• Текст документа
  • Статус
Действующий

ГОСТ Р 58306-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В КАБИНЕ МАШИНИСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Эргономические требования

Control levers and information display devices in the cab of railway traction rolling stock. Ergonomic requirements

ОКС 45.060

Дата введения 2019-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2018 г. N 1104-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на органы управления (ОУ) и средства отображения информации (СОИ) в кабине машиниста железнодорожного тягового подвижного состава (ТПС) и устанавливает требования к их размещению и взаимному расположению на пульте управления.

Примечание - Требования настоящего стандарта могут быть применены к размещению и взаимному расположению ОУ и СОИ на пульте управления специального самоходного подвижного состава.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 21480 Система "Человек-машина". Мнемосхемы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753 Система "Человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 21786 Система "Человек-машина". Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования

ГОСТ 22613 Система "Человек-машина". Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22614 Система "Человек-машина". Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22615 Система "Человек-машина". Выключатели и переключатели типа "Тумблер". Общие эргономические требования

ГОСТ 31187-2011 Тепловозы магистральные. Общие технические требования

ГОСТ 31428-2011 Тепловозы маневровые с электрической передачей. Общие технические требования

ГОСТ 31666-2014 Дизель-поезда. Общие технические требования

ГОСТ 32216-2013 Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования

ГОСТ 33327-2015 Рельсовые автобусы. Общие технические требования

ГОСТ Р 55364-2012 Электровозы. Общие технические требования

ГОСТ Р 55434-2013 Электропоезда. Общие технические требования

ГОСТ Р 56286-2014 Локомотивы маневровые, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 тяговый подвижной состав; ТПС: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми свойствами и включающий в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав.

3.2

кабина машиниста (Нрк. кабина управления): Отделенная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.136]

3.3 торцевая непроходная кабина: Кабина машиниста, расположенная в торце кузова железнодорожного тягового подвижного состава, не имеющая двери для прохода в остальную часть кузова или присоединенный подвижной состав.

3.4 торцевая проходная кабина: Кабина машиниста, расположенная в торце кузова железнодорожного тягового подвижного состава и имеющая двери для прохода в остальную часть кузова или присоединенный подвижной состав.

3.5 башенная кабина: Кабина машиниста, расположенная в средней части или в торце железнодорожного тягового подвижного состава с кузовом капотного типа выше уровня его кузова.

3.6 уровневая кабина: Кабина машиниста, расположенная в средней части или в торце железнодорожного тягового подвижного состава с кузовом капотного типа, не превышающая уровень его кузова.

3.7 рабочее место: Часть пространства кабины машиниста, оснащенная необходимыми техническими средствами отображения информации, органами управления и вспомогательными устройствами и предназначенная для осуществления управляющей деятельности локомотивной бригады.

3.8 пульт управления машиниста подвижного состава (пульт управления): Комплекс устройств для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.

3.9 орган управления; ОУ: Техническое средство (механическое, электронное, электронно-механическое, пневмомеханическое и т.п.), предназначенное для передачи управляющих воздействий от машиниста (помощником машиниста) к системам железнодорожного тягового подвижного состава.

3.10 средство отображения информации; СОИ: Устройство, предназначенное для восприятия машинистом (помощником машиниста) сигналов о состоянии объекта воздействия, значениях параметров, достижении предельного или отказного состояния.

3.11 информационная панель пульта управления: Панель пульта управления, предназначенная для размещения средств отображения информации (индикаторов и сигнализаторов агрегатов основного и вспомогательного оборудования, а также параметров ведения поезда).

3.12 моторная панель пульта управления: Панель пульта управления, предназначенная для размещения органов управления железнодорожным подвижным составом.

3.13 моторное поле (рабочего места): Часть рабочего места машиниста (помощника машиниста), в котором размещены используемые машинистом (помощником машиниста) органы управления и осуществляются его двигательные действия по управлению железнодорожным подвижным составом.

3.14

контроллер машиниста: Электрический аппарат, служащий на электрическом тяговом подвижном составе для управления работой тяговых электродвигателей в тяговом и тормозном режимах, на тепловозах - для изменения мощности дизеля; с помощью контроллера машиниста изменяют направление движения подвижного состава.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.138]

3.15 мнемосхема: Способ (вид) отображения информации, позволяющий в наглядном виде воспроизводить структуру и динамику состояний объекта или процесса управления железнодорожным тяговым подвижным составом.

4 Общие положения

4.1 Основные органы управления движением локомотивов, моторвагонного подвижного состава (МВПС) и средства отображения информации должны быть установлены на пульте управления в зоне рабочего места машиниста.

4.2 Основные параметры планировки кабины машиниста, пульта управления и параметры установки кресла машиниста при организации рабочего места машиниста (помощника машиниста) должны соответствовать требованиям, установленным нормативными документами на тяговый подвижной состав соответствующего типа (см. таблицу 1).

Таблица 1

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 58306-2018 Органы управления и средства отображения информации в кабине машиниста железнодорожного тягового подвижного состава. Эргономические требования

Название документа: ГОСТ Р 58306-2018 Органы управления и средства отображения информации в кабине машиниста железнодорожного тягового подвижного состава. Эргономические требования

Номер документа: 58306-2018

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Дата принятия: 14 декабря 2018

Дата начала действия: 01 января 2019
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах