Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 9004-2019 Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации (Переиздание)

     7.2 Политика и стратегия


Высшему руководству следует определить намерения и направление организации в форме политики организации для оценки таких аспектов, как соответствие, качество, окружающая среда, энергия, трудоустройство, профессиональная безопасность и охрана труда, качество трудовой жизни, инновации, безопасность, личная информация, защита данных и степень удовлетворенности потребителей. В заявления о политике следует включать приверженность удовлетворению потребностей и ожиданий заинтересованных сторон и содействовать улучшениям.

При определении стратегии высшему руководству следует применять признанную и подходящую модель, доступную на рынке, или спроектировать и внедрять индивидуальную модель, специфичную для организации. После выбора модели особенно важно поддерживать ее стабильность в качестве прочной основы и эталона для менеджмента организации.

В стратегии следует отражать отличительные особенности организации, ее среду и долгосрочные перспективы. Все кратко- или среднесрочные цели следует согласовать надлежащим образом (см. 7.3).

Высшему руководству следует принимать стратегические решения в отношении конкурентных факторов (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Примеры мероприятий, которые должны быть рассмотрены при работе с конкурентными факторами

Конкурентные факторы

Мероприятия для рассмотрения

A

Продукция и услуги

Сосредоточение внимания на имеющихся и потенциальных потребителях и потенциальных рынках для продукции и услуг;

- предложение стандартной продукции и услуг или разработка - требований, специфичных для потребителя;

- понимание преимуществ того, чтобы быть первым на рынке в отличие от позиции последователя;

- масштабирование производства от единичного изделия до массового производства, если применимо;

- работа с короткими инновационными циклами или стабильным долгосрочным потребительским спросом;

- управление требованиями к качеству

B

Люди

Признание демографического развития и изменения ценностей;

- учет разнообразия;

- культивирование образа привлекательного работодателя;

- рассмотрение соответствующих подходов к найму, повышению компетентности, удержанию и управлению отпусками;

- обеспечение гибких возможностей посредством заключения постоянных или срочных договоров;

- рассмотрение возможности полной или частичной занятости или временного трудоустройства, а также баланса между ними

C

Знания организации и техника

Применение имеющихся знаний и технологий в отношении новых возможностей;

- идентификация необходимости в новых знаниях и технологиях;

- определение времени, по истечении которого такие знания и технологии должны быть доступны, и способа их применения в рамках организации;

- определение того, должны ли быть предложенные для внедрения технологии разработаны организацией или приобретены у внешних сторон;

- применение имеющихся знаний и технологий в отношении новых возможностей

D

Партнеры

Определение потенциальных партнеров;

- содействие техническому прогрессу совместно с внешними поставщиками и конкурентами;

- разработка индивидуализированной продукции и услуг совместно с потребителями;

- сотрудничество с местными сообществами, научными кругами, органами государственной власти и ассоциациями

E

Процессы

Решение о том, будет ли менеджмент процессов централизованным, децентрализованным, интегрированным или неинтегрированным или будет применяться смешанный подход в отношении определения, установления, поддержания, контроля и улучшения процессов, включая распределение ролей и ответственностей;

- определение необходимой информации и инфраструктуры технических средств связи (ТСС) (например, коммерческие, индивидуальные или стандартные решения)

F

Местоположение

Рассмотрение местного, регионального и мирового присутствия;

- рассмотрение виртуального присутствия и использования социальных сетей;

- рассмотрение использования виртуальных децентрализованных проектных групп

G

Ценовая политика

Определение состояния цен на рынке (например, стратегии низкого или высокого ценообразования);

- установление цен посредством аукциона/торгов


Такие решения в отношении политики и стратегии следует анализировать на предмет дальнейшей пригодности. Следует урегулировать действия в отношении любых изменений во внешних или внутренних факторах, а также любых новых рисков и возможностей.

Политика и стратегия организации образуют основу для установления процессов менеджмента (см. раздел 8).