• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил


ГОСТ 34514-2019

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТЕПЛОВОЗЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ И МАНЕВРОВЫЕ

Метод определения энергоэффективности

The main-line and shunting diesel locomotives. Method of determination of energy efficiency

МКС 19.020

Дата введения 2019-10-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (АО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 января 2019 г. N 115-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по

МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по

МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 марта 2019 г. N 84-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34514-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2019 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 "О безопасности железнодорожного подвижного состава"

7 В настоящем стандарте использовано изобретение, защищенное Патентом Российской Федерации N 2591556 С1 от 20 июля 2016 г. "Способ контроля технического состояния силовой установки транспортного средства". Патентообладатель Акционерное общество "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (АО "ВНИКТИ") (RU) предоставляет право на применение настоящего стандарта на безвозмездной основе

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и вновь изготавливаемые магистральные и маневровые тепловозы с электрической передачей мощности и устанавливает метод определения их энергоэффективности, применяемый при приемочных и периодических испытаниях.

Настоящий стандарт не распространяется на тепловозы с гидромеханической передачей.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.4.051-87 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Общие технические требования. Методы испытаний*

__________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ 12.4.275-2014.

ГОСТ 10150-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия

ГОСТ 10448-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 21261-91 Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 граничное значение индикатора энергетической эффективности тепловоза (секции тепловоза); ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности: Значение индикатора энергетической эффективности, разделяющее области удовлетворительной и неудовлетворительной энергетической эффективности тепловоза (секции тепловоза).

3.2 индикатор энергетической эффективности тепловоза (секции тепловоза); ИЭЭФ: Показатель, оценивающий относительную величину отклонения фактической энергоэффективности испытуемого(ой) тепловоза (секции тепловоза) от расчетной величины энергетической эффективности тепловоза (секции тепловоза) аналогичного типа, имеющего(ей) нормативные значения удельного расхода топлива и мощности дизеля.

3.3 коэффициент полезного действия тепловоза (секции тепловоза); КПД: Отношение количества энергии, отданной тепловозом для выполнения перевозочной работы за некоторый период эксплуатации, к количеству энергии топлива, израсходованного дизелем тепловоза (секцией тепловоза) за аналогичный период.

3.4 реостатные испытания тепловоза (секции тепловоза): Статические испытания, при которых энергия, вырабатываемая дизель-генератором тепловоза (секции тепловоза), превращается в тепло, рассеиваемое с помощью водяного (воздушного) реостата.

3.5 среднее значение индикатора энергетической эффективности тепловоза (секции тепловоза); ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности: Среднее арифметическое значений индикатора энергетической эффективности тепловоза (секции тепловоза), полученных по результатам нескольких реализаций одной и той же типовой тест-циклограммы нагружения дизель-генератора тепловоза (секции тепловоза) на водяной (воздушный) реостат.

3.6 типовой режим работы тепловоза в эксплуатации: Среднестатистический режим работы тепловоза каждого функционального типа в эксплуатации при его использовании по прямому функциональному назначению, состоящий из совокупности элементарных режимов его работы.

3.7 типовая тест-циклограмма: Набор последовательно реализуемых элементарных режимов работы тепловоза в эксплуатации при нагружении дизель-генератора тепловоза (секции тепловоза) на водяной (воздушный) реостат, имитирующий типовой режим работы тепловоза в эксплуатации.

3.8 элементарный режим работы тепловоза (секции тепловоза) в эксплуатации: Режим работы тепловоза (секции тепловоза) в эксплуатации, характеризуемый позицией контроллера машиниста и временем его (ее) непрерывного использования.

3.9 энергетическая схема тепловоза (секции тепловоза): Схема передачи энергии, выработанной дизель-генератором вспомогательным агрегатам тепловоза (секции тепловоза) для совершения перевозочной работы.

3.10 энергетическая эффективность (энергоэффективность) тепловоза (секции тепловоза): Количественная характеристика эксплуатационных свойств тепловоза (секции тепловоза), отражающая его (ее) техническое совершенство и качество изготовления, по относительной доле энергии топлива, поступившей на его (ее) колеса для совершения работы при использовании по прямому функциональному назначению.

4 Сокращения и обозначения

4.1 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВУ - выпрямительная установка;

ДГ - дизель-генератор;

И - инвертор;

ИЭЭФ - индикатор энергетической эффективности;

КПД - коэффициент полезного действия;

ПКМ - позиция контроллера машиниста;

РЭ - руководство по эксплуатации (или документ, его заменяющий);

ТГ - тяговый генератор;

ТЗ - техническое задание;

ТУ - технические условия на поставку;

ТЭД - тяговый электродвигатель.

4.2 В настоящем стандарте приведены следующие обозначения по [1]:

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - экспериментально-расчетный КПД тепловоза (секции тепловоза);

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - контрольный экспериментально-расчетный КПД тепловоза (секции тепловоза);

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - экспериментально-расчетное значение энергии, потенциально переданной на колеса тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - значение энергии топлива, израсходованного дизелем тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение мощности на клеммах ТГ (ВУ), кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение КПД ТЭД;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - значение КПД осевого редуктора и моторно-осевых подшипников;

Т - время реализации тест-циклограммы, с;

i - номер текущего измерения;

j - номер ПКМ;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - временной шаг реализации типовой тест-циклограммы, с;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение мощности генератора, затраченной на привод вспомогательных агрегатов, кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение мощности на входе в И, кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение КПД И;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение силы тока на клеммах ТГ, ВУ или И, А;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение напряжения на клеммах ТГ, ВУ или ВУ, В;

В - расход топлива дизелем за время реализации типовой тест-циклограммы, кг;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - низшая теплотворная способность топлива, МДж/кг;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - контрольное экспериментально-расчетное значение энергии, которая могла бы быть потенциально передана на колеса тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы при нормативных значениях мощности ДГ по ТЗ или ТУ на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, МДж;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - расчетное значение энергии топлива, которое было бы израсходовано дизелем тепловоза (секции тепловоза) за время реализации типовой тест-циклограммы при нормативных значениях мощности ДГ по ТУ или ТЗ, удельного расхода топлива, расхода топлива на холостом ходу и при отсутствии переходных процессов при переключении ПКМ, МДж;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - значение энергии, выработанной дизелем на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности за время расчетной реализации типовой тест-циклограммы при нормативных значениях мощности дизеля по ТУ или ТЗ, с учетом отличия фактических условий реостатных испытаний от стандартных по ТУ или ТЗ, МДж;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - среднее значение КПД ТГ на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - среднее значение КПД ВУ на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - среднее значение КПД ТЭД на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - значение КПД осевого редуктора и моторно-осевых подшипников;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - энергия, затраченная дизелем на обеспечение работы вспомогательных агрегатов с механическим приводом на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - значение энергии, затраченной дизелем на обеспечение работы вспомогательных агрегатов с электрическим приводом на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - среднее значение КПД И на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - значение мощности дизеля по ТУ или ТЗ на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, скорректированное по отличию фактических условий реостатных испытаний от стандартных, кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - время работы на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, с;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - значение мощности дизеля на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности по ТУ или ТЗ, кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - среднее значение изменения мощности дизеля, вызванное отличием фактических условий испытаний от стандартных по ТУ или ТЗ за время работы на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение изменения мощности дизеля, вызванное отличием фактических условий испытаний от стандартных по ТУ или ТЗ за время работы на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - количество измерений за время работы на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - суммарная энергия, затраченная дизелем при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности на привод к-го вспомогательного агрегата с механическим приводом за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;

к - условный номер вспомогательного агрегата, общее количество и номенклатура которых соответствует энергетической схеме тепловоза;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение мощности, потребляемой к-ым вспомогательным агрегатом с механическим приводом при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, в процессе реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - КПД механического привода к-го вспомогательного агрегата при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - мощность, потребляемая вентилятором на максимальной ПКМ при стандартных атмосферных условиях, приведенная в ТУ или ТЗ, кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение частоты вращения коленчатого вала дизеля при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, минГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - значение частоты вращения коленчатого вала дизеля при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, минГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - КПД привода вентилятора при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - ток СТГ, А;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - напряжение бортовой сети, В;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - КПД привода стартера-генератора;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - суммарная энергия, затраченная ДГ при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности на привод к-го вспомогательного агрегата с электрическим приводом за время реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение мощности, потребляемой к-ым вспомогательным агрегатом с электрическим приводом при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности в процессе реализации типовой тест-циклограммы нагружения ДГ на реостат, МДж;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - КПД электрического привода к-го вспомогательного агрегата на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - мощность, потребляемая мотор-вентилятором на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности при стандартных атмосферных условиях, приведенная в ТУ или ТЗ, кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение КПД ТГ при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущее значение количества включенных мотор-вентиляторов;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - мощность возбудителя на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, кВт;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - КПД возбудителя на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - КПД привода возбудителя на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности, ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - текущие значения КПД ВУ, КПД ТГ и КПД ТЭД при работе на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности;

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности - значения мощности дизеля на ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности в соответствии с ТУ или ТЗ, кВт;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности

Название документа: ГОСТ 34514-2019 Тепловозы магистральные и маневровые. Метод определения энергоэффективности

Номер документа: 34514-2019

Вид документа: ГОСТ

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Дата принятия: 14 марта 2019

Дата начала действия: 01 октября 2019
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах