• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГОСТ Р 58397-2019

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Оценка соответствия

Automobile roads of general use. Rules of carrying out the works. Conformity assessment



ОКС 93.080.01

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный технический центр" (ООО "ИТЦ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 апреля 2019 г. N 137-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на дороги автомобильные общего пользования (далее - автомобильные дороги).

Настоящий стандарт устанавливает правила производства работ по устройству автомобильных дорог и входящих в их состав конструктивных элементов, а также оценку соответствия выполненных работ.

Требования стандарта не распространяются на дорожные сооружения.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.046 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Нормы освещения строительных площадок

ГОСТ 10181 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 22733 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

ГОСТ 32867 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования

ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52128 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р 54401 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения

СП 49.13330.2010 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

глубина промерзания: Расстояние по вертикали от поверхности площадки до подошвы слоя грунта, находящегося в твердомерзлом состоянии в момент измерения.

[ГОСТ 24847-2017, статья 3.2]

3.1.2

гранулят старого асфальтобетона: Продукт, полученный в результате холодного фрезерования асфальтобетонных покрытий или дробления асфальтобетонного лома и последующего грохочения.

[ГОСТ Р 55052-2012, статья 3.1]

3.1.3

деловая древесина: Круглые и колотые лесоматериалы, кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки, а также пневый осмол и технологическая щепа.

[ГОСТ 17462-84, статья 6]

3.1.4 ресайклер: Специальная универсальная самоходная машина для холодной регенерации старого покрытия на большую глубину (от 15 до 50 см) при реконструкции и ремонте автомобильных дорог.

3.1.5 технологический регламент: Документ, являющийся составной частью проекта производства работ (ППР), устанавливающий требования к технологическим процессам и последовательности их выполнения, способам и ресурсам для реализации этих процессов, разработанный с целью технологической обеспеченности качества с выявлением технологических особенностей конкретного объекта, содержащий методы контроля, оценки и корректировки основных параметров процессов при их выполнении и приемке.

3.1.6 технология: Совокупность операций и режимов работы машин и оборудования для обработки, изготовления, изменения свойств исходных материалов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции.

3.1.7 технология холодного ресайклинга: Технология фрезерования старого дорожного покрытия с последующим смешением переработанного асфальтобетона (RAP) с добавлением или без добавления каменного материала с вяжущим и уплотнением получившейся смеси.

3.1.8 тощий бетон: Тяжелый бетон классов В5; В7,5; В10; В12,5; В15, в котором значительно (относительно объемов компонентов товарного бетона) уменьшены пропорции цемента и воды и увеличено содержание наполнителя (щебня, гравия). Уплотняется укаткой.

3.1.9 черный щебень (черные щебеночные смеси): Щебень, а также щебеночные и щебеночно-гравийные смеси из горных пород, обработанные органическими вяжущими материалами в установках принудительного перемешивания.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ППР - проект производства работ.

ППГР - проект производства геодезических работ.

МСК-СРФ - местная система координат - субъекты Российской Федерации.

RAP - переработанный асфальтобетон, материал, получаемый путем фрезерования старого асфальтобетонного покрытия.

4 Общие положения

4.1 При производстве работ необходимо соблюдать установленные в межгосударственных и национальных стандартах требования, в том числе по технике безопасности, правилам пожарной безопасности и охране окружающей среды.

4.2 Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных зданий и сооружений и автомобильных дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п., следует устранять к моменту окончания работ.

4.3 При складировании минеральных материалов следует обеспечить мероприятия, исключающие их размыв, самопроизвольное смещение, просадку, осыпание и раскатывание (например, устройство твердого покрытия с водоотводом). Запрещается осуществлять складирование материалов, изделий на насыпных, не уплотненных грунтах.

4.4 При производстве работ должна быть соблюдена последовательность основных работ (например, устройство слоев дорожной одежды допускается только на законченном и принятом в установленном порядке земляном полотне).

4.5 При использовании для устройства слоев оснований и покрытий дорожных одежд дорожно-строительных материалов с применением вяжущих следует визуально удостовериться, что нижележащий слой находится в чистом, сухом и не промерзшем состоянии.

4.6 Перед началом работ по устройству слоев дорожной одежды при отрицательных температурах окружающего воздуха земляное полотно или нижележащий слой следует очищать от снега и льда на участке производства работ.

4.7 Организация дорожно-строительных работ в части строительства автомобильных дорог и их конструктивных элементов должна соответствовать требованиям ГОСТ 32867.

5 Правила производства геодезических работ

5.1 Общие положения

5.1.1 Объем и точность геодезических работ в строительстве автомобильных дорог и их конструктивных элементов назначают исходя из обеспечения размещения возводимых объектов в соответствии с проектами генеральных планов строительства и соответствия геометрических параметров объектов, предусмотренных проектной документацией, требованиям нормативных документов.

5.1.2 До начала выполнения геодезических работ на строительной площадке рабочая документация, используемая при разбивочных работах, должна быть проверена в части взаимной увязки размеров, координат и отметок (высот) и рекомендована к производству строительным контролем заказчика.

5.1.3 Работы по построению геодезической разбивочной основы для строительства автомобильных дорог и их конструктивных элементов следует выполнять в соответствии с указаниями ППГР, составленными на основе генерального плана и стройгенплана объекта строительства.

5.1.4 Разбивочные работы по построению основы для строительства автомобильных дорог и их конструктивных элементов следует проводить преимущественно координатными методами так, чтобы все главные точки пересечений осей, створные знаки закрепления осей зданий, сооружений и трасс имели координаты в осевой системе основного объекта строительства и МСК-СРФ.

5.2 Правила производства геодезических разбивочных работ

5.2.1 Обозначение границы полосы отвода

Плановое положение точек и линий восстановленных трасс, осей мостовых переходов, подходов к ним и точек опорных сетей всех искусственных сооружений надежно закрепляется на местности столбами или деревянными кольями с соответствующей маркировкой всех закрепительных знаков. Границы полосы отвода закрепляют с обеих сторон автомобильной дороги затесками на деревьях, а на открытых площадях - столбами и кольями. Колья высотой 50 см, размером 7,0x5,0 см, столбы высотой 180 см, размером 10x10 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту (Н) по оси трассы, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

5.2.2 Закрепление оси трассы

Установкой вешек задают направление трассы. Дальнейшую коррекцию разбивки осуществляют путем закрепления основных точек кольями и вехами. Вехи необходимой высоты устанавливают через 0,5-1,0 км на прямых участках и через 5, 10 или 20 м на кривых в зависимости от их радиуса.

5.2.3 Закрепление пикетажа

Точки опорных сетей искусственных сооружений, оси мостовых переходов и подходы к ним закрепляют осевыми и угловыми (опознавательными) столбами. Пикеты и плюсовые точки закрепляют колышками, забитыми вровень с землей, и сторожками высотой 30 см. Расстояние между колышками и сторожками 15-20 см.

5.2.4 Закрепление углов поворота

Углы поворота трассы закрепляют четырьмя знаками: в вершине угла (на месте установки теодолита) забивают потайной колышек вровень с поверхностью земли и вокруг него выкапывают канаву глубиной 10-15 см, радиусом 0,7 м. На расстоянии 2 м по направлению наружной биссектрисы угла закапывают угловой опознавательный столб. На продолжении сторон угла, за пределами предстоящих земляных работ, закапывают еще два опознавательных столба. Вершину угла поворота привязывают к двум-трем постоянным предметам местности.

6 Правила производства подготовительных работ

6.1 До начала строительства должен быть произведен отвод земель в постоянное пользование (возможно оформление договоров аренды или сервитутов) под конструктив автомобильной дороги и временный - для размещения строительных площадок и подъездных дорог на период строительства.

6.2 Назначение состава и сроков выполнения подготовительных работ следует осуществлять с учетом наименьшего ущерба для окружающей природной среды (зимняя вырубка и вывозка леса, сокращение возможности размыва в период половодья, обеспечение беспрепятственной миграции животных и рыб и т.д.) в благоприятные для этого периоды года.

6.3 Перед началом основных строительно-монтажных работ следует выполнять работы по инженерной подготовке территории строительства, максимально совмещенные с основными работами:

- геодезические разбивочные работы (восстановление и закрепление постоянной и временной полосы отвода под строительство автомобильной дороги, определение положения существующих и переустраиваемых инженерных коммуникаций);

- демонтаж строений, подлежащих сносу;

- вывоз с территории строительного мусора для утилизации на полигонах;

- рубка деревьев и корчевка пней;

- снятие плодородного слоя почвы и вывоз к площадкам временного складирования;

- планировка территории строительства с устройством поверхностного водоотвода.

- принятие решения о необходимости ограждения территории строительных площадок и организации охраны;

- оборудование стройплощадок для размещения производственно-бытовых объектов, дорожно-строительных машин и механизмов;

- подключение стройплощадок к источникам электроснабжения и водоснабжения или же обеспечение площадки электростанциями и пунктами водоснабжения;

- размещение на стройплощадках мастерских, складов, административно-бытовых помещений.

6.4 Выполнению работ по очистке полосы отвода от леса предшествует комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительных работ, выполняемых генподрядчиком, таких как:

- получение разрешения на рубку леса от лесохозяйственных органов (лесо-порубочного билета);

- осмотр территории, определение места нахождения сигнальных лент и/или столбиков, межевых знаков. Фиксирование границы полосы отвода;

- определение и фиксирование опасных участков (крутые склоны, линейные объекты, заболоченные места, строения и т.д.);

- осмотр техники, проверка исправности узлов и механизмов;

- обеспечение работающих средствами первой медицинской помощи, питьевой водой, противопожарным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;

- инструктаж членов бригад по технике безопасности и производственной санитарии.

6.5 Расчистку полосы отвода и площадей для временных зданий и сооружений следует выполнять строго в отведенных границах. Складирование леса, порубочных остатков, материалов, оставшихся после разборки сооружений по краям полосы отвода, допускается только на период выполнения расчистки, до вывоза в специально отведенные проектом места.

6.6 Расчистка полосы отвода от леса и кустарника должна выполняться поточным методом, обеспечивающим непрерывность производства работ в порядке очередности возведения земляного полотна или выполнения других работ. В залесенной местности расчистку следует выполнять в зимнее время. Опережение расчистки полосы отвода от леса и кустарника следует выполнять, не превышая возможностей поточного строительства и объема работ в предстоящем сезоне.

6.7 При вырубке леса трелевочные волоки и лесосечные склады следует размещать в пределах полосы отвода, а в случае невозможности - в местах, определенных проектом, с соответствующим оформлением временного отвода. Ввозка древесины и отходов производится по временным дорогам, проложенным в пределах полосы отвода или по установленным проектом маршрутам с использованием сети местных дорог или автозимников, а также по специально прокладываемым временным дорогам, предусмотренным проектом.

6.8 Деловую древесину и отходы расчистки, включая выкорчеванные пни, следует полностью вывезти в установленные места до начала земляных работ. Оставление отходов очистки на границе полосы отвода не допускается. При невозможности использования порубочных остатков и неделовой древесины по согласованию с соответствующими органами в сфере лесного надзора допускается их ликвидация путем захоронения или сжигания в специально отведенных местах. На болотах порубочные остатки могут использоваться в виде хворостяной выстилки в основании насыпи.

6.9 При расчистке полосы отвода от леса в основании насыпей высотой не менее 1,5 м допускается оставлять пни высотой не более 10 см. Сплошная валка леса и удаление кустарника бульдозерами или кусторезами и перемещением их вместе с корнями и почвой на границу полосы отвода не допускаются. Пересадка деревьев ценных пород проводится в соответствии с установленными правилами.

6.10 Срезка плодородного слоя почвы проводится продольными проходами и ведется от середины участка в обе стороны, образуя двухстороннее размещение отвалов. При строительстве линейных объектов срезку плодородного слоя почвы допускается проводить в поперечном направлении. Срезаемый плодородный слой почвы вывозится за пределы участка (разравнивают по дну резерва). Плодородный слой почвы должен быть снят на установленную проектом толщину со всей поверхности, занимаемой земляным полотном, резервами и другими сооружениями.

6.11 При подготовке к разработке грунтовых резервов и карьеров следует выполнять следующие природоохранные работы:

- расчистить от леса и кустарника отведенную территорию с соблюдением вышеуказанных правил;

- снять с площади, предназначенной для разработки и отвалов, плодородный слой почвы и складировать его в штабель в установленном проектом месте;

- выкопать (начиная с устья) установленные проектом нагорные и водоотводные канавы;

- снять и уложить в установленном месте грунт вскрышного слоя.

Водоотводными канавами в целях предупреждения загрязнения прилегающей территории следует окружать не только разрабатываемые площади, но и места отвалов почвы и вскрыши.

6.12 При выявлении в период строительства выхода родников в пределах отведенной полосы, при положительной оценке качества воды органами санитарно-эпидемиологического контроля, следует рассмотреть возможность оборудования этих родников для придорожного водозабора.

7 Правила производства работ по сооружению земляного полотна

7.1 Общие положения

7.1.1 Работы по сооружению земляного полотна следует выполнять непрерывно и с опережением "в задел", если иное не предусмотрено проектом. Разрывы в возводимом земляном полотне допускаются на участках сосредоточенных работ или расположения искусственных сооружений и на участках с особыми грунтовыми условиями, где работы выполняются по индивидуальному проекту, предусматривающему технологические или сезонные перерывы.

7.1.2 Допускается движение построечного транспорта по согласованной схеме движения с ограничениями по скорости и нагрузке по земляному полотну во время технологического перерыва. По завершении технологического перерыва необходимо провести работы по восстановлению земляного полотна.

7.1.3 Необходимо в проекте установить технологический перерыв для консолидации земляного полотна, устроенного на слабых основаниях, при использовании в земляном полотне грунтов повышенной влажности, заторфованных грунтов, оттаивающих мерзлых грунтов, а также при сооружении земляного полотна полностью в зимнее время.

7.1.4 При использовании пылеватых и тяжелых глинистых грунтов в насыпях высотой более 3 м работы по их возведению следует выполнить за год до устройства слоев дорожной одежды из асфальтобетона или цементобетона, слоев из каменных материалов и грунтов, обработанных органическими и неорганическими вяжущими материалами.

7.1.5 Однородные пески следует уплотнять виброкатками при влажности не ниже оптимальной, определенной по ГОСТ 22733. При наличии в теле насыпи однородных песков с влажностью ниже оптимальной необходимо провести разрыхление верхней части насыпи на глубину до 25 см с поливом водой до достижения оптимальной влажности и уплотнить. Уплотнение однородных песков при требуемом коэффициенте уплотнения до 0,95 осуществляется при скорости от 5 до 6 км/ч, а при требуемом коэффициенте уплотнения от 0,98 до 1 - при скорости до 2,5 км/ч.

7.2 Правила производства работ при подготовке основания земляного полотна

7.2.1 До начала работ по сооружению земляного полотна необходимо провести работы по перехвату и отводу с полосы отвода ливневых, паводковых и талых вод путем обеспечения постоянного отвода поверхностных вод из всей зоны производства работ - устройства нагорных канав, валов, водосборных колодцев и др.

7.2.2 Все работы по прокладке коммуникаций и устройству дренажей открытым способом следует закончить до начала возведения земляного полотна. Уплотнение при обратной засыпке выполняют в соответствии с требованиями по уплотнению земляного полотна.

7.2.3 На поверхности основания насыпи не допускается наличие посторонних предметов, а также камней и комьев, диаметр которых превышает 2/3 толщины устраиваемого слоя.

7.2.4 Поверхность основания насыпи и выемки должна быть спланирована. На горизонтальных участках поверхности основания придается поперечный уклон от оси 20-40‰. Основание насыпи и выемки уплотняется непосредственно перед устройством вышележащих слоев на глубину, установленную проектом.

7.2.5 При уширении существующих насыпей автомобильной дороги, на откосах насыпей высотой более 1,0 м устраивают уступы шириной до 2,0 м, для насыпей высотой 1,0 м и менее выполняют рыхление откосов существующей насыпи.

7.3 Правила производства работ при разработке выемок и возведение насыпей

7.3.1 Возведение насыпи следует проводить из грунтов, предусмотренных проектом. В состав работ входят:

- разбивка насыпи;

- транспортировка и отсыпка грунта в насыпь;

- разравнивание грунта в насыпи;

- уплотнение грунта в насыпи;

- планировка верха и откосов земляного полотна;

- армирование (укрепление) откосов земляного полотна;

- мероприятия по борьбе с эрозией на откосах;

- окончательное уплотнение земляного полотна.

7.3.2 Организация технологического процесса по устройству выемки земляного полотна. В состав работ входят:

- разбивка выемки;

- разработка выемки с погрузкой грунта в автосамосвалы;

- вывоз грунта;

- планировка временной полосы отвода;

- окончательная планировка основания земляного полотна.

7.3.3 В одном слое насыпи применение существенно различающихся по своим физическим характеристикам грунтов не допускается, если иное не предусмотрено проектом.

7.3.4 Отсыпку грунта в насыпь следует проводить от краев к середине слоями на всю ширину земляного полотна, включая откосные части. Последующая отсыпка краевых или откосных частей не допускается.

7.3.5 Если проектом не предусмотрено уплотнение откосов специальными средствами, то для уплотнения грунта в краевой части насыпи допускается отсыпка слоя на 0,3-0,5 м больше проектных значений по ширине. Данное уширение не требуется при применении крупнообломочных и песчаных грунтов, при высоте насыпи менее 2,0 м с откосами 1:2 и более пологих.

7.3.6 Каждый слой земляного полотна должен быть спланирован под двускатный или односкатный поперечный профиль с уклоном 20-40‰ к бровкам земляного полотна в соответствии с проектом. Движение транспортных средств, отсыпающих на насыпи очередной слой, необходимо регулировать по всей его ширине.

7.3.7 Распределяемый материал не должен иметь посторонних включений.

7.3.8 Перед отсыпкой насыпи необходимо выполнить пробное уплотнение применяемых грунтов для уточнения оптимального числа единиц уплотняющей техники, схемы и скорости уплотнения, требуемого числа проходов по одному следу, толщины уплотняемого слоя, оптимальной влажности для достижения требуемого уплотнения. Оптимальная влажность определяется по ГОСТ 22733.

7.3.9 Послойное уплотнение осуществляется катком. Движение катка осуществляется по челночной схеме, от края к середине, смещаясь за каждый проход на 1/3 ширины катка. Затем проводится планировка поверхности насыпи, начиная от середины к краю, с перекрытием проходов на 0,20-0,30 м по челночной схеме.

7.3.10 Выемки и резервы разрабатываются с пониженных мест рельефа местности, а на косогорах круче 1:3 или оползневых склонах - только после строительства специальных защитных устройств, предусмотренных проектом.

7.4 Правила производства отделочных и укрепительных работ

7.4.1 Работы по планировке и укреплению обочин выполняются после устройства дорожной одежды. Временные съезды и заезды следует разобрать. Для предохранения откосов земляного полотна от разрушающего воздействия воды и ветра (эрозии) необходимо предусмотреть укрепление их засевом многолетних трав по плодородному слою толщиной не менее 0,10 м.

7.4.2 Для укрепления откосов насыпей применяют геосинтетические материалы, габионы, засев трав.

7.4.3 Перед началом укрепления откоса необходимо выполнить подготовительные работы: очистку, планировку, уплотнение, рабочую разбивку поверхности откоса.

7.4.4 Планировка осуществляется путем срезки грунта. Планировка подсыпкой на взрыхленную поверхность разрешается как исключение только на малых площадях при условии последующего уплотнения.

7.4.5 По откосу распределяют плодородный слой почвы толщиной не менее 10 см.

7.4.6 По плодородному слою почвы проводят засев трав. При применении семян следует учитывать местные условия строительства. Расход семян зависит от способа посева и типа семян (в среднем должен составлять 50 г/мГОСТ Р 58397-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия).

7.4.7 Работы по планировке и укреплению откосов высоких насыпей (более 6 м) и глубоких выемок выполняют без промедления по мере сооружения их отдельных частей. Укрепление водоотводных канав и кюветов выполняют без промедления по мере их устройства.

7.4.8 Сухие откосы перед распределением растительного грунта необходимо предварительно увлажнять.

7.4.9 Следует предупреждать стекание смеси с откоса и образование ручьевой структуры при применении гидропосева. При длительной засушливой погоде после гидропосева необходимо организовать искусственный полив (2-4 мГОСТ Р 58397-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия воды на 100 мГОСТ Р 58397-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия поверхности за один раз) в течение 5-10 дней.

7.4.10 На участках размыва и редкого травостоя следует провести повторный посев трав.

7.5 Правила производства работ при отрицательных температурах окружающего воздуха

7.5.1 В период производства работ при отрицательных температурах окружающего воздуха следует выполнять следующее:

- возведение насыпей из крупнообломочных и песчаных грунтов, разработку выемок и резервов в необводненных, гравийно-галечных и скальных грунтах;

- возведение насыпей из глинистых грунтов при влажности, близкой к оптимальной на устойчивых основаниях;

- разработку в непереувлажненных глинистых грунтах выемок глубиной более 3 м;

- устройство насыпей на болотах;

- выторфовывание;

- разработку переувлажненных грунтов.

7.5.2 При сильных снегопадах и метелях разработку грунта и отсыпку насыпей необходимо прекращать, а перед возобновлением работ полностью удалять снег и лед с зоны производства работ. Во время оттепелей и перед началом весеннего снеготаяния верхнюю часть и откосы насыпей, возведенные зимой, следует очищать от снега. Основание и откосы выемок следует планировать после оттаивания грунта.

7.5.3 Основания под насыпи следует подготавливать (включая снятие плодородного слоя почвы) в летнее время, а перед началом работ тщательно очищать от снега и льда. В случае возведения насыпи на сильно и чрезмерно пучинистых грунтах в районах с глубиной промерзания более 1,5 м нижние слои насыпей 1,2 м - 1,5 м следует устраивать до наступления устойчивых отрицательных температур.

7.5.4 Для насыпей, возводимых на полную высоту с включением мерзлых комьев, необходимо предусмотреть осадку до 3% высоты насыпи.

7.5.5 Уплотнение грунтов до требуемой плотности следует проводить до их замерзания.

7.5.6 При разработке выемок или карьеров в зимний период необходимо очищать поверхность экскавации от снега, льда, кустарника, растительного слоя, отепляющих материалов не более чем на одну смену вперед и в дальнейшем по мере продвижения забоя непосредственно перед началом разработки грунта.

7.5.7 При промерзании грунта в карьерах или выемках, если толщина мерзлого слоя превышает 50 см, его разработка возможна только после подготовки поверхности одним из следующих способов: предохранением грунта от промерзания, рыхлением мерзлого грунта, оттаиванием мерзлого грунта.

7.5.8 Разработка выемок, расположенных на уклоне, должна начинаться с низовой стороны. Отдельные забои располагают с обеспечением постоянного водоотвода от них. При наличии в откосах выемок грунтовых вод должен быть обеспечен отвод, осуществляемый при сильных морозах по закрытым утепленным лоткам на расстояние, исключающее образование наледи в рабочей зоне.

7.5.9 В период производства работ при отрицательных температурах окружающего воздуха следует применять автомобили-самосвалы с обогреваемыми кузовами.

7.5.10 Для обеспечения необходимого уплотнения грунта до его смерзания промежуток времени от места складирования или разработки грунта до момента его окончательного уплотнения в насыпи не должен превышать: 2-3 ч при температуре воздуха до минус 10°С; 1-2 ч при температуре воздуха от минус 10°С до минус 20°С; 1 ч при температуре воздуха ниже минус 20°С. Длина захватки, состав машин и скорость их движения должны выбираться исходя из условия исключения промерзания грунта в процессе его распределения и уплотнения.

7.6 Правила производства работ при возведении земляного полотна на болотах (слабых основаниях)

7.6.1 Замену слабого грунта в основании насыпи следует проводить на болотах типа I в зимнее время с транспортированием грунта по возводимой насыпи и надвижкой грунта по способу "от себя".

7.6.2 При отсыпке насыпи на слабом основании по специально установленному режиму (метод предварительной консолидации) каждый последующий слой устраивается после достижения грунтом основания прочности, достаточной для восприятия дополнительной нагрузки.

7.6.3 Вертикальные дрены устраивают с целью облегчения отжатия поровой воды из сжимаемого слоя водонасыщенного слабого грунта. Вертикальные дрены сооружают в виде скважин, заполненных песком или иным фильтрующим материалом, применение которых уменьшает осадку и деформацию слабого грунта.

7.7 Правила производства работ при разработке выемок в скальных грунтах и сооружении насыпей из крупнообломочных грунтов

7.7.1 Выемки в скальных грунтах разрабатываются механизированным или взрывным способом. Образованные взрывами откосы выемок в скальных грунтах следует очищать от неустойчивых камней, а также нависающего грунта поверхностных нескальных слоев.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 58397-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия

Название документа: ГОСТ Р 58397-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия

Номер документа: 58397-2019

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Дата принятия: 18 апреля 2019

Дата начала действия: 01 июля 2019
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах