Статус документа
Статус документа

ПНСТ 340-2018

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАНДАРТИЗОВАННОГО НАБОРА ПРОТОКОЛОВ, ПАРАМЕТРОВ, МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЯЕМЫМ РЕЕСТРОМ ДАННЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Intelligent transport systems. Determination of a standardized set of protocols, parameters, management method of the updated data registry for transfer of safety and emergency messages

ОКС 35.240

Срок действия с 2019-06-01

до 2022-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТранснавиСофт" (ООО "ТранснавиСофт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2018 г. N 72-пнст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 24978-2009* "Интеллектуальные транспортные системы. Безопасность ИТС и сообщения об авариях с использованием любой наличной беспроводной среды. Процедуры регистрации данных" (ISO 24978:2009 "Intelligent transport systems - ITS Safety and emergency messages using any available wireless media - Data registry procedures", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.   

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, улишина, д.35 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Одной из серьезнейших проблем мирового масштаба является большое количество погибших и получивших травмы на дорогах. В России количество погибших на дорогах остается на очень высоком уровне: смертность на дорогах, согласно статистическим данным на 2018 г., выше, чем в странах Европы, в три раза. По данным ГИБДД, 2017 г. в стране погибли 19 тыс. и травмированы более 215 тыс. человек. Несмотря на устойчивую положительную динамику на фоне профилактических работ: количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) сократилось на треть, раненых - на 17%, требуется принятие дополнительных мер воздействия на ключевые факторы аварийности.

В настоящее время разрабатывается ряд интеллектуальных транспортных систем (ИТС), систем обеспечения безопасности дорожного движения, таких как системы экстренного оповещения и оказания помощи при ДТП eSafety, eCall. Одной из основных задач данных систем является автоматическое предоставления единого минимального набора данных (minimum set of data, MSD) службам спасения и экстренного реагирования при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций (ЧС) на дорогах.

Доступная информация может варьироваться в зависимости от модели транспортного средства (ТС), в соответствии со стратегией производителя ТС и, безусловно, будет изменяться с течением времени.

Учитывая повышенное внимание к развитию систем обеспечения безопасности на дорогах и постоянное расширение технических возможностей современных систем, важным становится увеличение показателей скорости, точности и корректности передаваемой получателю информации, а также обеспечение возможности совместного использования данной информации в системах организации и безопасности движения.

Количество лиц, заинтересованных в получении информации о ситуации на дорогах, не ограничено: в случае срочных сообщений об аварии - это службы спасения, пункты реагирования общественной безопасности, горячая линия, где принимаются экстренные телефонные вызовы и затем автоматически направляются в соответствующие службы спасения.

Для четкой работы автоматизированных систем предотвращения столкновений ТС или других автоматизированных подсистем ИТС, обеспечивающих безопасность дорожного движения, должны действовать следующие технологии обмена данными: "автомобиль - автомобиль" (vehicle-to-vehicle, V2V), "инфраструктура - автомобиль" (infrastructure-to-vehicle, I2V), "автомобиль - инфраструктура" (vehicle-to-infrastructure, V2I), "автомобиль - пешеход" (vehicle-to-pedestrian, V2P), а также "автомобиль - электросеть" (vehicle-to-grid, V2G), "автомобиль - электронное устройство" (vehicle-to-device, V2D) и, наконец, "автомобиль - любой объект" (vehicle-to-everything, V2Х). В целом крайне важно, чтобы форматы обмена данными передавали сообщения, связанные с безопасностью дорожного движения, ЧС на транспорте, быстро и четко и были абсолютно понятны для всех пользователей.

Это требует точного, общего для всех определения и описания используемых в ИТС данных, чтобы поступающая информация была не только точно определена и формализована, но и свободно доступна как для разработчиков различных подсистем ИТС на стадии проектирования, внедрения системы, так и для экстренных оперативных служб, систем экстренного реагирования при авариях (ЭРА ГЛОНАСС), а также для любого заинтересованного пользователя или получателя информации в случае возникновения чрезвычайных и критических ситуаций на дороге. Для этого требуется наличие общего реестра данных, используемого для обеспечения передачи сообщений, касающихся безопасности и ЧС.

Настоящий стандарт обеспечивает основу для определения стандартизованного набора процедур регистрации данных, протоколов, параметров, метода управления обновляемым реестром данных (РД) для передачи сообщений, касающихся безопасности и ЧС на дорогах. Определения в настоящем стандарте приведены в нормативных документах*, а также в ГОСТ Р 56829.

________________

* См. [1]-[4].

В случае возникновения ЧС ТС будут иметь на борту доступную информацию, которая является полезной либо крайне необходимой для служб экстренного реагирования. Производители с учетом современного развития технических средств и технологий имеют возможность оснащать ТС автономными бортовыми регистраторами данных и событий, аналогичными таким устройствам, как "черный ящик" в авиации. Благодаря регистраторам можно автоматически определять и регулировать, например, скорость ТС непосредственно перед аварией, скорость разгона и торможения, а также определять тормозной путь ТС, состояние и уровень активации системы антиблокировки тормозов или антипробуксовочной системы и т.д. Владельцы ТС в будущем также смогут получать и руководствоваться информацией, относящейся к технологиям систем предупреждения столкновений ТС: допустимое количество пассажиров, каким именно оборудованием, механизмами оснащены ТС и т. п.

В первую очередь данная информация необходима системам экстренного реагирования в случае аварий, однако она не может быть затребована в обязательном порядке как составная часть "стандартного" сообщения, касающегося безопасности и ЧС.

Таким образом, единый обновляемый РД для обеспечения передачи в ИТС сообщений, относящихся к безопасности и ЧС, должен содержать сочетание стандартизованных концепций данных, собственных данных и данных, предназначенных для использования на государственном (национальном) и региональном уровнях.

Кроме того, важно учитывать, что оборудование, установленное в ТС в 2010 г., может функционировать и в 2040 г., в то время как средства беспроводной связи имеют более короткий жизненный цикл. Таким образом, благодаря новым и дополнительным концепциям формирования РД технические средства, обеспечивающие беспроводную передачу информации, будут меняться. Поэтому настоящий стандарт является независимым от характеристик и особенностей технической инфраструктуры и средств беспроводной связи, не формирует требований к конкретным подсистемам и средствам беспроводной передачи данных, устанавливая, однако, требования к данным, которые будут однозначно восприниматься получателями сообщений, касающихся безопасности и ЧС на дорогах. Причем для улучшения надежности и достоверности получения данной информации целесообразно использовать не один носитель информации, а каждый из доступных пользователю. Не предполагается, что обязательно должен быть один глобальный обновляемый РД для обеспечения передачи сообщений, касающихся безопасности и ЧС в ИТС, несмотря на целый ряд организационных и других причин.

Настоящий стандарт обеспечивает основу для работы с обновляемым реестром данных. Он не предусматривает использования или предоставления концепций данных, а также не связан с безопасностью передачи информации, проблемами конфиденциальности и технических средств передачи данных. Настоящий стандарт определяет процедуры регистрации данных, набор протоколов, параметров, метод управления обновляемым РД, что позволит незамедлительно, с учетом использования автоматизированных систем, передать соответствующим сторонам точно и однозначно смысл сообщений, касающихся безопасности и ЧС.

Очевидно, что в большинстве случаев потребуется использование дополнительных инструментов для работы с содержимым обновляемого РД. Однако настоящий стандарт определяет исключительно процедуры регистрации данных, включая набор протоколов, параметров, метод управления обновляемым РД.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на интеллектуальные транспортные системы (ИТС).

Настоящий стандарт определяет процедуры регистрации данных, включая набор протоколов, параметров, метод управления обновляемым реестром данных (РД) для обеспечения передачи сообщений, касающихся безопасности и чрезвычайных ситуаций (ЧС), с использованием доступного беспроводного канала связи.

     2 Соответствие

Для соблюдения требований настоящего стандарта используемые в ИТС системы беспроводной связи должны соответствовать действующим на территории их использования правилам, процедурам и протоколам связи, а также учитывать требования соответствующих международных или национальных стандартов. Система беспроводной связи и передачи данных должна обеспечивать предоставление обязательных данных, а также другой дополнительной информации в той мере, в которой она может быть передана при наличии доступной среды передачи данных.

     3 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52928 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения

ГОСТ Р 56829 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения

ГОСТ Р 57187 Интеллектуальные транспортные системы. Протокол обмена данными бортового телематического устройства транспортного средства городского пассажирского транспорта с системой диспетчерского управления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     4 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

4.1 система автоматического оповещения об аварии: Автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах, ее обработку, хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.

4.2 Государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.

4.3 устройство вызова экстренных оперативных служб: Устройство или система, установленные на транспортном средстве, осуществляющие определение координат места нахождения транспортного средства, скорости и направления его движения и обеспечивающие формирование, передачу в некорректируемом виде информации о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, а также двустороннюю голосовую связь транспортного средства с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

4.4 экстренные оперативные службы: Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации такой системы государственный орган данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на организацию централизованной обработки вызовов экстренных оперативных служб, или организация, осуществляющая централизованную обработку вызовов экстренных оперативных служб в данном субъекте Российской Федерации, либо в случае отсутствия указанных органа или организации экстренные оперативные службы данного субъекта Российской Федерации.

     5 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

     ГД

- глоссарий данных;

     ГЛОНАСС

- глобальная навигационная спутниковая система;

     ДТП

- дорожно-транспортное происшествие;

     ИТС

- интеллектуальная транспортная система;

     ТК

- технический комитет;

     ТС

- транспортное средство;

     ЧС

- чрезвычайная ситуация;

     РД

- реестр данных;

     ASN.1

- abstract Syntax Notation One;

     GPS

- global Positioning System;

     M

- mandatory (обязательный);

     O

- optional (необязательный);

     C

- contingent (условный);

     I

- indicative (индикативный);

     A

- assigned (назначенный);

     N/A

- not applicable (неприменяемый);

     UML

- Unified Modeling Language.

     6 Требования к процедурам регистрации данных и управлению обновляемым реестром данных

     6.1 Формат использования

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».