• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил


ГОСТ Р 54985-2018

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ МАЛЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ИСО 9001:2015


Guidelines for small enterprises on implementation of quality management system based on ISO 9001:2015



ОКС 03.120.10

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий" (ФГУП "Рособоронстандарт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 июля 2018 г. N 445-ст

4 Настоящий стандарт идентичен Рекомендациям ISO/TC 176 "ИСО 9001* для малых организаций" (Advice from ISO/TC 176 "ISO 9001 for Small Enterprises")
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВЗАМЕН ГОСТ P 54985-2012


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

0.1 Общие положения

Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.

Потенциальными преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на настоящем стандарте, являются:

a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;

b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;

c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;

d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.

Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами.

Настоящий стандарт не предполагает необходимость:

- единообразия в структуре различных систем менеджмента качества;

- согласования документации со структурой разделов настоящего стандарта;

- использования специальной терминологии настоящего стандарта в рамках организации.

Требования к системам менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.

В настоящем стандарте применен процессный подход, который включает цикл "Планируй-Делай-Проверяй-Действуй" (PDCA), и риск-ориентированное мышление.

Процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие.

Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.

Риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей (А.4).

Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед организацией сложные задачи. Для решения этих задач организация могла бы посчитать необходимым использовать различные формы улучшения в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, например, такие как прорывное изменение, инновация и реорганизация.

В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

- "должна" указывает на требование;

- "следует" указывает на рекомендацию;

- "могло бы" указывает на разрешение;

- "может" указывает на способность или возможность.

Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер руководящих указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Каждая организация управляется своим особенным образом. Стандарт ИСО 9001 представляет собой основу для хорошего подхода к менеджменту, который может быть использован организацией. Он устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые признаны соответствующими общепринятой хорошей международной практике руководства организацией.

Он определяет комплекс положений, которые должны быть использованы, но не раскрывает, каким образом они реализуются. Следовательно, существует свобода в выборе способов достижения соответствия требованиям стандарта.

Организация должна строить свою систему менеджмента качества на основе существующей практики.

Этот пункт введения показывает, что организация не обязана ни структурировать свою документацию в соответствии со структурой пунктов стандарта, ни использовать его терминологию. Вместо этого организация может использовать свои обычно используемые термины. Она может принять решение сертифицировать свою систему менеджмента качества, но это не является обязательным требованием. Организация может получать пользу от внедрения и поддержания результативной системы менеджмента качества независимо от того, собирается она ее оценивать или сертифицировать третьей стороной.

Заказчики могут потребовать проведения сертификации на соответствие ИСО 9001 как условие сотрудничества с организацией.

Целью системы менеджмента качества является создание у заказчиков уверенности в том, что организация способна поставлять продукцию и услуги, соответствующие требованиям. Это вызывает необходимость создания уверенности в способности организации выполнять не только требования ее заказчиков, но и любые обязательные и нормативные требования.

0.2 Принципы менеджмента качества

Настоящий стандарт основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Описание включает в себя формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа.

Принципы менеджмента качества:

- ориентация на потребителя;

- лидерство;

- взаимодействие людей;

- процессный подход;

- улучшение;

- принятие решений, основанных на свидетельствах;

- менеджмент взаимоотношений.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Приложение С к настоящему стандарту и ИСО 9000:2015 (пункт 2.3) содержат положения каждого из принципов менеджмента качества. Копию брошюры ИСО с принципами менеджмента качества можно также бесплатно получить на портале http://www.iso.org/iso/pub.100080.pdf. Как в ИСО 9000, так и в брошюре можно найти дополнительную информацию по принципам менеджмента качества: обоснование, основные преимущества и возможные действия по каждому принципу.

0.3 Процессный подход

0.3.1 Общие положения

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.

Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.

Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA (0.3.2) совместно с особым вниманием к риск-ориентированному мышлению (0.3.3), нацеленных на использование возможностей и предотвращение нежелательных результатов.

Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:

a) понимать и постоянно выполнять требования;

b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;

c) достигать результативного функционирования процессов;

d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.

Рисунок 1 дает схематичное изображение любого процесса и иллюстрирует взаимосвязь элементов процесса. Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для управления, являются специфическими для каждого процесса и будут варьироваться в зависимости от соответствующих рисков.

ГОСТ Р 54985-2018 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015

Рисунок 1 - Схематичное изображение элементов процесса [ИСО 9001:2015]


Рекомендации

ИСО 9001:2015 использует процессный подход, цикл PDCA и риск-ориентированное мышление. Для того, чтобы установить процессы, которые могут результативно достигать намеченных целей, требуется определить потенциальные риски и возможности процессов, рассмотреть связанные с ними действия и включить эти действия в процессы на стадии планирования.

Например, владельцем компании по ремонту компьютеров могут быть предприняты следующие шаги при обращении заказчиков за услугами: при обращении конкретного заказчика спросить о проблемах с компьютером; выписать квитанцию; бесплатно проверить компьютер и оценить стоимость ремонта прежде, чем составить смету. Если заказчик согласен с ценой, приступают к ремонту. Завершив ремонт, осуществляют проверку и, убедившись, что работа выполнена хорошо, сдают ее заказчику и получают плату. Следует обратить внимание на последовательность: нельзя назначить цену без проверки компьютера, нельзя приступить к ремонту без согласия заказчика.

С другой стороны, каждое действие может рассматриваться как процесс. Например, получив согласие на ремонт компьютера, не закупают заменяемые части, пока не проверят, какие части повреждены, а какие работают нормально. Следовательно, если наглядно представить каждую часть процесса, можно получить уверенность, что окончательный результат будет наилучшего качества, и, если все будет выполняться тщательно каждый раз, можно улучшить качество окончательного результата. Таким образом улучшается качество и повышается удовлетворенность заказчика.

Таким образом, услуга по ремонту компьютера может быть рассмотрена как общий процесс, состоящий из небольших взаимосвязанных процессов, относящихся к определенному шагу. Исходя из этого, можно сказать, что услуга по ремонту компьютера скорее достигнет результатов, намеченных в соответствии с политикой и стратегией, если планировать и предоставлять услуги, используя процессный подход.

Дополнительные рекомендации по процессному подходу и риск-ориентированному мышлению можно найти на: http://commitee.iso.org/tc176sc2

0.3.2 Цикл "Планируй-Делай-Проверяй-Действуй"

Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом. Рисунок 2 иллюстрирует как разделы 4-10 могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA.

ГОСТ Р 54985-2018 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015


Примечание - Цифры в скобках являются ссылками на разделы настоящего стандарта.

Рисунок 2 - Изображение структуры настоящего стандарта в соответствии с циклом PDCA


Цикл PDCA можно кратко описать так:

- "планируй" - разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;

- "делай" - выполнение того, что было запланировано;

- "проверяй" - мониторинг и (там где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями, и сообщение о результатах;

- "действуй" - принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Рисунок 2 показывает взаимосвязь стандарта ИСО 9001:2015 с циклом PDCA (циклом Деминга).

0.3.3 Риск-ориентированное мышление

Риск-ориентированное мышление (А.4) необходимо для достижения результативности системы менеджмента качества. Концепция риск-ориентированного мышления подразумевалась в предыдущей версии настоящего стандарта, включая, например, выполнение предупреждающих действий, направленных на исключение потенциальных несоответствий, анализ любых несоответствий, которые возникают, и принятие мер по предотвращению их повторения, соответствующих последствиям несоответствия.

Чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта организации необходимо планировать и внедрять действия, связанные с рисками и возможностями. Направление усилий на риски и возможности создает основу для повышения результативности системы менеджмента качества, достижения улучшенных результатов и предотвращение неблагоприятных последствий.

