• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил


ГОСТ Р ИСО 37101-2018


Группа Т50

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
     
Устойчивое развитие в сообществах

     
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА

     
Общие принципы и требования

     
Sustainable development in communities. Management system. General principles and requirements



ОКС 03.120.10
ОКПД2 70.22

Дата введения 2019-03-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 августа 2018 г. N 461-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 37101:2016* "Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента для устойчивого развития. Требования и руководство для использования" (ISO 37101:2016 "Sustainable development in communities - Management system for sustainable development - Requirements with guidance for use", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе национальных стандартов Российской Федерации

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Предисловие к ИСО 37101:2016


ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый член ИСО, заинтересованный темой, для работы над которой был создан соответствующий технический комитет, имеет право участвовать в работе этого комитета. В работе также принимают участие международные правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Процедуры, используемые для разработки настоящего стандарта, и его дальнейшее обслуживание описаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, следует отметить различные критерии утверждения различных видов документов ИСО. Настоящий стандарт был подготовлен в соответствии с редакционными правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Значения терминов ИСО и выражений, относящихся к оценке соответствия, а также информация о соответствии стандартов ИСО соглашению Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ) - согласно www.iso.org/iso/foreword.html.

Международный стандарт ИСО 37101:2016 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТС 268 "Устойчивое развитие в административно-территориальных образованиях".

Введение


Настоящий стандарт использует комплексный подход к разработке требований системы менеджмента устойчивого развития в сообществах, включая города, и обеспечивает руководство с целью:

- увеличения вклада сообществ в устойчивое развитие;

- содействия разумности и адаптивности в сообществах с учетом их территориальных границ;

- оценивания результатов деятельности сообществ в продвижении к устойчивому развитию.

Этот документ разработан для создания четких рамок, которые помогут сообществу развивать свои цели и видение.

Настоящий стандарт устанавливает требования и руководящие указания по созданию структуры, позволяющей сообществам стать более устойчивыми. Он не устанавливает контрольные показатели или ожидаемые результаты деятельности.

Притом что выбор устойчивого развития является глобальным, стратегии достижения этого на уровне сообщества являются в основном местными и поэтому могут в разных странах и регионах различаться по контексту и содержанию. Стратегии сообществ должны отражать предварительные условия, приоритеты и потребности, особенно в социальной среде: например, социальное равенство, культурную идентичность и традиции, наследие, здоровье, безопасность и комфорт людей, социальную инфраструктуру.

Для улучшения устойчивости развития сообщества также должны сделать выбор в отношении уважения планетарных границ с учетом ограничений, которые эти границы накладывают.

Примечание 1 - Понятие "планетарные границы" описывает рамки, в которых должно жить человечество, чтобы продолжать развиваться и позволить благополучно развиваться следующим поколениям. Изменение климата, потребление пресной воды, изменение землепользования и потеря биоразнообразия являются примером планетарных границ. Нарушение этих границ может привести к резким или необратимым изменениям, тогда как соблюдение этих границ значительно сокращает риски. Планетарные границы можно разрушить, чтобы избрать меры, применяемые на уровне сообщества, с учетом конкретной ситуации.

Менеджмент устойчивого развития в сообществах включает широкий диапазон проблем, например проблемы, касающиеся экономической, социальной и природной среды сообществ и их взаимодействий. Эти проблемы могут иметь стратегические, оперативные и конкурентные последствия.

Примечание 2 - Способность содействовать всесторонней гармонии и общей цели имеет основополагающее значение для эффективного и результативного достижения целей сообщества.


Настоящий стандарт направлен на расширение возможностей сообществ и развитие местных инициатив. Он ориентирован на решение экологических, социальных и экономических вопросов, включая улучшение коммунальных услуг и социально-экономических выгод, а также на поддержку четких целей устойчивого развития в сообществах и поощрение создания рациональных систем планирования для их достижения.

Настоящий стандарт сфокусирован на сообществах как средстве для достижения устойчивости общества в целом. Хотя каждое сообщество имеет свои собственные ценности и интересы, все сообщества могут вывести взаимные выгоды из соглашения в отношении владения общими ценностями и в отношении задач без освобождения отдельных деятелей от их соответствующих обязательств. Этого можно достичь только в том случае, если сообщество применит перспективный подход к планированию с учетом общего потенциала Земли, потребностей живущего и будущих поколений, включая возможности и ресурсы для обеспечения адаптивности.

Настоящий стандарт поддерживает создание в сообществах процесса, в котором задействовано множество участников, с помощью комплексного подхода, который облегчит сотрудничество всех заинтересованных сторон и поможет избежать разобщенности. Предполагается, что данный документ предоставит руководство для организаций, которые внедряют другие системы менеджмента, совместимые с данным стандартом, например по ИСО 14001, ИСО 45001, ИСО 50001, ИСО 20121, ИСО 14046 и ИСО 26000, независимо от того, вовлечены они прямо или косвенно в устойчивое развитие в сообществах на различных стадиях жизненного цикла.

Вовлечение заинтересованных сторон через процесс, в котором задействовано множество участников, может принимать различные формы, такие как:

- партнерство участников;

- участие общественности;

- сотрудничество на базе сообщества.

Все это нацелено на вовлечение заинтересованных сторон в совместный диалог для более рациональных решений.

Успешное исполнение требований, положений данного стандарта может помочь сообществам выработать комплексную и интегрированную стратегию устойчивого развития, которая отклоняется от обычных деловых подходов. Это также поможет сообществам показать заинтересованным сторонам, что имеется соответствующая система менеджмента, и стимулировать повышение их активности.

Успешное исполнение данного стандарта может:

- помочь в достижении консенсуса в отношении устойчивого развития внутри сообществ;

- улучшить устойчивость, разумность и адаптивность стратегий, программ, проектов, планов и услуг, выполняемых под прямой ответственностью сообществ или на территории, с которой они связаны;

- сформировать межотраслевые, многопрофильные подходы к ценностям, получаемым за период эксплуатации, и к суммарной стоимости;

- способствовать взаимодействию между различными субъектами посредством комплексного подхода;

- увеличить эффективность и привлекательность сообществ.

Успешное внедрение данного стандарта призвано обеспечить создание основы для разработки сообществами своих цели и видения. Пользуясь соответствующими индикаторами и метриками, можно измерить результаты стратегий, программ, проектов, планов и услуг по сообществам. Метрики и показатели взаимосвязаны, но часто разрабатываются по разным причинам. Метрики имеют более техническую направленность, например параметр производительности продукта, процесса или элемент инфраструктуры.

Стандарты, разработанные ИСО/ТК 268, стремятся использовать метрики и индикаторы для структурированной и согласованной поддержки устойчивого, разумного и адаптивного управления сообществами. Индикаторы, такие как использующиеся в ИСО 37120, являются количественными, качественными или описательными мерами, определенными для фактического использования в мониторинге и оценке общих результатов деятельности сообществ. В противоположность метрики, такие как использующиеся в ИСО/ТС 37151, являются методом измерения и измерительной шкалой, определенными для использования при оценке технических характеристик элементов инфраструктуры (аппаратного и программного обеспечения), например энергии, транспорта или служб управления отходами.

В приложении В представлено соответствие задач, индикаторов и метрик данного стандарта с ИСО 37120:2014 и ИСО/ТС 37151:2015.

Настоящий стандарт основан на модели "Plan - Do - Check - Act" (Планирование - Осуществление - Проверка - Действие) (далее - PDCA). Кратко эту модель можно описать следующим образом:

- планирование: разработка целей и процессов, необходимых для получения результатов, соответствующих целям сообщества;

- осуществление: внедрение процессов и достижение целей;

- проверка: проведение мониторинга и измерения процессов в отношении политики сообщества, включая цели, обязательства и отчет о результатах;

- действие: выполнение действий по постоянному улучшению.

На рисунке 1 показано, как настоящий стандарт использует подход PDCA, чтобы способствовать менеджменту устойчивого развития в сообществах.

ГОСТ Р ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования


Примечание - Стратегические этапы являются итеративными, тогда как рабочие этапы являются последовательными. Именно комбинированное выполнение поможет сообществам стать более устойчивыми, разумными и гибкими.

Рисунок 1 - Взаимосвязь между моделью PDCA и настоящий стандартом


В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

- "shall" (должен) указывает на требование;

- "should" (следует) указывает на рекомендацию;

- "may" (разрешается) указывает на разрешение;

- "can" (может) указывает на возможность или способность.

Информация, отмеченная как "Примечание", предназначена для облегчения понимания или использования документа. "Примечание", используемое в разделе 3, дает дополнительную информацию к терминологическим данным и может содержать положения, касающиеся использования термина.

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента устойчивого развития в сообществах, включая города, пользуясь комплексным подходом и с перспективой обеспечить согласованность с политикой устойчивого развития в сообществах.

Примечание 1 - За последнее столетие города стали важными участниками устойчивого развития на местном, национальном и международном уровнях под давлением беспрецедентной урбанизации.


Предполагаемые результаты применения системы менеджмента устойчивого развития в сообществах включают:

- управление устойчивостью и стимулирование разумности и адаптивности в сообществах с учетом их территориальных границ;

- увеличение вклада сообществ в результаты устойчивого развития;

- оценку итогов деятельности сообществ в продвижении к результатам устойчивого развития и достигнутому сообществами уровню разумности и адаптивности;

- выполнение обязательств по обеспечению соблюдения требований.

Примечание 2 - Разумность и адаптивность включены в процесс устойчивого развития: устойчивое развитие является всеобъемлющим процессом, а разумность и адаптивность - характеристиками.


Стандарт предполагает помочь сообществам стать более приспосабливаемыми, разумными и устойчивыми в результате выполнения стратегий, программ, проектов, планов и услуг, демонстрации своих достижений и обмена информацией.

Стандарт предназначен для внедрения организацией, назначенной сообществом для создания организационной структуры и обеспечения ресурсов, необходимых для поддержки менеджмента экологических, экономических и социальных выходов. Сообщество, которое выбирает самостоятельное создание организационной структуры, рассматривается, собственно, как организация по определению данного стандарта.

Настоящий стандарт применим к сообществам всех размеров, структур и типов, в развитых и развивающихся странах, на местном, региональном или национальном уровнях и в определенной городской или сельской местности, на соответствующем уровне их ответственности.

Настоящий стандарт можно использовать целиком или частично для систематического улучшения менеджмента устойчивого развития в сообществах. Заявления о соответствии данному стандарту неприемлемы, если не все его требования включены в систему менеджмента организации по устойчивому развитию в сообществах и не выполняются без исключения.

2 Нормативные ссылки


Нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 подотчетность (accountability): Состояние, при котором за решения и действия необходимо отвечать перед заинтересованными сторонами (3.19) организации (3.27).

3.2 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.31) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания с целью установления степени выполнения критериев аудита.

Примечание 1 - Аудиты могут быть внутренними (аудиты первой стороны) или внешними (аудиты второй стороны или аудиты третьей стороны), и они могут быть комплексными (сочетающими две или более дисциплин).

Примечание 2 - Внутренний аудит может проводиться самой организацией (3.27) или внешней стороной по ее поручению.

Примечание 3 - Определения "свидетельства аудита" и "критериев аудита" даются в стандарте ISO 19011.

3.3

город (city): Городское сообщество (3.4), находящееся в определенных административных границах.

Примечание 1 - Город иногда называют муниципальным образованием или органом местного самоуправления.

Примечание 2 - Вырабатывая всесторонние и комплексные политики (3.30), города могут содействовать облегчению возрастающего давления на окружающую среду и сбережению природных ресурсов, являющихся следствием глобальной урбанизации.


[ИСО 37120:2014, статья 3.1 с изменениями. Определение изменено и добавлены примечания 1 и 2 к статье]

3.4

сообщество (community): Группа людей с распределенными обязанностями, организацией деятельности и выстроенными взаимоотношениями.

Примечание 1 - Во многих, но не во всех контекстах сообщество имеет определенные географические границы.

Примечание 2 - Город (3.3) является одним из типов сообщества.


[ИСО/ТС 37151:2015, статья 3.1 с изменениями. Изменено примечание 1 к статье и добавлено примечание 2 к статье]

3.5 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

3.6 обязательства по обеспечению соблюдения требований (compliance obligations) (предпочтительный для использования термин) [законодательные и другие требования (legal requirements and other requirements)] (допустимый для использования термин): Законодательные требования (3.32), которые организация (3.27) обязана выполнять, и другие требования, которые организация обязана выполнять или которые она сама решает выполнить, принимая на себя соответствующие обязательства.

Примечание 1 - Обязанности по соблюдению норм соответствия имеют отношение к системе менеджмента (3.21) для устойчивого развития (3.36) в сообществах (3.4).

