• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил


ГОСТ Р 58349-2019

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
     
Дороги автомобильные общего пользования

     
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА

     
Методы измерения толщины слоев дорожной одежды

     
Automobile roads of general use. Road pavement. Methods for measuring pavement layers thickness



ОКС 93.080.01

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2019 г. N 29-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и эксплуатацию дорожных одежд и устанавливает требования к методам измерения толщины слоев дорожной одежды на автомобильных дорогах общего пользования на территории Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.230 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ 12071 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов

ГОСТ 24846 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений

ГОСТ 32757 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Классификация

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32865 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования

ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования

ГОСТ 33475 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.674 Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями

ГОСТ Р 51256-2018 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 53607 Глобальная навигационная спутниковая система. Методы и технологии выполнения геодезических и землеустроительных работ. Определение относительных координат по измерениям псевдодальностей. Основные положения

ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

аттестация методик (методов) измерений: Исследование и подтверждение соответствия методик (методов) измерений установленным метрологическим требованиям к измерениям.

[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ [1], статья 2, определение 1]

3.2

георадар: Устройство, предназначенное для получения радиолокационного изображения отражающих границ подповерхностных объектов вдоль разреза или на площади.

[ГОСТ 33146-2014, пункт 3.26]

3.3 георадиолокационный метод: Геофизический неразрушающий метод, основанный на излучении импульсов электромагнитных волн и регистрации сигналов, отраженных от различных объектов зондируемой среды.

3.4 диэлектрическая проницаемость: Относительная физическая величина, характеризующая свойства изолирующей (диэлектрической) среды и показывающая, во сколько раз силы взаимодействия двух электрических зарядов в этой среде менее, чем в вакууме.

3.5

калибровка средств измерений: Совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений.

[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ [1], статья 2, определение 10]

3.6 вырубка (керн): Образец, отобранный из монолитного материала дорожной одежды путем выпиливания или выбуривания.

3.7

косвенное измерение: Измерение, при котором искомое значение величины определяют на основании результатов прямых измерений других величин, функционально связанных с искомой величиной.

[РМГ 29-2013, статья 4.20]

3.8 кровля слоя: Верхняя поверхность слоя дорожной одежды.

3.9

метод измерений: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.

[ГОСТ Р 8.563-2009, пункт 3.1]

3.10 мониторинг: Система наблюдения и контроля за состоянием объекта, проводимая по определенной программе, утверждаемой заказчиком.

3.11

нивелирование: Определение превышений между точками местности, дороги, строений и искусственных сооружений.

[ГОСТ 32869-2014, пункт 3.8]

3.12

поверка средств измерений: Совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ [1], статья 2, определение 17]

3.13

погрешность измерения: Разность между измеренным значением величины и опорным значением величины.

[РМГ 29-2013, статья 5.16]

3.14 подошва слоя: Нижняя поверхность слоя дорожной одежды.

3.15 проба: Отобранное установленным способом определенное количество материала или полуфабриката, необходимое для приготовления требуемого количества образцов, подвергаемых испытанию.

3.16

прямое измерение: Измерение, при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений.

[Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ [1], статья 2, определение 19]


3.17 толщина слоя дорожной одежды: Расстояние между верхней и нижней поверхностями слоя по восстановленному перпендикуляру между ними.

3.18 шурф: Вертикальная выработка (малого поперечного сечения и глубиной не более 2 м), предназначенная для обследования дорожной одежды и грунтов земляного полотна.

3.19 электрофизические свойства среды: Диэлектрическая проницаемость материала слоя или скорость распространения электромагнитного сигнала в нем.

4 Общие положения

4.1 Положениями настоящего стандарта следует руководствоваться для обеспечения исполнения требований ТР ТС 014/2011 [2].

Измерение толщины слоев дорожной одежды на разных этапах жизненного цикла автомобильных дорог следует выполнять в следующих случаях:

- при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог для контроля толщины уложенных слоев дорожной одежды (далее - контроль толщины);

- инженерно-геологических изысканиях эксплуатируемых автомобильных дорог для оценки несущей способности дорожной одежды и разработки проектных решений по ее усилению (далее - инженерно-геологические изыскания);

- мониторинге состояния дорожной одежды в процессе эксплуатации (далее - мониторинг состояния дорожной одежды).

4.2 При измерениях толщины слоев дорожной одежды следует сопоставлять результаты измеренных значений толщины со значениями, приведенными в проектной (рабочей) документации, исполнительной съемке, паспорте автомобильной дороги.

4.3 При измерении толщины слоев дорожной одежды на разных этапах жизненного цикла автомобильных дорог допускается использовать разные комбинации методов измерений.

При контроле толщины следует применять геодезический метод, разрушающие методы или георадиолокационный метод совместно с разрушающими методами.

При инженерно-геологических изысканиях и мониторинге состояния дорожной одежды следует применять георадиолокационный метод совместно с разрушающими методами. При инженерно-геологических изысканиях разрушающие методы измерений толщины слоев можно использовать как самостоятельные, без георадиолокационного обследования.

Разрушающие методы (отбор кернов, проб, шурфование) следует применять в соответствии с требованиями ГОСТ 32868, ГОСТ 12071.

4.4 Результаты измерений толщины слоев, полученные разрушающими точечными методами, следует считать приоритетными в сравнении с результатами, полученными неразрушающими методами, отличающимися высокой производительностью и непрерывностью измерений.

5 Средства измерений и вспомогательное оборудование

5.1 При выполнении прямых измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, тип применяемых средств измерений подлежит обязательному утверждению в соответствии с [1].

Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться поверке и калибровке. При этом измерения следует выполнять согласно методикам, которые подлежат аттестации в добровольном порядке [1].

Применяемые средства измерения должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 8.674 и 5.2-5.4.

5.2 При геодезическом методе измерений толщины слоев следует применять средства измерений (нивелиры, тахеометры, теодолиты) и вспомогательное оборудование в соответствии с требованиями ГОСТ 32869, ГОСТ 24846.

5.3 При георадиолокационном методе измерений толщины слоев необходимо использовать следующий комплект георадиолокационного (георадарного) и вспомогательного оборудования:

- модуль управления георадаром и антенные блоки;

- средства геопространственного позиционирования (приемники глобальной навигационной спутниковой сети, датчики измерения пути, гироскопические датчики и др.);

- системы фото- и видеофиксации;

- устройства ввода и визуализации данных, блоки питания, системы крепления и транспортирования антенных блоков.

Георадиолокационное (георадарное) оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ 32868-2014 (подпункт 6.2) и 5.1.

Требования к георадиолокационному оборудованию:

а) диапазон измерения толщины следующих конструктивных слоев дорожной одежды:

1) покрытия от 0,04 до 0,5 м;

2) основания от 0,08 до 0,6 м;

3) дополнительных слоев основания от 0,2 до 0,8 м;

б) пределы изменения центральной частоты антенных блоков при измерении толщины слоев следующих конструктивных элементов дорожной одежды:

1) покрытия от 1000 до 3000 МГц;

2) основания от 700 до 2000 МГц;

3) дополнительных слоев основания от 250 до 1200 МГц;

в) погрешность измерений толщины слоев не должна превышать:

1) 0,5 см для монолитных слоев на глубине не более 10 см;

2) 1 см - для монолитных слоев на глубине от 11 до 20 см;

3) 2 см - для монолитных слоев и слоев из несвязных материалов на глубине от 21 до 60 см;

4) 4 см - для слоев из несвязных материалов на глубине от 61 до 120 см.

Датчики измерения пути, применяемые совместно с георадарным оборудованием, должны быть откалиброваны, при этом абсолютная погрешность в определении пройденного расстояния не должна превышать ±5 м/км.

5.4 Линейка металлическая для измерения толщины слоев при использовании разрушающих методов должна соответствовать требованиям ГОСТ 427.

6 Методы измерений

6.1 Геодезический метод

6.1.1 Сущность метода заключается в измерениях высотных отметок в одной и той же точке в плане на поверхности кровли и подошвы каждого слоя дорожной одежды с последующим расчетом толщины слоя по разнице отметок.

6.1.2 Геодезический метод измерений толщины слоев дорожной одежды целесообразно выполнять параллельно с измерениями ровности оснований и покрытий методом амплитуд по ГОСТ Р 56925-2016 (раздел 5).

6.1.3 Высотные отметки подошвы и кровли слоя из монолитных материалов для расчета толщины следует определять путем геометрического нивелирования с погрешностью, не превышающей значений, допустимых по ГОСТ 10528-90 (раздел 1) для нивелиров точной группы (класса).

6.1.4 Для съемки высотных отметок подошвы и кровли слоев дорожной одежды из несвязных материалов, а также выполнения плановой разбивки необходимо применять тахеометры.

Погрешность выноса точек и определения высотных отметок не должна превышать значений, допустимых по ГОСТ 32869-2014 (приложение А) для тахеометров точного типа (класса). Для плановой разбивки допускается использование оборудования глобальной навигационной спутниковой сети по ГОСТ 32869-2014 (раздел 6, приложение А).

6.2 Георадиолокационный метод

6.2.1 Сущность метода заключается в непрерывном сканировании дорожной одежды по траектории движения георадара с заданным шагом излучения и приема сигнала, отраженного от границ слоев с построением волнового разреза (радарограммы) в координатах длины профиля и времени прохождения электромагнитного сигнала по глубине.

Определение толщины слоев с помощью георадара следует выполнять путем косвенных измерений. Для определения толщины слоя необходимо использовать результаты прямых измерений времени прохождения электромагнитного сигнала от верхней границы слоя к нижней и обратно.

Математическую зависимость толщины слоя h, см, от времени прохождения электромагнитного сигнала при определенном значении электрофизических свойств материала вычисляют по формуле

ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды, (1)


где с - скорость света в вакууме (30 см/нс);

ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды - время пробега электромагнитного сигнала от верхней границы слоя к нижней и в обратном направлении, определяемое с помощью георадиолокационного оборудования, нс;

ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды - диэлектрическая проницаемость, определяемая по таблице А.1 (приложение А) или опытным путем (калибровка по данным бурения или применение приборов для измерения диэлектрической проницаемости).

На объекте должна быть выполнена полевая калибровка георадара по данным контрольного бурения (отбора пробы). Допускается калибровка записанных георадаром данных в ходе постобработки в камеральных условиях. Измеренное с помощью георадара значение параметра ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды, а также измеренное в точке контрольного бурения (отбора пробы) посредством металлической линейки значение параметра h следует подставлять в формулу (2) для вычисления значения параметра ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды:

ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды. (2)


Косвенное измерение толщины слоев на удалении от точки контрольного бурения (отбора пробы) следует осуществлять при фиксированном значении параметра ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды, полученном на основании калибровки георадара в ближайшей точке контрольного бурения с учетом 10.2.5.

6.2.2 Расчет толщины каждого слоя дорожной одежды по времени прохождения электромагнитного сигнала следует осуществлять по формуле (1) в автоматизированном режиме программными алгоритмами.

6.3 Разрушающие методы

6.3.1 Сущность метода заключается в измерении толщины слоя с помощью металлической линейки по отобранному (высверленному) керну (пробе) из дорожной одежды или прорытому шурфу как расстояния между верхней и нижней границами слоя.

6.3.2 Измерения толщины слоев из монолитных материалов следует выполнять по отобранным керноотборником цилиндрическим кернам. Допускаются отбор прямоугольных проб с помощью швонарезчика и выполнение измерений по ним.

Измерение толщины слоя из связных материалов и грунтов следует проводить по пробам, отобранным при колонковом бурении скважин; из несвязных материалов и грунтов - по измерениям на стенках шурфов.

7 Требования безопасности

7.1 В ходе выполнения измерений толщины слоев дорожной одежды необходимо обеспечивать безопасность дорожного движения и рабочего персонала с учетом требований ГОСТ 32757, ГОСТ 32758. Если измерение на участке дороги невозможно без создания помех для движения транспортного потока, должны быть приняты необходимые меры безопасности.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды

Название документа: ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды

Номер документа: 58349-2019

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Дата принятия: 13 февраля 2019

Дата начала действия: 01 июля 2019
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах