Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 113.00.02-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Методические рекомендации по построению структуры оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований наилучших доступных технологий

Best available techniques. Methodical recommendations about structure of assessment of technological processes, equipment, technical means and methods for the compliance with requirements of the best available techniques



ОКС 13.020.01

Дата введения 2019-12-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2019 г. N 407-ст, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2019 г. N 1338-ст внесено изменение в Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2019 г. N 407-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 999 "О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ИЗДАНИЕ (декабрь 2019 г.) с внесенными изменениями в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2019 г. N 1338-ст


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Одним из важнейших элементов формируемой инновационной системы Российской Федерации является организация работ в области перехода отечественной промышленности на регулирование, основанное на технологическом нормировании на основе наилучших доступных технологий (НДТ). Эта работа направлена на создание эффективного механизма устойчивого и стабильного развития российской промышленности с применением методов рационального использования материальных и энергетических ресурсов с учетом природоохранных мероприятий [1].

Решение задач модернизации производства с использованием НДТ отразится не только на вопросах повышения конкурентоспособности и импортозамещения, но и обеспечит качественно новый подход для обеспечения деятельности отечественных товаропроизводителей.

В 2017 году завершился один из этапов перехода на государственное регулирование на основе НДТ: в соответствии с распоряжением [2] разработаны и утверждены 51 (39 отраслевых и 12 межотраслевых) информационно-технический справочник (ИТС) по НДТ, содержащие описание основных технологических процессов, характерных для реальных секторов экономики, технологические показатели НДТ, перечень технологий, отнесенных к НДТ, а также перспективные технологии, определяющие вектор (направление) развития производства по [2].

Следующим шагом по обеспечению перехода на государственное регулирование на основе НДТ должна стать проработка вопросов правоприменения ИТС НДТ, таких как решение задач по оценке НДТ при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в рамках поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов при рассмотрении и одобрении проектов программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ) Межведомственной комиссией по рассмотрению программ повышения экологической эффективности (МВК) до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ по [3]-[4].

В последующий период возникнет задача соблюдения требований НДТ и их оценки при работе экспертных комиссий по рассмотрению заявок на оказание Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) мер государственной поддержки и рассмотрения инвестиционных проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе НДТ по [5].

Таким образом, в Российской Федерации должны быть сформированы общие принципы построения системы оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований НДТ.

Решение о выстраивании в Российской Федерации системы оценки НДТ берет свое начало еще с 2014 года, когда по [6] был утвержден Комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных технологий.

На тот момент нормативно-правовая база по НДТ только формировалась: не были определены области применения НДТ; порядок определения технологии в качестве НДТ; критерии, на основании которых осуществлялось отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий [7]-[9].

По мере перехода на государственное регулирование на основе НДТ появилось понимание того, что в Российской Федерации должна быть создана система экспертной оценки внедрения НДТ, сформированы экспертные отраслевые и межотраслевые советы НДТ, объединенные в экспертное сообщество НДТ, целью которого станет осуществление экспертной оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов принципам НДТ.

Создание системы оценки НДТ и формирование экспертного сообщества НДТ стало задачей федерального проекта 4.11 "Внедрение наилучших доступных технологий", включенного в Национальный проект "Экология" (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 сентября 2018 г. N 12), разработанного на основании [10].

Основное назначение настоящего стандарта заключается в построении структуры оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований НДТ.

Настоящий стандарт содержит положения, определяющие порядок организации работы участников системы оценки НДТ, а также основные принципы и критерии оценки для обеспечения объективной оценки экологической результативности и ресурсоэффективности технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на предмет выполнения (соблюдения) требований НДТ с целью обеспечения информационной поддержки всем заинтересованным сторонам для принятия экологически значимых решений.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает порядок оценки НДТ при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в рамках поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов при рассмотрении и одобрении проектов ППЭЭ МВК до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ.

Настоящий стандарт предназначен для субъектов деятельности в сфере промышленности, субъектов электроэнергетики, сельскохозяйственных товаропроизводителей, субъектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (производители технологий, продавцы, потребители технологий), федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в том числе органов государственного, регионального контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора), государственных корпораций и негосударственных организаций, общественных организаций, профессиональных союзов и ассоциаций, образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов и консультационных компаний, заинтересованных в обеспечении объективной оценки экологической результативности и ресурсоэффективности технологических процессов, оборудования, технических способов и методов требованиям НДТ.

Настоящий стандарт распространяется на технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, которому присвоена I либо II категория при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с [8].

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56828.1 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по описанию перспективных технологий в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям

ГОСТ Р 56828.2 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации представления информации по экономическим аспектам реализации наилучших доступных технологий в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям

ГОСТ Р 56828.3 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по представлению в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям информации по основному технологическому оборудованию

ГОСТ Р 56828.4 Наилучшие доступные технологии. Подходы к проведению сравнительного анализа ресурсоэффективности и экологической результативности предприятий для предупреждения или минимизации негативного воздействия на окружающую среду

ГОСТ Р 56828.5 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по порядку применения информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям при оценке воздействия проектируемых предприятий на окружающую среду

ГОСТ Р 56828.6 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по порядку применения информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям при оценке (экспертизе, конкурсном отборе) проектов модернизации предприятий, направленных на достижение требований наилучших доступных технологий (внедрение НДТ)

ГОСТ Р 56828.7 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации представления информации по текущим уровням выбросов/сбросов загрязняющих веществ (эмиссий) и потребления ресурсов в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям

ГОСТ Р 56828.8 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по описанию наилучших доступных технологий в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям

ГОСТ Р 56828.9 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по проведению сравнительного анализа производств при разработке информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям

ГОСТ Р 56828.10 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по актуализации информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям

ГОСТ Р 56828.11 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по разработке раздела информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям по описанию приоритетных проблем отрасли

ГОСТ Р 56828.15 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 14031 Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версии этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

комплексное экологическое разрешение: Документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и/или иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.

[ [11], статья 1]

3.2  

меры стимулирования деятельности в сфере промышленности: Действия правового, экономического и организационного характера, которые осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, и направлены на достижение целей промышленной политики.

[ [12], статья 3]

3.3  

наилучшая доступная технология; НДТ: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

[ [11], статья 1]

3.4  

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: Объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

[ [11], статья 1]

3.5  

отрасль промышленности: Совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, в рамках одной или нескольких классификационных группировок одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

[ [12], статья 3]

3.6  

ресурсосбережение: Организационная, экономическая, техническая, научная, практическая и информационная деятельность, методы, процессы, комплекс организационно-технических мер и мероприятий, сопровождающих все стадии жизненного цикла продукции, этапы технологического цикла отходов и направленных на рациональное использование и экономное расходование ресурсов.

[ГОСТ Р 56828.15-2015*, статья 2.166]

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 56828.15-2016. - Примечание изготовителя базы данных.

3.7  

субъекты деятельности в сфере промышленности: Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

[ [12], статья 3]

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs