• Текст документа
  • Статус
Документ в силу не вступил


ГОСТ Р 58248-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Пассивные средства локализации пожара. Критерии разработки, функциональные требования и методы испытаний

Rescue and fire fighting equipment for air cargo. Fire containment covers. Design criteria, performance requirements and test methods

ОКС 19.020

49.020

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Союзом авиапроизводителей России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 октября 2018 г. N 805-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 14186:2013* "Грузовые воздушные перевозки. Пассивное оборудование для локализации пожара. Требования к разработке, функционированию и методам испытаний" (ISO 14186:2013 "Air cargo - Fire containment covers - Design, performance and testing requirements", NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт устанавливает критерии разработки, функциональные требования и методы испытаний в отношении такого вида пожарно-спасательного оборудования, применяемого при грузовых воздушных перевозках, как чехлы и кожухи для локализации пожара, предназначенные для использования совместно с устройствами упаковки грузов. Данный вид оборудования применяется для того, чтобы посредством уменьшения содержания кислорода обеспечивать выполнение требований по локализации пожара в грузовых отсеках воздушных судов транспортной авиации. В тексте настоящего стандарта минимальные требования обозначены с помощью ключевых слов "должен/необходимо". Рекомендуемые положения обозначаются с помощью ключевого слова "следует", при этом, не являясь обязательными, они считаются первостепенными по важности для обеспечения эффективного использования чехлов и кожухов для локализации пожара.

Отклонение от рекомендуемых положений может иметь место только на основании тщательного рассмотрения, всесторонних испытаний и после того, как эксплуатационная оценка показала, что альтернативные методы отвечают требованиям.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требования настоящего стандарта выражаются в соответствующих величинах, указанных в единицах СИ. В то же время, в связи с использованием в гражданской авиации значительного числа воздушных судов и оборудования зарубежного производства, в информационных целях в рамках настоящего стандарта предоставлен перевод единиц измерения в дюйм-фунтовую систему (приведен в скобках). При этом указанный перевод приведен исключительно в справочных целях; во всех случаях, когда представляется необходимым использовать точные значения, следует руководствоваться значениями величин, указанными в единицах СИ.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает критерии разработки, функциональные требования и методы испытаний в отношении применяемого при грузовых воздушных перевозках пассивного оборудования для локализации пожара в виде чехлов и кожухов, которые используются:

- в грузовых отсеках воздушных судов транспортной гражданской авиации, являясь при этом единственными средствами выполнения применимых нормативных и законодательных требований в области локализации пожара;

- на добровольной основе в грузовых отсеках воздушных судов транспортной гражданской авиации в целях повышения эффективности защиты от пожара, при этом их использование не является нормативным требованием.

1.2 Пассивные средства локализации пожара, определенные в настоящем стандарте, предназначены для защиты упакованного груза, установленного/закрепленного на грузовом поддоне и сетки в сборе, предназначенного для погрузки в грузовой отсек основной палубы воздушного судна.

Примечание - Несмотря на то, что ничто не мешает размещению пассивных средств локализации пожара в грузовом отсеке на нижней палубе воздушного судна, чехлы не предназначены для этой цели, поскольку их функциональные возможности по локализации пожара будут излишними наряду с другими системами по локализации и тушению пожара, действию которых они могут препятствовать.

1.3 Пассивные средства локализации пожара, определенные в настоящем стандарте, могут быть двух типов:

- чехлы типа I: отдельные конструкции для установки поверх груза на грузовом поддоне под сеткой;

- чехлы типа II: конструкции, несъемные по отношению к сетке грузового поддона.

1.4 Требования настоящего стандарта относятся к средствам упаковки грузов, используемым в сочетании с чехлами исключительно в случаях, когда речь идет о требованиях к воспламеняемости данных средств.

1.5 Настоящий стандарт не рассматривает случаи локализации пожара для багажа, помещенного в отсек для навалочного груза (так названного груза россыпью).

1.6 Настоящий стандарт не определяет требования для устройств обнаружения и тушения пожара. Определенные в настоящем стандарте средства локализации пожара являются пассивными.

1.7 Использование пассивных средств локализации пожара, отвечающих требованиям настоящего стандарта, не является достаточным для обеспечения безопасности полета. Настоящий стандарт предполагает, что пассивные средства для локализации пожара будут одобрены для применения, установлены и проверены до загрузки воздушного судна в соответствии с инструкциями по эксплуатации персоналом, компетентность которого подтверждена согласно ГОСТ Р ИСО 9001.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 21901 Поддоны авиационные типов ПА-5,6 и ПА-2,5. Общие технические условия

ГОСТ 33759 Поддоны полимерные многооборотные. Общие технические условия

ГОСТ ИСО 4115 Сетки для авиационно-наземных поддонов. Общие технические требования

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р 53225 Материалы геотекстильные. Термины и определения

ГОСТ Р 53615 (IEC 60721-2-4:1987) Воздействие природных внешних условий на технические изделия. Общая характеристика. Солнечное излучение и температура.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на который дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 локализация пожара (fire containment): Защита от пожара. Обеспечение нераспространения огня в течение установленного промежутка времени до такого масштаба, при котором возникает повреждение воздушного судна либо наносится вред пассажирам или экипажу.

3.2 чехол для локализации пожара (fire containment cover, FCC): Пассивное средство локализации пожара, используемое совместно с грузовыми поддонами и сетками в целях сдерживания возможного пожара авиационного груза в течение установленного периода времени.

3.3 средство пакетирования грузов с активной защитой от пожара (active fire protection unit load device): Средства пакетирования грузов, которые включают встроенные системы обнаружения пожара и/или системы пожаротушения.

3.4 пассивное средство пакетирования грузов (passive unit load device): Средство пакетирования грузов или комплектующее к нему (например, чехол для локализации пожара), которое не включает ни систему обнаружения пожара, ни систему пожаротушения и обеспечивает локализацию пожара посредством использования его огнестойкого или огнеупорного материала и ограничения доступа воздуха.

3.5 средство пакетирования грузов (unit load device); ULD: Средство для комплектования, передачи и закрепления груза для перевозки. Средство пакетирования грузов может состоять из поддона с сеткой или может представлять собой контейнер.

3.6 пожар класса А (class A fire): Возгорание в обычных горючих материалах, таких как древесина, ткань, бумага, резина и пластик, для которых тушение и охлаждающее воздействие посредством воды или растворов, содержащих большой процент воды, имеют особо важное значение.

3.7 огнестойкий (fire resistant): Компоненты, оборудование и конструкции, способные выдерживать в течение не менее 5 мин приложение высокой температуры определенного огневого воздействия.

3.8 огнеупорный (fire proof): Компоненты, оборудование и конструкции, способные выдерживать приложение высокой температуры определенного огневого воздействия в течение не менее 15 мин.

3.9 выгоревший участок (burn length): Расстояние от исходной кромки до самого дальнего следа повреждения на испытательном образце вследствие воздействия пламени, в том числе области частичного или полного износа, обугливания или хрупкости, но не включая области, покрытые сажей, потемневшие, деформированные или обесцвеченные, а также те области, где материал подвергся усадке или оплавился от очага горения.

4 Общие требования

4.1 Подтверждение соответствия

4.1.1 Типовую конструкцию чехла для локализации пожара следует утверждать на основании подтверждения соответствия требованиям настоящего стандарта. Изготовитель должен представить документ о подтверждении соответствия, в качестве которого может выступать сертификат соответствия либо одобрение типа, в случаях предусмотренных законодательством.

4.1.2 Чехол для локализации пожара может представлять собой полностью независимое устройство (тип I), либо он может крепиться или являться частью одобренной сетки грузового поддона (тип II). При этом в случаях использования чехлов типа II ни одна составная часть либо характеристика чехла или сетки грузового поддона не должна нарушать функционирование других элементов. Сетка грузового поддона, используемая совместно с чехлом (кожухом) (тип I) или прикрепляемая к нему (тип II), должна отвечать дополнительным требованиям к воспламеняемости, приведенным в 5.1.3.

Примечание - Предполагается, что в отношении чехлов типа II применяются грузовые поддоны, соответствующие ГОСТ 21901 либо ГОСТ 33759, и сетки грузовых поддонов, соответствующие ГОСТ ИСО 4115. Каждый случай использования иных грузовых поддонов и сеток должен быть одобрен при проведении подтверждении соответствия чехлов для локализации пожара.

4.1.3 В целях предотвращения возникновения возгорания груза, в условиях максимальной летной нагрузки, должны в равной степени учитываться требования к предельной нагрузке и воспламеняемости сетки.

4.2 Размеры

4.2.1 Чехол для локализации пожара должен полностью охватывать один из стандартных контуров средства упаковки груза, как приведено в приложениях А, Б и В настоящего стандарта, до кромок основания поддона, но не закрывая его поверхность.

Примечание - Отсутствие требования к покрытию для пола основано на том факте, что все применяемые в настоящее время поддоны имеют алюминиевые листы основания, достаточные для того, чтобы удовлетворять требованиям применимых нормативных документов. Чехлы для локализации пожара, удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта, могут не подходить к поддонам, произведенным из других материалов.

В отношении поддонов, не удовлетворяющих данному требованию, необходимо наличие чехла с нижней панелью над поверхностью поддона.

Примечание - Контуры серийно выпускаемых устройств упаковки грузов, применяемых с грузовыми поддонами, определены в стандартной технической спецификации IATA 50/0 "Техническая документация на устройства пакетирования грузов" [1]. В случае, когда чехол для локализации пожара предназначается и сертифицирован только для одного типа воздушного судна, в отношении данного типа воздушного судна используется конкретный максимальный контур устройства средства упаковки груза.

Максимальный контур груза на поддоне составляет 50 мм (2 дюйма) внутрь от максимального контура средств упаковки грузов по всем четырем сторонам.

Примечание - В связи с тем, что поддоны, смонтированные в контуре нижней палубы, можно перенести на верхнюю палубу, чехлы для локализации пожара, предназначенные для этих целей, также могут конструироваться для стандартного Р контура средства упаковки грузов нижней палубы (см. приложение В).

4.2.2 Размер чехлов для локализации пожара должен обеспечивать достаточный зазор по всей поверхности допустимого контура с целью обеспечения монтажа, а также способствовать снижению риска поступления воздуха после его установки (см. 9.2.4).

4.3 Материалы

4.3.1 Чехол для локализации пожара необходимо разрабатывать из гибких огнеупорных или огнестойких материалов, либо из многослойных композиционных материалов, отвечающих требованиям огнестойкости (воспламеняемости и проникновения пламени), определенным в 5.1.

4.3.2 Любые другие элементы конструкции чехлов для локализации пожара (например, швейные нити, швы, сварка, пайка, склейка, скрепление, запорные устройства, герметизирующие, устройства крепления, держатели табличек и т.д.) должны отвечать таким же требованиям, какие предъявляются непосредственно к чехлам для локализации пожара.

4.3.3 Выбор материалов должен предусматривать максимальный возможный износ, истирание, срезание, разрыв и прочность на прокол (см. 6.1.2 и 6.1.4).

4.3.4 При выборе материалов предпочтение следует отдавать материалам, поддающимся утилизации при условии, что это не снижает соответствующих противопожарных характеристик. При производстве чехлов запрещается использовать асбесты и асбестовые смеси.

В отношении прочих материалов необходимо проводить оценку возможного негативного влияния на здоровье человека.

4.3.5 При нагреве материалы не должны выделять токсичных соединений (паров или газов) (см. 5.2.4).

4.3.6 Цвет материала остается на усмотрение потребителя, однако его следует выбирать таким образом, чтобы он четко отличался и контрастировал с грузовыми чехлами общего назначения, используемыми эксплуатантом. В случае, если композиционный материал незакрепленного чехла для локализации пожара предусматривает наличие одной стороны в качестве внутренней, для удержания огня, цвета внутренней и внешней сторон должны отличаться во избежание неправильной установки.

4.4 Масса

4.4.1 Масса чехлов для локализации пожара должна быть минимальной в соответствии с требованиями огнестойкости и прочности на прокол. Предпочтительно, чтобы масса чехла для локализации пожара типа I не превышала 45 кг (100 фунтов), чтобы его установку могли осуществить два человека, а масса чехла для локализации пожара типа II (с закрепленной сеткой) не превышала 70 кг (150 фунтов), чтобы его установку могли осуществить три человека в условиях отсутствия средств механизации.

4.4.2 Если нормативная целевая масса 45 кг (100 фунтов) превышена, следует рассмотреть возможность обеспечения средств механической погрузки на месте монтажа поддона, а чехол (кожух) для локализации пожара должен иметь конструктивные особенности и/или приспособления для их использования (см. 4.5.7).

4.5 Конструкция

4.5.1 Конструкция чехла для локализации пожара должна быть такой, чтобы любые внутренние приспособления обеспечивали минимальную требуемую огнестойкость.

4.5.2 В случае, если при установке/демонтаже чехла требуется проведение операции открытия или закрытия, запорные устройства должны обеспечивать минимальную требуемую огнестойкость и должны быть защищены герметизирующими уплотнителями для предотвращения доступа воздуха после закрытия.

4.5.3 Внешняя поверхность чехла для локализации пожара должна быть по возможности гладкой в целях предотвращения любого воздействия на двери воздушного судна, внутреннюю обивку грузового отсека и светильники, а также в целях предотвращения риска нанесения повреждений средствам пакетирования грузов.

4.5.4 При необходимости нижние кромки чехла для локализации пожара, не присоединенного или невстроенного в сетку поддона, могут включать соединительную арматуру для фиксирования внешней направляющей основания поддона. Требований к предельно допустимой нагрузке данной арматуры не предъявляется, однако она должна выдерживать обычные погрузочно-разгрузочные работы без операции разъединения.

4.5.5 Функции чехла для локализации пожара по стандартному и аварийному (быстрая разгерметизация) выравниванию давления должны обеспечиваться посредством негерметичного смыкания между нижними кромками и кромками поддона.

4.5.6 В отношении чехлов для локализации пожара II типа, крепление сетки к чехлу должно отвечать требованиям воспламеняемости для сетки в соответствии с 5.1.3.

4.5.7 Конструкция чехла для локализации пожара должна обеспечивать минимально возможное время на его установку и демонтаж. Время выполнения операции по установке чехла поверх всего контура грузового поддона в сборе при условии работы двух человек не должна превышать времени выполнения аналогичной операции применительно к стандартной сетке. При этом операция по установке должна проводиться по возможности без применения инструментов или иных технических средств, за исключением средств доступа (например, складной стремянки). В случае, когда масса чехла превышает 45 кг (100 фунтов), следует рассмотреть возможность применения средств механической погрузки в грузовых терминалах. Если технические средства для погрузки закреплены на чехле, они должны отвечать требованиям 5.1.

4.5.8 Время выполнения операции по демонтажу чехла при условии работы двух человек не должно превышать времени выполнения аналогичной операции в отношении стандартной сетки без применения средств механической погрузки.

4.5.9 Следует предусмотреть два держателя для указателей на внешней поверхности двух противоположных сторон чехлов для локализации пожара на высоте в диапазоне от 1200 мм и 1600 мм (48 дюймов и 64 дюйма) от кромки поддона. Они должны вмещать указатели в виде бирок минимального формата А5.

4.6 Условия эксплуатации

4.6.1 Разработка и выбор материалов чехлов для локализации пожара должны осуществляться, исходя из внешних условий дальнейшей эксплуатации, в диапазоне температур от минус 40°С (минус 40°F) до 60°С (140°F) с относительной влажностью в диапазоне между 20% и 85%, включая лед, снег и намокание вследствие дождя или выпадения конденсата.

4.6.2 Следует проводить оценку чехлов для локализации пожара на возможное ухудшение огнестойкости и прочности материала на прокол вследствие воздействия атмосферных или других факторов внешней среды, включая воздействие ультрафиолета и других химических веществ (например, керосин, растворы, смазки, гидравлическая жидкость воздушного судна, противообледенительные жидкости, в том числе на основании гликоля), колебания температуры, воздействия влажности или плесени, с большой вероятностью встречающихся при осуществлении грузовых воздушных перевозок. Изготовитель должен информировать покупателя об ожидаемых ухудшениях характеристик чехлов и любой выявленной химической несовместимости.

4.6.3 Оценка соответствия требованиям 4.3 может осуществляться в виде проведения следующих испытаний образцов материала:

а) ультрафиолетовая дефектоскопия и испытания на влагостойкость (согласно 6.1.3);

б) испытания на прочность на прокол (согласно 6.1.2);

в) испытания на абразивный износ (согласно 6.1.4).

4.6.4 Информация о дате окончания срока службы, после которого не предполагается поддержание номинальных характеристик чехлов для локализации пожара, должна быть предоставлена покупателю до момента поставки каждой партии продукции (либо непосредственно при поставке), при этом дата окончания срока службы должна быть указана на маркировке на каждом чехле, являясь составной частью необходимой идентификации и прослеживаемости средства локализации пожара (см. 7.2). Дата окончания срока службы может учитывать предполагаемый срок складского хранения при том, что условия хранения, которые могут влиять на ухудшение характеристик, определены и приняты во внимание.

4.6.5 В том случае, если конструкция чехла для локализации пожара включает тканый текстильный материал или нить, при отборе материала, нити и способа обработки следует учитывать доступные данные относительно ухудшения характеристик тканого текстильного волокна при воздействии на него факторов внешней среды в соответствии с предполагаемым хранением и полным сроком службы чехла для локализации пожара.

4.6.6 Помимо этого компоненты и материалы чехла для локализации пожара следует отбирать таким образом, чтобы предусмотреть известные методы переработки после того, как чехол вышел из употребления, либо после истечения его срока службы. Инструкция по переработке должна быть представлена изготовителем.

4.7 Техническое обслуживание

4.7.1 Там, где это применимо, изготовитель должен предоставлять комплекты ремонтного инструмента и материалов, отвечающих требованиям огнестойкости (воспламеняемость и проникновение пламени), определенных в 5.1, в целях надежного ремонта после проколов или разрывов чехлов для локализации пожара.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 58248-2018 Пожарно-спасательное оборудование для грузовых воздушных перевозок. Пассивные средства локализации пожара. Критерии разработки, функциональные требования и методы испытаний

Название документа: ГОСТ Р 58248-2018 Пожарно-спасательное оборудование для грузовых воздушных перевозок. Пассивные средства локализации пожара. Критерии разработки, функциональные требования и методы испытаний

Номер документа: 58248-2018

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Дата принятия: 18 октября 2018

Дата начала действия: 01 июня 2019
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах