Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58533-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Руководство по оценке затрат промышленных предприятий на обеспечение экологической безопасности

Environmental management. Guide for assessment of environmental protection measures industrial enterprises costs



ОКС 03.100.50

         13.040.30

Дата введения 2020-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2019 г. N 666-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Воздействия промышленных предприятий на окружающую среду, связанные с производственными процессами, логистикой товаров и предоставлением услуг, обусловлены работой всех его подразделений (материально-технического обеспечения, процессами производства, маркетингом, организацией продаж и т.п.). Экологическая политика, проводимая производственным предприятием, является важнейшей задачей управления предприятием и затрагивает все его подразделения. Данная политика требует учитывать экологические требования на этапе планирования работ, при координации и контроле мероприятий по охране окружающей среды. Последовательное проведение данной политики обеспечивает уменьшение (предотвращение) вредного воздействия на окружающую среду.

Мероприятия, проводимые отдельными производственными предприятиями, должны быть прозрачными и иметь разумную стоимость, а также поддерживать экологическую политику и стратегии, формируемые на национальном уровне. Процедуры оценки эффективности проводимых мероприятий должны учитывать наилучшую практику и информацию различных промышленных и коммерческих предприятий. Задействованные (технические) средства защиты должны в обязательном порядке соответствовать установленным нормативам, обеспечивать меры по охране окружающей среды, принимаемые на государственном уровне.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методологию по оценке затрат на проведение мероприятий по охране окружающей среды и распространяется как на уже реализуемые меры, так и планируемые мероприятия на предприятиях. В настоящем стандарте установлен универсальный подход к определению и обоснованию указанных затрат. На каждом производственном предприятии необходимо выбрать свою собственную методику, характеризующуюся соотношением цена/экономический эффект.

Для реализации целей настоящего стандарта затраты подразделяют:

- на затраты, всегда определяемые однозначно;

- затраты, которые можно определить (оценить надлежащим образом) только при выполнении некоторых условий;

- затраты, не определяемые однозначно из-за проблем разграничения (делимитации) (см. 3.1.2 и 3.2).

Настоящий стандарт обеспечивает надлежащий уровень:

1) внутренней отчетности;

2) документации по процедурам утверждения и лицензирования;

3) сопровождения по специальным разделам экологического законодательства;

4) внешней отчетности;

5) сравнения производственных предприятий, их технологических возможностей, эффективности производственных установок и устройств;

6) принятия решений на этапе планирования работ.

Положения настоящего стандарта применимы как к производственным предприятиям в целом, так и к их структурным подразделениям (цехам, промышленным установкам и т.п.) (далее - производственное предприятие). Они также могут быть применимы к предприятиям, образованным путем слияния групп аффилированных компаний.

Настоящий стандарт может использоваться как предприятиями перерабатывающей промышленности, так и сектора услуг. Настоящий стандарт не содержит положений, отражающих конкретные особенности рассматриваемого сектора производства, однако стандарт следует принимать во внимание и при рассмотрении конкретных практических вопросов.

Объектом стандартизации настоящего стандарта является оценка затрат на мероприятия (меры) по охране окружающей среды. Внешние затраты компании, связанные с ее коммерческой деятельностью (ценообразованием, налогообложением, таможенными механизмами и т.п.), в настоящем стандарте не рассматриваются.

     2 Общие положения


Затраты производственного предприятия на охрану окружающей среды - это затраты предприятия на мероприятия, проводимые либо самим предприятием, либо третьей стороной, действующей от его имени. Цель данных мероприятий - уменьшить, устранить или избежать вредного воздействия (обусловленного работой предприятия), а также отследить и задокументировать его. Затраты отдельного предприятия на мероприятия по охране окружающей среды не должны ассоциироваться с его производственными показателями.

Примечание - Дополнительную информацию по экологической эффективности см. в ГОСТ Р ИСО 14031*.

_________________

* ГОСТ Р ИСО 14031-2016 "Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности".

Затраты следует классифицировать в терминах категорий затрат на предотвращение вредных выбросов, планирование и мониторинг ситуации, компенсацию ущерба. Данные затраты несут компании, государственные органы и отдельные предприятия. Все указанные категории затрат играют важную роль при оценке экологического ущерба, определении степени допустимости выброса и принятии мер по охране окружающей среды.

В контексте настоящего стандарта меры по охране окружающей среды - это произвольные меры, предпринимаемые в соответствии с законодательством, ситуационно в соответствии со специальной экологической программой конкретной отрасли (сектора) промышленности. Уменьшение воздействия предприятий и принимаемые меры по охране окружающей среды могут повысить эффективность производства. Повышение (уменьшение) эффективности производства не могут быть критериями действенности мер по охране окружающей среды. Принципиальный критерий - степень экологической защиты (уменьшение нагрузки на экологию) конкретного производственного предприятия.

Практическая реализация мер по охране окружающей среды может приносить прибыль. Настоящий стандарт не устанавливает механизмов обеспечения баланса между затратами на экологию и прибылью предприятия. Указанные величины следует рассматривать по-отдельности. Настоящий стандарт обеспечивает прозрачность принимаемых решений и сравнимость полученных результатов. Рассматриваемая методика расчета затрат не дает представления о влиянии затрат (на охрану окружающей среды) на экономическое состояние производственного предприятия. Она также не дает представления об экологической эффективности предприятия.

Вопросы разграничения (делимитации) обусловлены:

- конкретными производственными мероприятиями, работой конкретных промышленных установок;

- особенностями охраны труда и техники безопасности;

- безопасностью промышленных установок, необходимостью предотвращения ущерба.

При определении затрат промышленные установки, связанные преимущественно со средствами охраны окружающей среды, следует четко отделять от установок, связанных преимущественно с производством/логистикой товаров и предоставлением услуг. Добиться этого возможно путем составления (надлежащим образом структурированного) каталога оборудования (и реестра товарных запасов и оборудования).

Если принимаемые меры оказывают влияние как на охрану труда, так и охрану окружающей среды (например, герметизация станка), то капитальные (операционные) затраты распределяют соответственно.

Если принимаемые меры связаны как с предотвращением ущерба, так и с экологической защитой (например, работа приемников для скопления нефти), то капитальные (операционные) затраты распределяют пропорционально. Это относится также к затратам, понесенным в случае нанесенного ущерба (потерь).

Целесообразно классифицировать затраты по направлениям охраны окружающей среды: организация сбора и удаления отходов, водоохранные мероприятия, мероприятия по снижению уровня шума, контроль качества воздуха, мероприятия по охране природы и ландшафта (см. приложение А). В отдельных случаях может оказаться целесообразным учесть более тонкие отличия (например, защита от действия света и защита от действия электромагнитного поля). Правила калькуляции затрат по отдельным конкретным выбросам в настоящем стандарте не рассматриваются.

Порядок финансирования мер по охране окружающей среды в настоящем стандарте также не рассматривается. При определении затрат на реализацию мер по охране окружающей среды такие вопросы, как использование акционерного капитала, заемного капитала, трансфертных платежей (например, бюджетных грантов, бюджетных субсидий и т.п.), не учитывают. Тем не менее указанные аспекты могут играть существенную роль в процессе принятия решений.

Обязательные платежи, не рассматриваемые как долговые обязательства [например, понесенные, но еще не выплаченные расходы (затраты будущих периодов), отсроченные долговые обязательства], вследствие ряда неопределенностей (в части существования, суммы или даты обязательного платежа), в момент фактического платежа, как правило, учитываются как затраты на мероприятия по охране окружающей среды. Примерами таких затрат будущих периодов являются: подлежащая оплате стоимость удаления отходов, неопределенный (до времени) налог на загрязнение окружающей среды, риск судебных издержек по незавершенному судебному иску и т.п.

     3 Классификация мер по охране окружающей среды


Меры по охране окружающей среды, реализуемые производственным предприятием, подразделяют:

1) на меры, связанные с производственным процессом;

2) меры, связанные с особенностями продукта;

3) прочие меры (см. рисунок 1).

Меры по охране окружающей среды допускается классифицировать также по направлениям охраны окружающей среды:

1) организация сбора и удаления отходов;

2) водоохранные мероприятия;

3) снижение уровня шума;

4) контроль качества воздуха;

5) мероприятия по охране природы и ландшафта.

Различные методики определения ассоциированных финансовых вложений и операционных затрат и соответствующие рекомендации рассмотрены в разделах 4-6.

     Рисунок 1 - Обзор промышленных мер по охране окружающей среды



     3.1 Меры, связанные с производством


Меры по охране окружающей среды, связанные с производственным процессом, - это меры, предотвращающие, уменьшающие или устраняющие воздействия производственного предприятия на окружающую среду.

Меры по охране окружающей среды, связанные с производственным процессом, допускается подразделять на использование:

- систем очистки в конце производственного цикла (в месте сброса);

- интегрированных систем.

3.1.1 Системы очистки в конце производственного цикла (в месте сброса)

Системы очистки в конце производственного цикла (в месте сброса) - это особые технические системы. Они не зависят от других производственных процессов предприятия и выполняют только защитные функции. Это область разграничения (перехода) производственного процесса предприятия и окружающей среды. Данные системы могут быть установлены как выше, так и ниже по потоку для рассматриваемого производственного процесса. Примеры систем, расположенных ниже по потоку:

- мусоросжигающая промышленная установка (удаление отходов);

- промышленная установка очистки сточных вод (мероприятия, направленные на предотвращение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод);

- поглотитель шума (снижение уровня шума);

- оборудование очистки выхлопных газов (контроль качества воздуха).

Вышеприведенное допустимо также в отношении профилактических мер по охране окружающей среды.

3.1.2 Интегрированные системы

В отличие от систем очистки в конце производственного цикла (в месте сброса), интегрированные системы взаимодействуют с окружающей средой непосредственно в местах их установки, а также в ходе выполнения производственного процесса. Интегрированные системы делятся:

- на системы, интегрированные в промышленную установку;

- системы, интегрированные в производственный процесс.

3.1.2.1 Системы, интегрированные в промышленную установку

Системы, интегрированные в промышленную установку, включают в себя следующие промышленные подсистемы:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs