• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
С ограниченным сроком действия


ПНСТ 311-2018

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕФОРМАТИВНОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ИЗ НЕСВЯЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ГРУНТОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Технические требования и методы определения

Automobile roads of general use. Flexible pavement indexes of deformation of structural layers of loose materials and soils. Technical requirements and methods of determination

ОКС 93.080.01

Срок действия с 2019-04-01

до 2022-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-образовательным центром автомобильных дорог (НОЦ АвтоДор) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет транспорта (МИИТ)" ["РУТ (МИИТ)"] при участии Автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2018 г. N 66-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направлять не позднее, чем за 4 мес до истечения срока его действия, разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Уведомление также будет размещено на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Определение показателей деформативности конструктивных слоев и грунтов земляного полотна дополняет существующие методы контроля, нормируемые действующими нормативно-техническими документами в области дорожного хозяйства.

Определение показателей деформативности позволяет поэтапно контролировать несущую способность, качество и однородность уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды и грунтов рабочего слоя земляного полотна, а также, при несоблюдении требований к показателям, заложенным в настоящем стандарте, эффективно и своевременно применять необходимые мероприятия до устройства вышележащих конструктивных слоев дорожных одежд.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на показатели деформативности конструктивных слоев дорожных одежд из несвязных материалов и на показатели деформативности грунтов рабочего слоя земляного полотна автомобильных дорог общего пользования.

Настоящий стандарт устанавливает требования к показателям деформативности конструктивных слоев дорожных одежд из несвязных материалов и к показателям деформативности грунтов рабочего слоя земляного полотна и методы их определения с целью оценки несущей способности, качества и однородности уплотнения на стадии строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования с использованием статического и динамического методов нагружения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 577 Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. Технические условия

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 нагрузочная плита: Плоский стальной элемент штамповой установки определенной площади, имеющий круглое поперечное сечение и равномерно распределяющий нагрузку от воздействия внешних сил на поверхность испытуемого объекта.

3.2 несвязный материал: Материал для устройства конструктивных слоев дорожной одежды, обладающий сыпучестью в сухом состоянии.

Примечание - К несвязным материалам относятся фракционированный щебень, щебеночно-песчаные смеси (ЩПС), щебеночно-гравийно-песчаные смеси (ЩГПС), песчано-гравийные смеси (ПГС), песок и т.д.

3.3 (общий) модуль упругости (на поверхности конструктивного слоя [грунта земляного полотна]) ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения: Показатель, определяемый величиной обратимой деформации от прилагаемой нагрузки, используемый для характеристики несущей способности на поверхности конструктивного слоя дорожной одежды [грунта земляного полотна], измеряемый в МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения.

3.4 модули деформации (при первичном и повторном нагружении) ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения: Показатели, определяемые величиной общей деформации от прилагаемой нагрузки при проведении измерений методом статического нагружения при первичном и повторном циклах нагружения, измеряемые в МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения.

3.5 модуль деформации при динамическом нагружении ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения: Показатель, определяемый величиной деформации от прилагаемой нагрузки при проведении измерений методом динамического нагружения, измеряемый в МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения.

3.6 показатели деформативности: Комплекс показателей, применяемых для характеристики несущей способности на поверхности конструктивного слоя или грунта земляного плотна (ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения) и косвенной оценки качества уплотнения конструктивных слоев или грунта земляного полотна (ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения,ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения,ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения и ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения).

3.7 условный показатель уплотнения ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения: Показатель, определяемый при проведении измерений методом статического нагружения как отношение модулей деформации при повторном и первичном нагружениях, характеризующий качество уплотнения и служащий для косвенной оценки степени уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды или грунта земляного полотна.

3.8 характерный участок: Участок автомобильной дороги, на протяжении которого конструкция дорожной одежды, материалы и толщины конструктивных слоев, грунт земляного полотна и проектное значение модуля упругости на поверхности остаются неизменными.

3.9 штамповая установка статического нагружения: Техническое устройство, измеряющее деформацию конструктивного слоя под воздействием статической нагрузки, передаваемой на конструктивный слой дорожной одежды через нагрузочную плиту.

3.10 штамповая установка динамического нагружения: Техническое устройство, измеряющее деформацию конструктивного слоя под воздействием динамической нагрузки, передаваемой на конструктивный слой через нагрузочную плиту.

4 Технические требования

Требования к показателям деформативности и однородности уплотнения представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Требования к показателям деформативности и однородности уплотнения

Материал слоя

Конструктивный элемент

Показатели деформативности

Коэффициент

при статическом нагружении

при динамическом нагружении

вариации модуля деформации,

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определенияПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определенияПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, не болееПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определенияПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

V (ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения), не болееПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

ЩПС, ЩГПС

Слои покрытия автомобильных дорог с переходным видом покрытий

Не ниже проектного

Для набора статистических

2,5

Для набора статистических

0,12

ЩПС, ЩГПС, ГПС, фракционированный щебень

Верхний несущий слой основания автомобильных дорог I технической категории

значенияПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

данных

2,2

данных

0,12

Верхний несущий слой основания автомобильных дорог II-IV технической категории

2,5

0,12

Нижний несущий слой основания

0,12

Дополнительный слой основания

0,15

Песок

Нижний несущий слой основания

0,18

Дополнительный слой основания

0,18

Грунт

Рабочий слой земляного полотна

0,18

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения Допускается отклонение ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения не более чем для 20% измерений от общего числа на измерительном участке не более чем на 10% в большую сторону от максимально допустимого значения, представленного в таблице 1.

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения Для слоев, устроенных из фракционированного щебня, коэффициент вариации должен составлять не более 0,18.

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения Проектное значение - величина модуля упругости на поверхности конструктивного слоя или грунта земляного полотна, рассчитанная при проектировании дорожной одежды по критерию упругого прогиба. Допускают отклонение значений ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения не более чем для 20% измерений от общего числа на измерительном участке не более чем на 10% в меньшую сторону.

5 Методы определения

5.1 Требования к средствам измерений, вспомогательным устройствам и материалам

5.1.1 При выполнении измерений методом статического нагружения применяют следующие средства измерений и вспомогательные устройства и материалы:

а) штамповая установка статического нагружения, включающая:

1) механизм нагружения - гидравлический насос с гидроцилиндром и поршнем или механический домкрат, развивающий усилие не менее 100 кН и обеспечивающий длину хода поршня не менее 150 мм.

Монтажная высота штамповой установки статического нагружения в рабочем состоянии должна быть не более 0,6 м. Для компенсации расстояния от гидроцилиндра до противовеса применяют удлиняющие элементы (металлические насадки), которые должны обеспечивать возможность упора гидравлического цилиндра в противовес на высоту до 1 м. Металлические насадки не должны деформироваться под создаваемой нагрузкой. Допускают применение магнитных шарниров с плоской подошвой для упора гидроцилиндра в противовес;

2) нагрузочные плиты, выполненные из стали. Допускают применение нагрузочных плит диаметром (300,00±0,25), (600,0±0,5), (762,0±0,5) мм.

Нагрузочная плита диаметром 300 мм должна иметь толщину не менее 25 мм. Нагрузочные плиты диаметром 600 мм и 762 мм изготовляют с ребрами жесткости, расположенными симметрично по радиусу, и их толщина должна быть не менее 20 мм.

Нагрузочные плиты диаметром 600 мм и 762 мм должны иметь центрирующие упоры (штифты) для установки и удерживания плиты диаметром 300 мм.

Нагрузочная плита диаметром 300 мм представлена на рисунке 1.

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

1 - центрирующая цапфа с поворотной головкой для гидроцилиндра; 2 - ручка для переноса плиты; 3 - туннель для измерения осадки

Рисунок 1 - Нагрузочная плита диаметром 300 мм

Нагрузочные плиты диаметром 600 мм и 762 мм представлены на рисунке 2.

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

1 - центрирующие упоры для установки нагрузочной плиты диаметром 300 мм; 2 - нагрузочная плита диаметром 300 мм; 3 - ребра жесткости, толщиной не менее 20 мм; 4 - отверстия для переносящего устройства; 5 - зажим

Рисунок 2 - Нагрузочные плиты диаметром 600 мм и 762 мм

3) нагрузочное устройство. Нагрузочное устройство состоит из гидравлического насоса, связанного с гидравлическим цилиндром с использованием шланга высокого давления. Нагрузочное устройство должно обеспечивать нагрузку и разгрузку нагрузочной плиты на отдельных ступенях нагружения;

4) устройство для измерения нагрузки (динамометр) с допускаемой относительной погрешностью не более 1%. Допускается применять манометр с допускаемой относительной погрешностью не более 1%, который градуирован по создаваемым усилиям в зависимости от диаметра применяемой нагрузочной плиты;

5) устройство для измерения осадки нагрузочной плиты (прогибомер), состоящее:

- из несущего каркаса, расположенного на трех опорах;

- вертикально перемещаемого щупа, устойчивого к кручению и изгибу;

- индикатора часового типа ИЧ по ГОСТ 577 класса точности 1.

Допускается применять прогибомеры с поворотным щупом и прогибомеры с перемещающимся по оси щупом в линейном подшипнике.

Прогибомер с поворотным щупом применяют для измерений в котлованах глубиной до 0,3 м. Прогибомер с перемещающимся по оси щупом допускается применять для изменений в более глубоких котлованах. При применении прогибомера с поворотным щупом измерения осадки проводят при изменяющемся соотношении рычагов ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения. При применении прогибомера с перемещающимся по оси щупом измерения осадки плиты проводят при фиксированном соотношении длины рычагов 1:1.

Соотношение длин рычагов ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения (см. рисунок 3) должно быть отрегулировано и зафиксировано во избежание изменения в процессе измерения. Соотношение длин рычагов ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения должно быть не более 2,0.

Расстояние от центра нагрузочной плиты до оси ближайших к нагрузочной плите опор ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения (см. рисунки 3, 4), должно составлять от 1,5 до 1,6 м.

Прогибомер с поворотным щупом представлен на рисунке 3.

Прогибомер со щупом, перемещаемым по оси, представлен на рисунке 4.

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

1 - измеритель деформации; 2 - несущий каркас; 3 - точка вращения; 4 - щуп; 5 - нагрузка; 6 - считывающее устройство; 7 - опоры; ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - фактическая осадка, мм; ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - расстояние от центра нагрузочной плиты до точки вращения, м; ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - расстояние от точки вращения до измерителя деформации, м; ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - расстояние от центра нагрузочной плиты ближайшей опоры, м; h - максимальная глубина выемки, 0,3 м

Рисунок 3 - Схема прогибомера с поворотным щупом

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

1 - индикатор или датчик перемещения; 2 - несущий каркас; 3 - считывающее устройство; 4 - щуп; 5 - нагрузка; 6 - линейный подшипник; 7 - опоры; S - расчетная осадка нагрузочной плиты, мм; ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - расстояние от центра нагрузочной плиты ближайшей опоры, м

Рисунок 4 - Схема прогибомера с перемещающимся по оси щупом в линейном подшипнике

б) противовес. В качестве противовеса допускают использовать строительную технику или иные устройства, нагрузка от которых не менее чем на 10 кН больше максимальной нагрузки, создаваемой штамповой установкой статического нагружения в процессе измерения;

в) горизонтальный водяной уровень;

г) лопата;

д) шпатель;

е) песок сухой без включения частиц размером более 2 мм.

Допускается применять иные средства измерения, вспомогательные устройства и материалы с аналогичными или лучшими метрологическими и техническими характеристиками.

5.1.2 При выполнении измерений методом динамического нагружения применяют следующие средства измерений, вспомогательные устройства и материалы:

а) штамповая установка динамического нагружения, включающая:

1) механизм нагружения - падающий по направляющей штанге груз весом (10,0±0,1) кг, создающий импульс нагружения величиной (7,07±0,05) кН и обеспечивающий давление под штампом на поверхность испытуемого слоя (0,10±0,01) МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения;

2) нагрузочную плиту с ручками для переноски, выполненную из стали диаметром (300,00±0,25) мм толщиной не менее 20 мм;

3) переходный упругий элемент (амортизатор) между нагрузочной плитой и нагрузочным устройством;

4) датчик измерения деформаций с диапазоном измерения от 0,1 до 10,0 мм с погрешностью не более 2%;

5) регистрирующая аппаратура, обеспечивающая регистрацию деформации во времени, а также максимальное значение деформации;

б) вспомогательные устройства и материалы в соответствии с перечислениями г)-е) 5.1.1.

Штамповая установка динамического нагружения представлена на рисунке 5.

Допускается применять иные средства измерения, вспомогательные устройства и материалы с аналогичными или лучшими метрологическими и техническими характеристиками.

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

1 - рукоятка; 2 - механизм фиксации и освобождения груза; 3 - направляющая штанга; 4 - ручка падающего груза; 5 - падающий груз; 6 - упругий элемент; 7 - шаровая опора; 8 - разъем для датчика; 9 - ручки для переноски; 10 - электронный регистрирующий блок; 11 - нагрузочная плита

Рисунок 5 - Схема штамповой установки динамического нагружения

5.2 Методы измерений

5.2.1 Метод измерений статическим нагружением

Сущность метода заключается в проведении статического нагружения двумя циклами, с неполной разгрузкой после первого цикла, на поверхности конструктивных слоев дорожных одежд или грунта земляного полотна с определением осадки нагрузочной плиты от прилагаемой нагрузки и последующим расчетом показателей деформативности.

5.2.2 Метод измерений динамическим нагружением

Сущность метода заключается в проведении динамического нагружения на поверхности конструктивных слоев дорожных одежд или грунта земляного полотна с определением осадки нагрузочной плиты от прилагаемой нагрузки и последующим расчетом показателей деформативности.

5.3 Требования к безопасности

5.3.1 В случае если во время проведения измерений автомобильная дорога используется для передвижения строительной или иной техники, места выполнения работ должны быть огорожены временными техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с ГОСТ 32758.

5.3.2 Специалисты, выполняющие измерения, должны соблюдать инструкции по охране труда, иметь спецодежду, обеспечивающую повышенную видимость в условиях проведения работ.

5.3.3 Специалисты, выполняющие измерения, должны знать устройство средств измерений и вспомогательных устройств, представленных в разделе 4, правила обращения с ними, а также правила их эксплуатации.

5.4 Требования к условиям измерений

5.4.1 Измерения должны проводиться при температуре окружающего воздуха выше 0°С.

5.4.2 Материалы слоев дорожной одежды и грунты рабочего слоя земляного полотна не должны находиться в замерзшем состоянии.

5.4.3 При проведении измерений на расстоянии не менее 5 м не должно находиться движущейся строительной техники, штамповая установка и противовес не должны испытывать вибрацию во время измерений.

5.5 Подготовка к выполнению измерений

5.5.1 Общие положения

5.5.1.1 С целью накопления статистических данных рекомендуется определять и регистрировать дополнительные параметры испытываемого участка (влажность грунта, толщины конструктивных слоев и т.п.), оказывающие влияние на показатели деформативности конструктивных слоев.

5.5.1.2 На участке автомобильной дороги, протяженностью менее 500 м, количество измерений методом статического нагружения должно быть не менее 5. Количество измерений методом динамического нагружения - не менее 30. Измерения методами статического и динамического нагружения проводят через равное расстояние по длине контролируемого участка в соответствии со схемами, представленными на рисунках 6 и 7.

Примечание - При необходимости допускают иное расположение точек и дополнительное количество измерений.

На участке автомобильной дороги, протяженностью свыше 500 м, измерения методом статического нагружения проводятся через каждые 100 м, методом динамического нагружения через каждые 50 м в соответствии со схемами, представленными на рисунках 6 и 7.

Примечание - При необходимости допускают иное расположение точек и дополнительное количество измерений.

Измерения проводят на участках автомобильных дорог шириной не более 20 м. Участки шириной более 20 м следует делить на равные части и назначать количество измерений в соответствии с требованиями, указанными выше. При наличии разделительной полосы измерения проводят по каждому направлению движения отдельно.

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

1 - точки проведения измерений; L - протяженность участка

Рисунок 6 - Схема расположения точек измерения методом статического нагружения

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

1 - точки проведения измерений; L - протяженность участка

Рисунок 7 - Схема расположения точек измерения методом динамического нагружения

5.5.2 Подготовка к выполнению измерений методом статического нагружения

5.5.2.1 Подготовку к выполнению измерений методом статического нагружения выполняют в следующей последовательности:

- подготовка поверхности слоя к проведению измерений;

- подготовка и установка нагрузочной плиты и штамповой установки статического нагружения;

- установка противовеса.

Примечание - Допускается устанавливать противовес на место измерения перед подготовкой поверхности и установкой нагрузочной плиты и штамповой установки статического нагружения.

5.5.2.2 Подготовка поверхности слоя к проведению измерений

Перед установкой нагрузочной плиты необходимо подготовить поверхность слоя для проведения измерений. Поверхность слоя в месте установки нагрузочной плиты необходимо выровнять соответствующими вспомогательными средствами (лопата, шпатель и т.п.). Неуплотненные зерна материала удаляют.

При необходимости, для устранения неровностей, на поверхности испытываемого слоя создают горизонтальную выравнивающую площадку из сухого песка, превышающую площадь нагрузочной плиты. Песок тщательно выравнивают без нарушения сложившейся структуры материала слоя. Толщина слоя песка не должна превышать 5 мм.

Перед проведением измерений на песках, грунтах, на поверхности которых образуется корка или поверхность которых замочена, а также на грунтах, имеющих неоднородную поверхность в верхней зоне, верхнюю часть слоя (не менее 10 см) необходимо удалить. Поверхность слоя в месте установки нагрузочной плиты необходимо выровнять соответствующими вспомогательными средствами (лопата, шпатель и т.п.). Неуплотненные зерна материала удаляются.

5.5.2.3 Подготовка и установка нагрузочной плиты и штамповой установки статического нагружения

При проведении измерений конструктивных слоев дорожной одежды и грунтов земляного полотна применяют нагрузочные плиты диаметром (300,00±0,25) мм. При проведении измерений на слабых или крупнообломочных грунтах земляного полотна с включением крупноразмерных частиц более 90 мм применяют нагрузочные плиты диаметром (600,0±0,5) мм или (762,0±0,5) мм.

На поверхность измеряемого слоя устанавливают нагрузочную плиту. Для обеспечения ее неподвижности, горизонтального положения и полного прилегания к поверхности допускается притирание или легкое постукивание по нагрузочной плите. На поверхности уплотненного слоя под нагрузочной плитой не должно быть зерен каменного материала размером более ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения диаметра нагрузочной плиты. Наличие зерен определяют по результатам визуальной оценки слоя.

Гидравлический цилиндр устанавливают в середине нагрузочной плиты, перпендикулярно к ней под противовесом, и фиксируют во избежание опрокидывания. Гидравлический цилиндр должен упираться в противовес, для этого могут применять металлические насадки для удлинения штока.

Примечание - В отдельных моделях оборудования гидравлический цилиндр упирается в магнитный шарнир с плоской подошвой, который установлен под противовесом.

Устанавливают манометр или динамометр.

Примечание - В отдельных моделях оборудования динамометр или манометр и нагрузочное устройство являются неразъемными.

Прогибомер устанавливают в рабочем положении для измерения осадки нагрузочной плиты. Устанавливают считывающее устройство в середине нагрузочной плиты. Копирное острие считывающего устройства для измерения осадки должно свободно вводиться в измерительный туннель цоколя нагрузочной плиты и размещаться в центре нагрузочной плиты.

Устанавливают измеритель осадки вертикально по отношению к испытуемой поверхности.

5.5.2.4 Установка противовеса

Противовес устанавливают над местом проведения измерений, блокируют тормозами и, при наличии, закрепляют на месте при помощи тормозных башмаков. Место проведения измерений выбирается в соответствии с 5.6.1.

5.5.3 Подготовка к выполнению измерений методом динамического нагружения

При подготовке к выполнению измерений методом динамического нагружения проводят подготовку поверхности слоя к проведению измерений в соответствии с 5.5.2.2.

На поверхность измеряемого слоя устанавливают нагрузочную плиту. Для обеспечения ее неподвижности, горизонтального положения и полного прилегания к поверхности допускается притирание или легкое постукивание по нагрузочной плите. На поверхности уплотненного слоя под нагрузочной плитой не должно быть зерен каменного материала размером более ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения диаметра нагрузочной плиты. Наличие зерен определяют по результатам визуальной оценки.

На нагрузочную плиту устанавливают штангу с падающим грузом и присоединяют к нагрузочной плите электронный блок.

5.6 Порядок проведения измерений

5.6.1 Порядок проведения измерений методом статического нагружения

5.6.1.1 Выполнение измерений проводят в следующей последовательности:

- предварительное нагружение;

- первичное нагружение;

- разгрузка;

- повторное нагружение.

5.6.1.2 Предварительное нагружение

Для устранения возможных случайных деформаций и смещений штампа выполняют предварительное нагружение.

Предварительное нагружение выполняют в следующей последовательности:

- при помощи нагрузочного устройства создается нагрузка, обеспечивающая для плит диаметром 300 мм и 600 мм давление 0,01 МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, а для плиты диаметром 762 мм - 0,005 МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения;

- показания измерителя осадки устанавливают на значение "0" при измерениях на конструктивных слоях дорожных одежд - по прошествии не менее чем 60 с с момента достижения предварительной нагрузки, при измерениях на грунтах земляного полотна - по прошествии не менее чем 120 с с момента достижения предварительной нагрузки.

Примечание - Допускается не устанавливать измеритель осадки на значение "0", а вместо этого зафиксировать отсчет после проведения предварительного нагружения. В этом случае в дальнейшем величина осадки определяется как разница в отсчетах до и после нагружения или разгрузки.

5.6.1.3 Первичное нагружение

Первичное нагружение проводят в шесть ступеней (не менее) при одинаковых интервалах нагрузки до достижения предварительно выбранной максимальной нагрузки.

Максимальное давление для нагрузочной плиты диаметром 300 мм составляет 0,50 МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения. При измерениях на конструктивных слоях из песка и на грунтах земляного полотна при применении нагрузочной плиты диаметром 300 мм допускают снижение максимального давления до 0,25 МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения.

Максимальное давление для нагрузочной плиты диаметром 600 мм составляет 0,25 МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения.

Максимальное давление для нагрузочной плиты диаметром 762 мм составляет 0,20 МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения.

Изменение нагрузки от ступени к ступени должно быть закончено в течение 60 с.

Величина деформации на каждой ступени регистрируется с точностью до 0,01 мм. Время выдержки на каждой ступени при измерениях на конструктивных слоях дорожных одежд должно составлять не менее 60 с, но до достижения интенсивности изменения деформаций не более 0,02 мм/мин, на грунтах земляного полотна - не менее 120 с, но до достижения интенсивности изменения деформаций не более 0,02 мм/мин.

Первичное нагружение выполняют до достижения максимального давления в зависимости от диаметра нагрузочной плиты ступенями в соответствии с таблицей 2.

5.6.1.4 Разгрузка

Выполняют плавную разгрузку ступенями в соответствии с таблицей 3.

Время выдержки на каждой ступени принимается в соответствии с 5.6.1.3.

5.6.1.5 Повторное нагружение

Выполняют повторное нагружение с доведением давления до значения на ступень меньше максимального давления при первичном нагружении в соответствии с таблицей 4.

Время выдержки на каждой ступени принимается в соответствии с 5.6.1.3.

Таблица 2 - Значения нагрузки и давления в зависимости от диаметра нагрузочной плиты при проведении первичного нагружения

Ступень

Диаметр нагрузочной плиты

нагружения

300 мм

300 ммПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

600 мм

762 мм

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

0

0,71

0,01

0,71

0,01

2,82

0,01

2,28

0,005

1

5,65

0,08

2,84

0,04

11,31

0,04

9,12

0,02

2

11,31

0,16

5,65

0,08

22,62

0,08

18,24

0,04

3

17,67

0,25

8,52

0,12

33,93

0,12

36,48

0,08

4

23,33

0,33

11,31

0,16

45,24

0,16

54,72

0,12

5

29,69

0,42

14,20

0,20

56,65

0,20

76,96

0,16

6

35,35

0,50

17,67

0,25

70,69

0,25

91,21

0,20

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения Допускают при измерениях на конструктивных слоях из песка и на грунтах земляного полотна.

Таблица 3 - Значения нагрузки и давления в зависимости от диаметра нагрузочной плиты при разгрузке

Ступень

Диаметр нагрузочной плиты

разгрузки

300 мм

300 ммПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

600 мм

762 мм

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

1

17,67

0,25

8,52

0,12

33,93

0,12

45,61

0,10

2

8,52

0,12

4,26

0,06

16,96

0,06

22,80

0,05

3

0,71

0,01

0,01

0,01

0,28

0,01

2,28

0,005

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения Допускают при измерениях на конструктивных слоях из песка и на грунтах земляного полотна.

Таблица 4 - Значения нагрузки и давления в зависимости от диаметра нагрузочной плиты при проведении повторного нагружения

Ступень

Диаметр нагрузочной плиты

нагружения

300 мм

300 ммПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

600 мм

762 мм

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Нагрузка, кН

Расчетное давление для создания требуемой нагрузки,

МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

0

0,71

0,01

0,71

0,01

2,82

0,01

2,28

0,005

1

5,65

0,08

2,84

0,04

11,31

0,04

9,12

0,02

2

11,31

0,16

5,65

0,08

22,62

0,08

18,24

0,04

3

17,67

0,25

8,52

0,12

33,93

0,12

36,48

0,08

4

23,33

0,33

11,31

0,16

45,24

0,16

54,72

0,12

5

29,69

0,42

14,20

0,20

56,65

0,20

76,96

0,16

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения Допускают при измерениях на конструктивных слоях из песка и на грунтах земляного полотна.

5.6.2 Порядок проведения измерений методом динамического нагружения

Выполнение измерений проводят в следующей последовательности:

- выполняют предварительное нагружение тремя сбросами груза без регистрации деформаций для устранения возможных случайных деформаций;

- выполняют три сбрасывания груза с регистрации деформации при каждом из сбрасываний.

5.7 Обработка результатов измерений

5.7.1 Расчет осадки плиты в зависимости от типа штамповой установки

Расчетная осадка нагрузочной плиты S, мм, определяется для прогибомеров:

- с перемещающимся по оси щупом в линейном подшипнике (см. рисунок 4) - фактическим показанием измерителя осадки;

- с поворотным щупом (см. рисунок 3) - по формуле

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, (1)

где ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - фактическая осадка нагрузочной плиты при измерениях прогибомером с поворотным щупом, мм;

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - расстояние от центра нагрузочной плиты до точки вращения прогибомера (см. рисунок 3), мм;

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - расстояние от точки вращения прогибомера до измерителя осадки (см. рисунок 3), мм.

5.7.2 Расчет модулей деформации при первичном и повторном нагружениях

Модули деформации при первичном и повторном нагружениях ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, рассчитывают по формуле

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения, (2)

где 0,75 - коэффициент, учитывающий специфику проведения измерений нагрузочными плитами и усредненный коэффициент Пуассона;

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - диаметр нагрузочной плиты, мм;

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - максимальное давление при измерении, МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения;

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения - постоянная многочлена второй степени, мм/(МН/мПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения);

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Название документа: ПНСТ 311-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения

Номер документа: 311-2018

Вид документа: ПНСТ

Принявший орган: Росстандарт

Статус: С ограниченным сроком действия

Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Дата принятия: 25 декабря 2018

Дата начала действия: 01 апреля 2019
Дата окончания действия: 01 апреля 2022
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах