Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 362-1-2017

Группа Т34



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА, ИЗЛУЧАЕМОГО АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ РАЗГОНЕ. ТЕХНИЧЕСКИЙ МЕТОД

Часть 1

Транспортные средства категорий M и N

Measurement of noise emitted by accelerating road vehicles. Engineering method. Part 1. Road vehicles of M and N categories



МКС 17.140.20

Дата введения 2020-07-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 октября 2019 г. N 861-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 362-1-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2020 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 362-1:2015* "Измерение шума, излучаемого автотранспортными средствами при разгоне. Технический метод.Часть 1. Категории M и N" ("Measurement of noise emitted by accelerating road vehicles - Engineering method - Part 1: M and N categories", IDT).

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 43 "Акустика" Международной организации по стандартизации (ISO).

Наименование настоящего стандарта изменено для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВЗАМЕН ГОСТ ИСО 362-2006 в части транспортных средств категорий M и N

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Начиная с 1990 г. TUV Automotive было проведено масштабное исследование по эксплуатации транспортных средств в реальных условиях, продолженное затем в период с 1996 по 2000 г. другими членами технического комитета. Исследование включает в себя данные, касающиеся приблизительно 100 транспортных средств, эксплуатируемых на различных городских дорогах Европы и Азии. Основной целью измерений в натурных условиях было определить, каким образом управляют транспортными средствами при их разнообразии, при различии режима управления и дорожных условий. Данные исследования показали, что режим управления транспортными средствами в реальных условиях хорошо коррелирует с режимом городского движения в Соединенных Штатах, используемым Агентством США по охране окружающей среды (USEPA) при оценке испытательных циклов экономии топлива. Поэтому полученные в результате технические требования к испытаниям действительны для условий эксплуатации транспортных средств в городских условиях вообще.

Метод испытаний, установленный в настоящем стандарте, обеспечивает измерение уровня звукового давления транспортных средств в контролируемых и воспроизводимых условиях. Метод учитывает требования к категориям транспортных средств. Рабочая группа установила, что для транспортных средств, отличных от тяжелых грузовиков и автобусов, попытки провести испытания в условиях частичной нагрузки по отношению к реальным условиям эксплуатации приводят к значительной изменчивости результатов от испытания к испытанию, что значительно препятствует выполнению условий повторяемости и воспроизводимости серии испытаний. Поэтому для простоты были использованы только два режима эксплуатации транспортного средства (т.е. ускорение при полностью открытом дросселе и движение с постоянной скоростью). Было установлено, что сочетание данных режимов движения эквивалентно частичному открытию дросселя и частичной мощности (нагрузки двигателя).

Еще одним следствием изучения требований к эффективности испытаний было решение разработать тест, который не зависел бы от конструкции транспортного средства и, следовательно, был бы безопасен и предназначен для последующих технологий и условий движения в дальнейшем. Тест включает в себя испытание всех источников шума, а в окончательном результате совокупность этих источников отражается как компромисс между эксплуатацией в обычном городском цикле и "наихудшем случае".

В 2004 г. данный тест для транспортных средств категорий M и N оценивали с точки зрения технической точности и практической реализации по программам испытаний, осуществляемых Международным Центром автомобильных стандартов Японии (JASIC), Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA) и Американским обществом автомобильных инженеров (SAE). Испытаниям было подвергнуто более 180 автомобилей. Перед подготовкой настоящего стандарта были рассмотрены отчеты об этих испытательных программах.

Настоящий стандарт был разработан на основе требований к новой процедуре испытаний с учетом высказанных ранее следующих замечаний:

- "Процедура испытания (ISO 362) не отражает реальных условий вождения" (1996 EU Green Paper);

- "В случае механических транспортных средств важны и другие факторы, такие как преобладание шума шин на относительно низких скоростях (50 км/ч)" (1996 EU Green Paper);

- "Новый метод измерения должен содержать требование о необходимости измерения шума основных источников шума автомобиля" (2001 Noise Emission of Road Vehicles - I-INCE).

Настоящая редакция ISO 362-1 при сохранении технических процедур предыдущей редакции была пересмотрена с учетом практического опыта испытаний с целью предоставить разъяснения по обеспечению дополнительных эквивалентных режимов испытаний для тяжелых грузовых автомобилей, а также с целью включить положения по испытаниям транспортных средств категорий M1 и N1 с гибридными силовыми системами.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ - электронная версия настоящего стандарта содержит цветные иллюстрации, полезные для его правильного понимания. Пользователи должны предусмотреть возможность печати настоящего стандарта с использованием цветного печатающего устройства.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает технический метод измерения шума, излучаемого колесными транспортными средствами категорий M и N в типичных условиях городского движения. Стандарт не распространяется на транспортные средства категорий L1 и L2, а также на транспортные средства категорий L3, L4 и L5, методы измерения шума которых установлены в ISO 9645 и в ISO 362-2 соответственно.

Установленные стандартом требования предназначены для воспроизведения шума, создаваемого основными источниками шума транспортного средства при нормальных условиях эксплуатации в условиях городского движения (см. приложение A).

Метод испытаний разработан с целью обеспечения простоты испытаний в той мере, насколько это согласуется с воспроизводимостью результатов при эксплуатации транспортного средства.

Метод испытания требует акустической среды, которая может быть реализована на открытом пространстве определенных размеров. Такие условия, как правило, предназначены для:

- испытаний в целях официального утверждения типа транспортного средства,

- испытаний на стадии производства, а также

- испытаний на официальных испытательных станциях.

Примечание 1 - Результаты, полученные рассматриваемым методом, предоставляют объективное значение уровня шума, излучаемого в заданных условиях испытаний. Следует учитывать, что субъективная оценка шумового воздействия различных классов автомобилей не связана напрямую с показаниями шумомера. Субъективное ощущение шума, как раздражающего физического фактора, зависит от индивидуального восприятия человека, его физиологического состояния, культурного уровня и условий окружающей среды, имеющих большое разнообразие. Вследствие этого субъективная оценка шума не может применяться для оценки технического состояния транспортного средства.

Примечание 2 - Выборочный контроль транспортных средств, отобранных случайным образом, редко выполняют в идеальных акустических условиях. Если испытания проводят на дороге в акустических условиях, не удовлетворяющих требованиям настоящего стандарта, то результаты могут заметно отличаться от результатов, полученных с использованием надлежащих условий.

     2 Нормативные ссылки


Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения):

ISO 1176, Road vehicles - Masses - Vocabulary and codes (Транспорт дорожный. Массы. Словарь и кодовые обозначения)

ISO 2416, Passenger cars - Mass distribution (Автомобили легковые. Распределение массы)

ISO 5725 (all parts), Accuracy (trueness and precision) of measurement methods and results [Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений (все части ISO 5725)]

ISO 10844:2014, Acoustics - Specification of test tracks for measuring noise emitted by road vehicles and their tyres (Акустика. Требования к испытательным трекам для измерения шума, излучаемого автотранспортными средствами и их шинами)

ISO/IEC Guide 98-3, Uncertainty of measurement - Part 3: Guide to the expression of uncertainty in measurement (GUM:1995) [Неопределенность измерений. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения (GUM:1995)]

IEC 60942, Electroacoustics - Sound calibrators (Электроакустика. Калибраторы акустические)

IEC 61672-1, Electroacoustics - Sound level meters - Part 1: Specifications (Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Масса транспортного средства

3.1.1 снаряженная масса (kerb mass): Полная масса транспортного средства, снаряженного всем необходимым для нормальной работы оборудованием, включая массу следующих компонентов для транспортных средств категорий M1, N1 и M2, имеющих технически допустимую максимальную массу не более 3500 кг:

- смазывающих, охлаждающих (при необходимости), омывающих жидкостей;

- топлива (бак заполнен не менее чем на 90% от объема, указанного изготовителем);

- другого оборудования, являющегося неотъемлемой частью транспортного средства, например запасного колеса (колес), упоров под колеса, огнетушителя (огнетушителей), запасных частей и набора инструментов.

Примечание - Определение термина "снаряженная масса" для различных стран может быть различным. В настоящем стандарте применено определение по ISO 1176 [1].

3.1.2 технически допустимая максимальная масса (maximum authorized mass): Масса в снаряженном состоянии плюс максимально допустимая масса загрузки.

3.1.3 масса порожнего транспортного средства (unladen vehicle mass): Номинальная масса укомплектованного транспортного средства N2, N3 или M2, технически допустимая максимальная масса которых превышает 3500 кг, или транспортного средства M3, определяемая как:

а) масса транспортного средства, включающего в себя кузов и все установленное на заводе-изготовителе оборудование, электрическое и вспомогательное оборудование для нормальной эксплуатации транспортного средства, в том числе жидкости, инструменты, огнетушитель, стандартные запасные части, стояночные колодки и запасное колесо, если оно установлено;

б) топливный бак, заполненный не менее чем на 90% от номинальной емкости, другие жидкостные системы (за исключением тех, где используется вода), заполненные до 100% от емкости, указанной изготовителем.

3.1.4 масса водителя (driver mass): Номинальная масса водителя.

3.1.5 масса транспортного средства в снаряженном состоянии (mass in running order): Масса транспортного средства категорий N2, N3 или M2, технически допустимая максимальная масса которых превышает 3500 кг, или масса транспортного средства категории М3, определенные следующим образом:

а) как сумма массы порожнего транспортного средства и массы водителя;

б) для транспортных средств категорий М2 и М3, кроме того, учитывают массу дополнительных членов экипажа (при наличии сидений для них), которую полагают равной массе водителя.

Примечание - Массу водителя определяют в соответствии с ISO 2416.

3.1.6 технически допустимая масса, приходящаяся на ось (группу осей) [maximum axle (group of axles) capacity]: Установленная изготовителем транспортного средства масса, соответствующая допустимой максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью (группой осей) на опорную поверхность.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs