Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 9004-2019 Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации (Переиздание)

     9.2 Человеческие ресурсы

9.2.1 Общие положения

Компетентный, наделенный полномочиями и мотивированный персонал является ключевым ресурсом. Организации следует разработать и внедрить процессы для привлечения и удержания работников, обладающих фактической или потенциальной компетентностью и готовностью активно участвовать в деятельности организации. Управление персоналом следует осуществлять посредством запланированного, прозрачного, этичного и социально ответственного подхода на всех уровнях организации.

9.2.2 Вовлечение персонала

Вовлечение персонала повышает способность организации создавать и предоставлять ценность для заинтересованных сторон. Организации следует установить и поддерживать в рабочем состоянии процессы для вовлечения своего персонала. Руководителям на всех уровнях следует поощрять персонал активно участвовать в улучшении показателей деятельности и достижении целей организации.

Для более активного вовлечения персонала организации следует рассматривать такие виды деятельности, как:

a) разработка процесса обмена знаниями;

b) использование компетентности людей;

c) создание системы квалификации навыков и планирования служебного роста для содействия личного развития;

d) постоянный анализ уровня удовлетворенности соответствующих потребностей и ожиданий персонала;

e) предоставление возможностей для наставничества и индивидуального обучения;

f) содействие командной деятельности по улучшению.

9.2.3 Наделение полномочиями и мотивация персонала

Наделенный полномочиями и мотивированный персонал на всех уровнях организации крайне важен для повышения способности организации создавать и предоставлять ценность. Наделение правами персонала повышает его мотивацию относительно ответственности за свою работу и ее результаты. Это может быть достигнуто посредством предоставления работникам необходимой информации, полномочий и свободы в принятии решений, связанных с их работой. Руководителям на всех уровнях следует мотивировать персонал, понимать важность и значимость их ответственности и деятельности в связи с созданием ценности для заинтересованных сторон. Для повышения наделения полномочиями и мотивации персонала руководителям на всех уровнях следует:

a) определить четкие цели (согласованные с целями организации), предоставить полномочия и ответственности, а также создать рабочую среду, в которой работники контролируют собственную работу и принятие решений;

b) внедрить соответствующую систему официального признания, основанную на оценке достижений работников (как индивидуальных, так и в составе групп);

c) поощрять работников, проявляющих инициативу (как индивидуально, так и в составе групп), а также отмечать высокие результаты деятельности, поощрять достижение результатов и отмечать достижение целей.

9.2.4 Компетентность персонала

Для того чтобы помочь организации в определении, разработке, оценке и повышении компетентности работников на всех уровнях следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процесс, который должен включать в себя следующие этапы:

a) определение и анализ личной компетентности, требуемой организацией в соответствии с ее отличительными особенностями (миссией, видением, ценностями и культурой), стратегией, политиками и целями;

b) определение имеющейся компетентности - личной и на уровне группы, а также расхождений между имеющейся и необходимой в данный момент или в будущем компетентностью;

c) внедрение действий, направленных на повышение и приобретение компетентности, при необходимости;

d) повышение и поддержание приобретенной компетентности;

e) анализ и оценку результативности предпринятых действий для подтверждения получения требуемого уровня компетентности.