вступил

ГОСТ 34601-2019


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩИЕ НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ. КРИОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ

Технические требования и методы испытаний

The automobile vehicles working on compressed natural gas. Cryogenic power supply systems. Technical requirements and test methods


МКС 43.060.40

Дата введения 2020-11-30


Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2019 г. N 123-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2019 г. N 1168-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34601-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 30 ноября 2020 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 56218-2014 ГОСТ 34601-2019 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Tехнические требования и методы испытаний
_______________
ГОСТ 34601-2019 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Tехнические требования и методы испытаний Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2019 г. N 1168-ст ГОСТ Р 56218-2014 отменен с 30 ноября 2020 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает технические требования к криогенным топливным бакам (далее - баки) и элементам специального оборудования баков, предназначенных для использования в системах питания автомобильных транспортных средств (далее - АТС), и методы их испытаний.

Технические требования к эксплуатации АТС, использующих сжиженный природный газ (далее - СПГ) в качестве моторного топлива, и методы испытаний при вводе криогенных бортовых топливных систем (далее - КБТС) в эксплуатацию и при техническом обслуживании установлены в ГОСТ 34602.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1497 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 6996 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств

ГОСТ 7512 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

ГОСТ 9454 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 34602 Автомобильные транспортные средства, использующие газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования к эксплуатации на сжиженном природном газе, техника безопасности и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 криогенный топливный бак: Сосуд, используемый для хранения, транспортирования СПГ на борту автомобиля.

3.2 автомобильное топливо: Топливо, хранящееся на борту автомобиля.

3.3 давление: Относительное давление по отношению к атмосферному давлению, если не указано иное.

3.4 эксплуатационное давление (операционное давление): Заданное установившееся давление в баке, заявленное изготовителем.

3.5 испытательное давление: Давление срабатывания, на которое отрегулирован предохранительный клапан, или нормальное давление насыщения паров СПГ, требуемое для работы двигателя.

3.6 рабочее давление: Максимальное давление, на которое рассчитан элемент оборудования и на основе которого определяется прочность рассматриваемого элемента оборудования.

3.7 рабочие температуры: Максимальные показатели температурных диапазонов, при которых обеспечивается безопасное и надлежащее функционирование конкретного элемента специального оборудования и с учетом которых этот элемент был сконструирован и официально утвержден.

3.8 элементы специального оборудования: Элементы конструкции, предназначенные для заправки бака топливом и отбора топлива из бака в состоянии, пригодном для питания двигателя, с сохранением, при необходимости, полной герметизации бака, а также предназначенные для контроля состояния и количества топлива в баке и обеспечения безопасности бака в эксплуатации.

Примечание - Элементы специального оборудования, по меньшей мере, содержат: бак, вспомогательное оборудование бака, автоматический клапан, ручной вентиль, гибкий топливопровод, жесткий топливопровод, заправочный блок или узел, обратный клапан или контрольный клапан, первичный и вторичный предохранительные клапаны (разгрузочный клапан), предохранительное устройство сброса давления, срабатывающее при определенной температуре, фильтр, датчик/указатель давления или температуры, ограничительный клапан, рабочий клапан, газонепроницаемый кожух, фитинг, вентиляционный шланг, предохранительный ограничитель давления, срабатывающий при определенном давлении, теплообменник/испаритель, сигнализатор природного газа, топливный насос (для СПГ).

3.9 многофункциональный элемент оборудования: Любой из элементов специального оборудования, выполненных в одном узле или установленных вместе в качестве элемента оборудования.

3.10 система СПГ: Комплект элементов оборудования (баки, клапаны, гибкие топливопроводы и т.д.) и соединительных деталей (топливопроводы, фитинги и т.д.), установленных на механических транспортных средствах, двигатели которых работают на СПГ, а также смежных элементов оборудования на участке до испарителя включительно.

3.11 тип бака: Баки, не имеющие между собой различий в отношении размерных характеристик и материалов.

3.12 вспомогательное оборудование бака: Нижеследующие элементы оборудования, установленные на резервуаре или баке отдельно либо выполненные в одном узле.

3.12.1 ручной вентиль: Вентиль, приводящийся в действие вручную.

3.12.2 датчик/указатель давления: Герметичное устройство, показывающее давление газа или жидкости.

3.12.3 ограничительный клапан: Клапан, автоматически перекрывающий или ограничивающий поток газа при превышении установленного расчетного значения.

3.12.4 газонепроницаемый кожух: Устройство, отводящее газ в случае утечки за пределы транспортного средства, включая газовый вентиляционный шланг.

3.13 клапан: Устройство, регулирующее поток жидкости.

3.14 автоматический клапан: Клапан, не имеющий ручного управления.

3.15 обратный клапан или контрольный клапан: Автоматический клапан, обеспечивающий поток газа/жидкости только в одном направлении.

3.16 ручной вентиль: Ручной вентиль, жестко прикрепленный к баку.

3.17 предохранительный клапан (разгрузочный клапан): Устройство, предупреждающее превышение заданного давления перед входом в систему.

3.18 рабочий клапан: Запорный клапан, закрывающийся только при обслуживании транспортного средства.

3.19 фильтр: Защитный элемент, удаляющий инородные примеси из потока газа или жидкости.

3.20 фитинг: Соединительное устройство, используемое в системе трубопроводов, труб или шлангов.

3.21 топливный насос СПГ: Устройство, используемое для подачи СПГ в двигатель за счет увеличения давления рабочей среды (жидкости или паров).

3.22 гибкий топливопровод: Гибкий трубопровод или шланг, по которому подается природный газ.

3.23 жесткий топливопровод: Трубопровод, не рассчитанный на сгибание при нормальной эксплуатации, по которому подается природный газ.

3.24 предохранительный ограничитель давления; ПОД: Устройство одноразового использования, срабатывающее при избыточной температуре и/или давлении, которое отводит газ для защиты резервуара от разрыва.

3.25 заправочный блок или узел: Устройство, устанавливаемое на транспортом средстве и используемое для заполнения бака на заправочной станции.

3.26 сжиженный природный газ; СПГ (жидкий природный газ): Криогенная жидкость, получаемая путем охлаждения природного газа до температуры приблизительно минус 161,7°С при атмосферном давлении и хранимая на борту транспортного средства для использования в качестве топлива.

3.27 теплообменник/испаритель: Устройство, служащее для преобразования СПГ в криогенных системах питания.

3.28 продукт газификации: Газ, получаемый при испарении СПГ вследствие повышения температуры окружающего воздуха.

3.29 стравливание: Отвод паров из резервуара для хранения (бака).

3.30 система стравливания: Система, обеспечивающая контролируемый выпуск природного газа из системы хранения СПГ.

3.31 срок службы: Количество лет, в течение которых баки допускается безопасно использовать в обычных условиях эксплуатации.

3.32 криогенная температура (здесь): Температура ниже минус 40°С.

3.33 внутренний корпус или внутренний кожух: Часть бака, в которой находится СПГ.

3.34 наружный корпус или наружный кожух: Часть бака, вмещающая в себя внутренний корпус или внутренний кожух и систему его изоляции.

3.35 заправочный штуцер СПГ: Устройство, осуществляющее быстрое и безопасное подсоединение топливного шланга к заправочному узлу СПГ и его отсоединение.

3.36 заправочный узел СПГ: Устройство, соединенное с транспортным средством или системой хранения, в которое вставляется заправочный штуцер СПГ и служащее для безопасной закачки топлива.

4 Технические требования к баку и элементам специального оборудования бака

4.1 Криогенный топливный бак

В настоящем разделе приведены минимальные требования, предъявляемые к заправляемым бакам для жидкого топлива. Такие баки предназначены для использования только в целях бортового хранения СПГ в качестве топлива для АТС, на которых эти баки устанавливают. Баки изготавливают любым методом из любой марки нержавеющей аустенитной стали, любой конструкции, которая соответствует установленным условиям эксплуатации.

Баки для СПГ относят к классу 5.

Основным параметром является рабочее давление, значение которого составляет менее 26 МПа. Другие значения рабочего давления ГОСТ 34601-2019 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Tехнические требования и методы испытаний, МПа, вычисляют посредством корректировки испытательного давления с помощью соответствующего коэффициента (соотношения) по формуле

ГОСТ 34601-2019 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Tехнические требования и методы испытаний. (1)


Срок службы бака, который варьируется в зависимости от вида применения, определяет изготовитель.

4.1.1 Общие положения

4.1.1.1 Условия эксплуатации

Проектирование, изготовление, контроль, испытание и сертификацию баков, которые монтируют стационарно на АТС и используют для хранения СПГ при криогенной температуре для его использования в качестве топлива для этих АТС, проводят на основе условий эксплуатации от минус 40°С до плюс 40°С.

4.1.1.2 Предоставление информации

Указанные условия эксплуатации являются необходимыми:

- для изготовителей баков;

- владельцев баков;

- разработчиков или подрядчиков, занимающихся монтажом баков;

- разработчиков или владельцев оборудования, используемого для заправки бортовых баков;

- поставщиков природного газа;

- нормоустанавливающих органов, определяющих правила использования баков, методы безопасной эксплуатации баков, изготовленных в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

4.1.1.3 Периодическая проверка на соответствие установленным требованиям

Рекомендации по периодической проверке баков на соответствие установленным требованиям методом визуального осмотра или испытания в течение срока службы приводит изготовитель бака, исходя из условий эксплуатации.

Каждый бак подвергают визуальному осмотру не реже одного раза в 120 месяцев после даты его сдачи в эксплуатацию на АТС (регистрации АТС) и во время любой операции по повторному монтажу на предмет обнаружения внешних повреждений и изъянов, в том числе под крепежными хомутами. Визуальный осмотр проводит техническая служба, назначенная или признанная органом по официальному утверждению типа, в соответствии со спецификациями изготовителя. Баки без маркировки, содержащей обязательные данные, или с маркировкой, содержащей обязательные, но неразборчивые данные, подлежат в любом случае изъятию из эксплуатации. Если бак можно конкретно идентифицировать по названию изготовителя или серийному номеру, то допускается нанесение новой маркировки и, как следствие, дальнейшая эксплуатация бака.

4.1.1.4 Баки, бывшие в дорожно-транспортных происшествиях

Баки, бывшие в дорожно-транспортных происшествиях, подвергают повторному контролю со стороны соответствующего органа, уполномоченного изготовителем, если компетентным нормоустанавливающим органом не предусмотрено иное. Баки, которые не получили никакого повреждения от удара во время столкновения, допускается использовать в дальнейшем. В противном случае бак возвращают изготовителю на проверку.

4.1.1.5 Баки, подвергшиеся воздействию огня

Баки, которые подверглись воздействию огня, подвергают повторной проверке органом, уполномоченным изготовителем, или признают негодными и изымают из эксплуатации.

4.1.2 Максимально допустимое рабочее давление, соответствующее давлению срабатывания, на которое отрегулирован первичный предохранительный клапан, определяет изготовитель. Максимально допустимое рабочее давление должно составлять менее 26 МПа.

4.1.3 Температура жидкости в баке может изменяться в пределах от минус 195°С до минус 65°С включительно.

4.1.4 Состав газа

Количество водорода ограничивается 2% объема, если баки изготовлены из стали, имеющей предел прочности на растяжение более 950 МПа.

4.1.5 Внешняя поверхность

Баки не должны подвергаться постоянному механическому или химическому воздействию, например в результате утечки груза, который допускается перевозить на АТС, или существенному повреждению в результате истирания в условиях движения и должны удовлетворять признанным нормам монтажа. Допускается внешнюю поверхность бака кратковременно подвергать воздействию:

- растворителей, кислот и щелочей, удобрений;

- жидкостей, используемых на АТС, включая бензин, гидравлические жидкости, гликоль и масла.

4.1.6 Утечка и стравливание

В отношении баков СПГ, которые находятся в закрытых помещениях в течение длительного периода времени (например, для целей эксплуатационной проверки), следует принимать надлежащие меры на случай утечки или стравливания природного газа (или других легковоспламеняющихся веществ) из бака во избежание опасностей, обусловленных высвобождением легковоспламеняющихся веществ в замкнутые пространства.

4.1.7 Расчетное время удержания (без понижения давления) бортового(ых) бака(ов) СПГ должно составлять не менее пяти дней после заправки на полную емкость при диапазоне расчетных значений температуры/давления заправки.

4.1.8 Сертификация конструкции

4.1.8.1 Общие положения

Разработчик или изготовитель бака представляет органу по официальному утверждению типа вместе с заявкой на официальное утверждение следующую информацию:

- инструкцию по эксплуатации (4.1.8.2);

- конструкционные данные (4.1.8.3);

- данные об изготовлении (4.1.8.6);

- спецификации (4.1.8.7);

- дополнительные подтверждающие данные (4.1.8.8).

4.1.8.2 Инструкция по эксплуатации

Цель инструкции по эксплуатации - приведение требований для пользователей и специалистов по монтажу баков, а также предоставление необходимых сведений органу по официальному утверждению типа или его уполномоченному представителю. Инструкция по эксплуатации включает следующее:

- указание, что конструкция бака предназначена для использования в условиях эксплуатации, определенных в 4.1.9, в течение всего срока службы бака;

- срок службы;

- минимальные требования, предъявляемые к испытанию и/или проверке во время эксплуатации;

- требуемые предохранительные устройства сброса давления;

- указание методов крепления и других элементов, которые требуются, но не содержатся в комплекте;

- описание конструкции бака;

- расчетное время удержания;

- любую другую информацию, необходимую для обеспечения безопасной эксплуатации и проверки бака.

4.1.8.3 Конструкционные данные:

а) чертежи

На чертежах указывают следующие данные:

- название, исходный номер, дату подготовки и, в соответствующих случаях, номера пересмотра с указанием дат подготовки;

- ссылку на настоящий стандарт и тип бака;

- все полные размеры емкости высокого давления с предельными отклонениями, включая детализацию отверстий и очертаний концевых закрывающих устройств с указанием минимальной толщины;

- полную массу бака с предельными отклонениями;

- полную спецификацию на материал с указанием минимальных механических и химических свойств или допустимых пределов;

- прочие данные, такие как минимальное испытательное давление;

б) протокол расчета напряжений.

В протоколе приводят расчет пределов напряжения.

К числу приемлемых методов расчета относят:

- расчет пределов напряжения отдельных элементов;

- расчет конечных разностей;

- расчет напряжений граничных элементов;

- иной устоявшийся метод.

В протоколе должна быть приведена таблица с краткими результатами расчета напряжений:

- данные о материалах;

- детальное описание материалов и предельных отклонений на характеристики материалов, используемых в конструкции;

- данные квалификационных расчетных испытаний;

- в документации указывают данные о материале, конструкции, изготовлении и проверке бака, которые должны соответствовать предписываемым условиям эксплуатации и удовлетворять требованиям испытаний, предусмотренным для данной конструкции бака, и которые проводят с помощью соответствующих методов;

- данные испытаний также включают размеры, толщину стенки и массу каждого из подвергнутых испытанию баков.

4.1.8.4 Противопожарная защита

В документации указывают расположение предохранительных устройств для защиты бака от внезапного разрушения в том случае, если он подвергается действию огня в условиях, указанных в 6.3.1. Данные испытаний должны подтверждать эффективность конкретной системы противопожарной защиты.

4.1.8.5 Крепление баков

В документации указывают подробные данные об элементах крепления баков или требования к креплениям.

4.1.8.6 Данные об изготовлении

В документации приводят описание процессов изготовления и производственных испытаний.

4.1.8.7 Спецификации

В спецификациях на каждую конструкцию бака указывают краткий перечень документов. Приводят название, исходный номер, номера пересмотра и даты первоначальной подготовки и подготовки пересмотренных вариантов каждого документа. На всех документах должна стоять подпись. В спецификациях указывают соответствующий номер и, в случае необходимости, номера пересмотра, по которым возможно определить конструкцию бака, и проставляет подпись инженер, разработавший данную конструкцию. В спецификациях должно быть предусмотрено место для печати, подтверждающей регистрацию конструкции.

4.1.8.8 Дополнительные подтверждающие данные

В соответствующих случаях представляют дополнительные данные в порядке подтверждения заявки, такие как практика применения предлагаемых материалов или использование конкретной конструкции бака в других условиях эксплуатации.

4.1.8.9 Проверка и испытание

Проверку соответствия предъявляемым требованиям следует проводить согласно процедурам контроля за соответствием производства.

Для подтверждения соответствия конструкции бака требованиям настоящего стандарта их подвергают проверке в соответствии с 4.1.15, проводимой компетентным органом.

4.1.8.10 Свидетельство о проверке

Если результаты проверки образцов в соответствии с 4.1.15 удовлетворяют требованиям, то компетентный орган выдает соответствующее свидетельство о проверке.

4.1.9 Требования

4.1.9.1 Общие положения

Конструкцию баков рассчитывают по всем соответствующим параметрам, которые необходимы для обеспечения пригодности каждого бака, изготовленного в соответствии с данной конструкцией, для условий эксплуатации в течение всего указанного срока службы.

4.1.9.2 Конструкция

Настоящим стандартом не предусмотрены расчетные формулы, определяющие соответствие конструкции на основе надлежащих расчетов, подтверждаемых результатами испытаний материалов, проверок соответствия конструкции предъявляемым требованиям и производственным испытаниям, которые регулярно проводят в соответствии с настоящим стандартом в порядке проверки пригодности баков к эксплуатации.

4.1.9.3 Материалы

Используемые материалы должны обеспечить работоспособность бака для условий эксплуатации, указанных в 4.1.1.1. Наличие в конструкции материалов, характеризующихся контактной несовместимостью, не допускается.

Материалы, из которых изготовлены баки и их вспомогательное оборудование, должны быть совместимы:

- с СПГ;

- другими рабочими средами и жидкостями, используемыми на АТС, как, например, охлаждающая и тормозная жидкости и электролит.

Материалы, используемые при низких температурах, должны отвечать требованиям в отношении ударной вязкости при криогенных температурах (ниже минус 80°С). В случае применения неметаллических материалов устойчивость к низким температурам подтверждают экспериментальным методом с учетом условий эксплуатации.

Материалы (нержавеющая аустенитная сталь различных марок), из которых изготовлен наружный кожух, должны обеспечивать целостность системы изоляции, а их относительное удлинение в момент разрыва при температуре жидкого азота должно составлять не менее 12%.

Материалы, из которых изготовлен внутренний корпус, должны выдерживать все нагрузки, обусловленные действием усталостных напряжений в условиях эксплуатации.

В документации указывают химический состав всех сталей по следующим параметрам: по содержанию углерода, магния, силикона, никеля, хрома и молибдена, а также других специально добавленных легирующих элементов.

Применительно к внутреннему корпусу припуск на коррозию не требуется. Применительно к другим поверхностям при условии, что они имеют антикоррозийное покрытие, припуск на коррозию также не требуется.

В случае сварных корпусов сварные швы должны обладать характеристиками, эквивалентными характеристикам, указанным для основного материала при всех температурах, воздействию которых может подвергаться такой материал.

При этом:

- сварные соединения, используемые во внутреннем корпусе, проверяют в соответствии с требованиями к статическим испытаниям металлических материалов на растяжение в соответствии с ГОСТ 1497 и испытаниям сварных соединений на статическое растяжение по ГОСТ 6996;

- испытание сварных соединений внутреннего корпуса на ударный изгиб проводят в соответствии с ГОСТ 9454;

- испытания сварных соединений внутреннего корпуса бака на статический изгиб проводят в соответствии с ГОСТ 6996;

- проверку сварных соединений внутреннего корпуса бака методом радиографического контроля проводят в соответствии с требованиями к неразрушающему контролю сварных соединений металлических материалов по ГОСТ 7512.

4.1.10 Испытательное давление

Минимальное испытательное давление во внутреннем корпусе ГОСТ 34601-2019 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Tехнические требования и методы испытаний, МПа, используемое в процессе производства, вычисляют по формуле

ГОСТ 34601-2019 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Tехнические требования и методы испытаний. (2)

4.1.11 Расчет напряжений

Расчет напряжений проводят в целях обоснования минимальной толщины стенок конструкции, а также в целях обоснования конструкции внутреннего элемента крепления, подвергающегося нагрузкам, указанным в 5.3.3. Напряжение при расчете в соответствии с моделью линейных напряжений не должно превышать минимального предела прочности материала на растяжение. Допустимое напряжение во внутренних элементах крепления рассчитывать не требуется, если может быть доказано, что бак выдерживает нагрузки, указанные в 5.3.3, без какого-либо структурного повреждения внутреннего корпуса бака или элементов его крепления.

4.1.12 Проверка и испытания

Производственная проверка предполагает использование конкретных программ и процедур:

- проверки, испытания и критерии приемлемости в условиях производства;

- периодические проверки, испытания и критерии приемлемости в условиях эксплуатации. Повторный визуальный осмотр внешней поверхности баков проводят через промежутки времени в соответствии с 4.1.1.3.

4.1.13 Противопожарная защита

Все баки оборудуют предохранительными устройствами в целях защиты от огня. Бак, материалы, из которых он изготовлен, предохранительное устройство и любые дополнительные изоляционные или защитные материалы рассчитывают совместно в целях обеспечения достаточной безопасности в условиях воздействия огня, которую проверяют в ходе испытаний, указанных в 6.3.1.

Устройства сброса давления подвергают испытаниям в соответствии с 6.3.1.

4.1.14 Детали крепления бака

Изготовитель определяет способы крепления бака(ов) при его (их) монтаже на АТС, а также представляет соответствующие инструкции по монтажу с указанием максимального усилия и момента зажима во избежание создания неприемлемого напряжения в баке или повреждения поверхности бака.

4.1.15 Квалификационные испытания конструкции

В целях официального утверждения каждого типа бака необходимо удостовериться в соответствии материала, конструкции, метода изготовления и проверки условиям эксплуатации, в которых они предназначены работать, посредством проведения испытаний на соблюдение соответствующих требований, которые предусмотрены квалификационными испытаниями материала и изложены в таблице 1 и квалификационными испытаниями бака, изложенными в таблице 2. Все испытания следует проводить с помощью методов, изложенных в разделе 6. В этих целях компетентный орган проводит отбор баков для проведения испытаний и заверяет результаты самих испытаний. Если испытаниям подвергается большее число баков, чем это предусмотрено в настоящем стандарте, то все результаты должны быть документально подтверждены.

Таблица 1 - Испытания на проверку соответствия материалов конструкции установленным требованиям

Испытание материала, используемого во внутреннем корпусе

Соответствующий пункт настоящего стандарта

Испытание на растяжение

4.1.9.3 б)

Испытание на удар

4.1.9.3 в)

Испытание на изгиб

4.1.9.3 г)

Анализ сварки

4.1.9.3 д)


Таблица 2 - Испытания на проверку конструкции бака установленным требованиям

Испытание

Соответствующий пункт настоящего стандарта

Испытание на огнестойкость

6.3.1

Испытание на сбрасывание

6.3.2

Испытание на время удержания

6.3.3

4.1.16 Производственные проверки и испытания

В документации приводят описание следующих производственных проверок и испытаний:

- этапы проведения проверок;

- испытания, проведенные на производственных образцах;

- неразрушающие испытания;

- устранение неисправностей;

- испытание под давлением.

4.1.17 Несоблюдение требований, предусмотренных испытаниями

В случае несоблюдения требований, предусмотренных испытаниями, повторное испытание проводят следующим образом:

- если есть данные, свидетельствующие о неправильном проведении испытания или об ошибке в измерениях, то проводят дополнительное испытание. Если результаты этого испытания положительны, то результаты первого испытания не учитывают;

- если испытание было проведено в соответствии с предписанными требованиями, то в этом случае определяют причины такого несоблюдения.

Если несоблюдение обнаруживают в ходе неразрушающих испытаний, то все выявленные дефектные баки выбраковывают или ремонтируют утвержденным методом. Все соответствующие испытания образцов или партии, которые необходимы для подтверждения приемлемости новой партии, проводят еще раз. Если одно или более испытаний показывают неудовлетворительные результаты, все баки из данной партии выбраковывают.

4.1.18 Изменение конструкции

Под изменением конструкции понимают любое изменение в выборе структурных материалов или изменение размерных характеристик, не относящихся к обычным предельным отклонениям, применяемым в процессе изготовления.

Незначительные изменения в конструкции допускаются при условии проведения соответствующих испытаний по сокращенной схеме. Виды испытаний при изменении конструкции указаны в таблице 3.

Таблица 3 - Виды испытаний при изменении конструкции

Изменение конструкции

Вид испытания

на огнестойкость

на сбрасывание

на время удержания

Диаметр, не менее 20%

X

X

X

Длина, не менее 50%

X

X

X

Рабочее давление, не менее 20%

X

X

X

Изоляционный материал/метод изоляции

X

О

X

Примечание - х - применимо; о - неприменимо.


4.2 Теплообменник-испаритель сжиженного природного газа

4.2.1 Теплообменником-испарителем СПГ может быть любое устройство, предназначенное для испарения криогенного жидкого топлива и подачи его в виде газа в двигатель при температуре газа в пределах от минус 40°С до плюс 105°С.

4.2.2 Материал, из которого изготавливают теплообменник-испаритель СПГ и который вступает в контакт с СПГ в ходе эксплуатации, должен быть совместим с испытуемым СПГ. Для проверки такой совместимости применяют процедуру, предусмотренную в 6.9.

4.2.3 Деталь теплообменника-испарителя СПГ, которая соприкасается с баком, относится к классу 5.

4.2.4 Конструкция теплообменника-испарителя СПГ должна выдерживать давление, в 1,5 раза превышающее рабочее давление, без утечки и деформации.

4.2.5 Конструкция теплообменника-испарителя СПГ должна обеспечивать герметичность (на утечку во внешнюю среду) при давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее давление (см. 6.6).

4.2.6 Конструкция теплообменника-испарителя СПГ должна обеспечивать его нормальную работу при температурах, указанных в 6.14.

4.2.7 Теплообменник-испаритель СПГ должен соответствовать условиям испытания, предусмотренного для класса 5.

4.2.8 Теплообменник-испаритель СПГ должен соответствовать требованиям испытания на морозостойкость с использованием водяной рубашки. Ту часть теплообменника-испарителя, в которой, как правило, находится раствор антифриза, заполняют водой до номинальной емкости и выдерживают при температуре минус 40°С в течение 24 ч. К входному и выходному патрубкам для охлаждающей жидкости теплообменника-испарителя подсоединяют отрезки шланга системы охлаждения длиной 1 м каждый. После выдерживания в условиях замерзания проводят при комнатной температуре испытание на внешнюю утечку, предусмотренное в 6.5. Для целей этого испытания допускается использовать отдельный образец.

4.3 Заправочный узел сжиженного природного газа

4.3.1 Заправочный узел СПГ должен отвечать требованиям, предусмотренным в 4.1.8.

4.3.2 Изготовитель заправочного узла может требовать использования штуцера СПГ конкретного типа.

4.3.3 Порядок испытания заправочного узла сжиженного природного газа

4.3.3.1 Заправочный узел СПГ, испытуемый в соответствии с установленной процедурой с учетом конкретных предписаний, должен отвечать требованиям класса 5.

4.3.3.2 Неметаллический материал, из которого изготавливают заправочный узел СПГ, должен быть совместим с СПГ. Для проверки такой совместимости применяют процедуру, предусмотренную в 6.9, 6.11 и 6.12.

4.3.3.3 Заправочный узел СПГ должен обеспечивать герметичность при давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее давление (см. 6.4).

4.3.3.4 Конструкция заправочного узла СПГ должна обеспечивать его эксплуатацию при температурах, указанных в 6.14.

4.3.3.5 Заправочный узел должен выдерживать 7000 циклов в ходе испытания на износоустойчивость, указанного в 6.7.

4.3.3.6 Циклическое воздействие низкой температуры

96% общего числа циклов испытания элемента оборудования проводят при криогенной температуре и номинальном эксплуатационном давлении. В качестве криогенного источника может выступать азот (либо СПГ) в жидком или газообразном состоянии при температуре не выше той, которая соответствует номинальному эксплуатационному давлению СПГ. Обеспечивают движение рабочего тела, которое затем перекрывают. Во время нерабочей части цикла следует предусмотреть возможность снижения давления на выходе из испытательной арматуры до 50% испытательного давления. По завершении циклов воздействия элементы оборудования подвергают испытанию на утечку при криогенной температуре. На этом этапе испытание допускается прерывать через 20%-ные интервалы для проведения испытания на утечку.

4.3.3.7 Циклическое воздействие комнатной температуры

2% общего числа циклов испытания элемента оборудования проводят при соответствующей комнатной температуре, указанной для номинального эксплуатационного давления. По завершении циклов воздействия комнатной температуры элемент оборудования должен выдержать испытание на утечку при комнатной температуре по 6.5.

4.3.3.8 Циклическое воздействие высокой температуры

2% общего числа циклов испытания элемента оборудования проводят при соответствующей максимальной температуре, указанной для номинального эксплуатационного давления. По завершении циклов воздействия высокой температуры элемент оборудования должен выдержать испытание на утечку при высокой температуре по 6.5.

По окончании циклического воздействия и повторного испытания на утечку элемент оборудования должен обеспечивать возможность извлечения заправочного штуцера с потерей не более 30 смГОСТ 34601-2019 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Tехнические требования и методы испытаний СПГ.

4.3.4 Заправочный узел СПГ должен быть изготовлен из безыскрового материала и соответствовать требованиям испытания на невоспламеняемость.

4.3.5 Электрическое сопротивление на участке соединения заправочного узла и заправочного штуцера СПГ не должно превышать 10 Ом в состоянии как под давлением, так и без него. Соответствующее испытание проводят до и после испытания на износоустойчивость.

4.4 Регулятор давления сжиженного природного газа

4.4.1 Материал, из которого изготавливают регулятор и который вступает в контакт с СПГ в ходе эксплуатации, должен быть совместим с испытуемым СПГ. Для проверки такой совместимости применяют процедуру, предусмотренную в 6.8.

4.4.2 Регулятор давления СПГ должен соответствовать условиям испытаний, предусмотренных для класса 5.

4.4.3 Классификация и испытательные давления

4.4.3.1 Деталь регулятора давления, которая подвергается давлению СПГ, относится к классу 5.

Регулятор давления должен обеспечивать герметичность (см. 6.5) при закрытом(ых) выходном(ых) отверстии(ях) этой детали.

4.4.4 Конструкция регулятора давления должна обеспечивать его эксплуатацию при температурах, указанных в 6.14.

4.4.5 Испытание на износоустойчивость

Проводят испытание на износоустойчивость, предусмотренное в 6.7, за исключением следующего:

- число циклов составляет 7000;

- элемент оборудования подсоединяют к источнику криогенной жидкости под давлением.

4.5 Датчики давления и температуры сжиженного природного газа

4.5.1 Датчики давления и температуры СПГ классифицируют по классу 5.

4.5.2 Порядок испытания датчиков давления и/или температуры СПГ

4.5.2.1 Порядок испытания датчиков давления и/или температуры СПГ должен отвечать требованиям в отношении класса 5 и соответствовать порядку испытания, предусмотренному в разделе 6, с учетом следующих требований.

4.5.2.2 Испытание на сопротивление изоляции

Цель данного испытания состоит в проверке возможности пробоя изоляции между штырями соединителя датчика давления и/или температуры СПГ и его кожухом.

От одного из штырей соединителя на кожух датчика давления и/или температуры СПГ в течение, по крайней мере, двух секунд подают постоянный ток напряжением 1000 В. Минимально допустимое сопротивление составляет более 10 МОм.

4.5.2.3 Материал, из которого изготавливают датчики давления и/или температуры СПГ и который вступает в контакт с СПГ в ходе эксплуатации, должен быть совместим с испытуемым СПГ. Для проверки такой совместимости применяют процедуру, предусмотренную в 6.8.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ 34601-2019 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Tехнические требования и методы испытаний

Название документа: ГОСТ 34601-2019 Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания. Tехнические требования и методы испытаний

Номер документа: 34601-2019

Вид документа: ГОСТ

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Дата принятия: 30 октября 2019

Дата начала действия: 30 ноября 2020


     К ГОСТ 34601-2019 принята Поправка (ИУС 03-2020).