Примечание 2 - Обязанности по соблюдению норм соответствия могут быть результатом обязательных требований, таких как применяемые законы и правила, или добровольных обязательств, таких как отраслевые стандарты, условия контрактов, принципы эффективного руководства и этические стандарты, принятые в сообществе.

3.7 соответствие (требованиям) (conformity): Выполнение требования (3.32).

3.8 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности (3.29).

3.9 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.25) и для предотвращения его повторного возникновения.

3.10 документированная информация (documented information): Информация, которой организация (3.27) должна управлять и которую поддерживать, а также носитель, на котором она содержится.

Примечание 1 - Документированная информация может быть представлена в любом формате и на любом носителе и поступать из любого источника.

Примечание 2 - Документированная информация может относиться:

- к системе менеджмента (3.21), включая связанные с ней процессы;

- к информации, созданной для того, чтобы организация могла осуществлять свою деятельность (документация);

- к свидетельствам, подтверждающим достигнутые результаты (записи).

3.11

экосистема (ecosystem): Система сложных взаимодействий между растениями, животными, микроорганизмами и их средой обитания, функционирующая как единое целое.

[ИСО 13065:2015, статья 3.14 со следующим изменением - перед словом "растениями" было удалено слово "сообщества"]

3.12

экосистемные сервисы (ecosystem services): Польза от экосистем (3.11), влияющая на жизнеспособность и качество жизни человека.

[ИСО 13065:2015, статья 3.15 со следующим изменением - определение адаптировано применительно к устойчивому развитию в сообществах]

3.13 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

3.14

окружающая среда (environment): Окружающие условия, в которых работает организация (3.27), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и взаимоотношения между ними.

[ИСО 13065:2015, статья 3.16]

3.15

оценивание (evaluation): Системный процесс (3.31) определения степени соответствия лиц, процедур, систем или программ официально согласованным целям (3.26) и требованиям (3.32).

[ИСО 10795:2011, статья 1.90]

3.16

выброс парниковых газов; (ПГ) (greenhouse gas emission): Общая масса выброса парникового газа в атмосферу за заданный период времени.

[ИСО 14064-1:2006, статья 2.5]

3.17

воздействие (организации) (impact): Положительное или отрицательное изменение в обществе, экономике или окружающей среде (3.14), целиком или частично обусловленное решениями и действиями в прошлом или в настоящем.

[ИСО 26000:2010, статья 2.9]

3.18

показатель (indicator): Количественный, качественный или дескриптивный критерий.

[ИСО 15392:2008, статья 3.14]

3.19 заинтересованная сторона (interested party) (предпочтительный для использования термин) [причастная сторона (stakeholder)] (допустимый для использования термин): Лицо или организация (3.27), которые могут влиять на то или иное решение или деятельность или быть подверженными влиянию или воспринимать себя таковыми в связи с решением или деятельностью.

3.20

жизненный цикл (life cycle): Последовательные и взаимосвязанные стадии продукции (или услуги), от закупки сырья или производства из природных ресурсов до утилизации.

Примечание 1 - Стадии жизненного цикла включают закупку сырья, проектирование и разработку, изготовление, транспортировку/поставку, эксплуатацию, использование по окончании срока эксплуатации и утилизацию.

[ИСО 14001:2015, статья 3.3.3]

3.21 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.27) для разработки политики (3.30), целей (3.26) и процессов (3.31) для достижения этих целей.

Примечание 1 - Система менеджмента может включать одну или несколько дисциплин.

Примечание 2 - Элементы системы включают организационную структуру, роли и обязанности, планирование, функционирование.

Примечание 3 - Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, отдельные и идентифицированные функции организации, отдельные и идентифицированные структурные подразделения организации или же одну или несколько функций, осуществляемых группой организаций.

3.22 измерение (measurement): Процесс (3.31), проводимый для определения значения измеряемой величины.

3.23

метрика (metric): Установленный метод измерения (3.22) и шкала измерения.

[ИСО/ТР 37150:2014, статья 3.5 с изменениями]

3.24 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.31) или действия.

Примечание 1 - Для определения статуса может потребоваться проверка, надзор или проведение мероприятий по наблюдению.

3.25 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.32).

3.26 цель (objective): Результат, которого стремятся достигнуть.

Примечание 1 - Цели могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

Примечание 2 - Цели могут иметь отношение к различным сферам деятельности (как, например, финансовые цели или цели в области охраны труда или окружающей среды) и могут применяться на различных уровнях [например, на стратегическом уровне, в масштабе всей организации, ее проекта, продукции и процесса (3.31)].

Примечание 3 - Цель может быть выражена различными способами, например как намеченный результат, поставленная задача, операционный критерий, как цель устойчивого развития (3.36) в сообществах, или с помощью других слов со схожим значением (например, слова "aim", "goal" или "target").

Примечание 4 - В контексте систем менеджмента (3.21) устойчивого развития в сообществах цели устойчивого развития в сообществах устанавливаются организацией (3.27) в соответствии с политикой (3.30) устойчивого развития в сообществах, чтобы получить конкретные результаты.

3.27 организация (organization): Юридическое лицо или группа работников со своими собственными средствами обеспечения деятельности и областью ответственности, полномочий и взаимоотношений, ориентированных на достижение поставленных целей (3.26).

Примечание 1 - Понятие организации включает, но не ограничивается ими, такие субъекты, как предприятие розничной торговли, компания, корпорация, фирма, предприятие, государственный орган, товарищество, благотворительная организация или учреждение, а также их подразделения или комбинация из них независимо от того, зарегистрирована ли данная организация в качестве юридического лица или является ли она государственной или частной.

Примечание 2 - В настоящем стандарте под организацией понимается юридическое лицо/учреждение внутри сообщества (3.4), перед которым стоит задача внедрения системы менеджмента (3.21), орган местного самоуправления. Сообщество определяет организацию, которую оно наделяет полномочиями по имплементации настоящего стандарта.

3.28 передать на аутсорсинг [outsource (verb)]: Заключать соглашение, по которому внешняя организация (3.27) выполняет часть функций или процесса (3.31) организации.

Примечание 1 - Внешняя организация находится вне области действия системы менеджмента (3.21), хотя передаваемая на аутсорсинг функция или процесс входят в эту область.

3.29 результаты деятельности (performance): Измеримый результат.

Примечание 1 - Результаты деятельности могут иметь отношение к полученным данным количественного или качественного типа.

Примечание 2 - Результаты деятельности могут относиться к управлению деятельностью, процессами (3.31), продукцией (включая стратегии, программы, проекты, планы и услуги), системами или организациями (3.27).

3.30 политика (policy): Общие намерения и направление деятельности организации (3.27), официально сформулированные ее высшим руководством (3.37).

3.31 процесс (process): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, который преобразует исходные данные в выходные результаты.

3.32 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечание 1 - Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации (3.27) и заинтересованных сторон (3.19), когда предполагается рассматриваемая потребность или ожидание.

Примечание 2 - Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.10).

3.33

адаптивность (resilience): Способность организации к адаптации в сложной и изменчивой окружающей среде.

Примечание 1 - Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC) считает адаптивность "способностью системы и ее элементов своевременно и эффективно предвидеть и выдержать действие опасного события, приспособиться к нему или восстановиться от его последствий, в том числе за счет обеспечения сохранения, восстановления или улучшения своих наиболее важных структур и функций".

Примечание 2 - Адаптивность является способностью организации сопротивляться воздействию события или способностью возвращаться к приемлемым показателям результатов деятельности (3.29) в приемлемый период времени после воздействия события.

Примечание 3 - Адаптивность - это способность системы сохранять в рабочем состоянии свои функции и структуру перед лицом внутреннего или внешнего изменения и, если это необходимо, корректно изменяться с минимально возможными потерями.


[Руководство ИСО 73:2009, статья 3.8.1.7 с изменениями - добавлены примечания 1, 2 и 3 к статье]

3.34 риск (risk): Результат воздействия имеющейся неопределенности на цели (3.26).

Примечание 1 - Результат воздействия - это отклонение от ожидаемого значения в лучшую или в худшую сторону.

Примечание 2 - Неопределенность - это состояние, даже частичное, связанное с недостатком информации, понимания или знаний о каком-либо событии, его последствиях или его вероятности.

Примечание 3 - Риск часто оценивают в связи с потенциально возможными "событиями" (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и "последствиями" (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или их комбинацией.

Примечание 4 - Часто риск выражают через комбинацию последствий какого-либо события (включая изменения в обстоятельствах) и связанную с этим "вероятность" (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) его появления.

3.35 (высокий) качественный уровень [разумность] (smartness): Качество, привносимое в устойчивое развитие (3.36) и адаптивность (3.33) за счет принятия продуманных решений и планирования на долгосрочную и краткосрочную перспективу.

Примечание 1 - Качественный уровень заложен в процесс (3.31) устойчивого развития, т.е. устойчивое развитие является всеобъемлющим процессом, в то время как качественный уровень - одна из его характеристик. Он подразумевает холистический подход, включающий эффективное управление и организацию работы, процессы и линии поведения, а также инновационные решения, касающиеся методов работы, технологий и использования природных ресурсов.

Примечание 2 - Качественный уровень рассматривается на основе результатов деятельности (3.29), относящихся к технологически реализуемым решениям.

3.36

устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, отвечающее текущим экологическим, социальным и экономическим потребностям и не ущемляющее возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Примечание 1 - Взято из отчета Брундтланда (Brundtland Report) [22].

Примечание 2 - Для получения дополнительной информации об устойчивом развитии в сообществах (3.4) см. Ольборгскую хартию (Aalborg Charter) [23].

[Руководство ИСО 82:2014, статья 3.8.1.7 с изменениями - добавлено примечание 2 к статье]

3.37 высшее руководство (top management): Лицо или группа лиц, осуществляющих руководство и управление организацией (3.27) на высшем уровне.

Примечание 1 - Высшее руководство имеет власть делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках своей организации.

Примечание 2 - Под высшим руководством следует понимать группу лиц в организации, отвечающую за принятие решений, которой сообщество официально или неофициально поручает имплементацию системы менеджмента (3.21).

Примечание 3 - В случае если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, тогда высшее руководство относится к тем, кто руководит и управляет данной частью организации.

4 Среда организации

4.1 Понимание организации и ее среды


При внедрении данного стандарта организация должна определить внешние и внутренние задачи (см. 4.6), которые относятся к ее целям (см. 4.5) и влияют на ее способность достичь предполагаемых результатов своей системы менеджмента устойчивого развития в сообществах. Организация должна привлекать заинтересованные стороны на ранней стадии.

Организация должна обеспечить, чтобы система менеджмента устойчивого развития в сообществах:

- была спроектирована для повышения возможностей сообществ и строилась на местных инициативах;

- решала социальные, экологические и экономические вопросы;

- улучшала услуги сообществ и социально-экономические выгоды;

- поддерживала четкие цели устойчивого развития и продвигала надежные системы планирования для их достижения.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон


Организация должна определить:

- заинтересованные стороны, которые соответствуют системе устойчивого развития в сообществах;

- соответствующие требования этих заинтересованных сторон;

- какие из этих потребностей и ожиданий станут обязательствами организации по обеспечению соблюдения требований.

Ключевым принципом устойчивого развития является максимальное вовлечение заинтересованных сторон. Эффективное внедрение невозможно без принятия, понимания, желания, интереса, осведомленности и признания преимуществ и ответственности, особенно потому, что ограниченная сфера ответственности организации и ограниченные финансовые ресурсы создают потребность в сотрудничестве.

4.3 Определение области применения системы менеджмента устойчивого развития в сообществах


Организация должна определить границы и возможность использования системы менеджмента устойчивого развития в сообществах для установления ее области применения.

При определении области применения организация должна рассмотреть:

- свои внешние и внутренние задачи, указанные в 4.1 и 4.6;

- требования заинтересованных сторон, указанные в 4.2.

Область применения должна быть доступна как документированная информация.

4.4 Система менеджмента устойчивого развития в сообществах


Организация должна создать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента устойчивого развития в сообществах, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями данного стандарта. Организация должна обеспечить достаточные ресурсы для внедрения системы менеджмента на соответствующем уровне полномочий.

Требования данного стандарта представлены в последовательной форме. В то же время для удовлетворения своих конкретных потребностей организации могут применять положения данного стандарта параллельно или последовательно.

Принимая во внимание соответствующие цели и задачи, система менеджмента должна способствовать осуществлению гармонизированных, комплексных и интегрированных подходов к устойчивому развитию.

4.5 Цели устойчивого развития


Организация должна идентифицировать, рассмотреть и документально подтвердить все цели и задачи, имеющие отношение к выполнению данного стандарта.

Организация должна рассмотреть цели устойчивого развития, указанные в таблице 1.

Таблица 1 - Цели устойчивого развития

Цель устойчивого развития

Примеры

Привлекательность

Обращение к гражданам и другим заинтересованным сторонам, например инвесторам; принадлежность; культура; место; ощущение идентичности

Сохранение и оздоровление окружающей среды

Улучшенные экологические показатели, включая снижение выбросов парниковых газов; защита, восстановление и расширение биоразнообразия и услуг экосистемы, включая защиту экосистем, разнообразие животных и растений и миграцию животных, а также генетическое разнообразие; снижение опасности для здоровья

Адаптивность

Предвидение; смягчение последствий изменения климата и/или адаптация к нему; готовность к экономическим потрясениям и стрессам; социальное развитие

Ответственное использование ресурсов

Потребление; распределение; улучшенное управление земельными ресурсами; восстановление, повторное использование и рециклинг материалов; озабоченность нехваткой всех типов ресурсов (природных, людских, финансовых); устойчивое производство, хранение и транспорт

Сплоченность общества

Общедоступность; культура; диалог с внешними сторонами, не ограниченными границами; разнообразие; справедливость; наследие; социальная включенность (инклюзивность); устранение неравенства; укорененность; чувство принадлежности и социальная мобильность

Благосостояние

Доступ к возможностям; творчество, образование; счастье; здоровая окружающая среда; улучшение человеческих ресурсов; жизнеспособный город; процветание; качество жизни; безопасность; уверенность в себе; достаток


Организация должна сосредоточиться на задачах устойчивого развития, описанных в 4.6. Она может в то же время рассмотреть дополнительные вопросы, если они релевантны и своевременны, учитывая, что со временем задачи меняются или возникают новые.

4.6 Задачи устойчивого развития

4.6.1 Общие положения


При обзоре всех стратегий, программ, проектов, планов и услуг для включения в стратегический план организации организация должна оценить свой вклад в достижение шести целей устойчивости и способ учета задач устойчивости. Для этого организация должна предпринять итеративный перекрестный анализ целей и задач.

При оценивании вклада в достижение шести целей устойчивости, указанных в 4.5, принимая во внимание 12 задач устойчивости, рассмотренных в 4.6.2-4.6.13, организация должна рассмотреть цели ООН в области устойчивого развития [11] (особенно Цель 11: "сделать города и поселения людей инклюзивными, безопасными, адаптивными и устойчивыми"), а также их потенциальное исполнение в сообществах.

В таблицах 2-13 приводится руководство по типам вопросов, которые могут возникнуть у организации или заинтересованных сторон в процессе перекрестного анализа.

Примечание - Вопросы, предложенные в таблицах 2-13, необязательно применимы к любому случаю и представлены только в качестве примера.


Все стратегии, программы, проекты, планы и услуги, осуществляемые организацией, должны вносить вклад в достижение шести целей и учитывать задачи.

Если организации требуется рассмотреть дополнительные или альтернативные задачи, ей следует ответить на ряд следующих вопросов, чтобы определить те, которые относятся к делу и подходят для решения:

- Представляет ли данная задача интерес/значение для заинтересованных сторон?

- Имеется ли вероятность, что данная задача внесет большой вклад в устойчивость сообщества?

- Находится ли данная задача во власти или сфере влияния данного сообщества?

- Имеет ли сообщество средства для рассмотрения данной задачи, например с помощью своих стратегий, программ, проектов, планов и услуг?

- Имеется ли техническая возможность рассмотрения данной задачи?

- Будет ли рассмотрение данной задачи экологически, экономически и финансово обоснованным?

- Имеются ли людские, финансовые и природные ресурсы для рассмотрения данной задачи?

- Является ли рассмотрение данной задачи измеримым?

На основании ответов на указанные выше вопросы можно оценить значимость задачи и уровень влияния сообщества при переводе данной задачи из ряда наиболее значимых в наименее значимые.

4.6.2 Управление, предоставление полномочий и вовлечение


Чтобы преуспеть в продвижении устойчивого развития, необходимо, чтобы модели управления стимулировали системный подход к вовлечению всех заинтересованных сторон.

Примечание - Дополнительная информация по управлению приведена в ИСО 26000.


Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования

Название документа: ГОСТ Р ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования

Номер документа: ИСО 37101-2018

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Дата принятия: 07 августа 2018

Дата начала действия: 01 марта 2019
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах