Статус документа
Статус документа

ПНСТ 367-2019



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационный менеджмент

ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ

Структура соглашения об уровне сервиса. Метрическая модель

Information management. Cloud computing. Service level agreement (SLA) framework. Metric model



ОКС 35.020

Срок действия с 2021-01-01
по 2021-12-31



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") и Обществом с ограниченной ответственностью "Информационно-аналитический вычислительный центр" (ООО ИАВЦ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 022 "Информационные технологии"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 октября 2019 г. N 44-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 123557 Москва, Электрический пер., д.3/10, стр.1 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Измерение показателей облачных сервисов, особенно в целях формирования соглашений об уровне сервиса в области облачных вычислений, сопряжено с рядом сложностей, затрудняющих распространение облачных вычислений и снижающих их эффективность. В международной и отечественной практике показатели описываются неформализованным образом, что затрудняет их понимание, использование и сравнение. Типичными следствиями такой ситуации являются сложности в следующих областях метрической модели облачных сервисов:

- ясность: определение того или иного показателя может быть неполным, неоднозначным, нелогичным или противоречивым, либо такое определение может полностью отсутствовать. Например, определение такого показателя, как "доступность", может не иметь ничего общего с общепринятым понятием термина "доступность". В случае такой неоднозначности сервис может быть практически постоянно недоступен в общепринятом смысле, а в соответствии с выбранным определением показателя показывать стопроцентную доступность. Такое может произойти в случае, если для определения значения показателя требуется постоянный мониторинг, который невозможно обеспечить, или если значение показателя определяется на основании экспертной оценки провайдером сервиса, оценка которого может оказаться субъективной;

- сопоставимость: сравнение различных сервисов с точки зрения требуемого качества сервиса может оказаться нецелесообразным или невозможным вследствие несовместимости определений соответствующих показателей, а также их количественных и качественных характеристик;

- применимость: в некоторых случаях на практике может оказаться нецелесообразным или невозможным измерить соответствующий показатель и, соответственно, определить, удовлетворяет ли он требуемому уровню качества.

Настоящий стандарт разработан с целью преодоления указанных или схожих сложностей. В нем содержится техническая информация, в то же время предполагается, что его ключевые положения будут понятны не только техническим специалистам, но и лицам, понимающим бизнес-контекст показателей качества сервиса. В настоящем стандарте представлена метрическая модель, определяющая условия и правила выполнения измерений и интерпретации результатов. Применение представленной метрической модели демонстрирует следующие полезные свойства:

- ясность: формулировка определения показателя устраняет неоднозначность, присущую описанию, сделанному с помощью "естественного языка";

- сопоставимость: единая структура показателей обеспечивает сравнение показателей различных сервисов, их качественных и количественных характеристик;

- применимость: структурированное представление информации, необходимой для измерения характеристик, упрощает разработку средств измерения. Более того, если показатель не может быть измерен, его надо пересмотреть таким образом, чтобы обеспечить его измерение, и структура его технической спецификации должна способствовать такому пересмотру.

Предметом настоящего стандарта являются показатели, используемые для соглашений об уровне сервиса (СУС) в области облачных вычислений, но они также применимы для внутренних показателей провайдера облачных вычислений, не включенных в такие соглашения, и могут использоваться не только в области облачных вычислений.

     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет общую терминологическую основу и модель формирования показателей для соглашений об уровне сервиса (СУС) в области облачных вычислений, которые являются частью договора об оказании услуг, а также включает в себя примеры применения. Документ адресован обеим сторонам оказания услуг в области облачных вычислений: провайдерам и потребителям.

Предметом настоящего стандарта являются показатели для соглашений об уровне качества сервиса (СУКС) в области облачных вычислений, но они также применимы для показателей облачных вычислений, которые не включены в указанные соглашения (например, используются провайдером облачного сервиса для внутреннего мониторинга производительности), а также могут использоваться и вне облачных вычислений.

Настоящий стандарт не заменяет собой любые требования к соответствующим услугам, установленные действующим законодательством для услуг в сфере облачных вычислений.

Любая спецификация показателей признается как соответствующая настоящему стандарту в том случае, если эта спецификация использует типы данных и отношения, описанные в разделе 7 настоящего стандарта. Если XML-документ, описывающий метрику, использует пространство имен urn: RosStandard:IT:CloudComputing:SLA:Metrics:v1.0.0, этот документ должен соответствовать схеме, приведенной в приложении А.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 характеристика облачного сервиса: Свойство облачного сервиса.

Примечание - Свойство/характеристика может быть качественным или количественным.

2.2 показатель облачного сервиса: Показатель, предназначенный для определения характеристики облачного сервиса.

2.3 целевой параметр облачного сервиса: Обязательство провайдера облачного сервиса обеспечить заданную характеристику облачного сервиса.

Примечание - Набор целевых параметров облачного сервиса представляет собой объединение набора целевых количественных и качественных параметров облачного сервиса.

2.4 измерение: Набор операций, направленных на получение результатов измерений.

Примечание - Представленное определение основано на определении "измерения" в соответствии с [1]*. Кроме указанного, в настоящем стандарте оно используется в значении отдельного акта выполнения указанных операций, направленных на получение отдельного экземпляра результатов измерений.

________________

* Поз.[1]-[4] см. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.     

2.5 результат измерений: Величина, выражающая количественную или качественную оценку характеристики облачного сервиса.

2.6 показатель: Стандарт измерений, определяющий условия и правила выполнения измерений и интерпретации результатов измерений.

Примечания

1 Показатель описывает, что означает результат измерений, но не определяет, каким образом он измеряется.

2 Показатель используется на практике в некотором заданном контексте, требующем измерения определенных свойств в заданное время для определенных целевых параметров.

3 Метрическая модель, представленная в настоящем стандарте, применима также для составных показателей, которые определяются через один или более других показателей.

2.7

единица измерения: Вещественная скалярная величина, принятая к использованию как эталон для определения количественного значения измеряемой характеристики.

[ИСО/МЭК 80000-1:2009, пункт 3.9]



     3 Сокращения


В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

СУС - соглашение об уровне сервиса;

Облачный СУС - соглашение об уровне облачного сервиса;

ПОС - показатели облачных сервисов;

ПДн - персональные данные;

ЦЗОС - целевое значение облачного сервиса;

ЦКОС - целевое качество облачного сервиса.

     4 Обзор показателей

     4.1 Общие положения


Настоящий стандарт описывает показатели, их использование и метрическую модель для непротиворечивой спецификации показателей облачных СУС. Данная метрическая модель и шаблон предназначены для тех, кто определяет показатели и внедряет системы измерения.

     4.2 Контекст разработки


Несмотря на то, что облачные вычисления уже стали неотъемлемой частью информационных технологий, определение свойств и параметров функционирования облачных сервисов сталкивается с определенными трудностями. Потребитель приобретает облачные сервисы для достижения целей организации. С этой точки зрения потребителю важно понимать состав характеристик облачных сервисов, а также, насколько каждый конкретный сервис соответствует этим характеристикам, а также понимать, какие характеристики необходимо обеспечить для достижения целей организации. С другой стороны, провайдеру также важно иметь возможность довести до потребителя информацию о свойствах и производительности облачного сервиса.

К основным категориям характеристик облачных сервисов, в которых может быть заинтересован потребитель, относятся: производительность, доступность, информационная безопасность, удобство, поддержка, возможность прекращения использования, управление, изменение сервиса, надежность сервиса, наличие необходимой аттестации/сертификации, управление данными и защита персональных данных. Описание каждой категории, а также соответствующих качественных и количественных характеристик дано в [2].

Процесс приобретения облачных сервисов может быть разбит на три основных этапа:

а) подбор облачных сервисов, которые удовлетворяют требованиям потребителя;

б) достижение соглашения относительно свойств и состава облачного сервиса между провайдером и потребителем (договор, который включает в себя облачные СУС);

в) оперативное управление, в рамках которого выполняется мониторинг облачного сервиса на предмет соответствия ограничениям, заданным в договоре.

4.2.1 Выбор облачного сервиса

В настоящее время провайдеры определяют состав характеристик облачного сервиса и способы их количественной оценки каждый по-своему. Это делает сравнение характеристик облачных сервисов разных провайдеров (а иногда и одного провайдера) сложным или даже невозможным. Характеристики облачного сервиса часто определяются с помощью размытых текстовых описаний и их трудно не только сравнить, но и просто понять. Это затрудняет перенос набора требований в соглашение между потребителем и провайдером, в результате формируются соглашения (СУС), которые могут не отвечать потребностям сторон. Как описано в [2], обязательство, записанное в облачный СУС, принимает количественную (ЦЗОС) или качественную (ЦКОС) форму. ЦЗОС - это обязательства провайдера по обеспечению характеристик предоставляемого облачного сервиса, имеющие количественную оценку, в то время как ЦКОС - это обязательства в отношении качественных характеристик.

Пример - Облачный сервис будет доступен 99,9% времени в заданный период времени. В случае невыполнения данного обязательства потребитель имеет право на получение компенсации, предусмотренной договором.

Недоступность означает:

а) облачный сервис не отвечает на запросы;

б) облачный сервис возвращает ответ на допустимый запрос пользователя в течение двух или более последовательных интервалов длительностью в 1 минуту;

в) в соответствии с замерами, выполненными третьей стороной, длительность загрузки эталонного документа превышает среднюю величину в 1 секунду. Недоступность, вызванная регламентными работами на сервере, исключается из этих условий и не используется при определении недоступности.

Это важное понятие, поскольку оно имеет основополагающее значение для всех облачных сервисов. Хотя для доступности указано число (в процентах), неясно, как это число рассчитывается. Определение недоступности дано, но неясно, как рассчитывается процент доступности в случае недоступности. Другой поставщик может использовать понятие доступности и рассчитывать его по-другому, что делает невозможным сравнение целевого параметра или измеренных уровней сервиса. В таблице 1 приведено сравнение доступности двух сервисов.

Таблица 1 - Пример разных интерпретаций провайдерами одной характеристики

Сервис

Определение доступности

Обязательство

Целевой параметр

Сервис 1

Доля времени безотказной работы в общем количестве времени работы

99,99%

Время безотказной работы

Сервис 2

Доля успешных транзакций в общем количестве транзакций

99,99%

Время безотказной работы


Сравнение доступности двух сервисов, приведенных в таблице 1, невозможно. В то время как характеристика ("доступность") и обязательство по ее целевому значению (99,99%) кажутся идентичными, текст, определяющий время безотказной работы двух сервисов, принципиально отличается. Облачный сервис 1 использует определение доступности, основанное на времени, а облачный сервис 2 использует определение доступности, основанное на транзакциях. Поэтому потребитель неспособен оценить, в чем заключается различие между этими сервисами.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs