Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ Р 58347-2019

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Интеллектуальная собственность


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ КОНТРАФАКТНОЙ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОБЛАСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ


Методы и технологии защиты


Intellectual property. Preventive actions against spread of counterfeit and fraudulent products in mechanical engineering. Protective methods and technologies



ОКС 13.310*

________________

     * Поправка (ИУС N 5-2019)

Дата введения 2019-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческой организацией "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АССОЦИАЦИЯ АРМАТУРОСТРОИТЕЛЕЙ" (НПАА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 "Интеллектуальная собственность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 февраля 2019 г. N 23-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2019 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение


Цель настоящего стандарта - раскрыть методы снижения угрозы безопасности, исходящей от фальсифицированной и/или контрафактной (Ф/К) продукции, включающие в себя техники, которые могут использоваться для усиления контроля в процессе закупок, минимизации вероятности производства и попадания на рынок Ф/К-продукции. Особое внимание уделено участию инженерно-технических работников и улучшению системы взаимодействия с Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Эффективное использование положений настоящего стандарта обеспечивает возможность контроля за Ф/К-продукцией, ее своевременное обнаружение и документирование.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на машиностроительную продукцию всех видов и типов, а также приводов к ней.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р 57881 Система защиты от фальсификации и контрафакта. Термины и определения

ГОСТ Р 58348 Интеллектуальная собственность. Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в области машиностроения. Требования к процессам закупки, приемки и утилизации

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57881, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аккредитация: Подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

3.2 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

3.3 дистрибьютор: Фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей.

3.4 заказчик: Покупатель, обратившийся к продавцу с заявкой на разработку, поставку какого-либо товара и/или выполнение услуг.

3.5 изготовитель (продуцент): Организация независимо от ее организационно-правовой формы, производящая продукцию для последующей реализации потребителям.

3.6

государственная комиссия: Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, созданная для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, а также для мониторинга и оценки ситуации в этой сфере на территории Российской Федерации.

[[1], пункт 1]

3.7 орган по сертификации: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

3.8 поставщик: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, выбранная заказчиком для осуществления поставки продукции для нужд заказчика.

3.9 продавец: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, реализующая продукцию потребителям.

3.10 разработчик: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, разрабатывающая документацию (конструкторскую, технологическую и т.п.) на продукцию.

3.11 сертификация: Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

3.12 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

     4 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

- ВСД - ведомость сбора данных;

- ИТР - инженерно-технический работник;

- МТО - материально-техническое обеспечение;

- ОТК - отдел технического контроля;

- СИ - сомнительное изделие;

- СК - служба качества;

- Ф/К - фальсифицированная/контрафактная (продукция);

- ЭО - экспертная организация.

     5 Определение поставщика

5.1 Выбор поставщика должен осуществляться на основе оценки его квалификации и производственного потенциала непосредственно на его производственной (складской) площадке.

Потребителям рекомендуется периодически, но не реже одного раза в год, выполнять переоценку производственного и квалификационного потенциала поставщиков на их производственных (складских) площадках. Организации следует использовать данную методику для оценки любого поставщика, который покупает или продает продукцию на открытом рынке, поскольку жизненный цикл продукции с открытого рынка практически невозможно полностью проследить до производителя, и она с большей долей вероятности может быть подвергнута фальсификации, чем продукция, приобретенная у авторизованных поставщиков с возможностью отслеживания всей цепи поставок. Это вызвано высокой вероятностью того, что продукция неизвестного происхождения, подвергаясь обращению при неконтролируемых обстоятельствах, могла быть изменена, модифицирована или ее потребительские свойства изменены иным образом.

5.2 Оценку производственного и квалификационного потенциала поставщика рекомендуется проводить с использованием бланка предварительной оценки, в котором отражаются базовые сведения о способности потенциального поставщика в части предотвращения, обнаружения, ограничения и регистрации Ф/К-продукции без выполнения оценки на производственной (складской) площадке поставщика.

Если организация приняла решение, что какой-либо продавец может быть утвержденным поставщиком, то следует провести оценку его производственного и квалификационного потенциала на его производственной (складской) площадке.

Бланк оценки производственной площадки обеспечивает информацией для вынесения общей оценки риска получения заказчиком Ф/К-продукции от этого поставщика.

5.3 Во время оценки производственной (складской) площадки представители предприятия, закупающего продукцию, оценивают, в какой степени поставщик соответствует требованиям каждого пункта оценки. По результатам оценки начисляются баллы в диапазоне от 0 до 3 следующим образом:

0 - соответствие отсутствует или пункт не рассматривался;

1 - частичное соответствие; отсутствие достаточного объема информации;

2 - имеют место незначительные несоответствия;

3 - полное соответствие.

5.4 Каждый вопрос должен иметь соответствующий его значимости весовой коэффициент в диапазоне от 1 до 5, 10. Коэффициенты назначает предприятие с учетом специфики деятельности.

Эти численные коэффициенты определяются следующим образом:

1 - минимальная важность с точки зрения возможности поставщика противостоять Ф/К;

2 - вопрос имеет некоторую важность, но не является решающим фактором с точки зрения возможностей поставщика предотвратить отгрузку Ф/К-продукции;

3 - важный вопрос;

4 - вопрос высокой важности;

5 - вопрос очень важный и обычно прямо влияет на возможность поставщика предотвратить отгрузку Ф/К-продукции;

10 - вопрос считается критичным фактором в оценке активности поставщика в борьбе с поставкой Ф/К-продукции.

Организация должна присвоить эти численные коэффициенты каждому пункту бланка оценки для более точного отражения своих приоритетов в вопросах оценки. Государственная комиссия может установить точные значения численных коэффициентов для корреляции с оценочным рейтингом, выработанным другими организациями.

     6 Взаимодействие

6.1 Взаимодействие является ключевым элементом эффективного процесса борьбы с поставками Ф/К-продукции. Многие проблемы, связанные с процессом закупок, могут быть решены путем взаимодействия с другими участниками рынка.

Взаимодействие участников рынка происходит напрямую через государственную комиссию.

6.2 Методика взаимодействия между разными лицами и организациями, участвующими в процессе закупок, необходима для эффективной борьбы с поставками Ф/К-продукции.

Участники процесса закупок должны быть своевременно проинформированы о ходе выполнения взаимных обязательств. В дополнение к доступным техническим и проектным данным необходимо наличие следующих документов:

- отчетов о проведении аудиторских проверок и экспертиз промышленного оборудования поставщиков;

- документов по предыдущим закупкам;

- референц-листов.

6.3 Организации должны:

- вести базы данных по СИ, Ф/К-продукции и поставщикам этой продукции на основе информации, полученной от внешних организаций, и на собственном опыте;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs