• Текст документа
  • Статус
Документ в силу не вступил


ГОСТ Р 58355-2019

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
     
Информационно-коммуникационные технологии в образовании

     
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

     
Информационная модель компетенций работника по безопасности производства

     
Information and communication technologies in education. E-learning production safety. Information model of employee competency for production safety



ОКС 13.100
13.110
13.200
13.340
35.240.99

Дата введения 2019-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская и производственная фирма ТЕХИНТЕЛЛ" (ООО НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 февраля 2019 г. N 51-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан в соответствии с [1] в целях защиты жизни и здоровья работающих на основе эффективного электронного обучения персонала безопасности производства.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к информационным моделям компетенций работников по безопасности производства, применяемым в системах электронного обучения безопасности производства. Применение информационных моделей компетенций работников в области безопасности производства является эффективным инструментом для организации персонифицированного электронного обучения работников, гарантирующего приобретение устойчивых компетенций по безопасности производства [2]-[5].

Информационные модели компетенций работников по безопасности производства обеспечивают однообразное, однотипное представление информации о компетенциях по безопасности производства, способствуют решению проблем рационального использования кадровых ресурсов при обмене информацией о компетенциях между различными организационными структурами и функционально совместимыми системами электронного обучения. Компетентность работника в области безопасности производства и связанная с ней информация должны быть однозначно формализованы для эффективного управления и обмена сведениями в системах электронного обучения безопасности производства.

Результаты индивидуального производственного обучения, общего и специального образования, курсов повышения квалификации в сфере безопасности производства должны фиксироваться и подлежать формализации по однотипной технологии и переноситься без потерь при обмене информацией между системами электронного обучения безопасности производства с учетом производственных целей и карьерных стратегий работника.

Оценка и поддержка развития кадрового потенциала организации требуют, чтобы системы электронного обучения безопасности производства обеспечивали более гибкую, целостную интеграцию в производственные процессы и своевременный обмен компетенциями и связанной с ними информацией при организации производственных процессов.

Информационные модели компетенций работников по безопасности производства, используемые в системах электронного обучения безопасности производства, должны обеспечивать санкционированный доступ, извлечение и анализ компетенций и связанной с ними информации для оценки качества и непрерывности обучения в производственном цикле работника, в том числе с использованием разных систем. Информационные модели компетенций работников по безопасности производства должны обеспечивать согласованное взаимодействие и сопоставление сетевых персонифицированных информационных моделей компетенций по безопасности производства в различных предметных областях и отраслевых структурах.

Цель настоящего стандарта - предоставить структуру модели компетенций, системную архитектуру, используемую для получения информации о компетенциях и знаниях по безопасности производства, а также способы обобщения информации о компетенциях с выделением групп компетенций по безопасности производства для эффективного управления и воздействия на них в процессе электронного обучения.

Стандартизации подлежит подход к накоплению и использованию формализованных сведений, содержащихся в информационных моделях компетенций работников по безопасности производства, применяемых в процессах управления и обмена информацией в системах электронного обучения безопасности производства. Посредством стандартизации системных компонентов информационной модели компетенций работника по безопасности производства, содержания базовых структурных элементов, модулей и блоков модели компетенций обеспечиваются необходимый потенциал для обмена персонифицированными данными о компетенциях между различными организационными структурами, совместимость их потребностей, порядок обмена информацией о знаниях, навыках, компетенциях в целях эффективного электронного обучения безопасности производства.

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на различные формы организации электронного обучения безопасности производства (мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и виды дистанционных образовательных технологий. Настоящий стандарт устанавливает требования ко всем системам информационных моделей компетенций работников по безопасности производства (ИМК БП), включая структуру, технологию формирования и сопровождения с использованием средств информационных технологий и информационных систем, применяемых на производстве, в учебных центрах, профессиональных учебных заведениях и иных образовательных учреждениях всех уровней, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров.

Настоящий стандарт устанавливает требования к обмену и объединению неоднородной информации, формализуемой в виде ИМК БП, используемой в процессах обучения, образования и подготовки кадров для накопления, оценки и санкционированного обмена сведениями о компетенциях по безопасности производства.

Настоящий стандарт может быть применен на этапах проектирования, разработки, поставки и сопровождения средств информационных систем и систем электронного обучения безопасности производства, использующих ИМК БП. Выполнение положений настоящего стандарта является важным условием обеспечения безопасности производства, повышения компетенций обучаемых и организаций, доступности и открытости образовательных услуг в области безопасности производства.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.002 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 33244 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Концептуальная эталонная модель компетенции и связанных объектов

ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р 57099 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Общие положения

ГОСТ Р 58025 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Электронное портфолио работника по безопасности производства

ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка

ГОСТ Р ИСО/МЭК 25040 Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Процесс оценки

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 33244, ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 57099, ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 интерфейс информационной модели компетенций по безопасности производства: Совокупность способов взаимодействия пользователя с информационной моделью компетенций и компонентов программных средств, обеспечивающих формирование информационной модели.

3.2 компетентность по безопасности производства: Устойчивый профессиональный, зафиксированный документально навык работника, позволяющий обеспечивать безопасность производства в условиях определенного технологического процесса.

3.3 компетенция по безопасности производства: Способность работника выполнять необходимые действия для обеспечения безопасности производства в условиях определенного технологического процесса.

3.4 информационная модель компетенций работника по безопасности производства; ИМК БП: Совокупность взаимосвязанных формализованных сведений о работнике, отражающая состояние и характер профессиональных знаний, навыков, умений по безопасности производства, позволяющая определить направления его обучения, включая индивидуальную подготовку, и обеспечивающая эффективный обмен персонифицированными данными о компетенциях и связанной с ними информацией в системах электронного обучения безопасности производства.

4 Общие положения

4.1 Порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности производства (безопасности труда, охране труда, экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности) рабочих, служащих, руководителей и специалистов предприятий и организаций (далее - персонала) устанавливают в соответствии с ГОСТ 12.0.004 и другими нормативными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности.

4.2 Процессы электронного обучения безопасности производства, включающие процессы инструктирования, подготовки и аттестации персонала, организуют в соответствии с ГОСТ Р 57099.

4.3 Порядок формирования и использования в процессах электронного обучения безопасности производства систем электронных портфолио работников по безопасности производства устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 58025.

4.4 При организации и проведении процессов электронного обучения работников по безопасности производства следует учитывать компетенции обучаемого работника для повышения эффективности электронного обучения персонала безопасности производства и при оценке профессиональной пригодности обучаемых.

4.5 При оценке уровня компетенций следует использовать гибкие методы измерения количественных и качественных характеристик профессиональных показателей для оценки эффективности деятельности работника в отношении безопасности производства и необходимости проведения точного анализа динамики изменения навыков и компетенций.

4.6 ИМК БП следует формировать с применением программных средств в виде сетевой информационной модели формализованных взаимосвязанных качественных и количественных характеристик компетенций. ИМК БП должна повышать качество и эффективность электронного обучения, надежность и устойчивость безопасных профессиональных и производственных компетенций, точность оценки профессиональной пригодности для обеспечения безопасности производства.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 58355-2019 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Информационная модель компетенций работника по безопасности производства

Название документа: ГОСТ Р 58355-2019 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Информационная модель компетенций работника по безопасности производства

Номер документа: 58355-2019

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Дата принятия: 21 февраля 2019

Дата начала действия: 01 декабря 2019
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах