Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 1328-1-2017 Передачи зубчатые цилиндрические. Система ISO. Классификация допусков на боковые поверхности зубьев. Часть 1. Определения и допускаемые значения отклонений на боковые поверхности зубьев зубчатого колеса (с Поправкой)

     Приложение F

     (справочное)

Комплексный контроль по одной боковой поверхности зуба

F.1 Цель

F.1.1 Общие положения

В этом приложении рассмотрена кинематическая погрешность и дано стандартное значение допуска на однопрофильную кинематическую погрешность зацепления зубьев (, расчетную). Кинематическая погрешность - это отклонение углового положения ведомого зубчатого колеса для данного углового положения ведущего зубчатого колеса от положения, которое заняло бы ведомое зубчатое колесо, если бы зубчатые колеса были геометрически идеальны.

Контроль по одной боковой поверхности зуба - метод, используемый при измерении кинематической погрешности. Как правило, он осуществляется с помощью инструментов, контролирующих пару зубчатых колес. Время от времени также проводится контроль зубчатых колес в паре с эталонным зубчатым колесом для измерения вклада отдельного зубчатого колеса в кинематическую погрешность. Эти тесты обычно проводятся при очень малых нагрузках, чтобы избежать влияния аппаратуры на результаты измерений. Тестирование под большой нагрузкой, сопоставимой с эксплуатационной нагрузкой, должно проводиться в конкретной коробке скоростей или на очень жестком испытательном стенде, но подобное тестирование выходит за рамки данного приложения.

При контроле по одной боковой поверхности зуба зубчатые колеса прокатывают на определенном расстоянии между их центрами, при этом в контакте должна находиться только одна боковая поверхность. У зубчатой пары должен быть предусмотрен боковой зазор. Поскольку контроль по одной боковой поверхности зуба зубчатых колес моделирует их работу, погрешности зубчатой пары, обнаруженной этим тестом, полезны для контроля функциональных особенностей зубчатых передач. Также при этом контроле могут быть обнаружены царапины и неровности.

Контроль по одной боковой поверхности зуба показывает общую и местную кинематическую погрешность холостого хода. Местная кинематическая погрешность - важный параметр, влияющий на плавность движения или на шум и вибрацию. Когда рассматривают допуски для общей кинематической погрешности холостого хода, тогда накопленная погрешность шага учитывается как главный источник. При анализе местной кинематической погрешности сопряжение зубьев учитывается как главный источник.

Есть две группы типов зубчатых колес, которые рассматривают при назначении допусков для местной кинематической погрешности холостого хода: форма зуба без модификации и модифицированная форма зуба.

F.1.2 Форма зуба без модификации

Немодифицированные формы зубьев используются во многих случаях, например в бытовых приборах, автоматических ручных инструментах, автомобильных приводах агрегатов, а также в приборах, которые работают при очень низких нагрузках. Чем ниже нагрузка, чем больше сопрягается зубьев, тем более гладко они работают и тем меньше производят шума и вибрации. Поэтому любой результат меньше значения допуска является приемлемым.

F.1.3 Модифицированные формы зубьев

Модифицированная форма зубьев (бочкообразность профиля, модификация профиля головки, наклон профиля и т.д.) могут показать относительно высокую местную кинематическую погрешность. Это связано с тем, что они контролируются при легких нагрузках, в то время как зубья были сконструированы, чтобы обеспечить сопряжение при определенной высокой нагрузке. Поэтому зубья не сопрягаются при низких нагрузках, для которых осуществляется контроль. Если местная кинематическая погрешность намного меньше, чем ожидается, то результат работы зубчатых передач под нагрузкой также не будет удовлетворительным. Поэтому для модифицированных форм зубьев должны быть заданы максимальные и минимальные допуски.

Есть два альтернативных метода, чтобы определить эти максимальные и минимальные допуски:

a) основанный на опыте реальных конструкций;

b) с помощью компьютерных программ анализа пятна контакта, которые определяют форму зуба и предсказывают кривые кинематической погрешности.

Эти программы анализируют форму зуба так, как если бы происходила работа под нагрузкой, также они могут предсказывать местную кинематическую погрешность на различных уровнях нагрузки, в том числе ту, которую можно увидеть на приборе контроля по одной боковой поверхности при легкой нагрузке.

F.1.4 Метод A

Метод определения расчетного и производственного значений составляющей средней однопрофильной кинетической погрешности зубчатого зацепления разработан с использованием экспериментального опыта и тестирования нагрузочной погрешности для определения требуемого значения. Эти значения не зависят от степени точности.

F.1.5 Метод B

Амплитуда полного размаха краткосрочного компонента однопрофильной кинематической погрешности (высокочастотная фильтрация) используется, чтобы определить компонент зацепления зубьев. Самая высокая амплитуда полного размаха не должна быть больше, чем , а самая низкая амплитуда полного размаха не должна быть меньше, чем . Амплитуда полного размаха - разность между самой высокой точкой и самой низкой точкой кривой движения в пределах одного шага измеряемого набора колес.

Максимальные и минимальные значения допуска местной однопрофильной кинематической погрешности зубчатого колеса, компонента зацепления зубьев , для зубчатой пары должны быть вычислены согласно формулам F.1 и F.2 или F.1 и F.3, в микрометрах.

.                                       (F.1)


Значение должно быть большим, из:

,                                    (F.2)