Возможности могут возникнуть в ситуации, благоприятной для достижения намеченного результата, например, как совокупность обстоятельств, позволяющих организации привлекать потребителей, разрабатывать новую продукцию и услуги, сокращать отходы или повышать производительность. Действия в отношении возможностей могут также включать рассмотрение связанных с ними рисков.

Риск - это влияние неопределенности, и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные воздействия. Положительное отклонение, вытекающее из риска, может создать возможность, но не все положительные отклонения приводят к возможностям.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Отклонение от ожидаемых результатов может быть следствием изменений в среде функционирования, политических решений, недостатка или отсутствия информации, или целого ряда причин. Идентификация таких причин и их влияния на результаты деятельности организации, а также действий, направленных на устранение или снижение такого влияния, или вероятности появления, является важным для правильного планирования. Отклонение от ожидаемых результатов может быть позитивным или негативным, и высшее руководство организации должно решить, что необходимо сделать, чтобы избежать негативных отклонений и получить преимущество от позитивных. Этот пункт подчеркивает, что организация должна планировать и реализовывать действия в отношении рисков и возможностей, для того, чтобы предотвратить негативное воздействие и улучшить результаты.

0.4 Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для систем менеджмента

В настоящем стандарте применена структура, разработанная ИСО для улучшения согласованности между стандартами ИСО на системы менеджмента (см. приложение А.1).

Настоящий стандарт позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента.

Настоящий стандарт связан со стандартами ИСО 9000 и ИСО 9004 следующим образом:

- ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" создает важную основу для надлежащего понимания и внедрения настоящего стандарта;

- ИСО 9004 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества" дает руководство организациям, стремящимся превзойти требования настоящего стандарта.

Приложение В содержит сведения о других международных стандартах в области менеджмента качества и стандартах на системы менеджмента качества, которые были разработаны ИСО/ТК 176.

Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья или финансовый менеджмент.

Отраслевые стандарты на системы менеджмента качества разработаны для ряда отраслей на основе требований настоящего стандарта. Некоторые из этих стандартов устанавливают дополнительные требования к системе менеджмента качества, в то время как другие ограничиваются предоставлением руководящих указаний по применению настоящего стандарта в рамках конкретной отрасли.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

ИСО 9001 нацелен прежде всего на потребности потребителей и качество продукции и услуг, в то время как [1] идет дальше и рассматривает вопросы, влияющие на результаты деятельности организации. Настоящие рекомендации сосредоточены только на ИСО 9001.

Необходимо отметить также, что [1] является самостоятельным стандартом на системы менеджмента качества. Он не является руководством по внедрению ИСО 9001.

Если организация намеревается сделать свою систему соответствующей требованиям других стандартов ИСО на системы менеджмента, следует учесть, что стандарт разработан таким образом, чтобы обеспечить совместимость с другими. Если организация имеет опыт внедрения ИСО 9001, она может сделать следующий шаг, доработать свою систему менеджмента качества и интегрировать ее с другой системой менеджмента. Эти усилия приведут к созданию более эффективной системы управления организацией.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

a) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и(или) услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;

b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.

Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг.

Примечания

1 В настоящем стандарте термины "продукция" или "услуга" применимы только к продукции и услугам, которые предназначены или затребованы потребителем.

2 Законодательные и нормативные правовые требования могут быть обозначены как правовые требования.


[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Раздел "Область применения" объясняет цель стандарта. Данный раздел устанавливает, что требования стандарта относятся к системам менеджмента качества, а не к продукции или услугам, и сосредотачивает внимание на способности организации постоянно поставлять продукцию и услуги, которые соответствуют требованиям потребителя и требованиям нормативных правовых актов. Этот раздел показывает также, что ИСО 9001 является общим и применимым к любым организациям независимо от типа, размера, производимой продукции и предоставляемых услуг.

2 Нормативные ссылки

Следующий документ, полностью или частично, является нормативной ссылкой для настоящего стандарта и необходим для его применения. Для датированных ссылок применяется только указанная версия. Для недатированных ссылок применяется последняя версия ссылочного документа (включая любые поправки).

ИСО 9000:2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Ссылка на ИСО 9000:2015 отправляет к этому стандарту как к источнику терминов и определений, используемых в ИСО 9001:2015.

"Нормативная ссылка" указывает документ, на который есть ссылка в тексте стандарта, означающая, что часть или все содержание этого документа составляет требование стандарта. Следовательно, иногда необходимо обращаться к нормативной ссылке для понимания и применения стандарта, например в стандарте на электротехническую продукцию в разделе "Нормативные ссылки" могут быть ссылки на отдельный стандарт, определяющий характеристики кабельной продукции. ИСО 9001:2015 содержит в себе положения ИСО 9000:2015.

Информативные ссылки приведены в библиографии.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения, данные в ИСО 9000:2015.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Во многих стандартах ИСО настоящий раздел содержит перечень терминов и их определений. Однако, поскольку все термины и определения, необходимые для использования ИСО 9001:2015, приведены в ИСО 9000:2015, следует обращаться непосредственно к этому стандарту.

Стандарты по менеджменту качества и системам менеджмента качества, разработанные ИСО/ТК 176, используют общие термины, описывающие взаимоотношения между участвующими сторонами. Под "организацией" в ИСО 9001 понимается организация, применяющая систему менеджмента качества. "Внешний провайдер" - это физические или юридические лица (например, поставщики), от которых организация получает продукцию и услуги, а "потребители" - это физические или юридические лица, которые получают продукцию или услуги от организации.

Такие отношения могут относиться к каждой организации, следовательно, в разных обстоятельствах организация может быть в одно и то же время "внешним провайдером" продукции и услуг для другой организации и "потребителем", получающим продукцию и услуги от третьей организации.

Для получения информации по терминам и определениям можно воспользоваться онлайн-платформой ИСО: http://www.iso.org/obp.

4 Среда организации

4.1 Понимание организации и ее среды

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах.

Примечания

1 Рассматриваемые факторы или условия могут быть положительными или отрицательными.

2 Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или местном уровне.

3 Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации.


[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта - обеспечить понимание организацией внешних и внутренних факторов, которые относятся к целям и стратегии организации и могут воздействовать, позитивно или негативно, на ее способность достичь намеченных результатов системы менеджмента качества. Следует учитывать, что внешние и внутренние факторы могут меняться и, следовательно, необходимо осуществлять их мониторинг и анализ. Целесообразно анализировать их через плановые интервалы, например, в рамках анализа со стороны руководства.

Информацию о внешних и внутренних факторах можно найти во многих источниках, таких как внутренние документы и совещания, национальная и международная пресса, сайты в сети Интернет, публикации национальных органов статистики и других государственных учреждений, профессиональные и технические публикации, конференции и встречи с соответствующими органами, встречи с потребителями и соответствующими заинтересованными сторонами, профессиональные ассоциации.

Примеры внешних и внутренних факторов, относящихся к среде организации, могут включать в себя (но не ограничиваться этим):

a) внешние факторы, связанные с:

1) экономическими факторами, такими как курсы валют, экономическая ситуация, прогноз инфляции, доступность кредитования;

2) социальными факторами, такими как уровень местной безработицы, безопасность, уровень образования, государственные праздники и рабочие дни;

3) политическими факторами, такими как политическая стабильность, государственные инвестиции, местная инфраструктура, международные торговые соглашения;

4) технологическими факторами, такими как новые технологии, материалы и оборудование, срок действия патента, кодекс профессиональной этики;

5) рыночными факторами, такими как конкуренция, включая долю рынка, занимаемой организацией, аналогичные продукция или услуги, лидирующие тенденции на рынке, тенденции роста потребителей, стабильность рынка;

6) законодательными и нормативными правовыми факторами, влияющими на рабочую среду (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.4), такими как регламенты торговых объединений и отраслевые регламенты;

b) внутренние факторы, связанные с:

1) общими результатами деятельности организации;

2) ресурсами, такими как инфраструктура (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.3), среда для функционирования процессов (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.4), знания организации (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.6);

3) человеческими аспектами, такими как компетентность персонала, поведение и культура в организации, взаимоотношения с профсоюзами;

4) рабочими факторами, такими как процессы или возможности производства продукции и предоставления услуги, результаты функционирования системы менеджмента качества, мониторинг удовлетворенности потребителей;

5) факторами в управлении организации, такими как правила и процедуры для принятия решений или организационная структура.

На стратегическом уровне могут применяться такие инструменты, как Анализ Сильных и Слабых сторон, Возможностей и Угроз (SWOT анализ) и Политический, Экономический, Социальный, Технологический, Экологический анализ (PESTLE анализ). Как альтернатива, полезным для применения организацией может оказаться простой подход (в зависимости от размера и сложности ее видов деятельности), такой как мозговой штурм и постановка вопроса "Что если?".

Пример - Небольшое предприятие розничной торговли импортными товарами смогло определить, что на достижение намеченных результатов его системы менеджмента качества могут влиять внешние факторы, например, политика правительства по отношению к импортно-экспортной деятельности, тип и число конкурентов, культура местных потребителей или доступность кредитов.

Внутренние факторы, которые могут влиять на намеченные результаты, включают в себя инфраструктуру, знания организации, возможности поставки и компетентность персонала, работающего от имени предприятия.

Предприятие должно знать, что внутренние и внешние факторы могут меняться, например, в связи положением в экономике или появлением новых конкурентов, или изменением местоположения, или текучести кадров, и, следовательно, необходимо осуществлять мониторинг среды и ее анализ на постоянной основе.


4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям, организация должна определить:

a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества;

b) требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к системе менеджмента качества.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.

[ИСО 9000:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта - обеспечить уверенность в том, что организация учитывает соответствующие требования соответствующих заинтересованных сторон помимо прямых потребителей. Суть состоит в том, чтобы сосредоточиться только на тех соответствующих заинтересованных сторонах, которые могут повлиять на способность организации поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям. Хотя в ИСО 9001 нет прямого требования, организация может рассмотреть ее внешние и внутренние факторы (см. ИСО 9001:2015, пункт 4.1) перед определением ее соответствующих заинтересованных сторон.

Перечень соответствующих заинтересованных сторон может быть уникальным для организации. Организация может разработать критерии для определения соответствующих заинтересованных сторон путем рассмотрения их:

- возможного влияния или воздействия на результаты деятельности или решения организации;

- способности создавать риски и возможности;

- возможного влияния или воздействия на рынок;

- способности влиять на организацию через их решения или деятельность.

Примеры соответствующих заинтересованных сторон, которые могут рассматриваться организацией как соответствующие, включают в себя, но не ограничиваются этим:

- потребителей;

- конечных пользователей или бенефициаров;

- партнеров по совместному предприятию;

- франчайзеров;

- владельцев интеллектуальной собственности;

- головные и дочерние организации;

- владельцев, акционеров;

- банкиров;

- профсоюзы;

- внешних поставщиков;

- работников и других лиц, работающих от имени организации;

- законодательные и регулирующие органы (местные, региональные, национальные или международные);

- торговые и профессиональные ассоциации;

- местные общественные группы;

- негосударственные организации;

- соседние организации;

- конкурентов.

Для понимания потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон могут быть применены некоторые действия и методы. Они включают в себя работу с теми, кто отвечает за процессы или использование методов, которые позволят собрать информацию. Методы включают в себя, но не ограничиваются этим:

- анализ полученных заказов;

- анализ законодательных и нормативных правовых требований совместно с отделом нормативно-правового соответствия или юридическим департаментом;

- лоббирование и налаживание контактов;

- участие в работе соответствующих организаций;

- бенчмаркинг;

- изучение рынка;

- анализ взаимоотношений в цепочке поставок;

- проведение опросов потребителей или пользователей;

- мониторинг потребностей, ожиданий и удовлетворенности потребителей.

Примеры требований соответствующих заинтересованных сторон включают в себя, но не ограничиваются этим:

- требования потребителей, относящиеся к соответствию продукции и услуг, цене, доступности или поставке;

- договоры, заключенные с потребителями или внешними поставщиками;

- отраслевые кодексы или стандарты;

- соглашения с общественными группами или неправительственными организациями;

- законодательные и нормативные правовые требования к поставляемым продукции или услугам, а также требования, которые влияют на способность организации поставлять продукцию или услугу;

- меморандумы о взаимопонимании;

- разрешения, лицензии или другие формы полномочий;

- приказы, выпущенные регулирующими органами;

- соглашения, конвенции и протоколы;

- соглашения с органами государственной власти и потребителями;

- добровольные принципы и кодексы практик;

- добровольная маркировка или экологические обязательства;

- обязательства, вытекающие из договорных отношений с организацией;

- политики для работников.

Информация, полученная в результате этих действий, должна учитываться при планировании системы менеджмента качества (см. ИСО 9001:2015, раздел 6).

Организация должна быть осведомлена о том, что соответствующие заинтересованные стороны и их соответствующие требования могут отличаться для разных поставляемых продукции и услуг, и могут изменяться из-за непредвиденных обстоятельств или целенаправленных воздействий на рынках.

Организация должна иметь надежную систему мониторинга и анализа соответствующих требований ее заинтересованных сторон. Мониторинг и анализ могут быть выполнены с использованием процессов организации, имеющих отношение к требованиям потребителей, проектированию и разработке продукции и услуг, а также (на более высоком стратегическом уровне) к анализу со стороны руководства.

Пример - Небольшая компания, предоставляющая услуги такси, может выяснить, что город, в котором она работает, требует разрешения, лицензий и других форм уполномочивания; местное сообщество ожидает, что компания обеспечит безопасные условия труда и хорошее отношение к окружающей среде, а ее владельцы получат разумную прибыль.

Анализ конкретных ситуаций по 4.1 и 4.2

По 4.1


Небольшой семейный ресторан расположен в деловом квартале. Владельцы проводят совещание с ключевыми работниками (например, с шеф-поваром и менеджером) с целью мониторинга и анализа результатов деятельности и разработки плана на будущее.

Совещание начинается с рассмотрения текущей ситуации. Участники обсуждают наиболее важные достижения и проблемы, с которыми они столкнулись, и какие выводы они могут сделать. Они также обсуждают, что они хотят оставить без изменения и что изменить в следующем году.

Чтобы понять, почему ресторан работал хорошо, или у него были проблемы, они должны рассмотреть как внутренние, так и внешние факторы.

Владельцы начинают совещание с обсуждения факторов, связанных с персоналом: болезни, несчастные случаи, поведение, прием новых сотрудников и текучесть кадров. Они рассматривают также практические вопросы, касающиеся блюд и оборудования: цены, изменения в популярности блюд, контроль порций, хранение, потери, необходимость декорирования ресторана, ремонта столов и поддержания кухонного оборудования.

Менеджер говорит о постоянных посетителях и времени, когда они обычно приходят. Он знает, что многие из них являются местными бизнесменами. В прошлом году они отметили увеличение числа посетителей в обеденное время, но заказы в вечернее время не увеличились. Большие новые офисы открылись поблизости и их работники едят в одно и то же время каждый рабочий день. Это значит, что ресторан должен стараться удовлетворить каждого. Шеф-повар предлагает новое быстрое ограниченное меню для того, чтобы извлечь преимущество в этой ситуации. Владельцы предлагают ввести предварительные заказы и торговлю навынос в обеденное время. Это инициирует дискуссию о наборе дополнительных сотрудников и соответствующем трудовом законодательстве. Они говорят также о местной правительственной программе поддержки малого бизнеса, к которому они относятся. Владельцы делают записи о совещании и рассылают выводы по электронной почте каждому, кто на них работает. Менеджер получает задание осуществлять мониторинг информации, относящейся к обсужденным вопросам и держать всех в курсе.

По 4.2

Во время дискуссии в семейном ресторане владельцы признали важность местного бизнеса для их ресторана. Они обсуждали также, где они закупают продукты и необходимость соответствия нормативным требованиям по безопасности пищевой продукции.

Владельцы упомянули несколько программ местного и национального правительства, которые могут им помочь, включая гранты для малых предприятий, консультирование и информационное взаимодействие.

Все участники совещания признали важность этих заинтересованных сторон и решили включить в выводы, за какими факторами должен следить ресторан и что необходимо регулярно проводить совещания для отслеживания достижений.

4.3 Определение области применения системы менеджмента качества

Организация должна определить границы системы менеджмента качества и охватываемую ею деятельность, чтобы установить область ее применения.

При определении области применения организация должна рассматривать:

a) внешние и внутренние факторы (см. 4.1);

b) требования соответствующих заинтересованных сторон (см. 4.2);

c) продукцию и услуги организации.

Организация должна применять все требования настоящего стандарта, если эти требования применимы в пределах установленной области применения ее системы менеджмента качества.

Область применения системы менеджмента качества организации должна быть доступна, разрабатываться, актуализироваться и применяться как документированная информация. Область применения должна указывать на охватываемые виды продукции и услуг и давать обоснование для исключения требования настоящего стандарта, которое она определила как неприменимое к ее области применения системы менеджмента качества.

Соответствие требованиям настоящего стандарта может быть заявлено только в том случае, если требования, определенные как неприменимые, не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать соответствие продукции и услуг и повышать удовлетворенность потребителей.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта - определить границы системы менеджмента качества таким образом, чтобы помочь организации отвечать требованиям и намеченным результатам системы.

Для перечислений а)-с) пункта 4.3 ИСО 9001:2015 область применения должна быть установлена на основе:

a) внешних и внутренних факторов, как это определено требованиями ИСО 9001:2015 (пункт 4.1);

b) соответствующих требований соответствующих заинтересованных сторон (таких как регулирующие органы и потребители), как это определено согласно требованиям ИСО 9001:2015 (пункт 4.2);

c) поставляемых организацией продукции и услуг.

При определении области применения организация должна также установить границы системы менеджмента качества, принимая во внимание такие факторы как:

- инфраструктура организации;

- различные площадки и виды деятельности организации;

- коммерческие политики и стратегии;

- централизованные или поставляемые внешними поставщиками функции, виды деятельности, процессы, продукция и услуги.

Все требования ИСО 9001:2015 считаются применимыми, за исключением тех, которые не влияют на способность организации поставлять продукцию или предоставлять услугу, которые отвечают требованиям, или на повышение удовлетворенности потребителей.

При определении применимости требований ИСО 9001:2015 организация должна рассматривать каждое отдельное требование, а не просто решать, что целый раздел не применим. Иногда некоторые из его требований могут быть применимы, или все требования раздела могут или не могут быть применимы.

Область применения должна разрабатываться, актуализироваться и применяться в качестве документированной информации. Область применения должна включать в себя подробности по включаемым продукции и услугам. Она также должна включать в себя обоснование для каждого требования, которое было определено как неприменимое. Эта документированная информация может разрабатываться, актуализироваться и применяться любым способом, который организация определила как отвечающий ее потребностям, например, руководство или сайт в сети Интернет.

Пример - При определении области применения системы для малого предприятия, которое на постоянной основе импортирует и продает стеклянные бутылки для косметики, могут быть учтены следующие факторы:

- предприятие работает только на одной площадке;

- требования ИСО 9001:2015 (пункт 8.3) к проектированию и разработке обычно не применяются, потому, что предприятие покупает и продает одни и те же изделия, без ссылки на особые требования потребителя;

- требования ИСО 9001:2015 (пункт 8.5.3) не применяются, потому что предприятие не обрабатывает и не хранит собственность, принадлежащую потребителю или внешнему провайдеру.


4.4 Система менеджмента качества и ее процессы

4.4.1 Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:

a) определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;

b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

c) определять и применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;

d) определять ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;

e) распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;

f) учитывать риски и возможности в соответствии с требованиями подраздела 6.1;

g) оценивать эти процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;

h) улучшать процессы и систему менеджмента качества.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта - обеспечить определение процессов, необходимых для системы менеджмента качества согласно ИСО 9001:2015. Это включает в себя не только процессы производства продукции и услуг, но и также процессы, необходимые для результативного внедрения системы, такие как внутренний аудит, анализ со стороны руководства и другие (включая процессы, выполняемые внешними поставщиками). Например, если организация определяет потребность в процессе для мониторинга и измерения ресурсов, процесс должен отвечать требованиям ИСО 9001:2015 (пункт 7.1.5). Уровень, на котором процессы должны быть определены и детализированы, может варьироваться в зависимости от среды организации и применения риск-ориентированного мышления - принимая во внимание степень, в которой процесс влияет на способность организации достигать ее намеченные результаты, вероятность возникновения проблем с процессом и потенциальных последствий таких проблем.

Процесс - это совокупность взаимосвязанных и(или) взаимодействующих видов деятельности, которые используют входы для того, чтобы доставить намеченные результаты. В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 4.4.1, перечисления а)-h)]:

a) организация должна определить требуемые входы и ожидаемые выходы ее процессов; входы, требуемые для процессов, должны рассматриваться с точки зрения того, что необходимо для реализации запланированных процессов; ожидаемые выходы должны рассматриваться с точки зрения того, что ожидают потребители или последующие процессы; входы и выходы могут быть материальными (например, материалы, компоненты или оборудование) или нематериальными (например, данные, информация или знания);

b) при определении последовательности и взаимодействия этих процессов должны быть рассмотрены связи входов и выходов предшествующих и последующих процессов; методы для представления деталей последовательности и взаимодействия процессов зависят от характера организации; могут быть использованы различные методы, такие как регистрация и сохранение документированной информации, разработка, актуализация и применение документированной информации (например, карта процесса или блок-схема), или более простой подход, такой как устное объяснение последовательности и взаимодействия процессов;

c) чтобы убедиться, что процессы результативны (то есть обеспечивают запланированные результаты), организацией должны определяться и применяться критерии и методы управления процессом; критерии мониторинга и измерения могут быть параметрами процесса или техническими требованиями для продукции и услуг; показатели результатов деятельности должны быть связаны с мониторингом и измерением или могут быть связаны с целями в области качества (критериями) организации; другие методы для показателей результатов деятельности включают в себя, но не ограничиваются этим, отчеты, графики или результаты аудитов;

d) организация должна определить ресурсы, необходимые для процессов, такие как персонал, инфраструктура, среда для функционирования процессов, знания организации и ресурсы для мониторинга и измерения (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1); рассмотрение доступности ресурсов должно включать в себя возможности и ограничения существующих внутренних ресурсов и тех ресурсов, которые поступают от внешних поставщиков;

e) организация должна распределять ответственность и полномочия за ее процессы, в первую очередь, посредством определения видов деятельности процессов, а затем и лиц, которые будут осуществлять эту деятельность; ответственность и полномочия могут быть установлены в документированной информации, такой как организационная структура, документированные процедуры, политики функционирования и должностные инструкции, или с использованием простого подхода - устных инструкций;

f) организация должна обеспечивать, чтобы любые действия, необходимые для рассмотрения рисков и возможностей, связанных с процессами, выполнялись;

g) организация должна рассматривать данные о результатах деятельности, полученные посредством анализа критериев, установленных для мониторинга и измерения; анализировать и оценивать эти данные; внедрять любые изменения, необходимые для гарантии того, что эти процессы постоянно достигают намеченных результатов;

h) организация может использовать результаты анализа и оценки для определения необходимых действий для улучшения; улучшения могут быть достигнуты на уровне процессов (например, через снижение вариативности способа выполнения деятельности) или на уровне системы менеджмента качества (например, через сокращение бумажной работы, связанной с системой, позволяя персоналу сосредоточиться в большей степени на менеджменте процессов).

Пример 1 - Для иллюстрации того, что простые процессы могут нуждаться только в простых объяснениях.

Предприятие, на котором работают только два человека, продает высококачественную одежду через сайт в сети Интернет. У них очень простой процесс продаж.

Они автоматически получают сообщение по электронной почте, когда произошла продажа. Это сообщение включает в себя информацию о том, что было продано, кому и куда проданное должно быть доставлено. Это подтверждает также, что оплата произведена.

Владельцы вводят подробности продажи в электронный рабочий лист. Затем они проверяют, есть ли продукция на складе и посылают заказчику электронное сообщение с благодарностью за покупку, сообщают когда и как товар будет ему отправлен, и как он может с ними связаться при необходимости.

Пример 2 - Для иллюстрации того, что сложный процесс потребует достаточного объяснения, чтобы персонал понимал свои действия, задачи и взаимодействия настолько, чтобы результативно выполнять свои обязанности.

Небольшое предприятие выполняет услуги по поддержанию особых типов производственного оборудования. Для того, чтобы делать это результативно, они должны учесть много факторов, в том числе как они работают вместе и в каком порядке, и это может быть сложным процессом.

Прежде чем начать работу, предприятие должно убедиться, что оно понимает, что нужно потребителю, и что есть все необходимое для выполнения работы.

Например, им потребуются стандартные инструменты для каждой работы и специальные инструменты для выполнения различных операций, включая поверенное/калиброванное измерительное оборудование и набор частей для возможной замены. Персонал, выполняющий работу, должен быть компетентным и квалифицированным и использовать подходящие средства индивидуальной защиты. Необходимо подготовить и обеспечить доступность на месте подробных рабочих инструкций и руководств.

Должен быть определен способ ведения подробных записей о выполненной работе, замененных или отремонтированных частях, обнаруженных проблемах, действующих рабочих инструкциях и, если необходимо, последующих проверках. Для того, чтобы убедиться, что потребитель полностью проинформирован и удовлетворен выполненной работой, какой-либо вид подписи потребителя также необходимо включить в процесс. Это предприятие традиционно использовало бумажный формуляр, но теперь должно начать использовать компьютер, и для этого потребуется подготовить соответствующие рабочие инструкции.

4.4.2 Организация должна в необходимом объеме:

a) разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов;

b) регистрировать и сохранять документированную информацию для обеспечения уверенности в том, что эти процессы осуществляются в соответствии с тем, как это было запланировано.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта в том, чтобы организация определяла объем необходимой документированной информации.

Документированная информация - это информация, которая должна находиться под управлением, разрабатываться, актуализироваться и применяться организацией, а также носитель, на котором она содержится.

Соответствующее лицо (например, владелец процесса, владелец выходов процесса, лицо, управляющее процессом) должно анализировать, какая информация используется для выполнения процессов, чтобы постоянно достигать намеченных результатов. Для используемой информации (например, процедуры, рабочие инструкции, наглядные средства, информационные системы и системы обмена информацией, чертежи, спецификации, метрики, отчеты, ключевые показатели результатов деятельности (KPIs), протоколы встреч, репрезентативные образцы, беседы) необходимо проводить анализ/пересмотр ценности для поддержания процессов. Результатом будет решение о том, какая информация будет считаться документированной информацией. Например, когда высшее руководство выполняет стратегическое планирование, оно может обратиться к сети Интернет и проанализировать соответствующую информацию, такую как отчеты о текущем и будущем состоянии отрасли, к которой относится организация, которые были разработаны государственными учреждениями и другими соответствующими сторонами. Эта информация не должна рассматриваться как документированная информация, так как она доступна из открытых источников. Для сравнения, бизнес-план, включающий цели в области качества, риски и возможности, стратегии, наряду с другими соответствующими элементами (например, миссия, видение, ценности и карты процессов организации), должен рассматриваться как документированная информация.

Определение разных видов документированной информации, необходимой для поддержания функционирования процессов и системы менеджмента качества, зависит от организации. При определении типа и объема необходимой документированной информации организация должна оценить ее потребности и применить риск-ориентированное мышление. Она должна учитывать ее размер, виды деятельности, виды продукции или услуг, сложность ее процессов, ресурсы и т.д. также, как и потенциальные последствия несоответствий.

ИСО 9001 устанавливает использование документированной информации в ряде требований, однако для организации может существовать потребность в дополнительной документированной информации (такой как документированные процедуры, сайты в сети Интернет, рабочие инструкции, руководства, регламенты, стандарты, формы, пособия, программное обеспечение, телефонные приложения) для управления функционированием ее процессов.

Документированная информация одного типа должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы сохранять актуальность. ИСО 9001 использует фразу "разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию" в отношении данного типа документированной информации.

Другая документированная информация должна регистрироваться и сохраняться без изменений (за исключением утвержденной коррекции) для демонстрации соответствия и для создания уверенности, что процессы выполняются как запланировано, или для демонстрации того, выполнены или нет требования (данный тип документированной информации часто называют "записи"). ИСО 9001 использует фразу "регистрировать и сохранять документированную информацию" в отношении данного типа документированной информации. Данный тип документированной информации часто относят к требованиям потребителей, законодательным и нормативным правовым требованиям или к собственным требованиям организации - для регистрации и сохранения документированной информации.

Анализ конкретной ситуации

Предприятие, производящее сыр, стремится соответствовать требованиям ИСО 9001:2015.

Оно уже внедрило систему менеджмента качества и использует большой объем информации о процессах и выполненных заказах. Часть ее находится в ноутбуках или бумажных папках, часть на стендовых графиках и фотографиях, часть в компьютерных системах.

Проводятся совещания с целью определения наиболее важных вопросов и управления процессами производства сыра и ведения записей, подтверждающих, что дела выполняются как задумано.

Общение с вовлеченным персоналом показало, что часть стендовых графиков устарели. Часть формуляров и руководств годами не используется потому, что относятся к продукции, которая больше не производится. Часть хранящихся записей также не используется, в то время как некоторые новые виды продукции не имеют информационной поддержки и персонал не всегда знает, как действовать правильно. В других случаях новые чек-листы и другие полезные документы и визуальные средства разработаны, но не являются официальной частью системы менеджмента качества. Следует отметить также, что хотя часть средств не используется в последнее время, они все еще могут использоваться для учебных целей и должны быть сохранены.

Персонал разделяет информацию на три категории:

1) критически важная информация для ведения бизнеса и для правильного выполнения работы - это документированная информация;

2) информация, которую нет необходимости формально сохранять, но которая все еще является полезной - эта информация будет использоваться по запросу;

3) информация, которая более не нужна - от этой информации следует избавиться.

В результате такой работы предприятие определило, что должно сохраняться как документированная информация.

5 Лидерство

5.1 Лидерство и приверженность

5.1.1 Общие положения

Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества посредством:

a) принятия ответственности за результативность системы менеджмента качества;

b) обеспечения разработки политики и целей в области качества, которые согласуются с условиями среды организации и ее стратегическим направлением;

c) обеспечения интеграции требований системы менеджмента качества в бизнес-процессы организации;

d) содействия применению процессного подхода и риск-ориентированного мышления;

e) обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента качества;

f) распространения в организации понимания важности результативного менеджмента качества и соответствия требованиям системы менеджмента качества;

g) обеспечения достижения системой менеджмента качества намеченных результатов;

h) вовлечения, руководства и оказания поддержки участия работников в обеспечении результативности системы менеджмента качества;

i) поддержки улучшения;

j) поддержки других соответствующих руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их ответственности.

Примечание - Слово "бизнес" в настоящем стандарте следует понимать в широком смысле, как отображение видов деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации, независимо от того, является ли она государственной, частной, ставит ли она своей целью получение прибыли или нет.


[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта - обеспечить демонстрацию высшим руководством лидерства и приверженности посредством активной роли во взаимодействии в системе менеджмента качества, ее продвижении и обеспечении, мониторинге и доведении показателей деятельности и результативности системы менеджмента качества. Способы реализации этого зависят от различных факторов, таких как размер и сложность организации, стиль менеджмента и культура организации.

Для организации "высшее руководство" может включать в себя, например, главного исполнительного директора, управляющего директора, генерального директора, президента, совет директоров, исполнительных директоров, управляющего(их) партнера(ов), отдельного владельца, партнера(ов) и старших руководителей/менеджеров. Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации. Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, то высшее руководство относится к тем, кто управляет и контролирует эту часть организации. Каждая организация имеет разные потребности и собственные специфичные решения, по которым высшим руководством будет принято решение.

В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 5.1.1, перечисления a)-j)] это включает:

a) демонстрацию высшим руководством того, что оно осознает и несет ответственность за результативность системы менеджмента качества посредством принятия обязанностей и ответственности в отношении своей деятельности, а также способности объяснить результаты, которые достигаются; несмотря на то, что определенные полномочия и ответственность могут делегироваться (см. ИСО 9001:2015, пункт 5.3), ответственность за это остается за высшим руководством;

b) обеспечение того, что политика в области качества (см. ИСО 9001:2015, пункт 5.2) и цели в области качества (ИСО 9001:2015, пункт 6.2) установлены с учетом стратегического направления и среды организации; политика в области качества и цели в области качества могут быть установлены или пересмотрены в ходе регулярных встреч высшего руководства, например, для проведения стратегического планирования или анализа со стороны руководства;

c) обеспечение того, что процессы системы менеджмента качества интегрированы и управляются в рамках всех бизнесов процессов, а не рассматриваются как "дополнительная нагрузка" и не противоречат деятельности;

d) продвижение процессного подхода и риск-ориентированного мышления, например, посредством обеспечения результативного взаимодействия между процессами, с применением разработанного систематического подхода для достижения эффективного потока входов и выходов, а также совместных усилий по учету рисков и возможностей;

e) мониторинг текущих и прогнозируемых объемов работ и графиков для обеспечения того, что выделяется достаточное количество ресурсов на систему менеджмента качества (люди, инструменты, оборудование и т.д.), когда и где это необходимо;

f) общение при помощи внутренних встреч, электронной почты, личных бесед, корпоративной сети организации и т.д. ценности и преимуществ системы менеджмента качества и соблюдение ее требований;

g) обеспечение того, что система менеджмента качества достигает намеченных результатов посредством мониторинга ее выходов; в некоторых случаях действия могут быть необходимы, чтобы исправить или улучшить систему или части ее процессов, и высшее руководство должно гарантировать, что любые требуемые действия должным образом распределены и обеспечены ресурсами;

h) взаимодействие, направление и поддержание персонала в организации, чтобы способствовать результативности системы менеджмента качества через обмен информацией с персоналом (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.4); сюда можно отнести высшее руководство, выступающее в роли лидера по проектам, когда требуются улучшения, и поощрение работников и других лиц, участвующих в команде по улучшению;

i) продвижение улучшений при обеспечении того, что информация и рекомендации по результатам аудитов, других оценок и анализов со стороны руководства (см. ИСО 9001:2015, пункт 9.3) доводятся до ответственных лиц (это может также помочь продемонстрировать ценность и преимущества улучшений);

j) обеспечение поддержки и предоставление руководящих указаний персоналу других соответствующих управленческих функций, чтобы помочь им демонстрировать лидерство применительно к их конкретной области влияния; сюда можно отнести наставничество и поддержку ими при принятии конкретных решений, которые помогут организации лучше соответствовать требованиям или приводить к улучшениям, когда это необходимо.

Эффективные лидерство и приверженность могут привести к лучшему пониманию персоналом в организации того, каким образом они вносят вклад в систему менеджмента качества, что может помочь организации постоянно достигать намеченных результатов.

5.1.2 Ориентация на потребителей

Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении ориентации на потребителей посредством обеспечения того, что:

a) требования потребителей, а также применимые законодательные и нормативные правовые требования определены, поняты и неизменно выполняются;

b) риски и возможности, которые могут оказывать влияние на соответствие продукции и услуг и на способность повышать удовлетворенность потребителей, определены и рассмотрены;

c) в центре внимания находится повышение удовлетворенности потребителей.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта - обеспечение наглядной демонстрации высшим руководством лидерства и приверженности в поддержании ориентации организации на выполнение требований потребителей и увеличение удовлетворенности потребителей.

Потребители - это, как правило, люди или организации, которые покупают продукцию и услуги организации; однако, здесь также могут подразумеваться отдельные лица или организации, такие как граждане, клиенты, пациенты, студенты и т.д., которые являются получателями продукции и услуг организации. Высшее руководство должно обеспечить наличие эффективных процессов для определения требований потребителей и законодательных и нормативных правовых требований, имеющих отношение к продукции и услугам организации, а также того, что эти требования понимаются. Во многих случаях внимание к выполнению доставки в установленные сроки и к претензиям потребителей может предоставить информацию о любых действиях, которые могут быть необходимы для достижения или улучшения удовлетворенности потребителей.

Высшее руководство должно обеспечивать реализацию необходимых действий в отношении рисков и возможностей, чтобы ожидаемые результаты достигались постоянно; если они не достигаются, то необходимо следовать подходу "Планируй-Делай-Проверяй-Действуй" (PDCA) для обеспечения того, что ответственность и обязанности распределены для реализации дальнейших улучшений до тех пор, пока потребности и ожидания потребителей не будут достигнуты.

Высшее руководство может сконцентрироваться на повышении удовлетворенности потребителей, используя результаты анализа и оценки данных об удовлетворенности потребителей (см. ИСО 9001:2015, пункт 9.1.2). В результате этого анализа высшее руководство может внести изменения в процессы и действия, имеющие отношение к потребителям, включая распределение ресурсов.

5.2 Политика

5.2.1 Разработка политики в области качества

Высшее руководство должно разработать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии политику в области качества, которая:

a) соответствует намерениям и среде организации, а также поддерживает ее стратегическое направление;

b) создает основу для установления целей в области качества;

c) включает в себя обязательство соответствовать применимым требованиям;

d) включает в себя обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта заключается в обеспечении того, что политика в области качества установлена, согласована со стратегическим направлением организации, включая всеобщее понимание организации о том, что означает качество для нее и ее потребителей. Политика в области качества описывает намерения и направление организации в той форме, как это сформулировано высшим руководством.

В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 5.2.1, перечисления а)-d)], политика в области качества должна:

a) подходить организации и поддерживать ее стратегическое направление;

b) обеспечивать основу для установления целей (это означает, что любые заявления в политике в области качества должны быть измеримыми);

c) содержать обязательство организации выполнять применимые требования, такие как требования потребителей и законодательные и нормативные правовые требования;

d) содержать обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества.

Для разработки политики в области качества могут быть рассмотрены такие входы как:

- четкое понимание среды организации, включая текущие результаты деятельности ее системы менеджмента и потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон;

- стратегическое направление организации, основанное на ее миссии, видении, руководящих принципах и основополагающих ценностях;

- уровень и тип будущих улучшений, необходимых для организации, чтобы быть успешной;

- ожидаемая степень удовлетворенности потребителей;

- ресурсы, необходимые для выполнения намеченных результатов;

- потенциальный вклад соответствующих заинтересованных сторон.

5.2.2 Доведение политики в области качества

Политика в области качества должна:

а) быть доступной и применяться как документированная информация;

b) быть доведенной до сведения работников, понятной и применяемой внутри организации;

с) быть доступной подходящим способом для соответствующих заинтересованных сторон.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта заключается в обеспечении того, что политика в области качества доводится, понимается и применяется лицами в организации, и они смогут внести вклад в результативность системы менеджмента качества, и политика также доступна для соответствующих заинтересованных сторон.

Организация должна обеспечить легкий доступ к политике в области качества и обеспечить ее разработку, актуализацию и применение в виде документированной информации. В целях разработки, актуализации и применения политики в области качества организация должна проводить ее периодический анализ для определения того, по-прежнему ли она соответствует намерению организации. Это может быть сделано, например, в рамках процесса анализа со стороны руководства (см. ИСО 9001:2015, пункт 9.3).

Организация должна обеспечить, чтобы политика в области качества понималась ясно во всей организации. Этого можно достигнуть путем рассмотрения требований к осведомленности (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.3) и обмену информацией (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.4) лицами на разных уровнях внутри организации. Политика в области качества может быть доведена различными способами, например, доски объявлений, экранные заставки, сайт организации в сети Интернет или в ходе плановых совещаний.

Организация должна делать политику в области качества доступной, при необходимости, для соответствующих заинтересованных сторон, таких как внешние поставщики, партнеры, потребители и регулирующие органы. Это может быть сделано по запросу или посредством размещения политики в области качества на сайте организации в сети Интернет.

Анализ конкретной ситуации для 5.1.1, 5.1.2 и 5.2.2

Владелец небольшого предприятия, производящего металлические части для мебельной промышленности, может продемонстрировать лидерство и приверженность различными способами.

Например, он может проводить ежедневные совещания для обмена информацией по прошедшему рабочему дню и задачам на очередной день. На совещании может отмечаться, как важно:

a) работать как команда;

b) понимать, как все действия связаны друг с другом;

c) поддерживать друг друга;

d) всегда помнить о потребителе.

Во время совещаний владелец может узнать о существующих проблемах таких, как короткие сроки, устаревшее оборудование или нехватка персонала, и использовать возможности для поощрения и мотивации персонала. Он может напомнить работникам, что поддержание высокой удовлетворенности потребителей и работа по улучшению результатов деятельности является задачей команды и приносит ей пользу. Но если дела идут плохо, владелец оказывает поддержку и берет на себя всю ответственность. Для того, чтобы быть уверенным в том, что все знакомы с политикой в области качества, владелец размещает ее на стенах кухни для персонала и раздевалок. Он использует ежедневные совещания для проверки знания персоналом политики, обращая внимание каждый день на различные положения, поощряя вопросы и идеи по ее улучшению.

Он также принимает решение сделать политику в области качества легко доступной для потребителей и других заинтересованных сторон, путем размещения ее краткого изложения на сайте предприятия в сети Интернет и приглашая всех, кто хочет получить больше информации, прислать запрос по электронной почте.

5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации

Высшее руководство должно обеспечить определение, доведение до работников и понимание в организации обязанностей, ответственности и полномочий для выполнения соответствующих функций.

Высшее руководство должно распределить обязанности, ответственность и полномочия для:

a) обеспечения соответствия системы менеджмента качества требованиям настоящего стандарта;

b) обеспечения получения намеченных результатов процессов;

c) отчетности высшему руководству о результатах функционирования системы менеджмента качества и возможностях ее улучшения (10.1);

d) поддержки ориентации на потребителя во всей организации;

e) сохранения целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении изменений в систему менеджмента качества.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта для высшего руководства заключается в том, чтобы распределить соответствующие функции в отношении системы менеджмента качества для обеспечения результативности и достижения намеченных результатов. Высшему руководству необходимо установить конкретные обязанности, ответственность и полномочия для выполнения работы и обеспечить, чтобы персонал организации понимал и был осведомлен об этом с помощью эффективного обмена информацией.

Обязанности, ответственность и полномочия могут быть возложены на одного или нескольких человек. Они должны уметь принимать решения и эффективно менять область и/или процессы, на которые они были назначены. Важно подчеркнуть, что, несмотря на то, что полномочия могут быть делегированы, общие обязанности, ответственность и подотчетность за систему менеджмента качества остаются за высшим руководством.

В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 5.3, перечисления а)-е)] ответственность и полномочия должны быть распределены в отношении:

a) обеспечения соответствия системы менеджмента качества требованиям ИСО 9001 для определенных функций, таких как внутренние аудиты, или анализ со стороны руководства;

b) обеспечения достижения процессами намеченных результатов; эти действия могут быть поручены более, чем одному работнику, при этом каждый обладает различными обязанностями и ответственностью, такими как мониторинг целей в области качества, определение достижения процессами намеченных результатов, или проведение внутренних аудитов;

c) отчетности за результаты деятельности системы менеджмента качества; как правило, составление отчетности осуществляется в рамках процесса анализа со стороны руководства (см. ИСО 9001:2015, пункт 9.3); обязанности и ответственность за координацию отчетности могут быть возложены на одного человека, в то время как другие лица несут ответственность за отчетность по конкретным процессам системы менеджмента качества;

d) продвижение ориентации на потребителя (см. ИСО 9001:2015, пункт 5.1.2); как правило, такая ответственность возлагается на человека, который отвечает за обмен информацией с потребителями, а также за обеспечение того, что любые вопросы решаются; этот человек часто оказывается из отдела по работе с потребителями или отдела по качеству;

e) поддержания целостности системы менеджмента качества при внесении изменений, таких как внедрение новой системы планирования ресурсов предприятия (ERP), решение по передаче процесса проектирования и разработки на аутсорсинг, рост за счет новых возможностей рынка, реструктуризация организации, слияние или приобретение; как правило, эта ответственность возлагается на лицо(а), ответственное(ые) за обеспечение поддержания всей системы менеджмента качества, и того (тех), кто имеет возможность обеспечивать, что изменения не планируются без рассмотрения их потенциального влияния.

В некоторых организациях может быть ограниченное количество лиц с необходимой компетентностью для выполнения требуемых задач; в этом случае целесообразно планировать совмещение функций и ответственности. Такие планы становятся ценными во время праздничных дней, когда руководители находятся вне организации или в случаях происшествий или болезни.

Высшее руководство должно определить то, каким образом доводить соответствующие функции, ответственность и полномочия. Это может быть сделано путем использования соответствующей документированной информации, например, должностных инструкций, рабочих инструкций, заявлений об обязанностях, организационных схем, руководств, процедур.

6 Планирование

6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

6.1.1 При планировании в системе менеджмента качества организация должна учесть факторы (см. 4.1) и требования (см. 4.2) и определить риски и возможности, подлежащие рассмотрению для:

a) обеспечения уверенности в том, что система менеджмента качества может достичь своих намеченных результатов;

b) увеличения их желаемого влияния;

c) предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;

d) достижения улучшения.

[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта заключается в том, что при планировании процессов системы менеджмента качества организация определяет ее риски и возможности, а также планирует действия по их учету. Целью является предотвращение несоответствий, включая несоответствующие выходные данные, и определение возможностей, которые могли бы повысить удовлетворенность потребителей или достигать цели в области качества организации.

При определении рисков и возможностей для системы менеджмента качества должны быть рассмотрены внешние и внутренние факторы (см. ИСО 9001:2015, пункт 4.1), а также требования соответствующих заинтересованных сторон (см. ИСО 9001:2015, пункт 4.2). Примеры рисков, из-за которых система менеджмента качества не достигнет своих целей, включают в себя неспособность процессов, продукции и услуг соответствовать требованиям или недостижение удовлетворенности потребителей. Примеры возможностей включают в себя определение новых потребителей, потребности в новых продукции и услугах и выведение их на рынок, или потребности в пересмотре или замене процесса посредством внедрения новой технологии с целью получения большей эффективности.

При изучении возможностей организация должна в первую очередь определить и оценить потенциальные риски для системы менеджмента качества, связанные с возможностями; результаты должны быть использованы при принятии решений об их внедрении/невнедрении.

В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 6.1.1, перечисления а)-d)] при определении рисков и возможностей организация должна сфокусироваться на:

a) получении уверенности в том, что система менеджмента качества может достигать намеченного(ых) ею результата(ов);

b) увеличении желаемых воздействий и создании новых возможностей (за счет улучшения эффективности, разработки или применения новых технологий и т.д.);

c) предотвращении или снижении нежелательных воздействий (за счет снижения рисков или проведения предупреждающих действий);

d) достижении улучшения в обеспечении соответствия продукции и услуг и повышению удовлетворенности потребителей.

Это подразумевает принятие риск-ориентированного мышления, и организация должна рассматривать применение данного подхода к процессам для системы менеджмента качества.

В ИСО 9001 нет требования применять формальный менеджмент рисков (в соответствии с [19]) при определении и учете рисков и возможностей. Организация может выбирать методы, подходящие ее потребностям. [23] предоставляет перечень инструментов и методик оценки рисков, которые могут быть рассмотрены, в зависимости от среды организации.

При определении рисков и возможностей организация должна рассматривать использование выходных данных, полученных с помощью методик, таких как SWOT или PESTLE. Другие подходы могут включать в себя методики, такие как анализ видов и последствий отказов (FMEA); анализ видов, последствий и критичности отказов (FMECA); анализ рисков и критические контрольные точки (НАССР). Решение о том, какие методы или инструменты организация должна использовать, зависит от нее самой. Простые подходы включают в себя методики, такие как мозговой штурм, структурирование с применением методики "что если" (SWIFT) и матрицы последствий/вероятностей.

Применение риск-ориентированного мышления может также помочь организации развить проактивную и предупреждающую культуру, ориентированную на то, чтобы улучшать отдельные аспекты и улучшать работу в целом.

Существуют различные ситуации для рассмотрения рисков и возможностей, например, совещания по стратегии, анализ со стороны руководства, внутренние аудиты, различные типы встреч по качеству, встречи для установления целей в области качества, а также планирование этапов для процессов производства.

6.1.2 Организация должна планировать:

a) действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;

b) то, каким образом:

1) интегрировать и внедрить эти действия в процессы системы менеджмента качества (см. 4.4);

2) оценивать результативность этих действий.

Меры, принимаемые в отношении рисков и возможностей, должны быть пропорциональны их возможному влиянию на соответствие продукции и услуг.

Примечания

1 Варианты реагирования на риски могут включать избежание риска, допущение риска с тем, чтобы отследить возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или последствий, разделение риска или сдерживание риска путем принятия решения, основанного на информации.

2 Возможности могут привести к принятию новых практик, запуску новой продукции, открытию новых рынков, появлению новых потребителей, построению партнерских отношений, использованию новых технологий и других желаемых и реальных возможностей, чтобы учесть потребности организации или ее потребителей.


[ИСО 9001:2015]


Рекомендации

Смысл настоящего пункта заключается в обеспечении планирования организацией действий по учету ее установленных рисков и возможностей (см. ИСО 9001:2015, пункт 6.1.1), внедрения этих действий, анализа и оценки результативности предпринятых действий. Идентифицировав риски и возможности, которые могут оказать влияние на систему менеджмента качества, организация должна спланировать действия в отношении них. Действия должны основываться на потенциальном влиянии на соответствие продукции и услуг или удовлетворенность потребителей, а также должны быть, при необходимости, включены в систему менеджмента качества и ее процессы. Например, если организация имеет единственного поставщика критического сырья, она должна рассмотреть вопрос об инвестировании в развитие нового источника сырья.

Действия, которые организация может предпринять в отношении рисков, будут зависеть от характера риска, например:

a) избежание риска за счет прекращения выполнения процесса, в котором может быть обнаружен риск;

b) исключение риска, например, за счет применения документированных процедур для оказания поддержки лицам в организации, которые обладают меньшим опытом;

c) принятие риска для реализации возможности, такой как инвестирование в новое капитальное оборудование для запуска линии продукции, где прибыль от инвестиций неизвестна;

d) распределение риска, например, работа с потребителем, чтобы облегчить предварительное приобретение сырья, когда объемы производства неизвестны;

e) отказ от любых действий, когда организация принимает на себя риск, исходя из его потенциального воздействия или стоимости необходимых действий.

Организация может рассматривать потребность в документированной информации о рисках и возможностях для ее системы менеджмента и для ее процессов (см. ИСО 9001:2015, пункт 4.4.1).

Анализ конкретных ситуаций для 6.1

Ситуация 1


Небольшое строительное предприятие использует SWOT анализ в своем планировании. Проводя анализ оно узнает, что правительство объявило о намерении построить большое число новых домов в следующем финансовом году.

Предприятие понимает, что это может быть хорошей возможностью. Перед тем, как принять решение, оно рассматривает возможные риски:

- необходимо будет участвовать в торгах на работу и, вероятно, будет большая конкуренция;

- если большое число проектов будет выполняться одновременно, может возникнуть нехватка квалифицированного персонала;

- получение необходимых материалов и оборудования, когда потребуется, может быть затруднено;

- получение кредитов, когда потребуется, может быть под вопросом.

Предприятие также понимает, какие это создает возможности:

- работа в правительственном проекте может помочь компании соответствовать нормативным, законодательным и другим требованиям в долгосрочном периоде в результате взаимодействия и выстраивания взаимоотношений с соответствующими департаментами;

- установить хорошие долгосрочные взаимоотношения с банками для получения займов и внешними поставщиками;

- установить взаимоотношения с другими предприятиями, участвующими в проекте;

- нанять и обучить новых рабочих.

Предприятие решает предпринять следующие действия:

- присутствовать на информационных правительственных мероприятиях;

- выяснить, установило ли правительство какие-либо квалификационные требования для выполнения работ, такие как наличие сертификата на соответствие ИСО 9001;

- работать с другими предприятиями, чтобы подать совместную заявку;

- нанять консультанта для помощи в подаче заявки;

- предложить поощрение рабочим, чтобы сохранить квалифицированные кадры;

- брать оборудование в аренду вместо покупки;

- найти новых поставщиков и обговорить новые условия с существующими.

После такой предварительной оценки предприятие ежемесячно проводит совещания для анализа статуса возможностей и рисков и результативности предпринятых действий, оформляя протоколы совещаний как документированную информацию.

Ситуация 2

Рассматривая внешние факторы, которые могут повлиять на ее систему менеджмента качества, небольшое торговое предприятие выясняет, что таможенные правила для импорта продукции изменились.

Предприятие определило следующие возможности:

- быть первым, кто соответствует новым правилам ("преимущество первого");

- диверсифицировать бизнес, включив в него предоставление помощи потребителям в части требований международного рынка и растаможивания продукции (консультационные услуги и услуги таможенного брокера);

- перевести бизнес в место с менее сложными правилами.

Рассмотрев эти возможности, предприятие решает предпринять следующие действия:

- обучить персонал для того, чтобы он понимал новые требования;

- спланировать проведение рекламной кампании о том, что предприятие соответствует новым требованиям;

- исследовать вопрос, может ли предоставление консультационных услуг привести к созданию отдельного предприятия;

- исследовать возможность перемещения в новые места и связанные с этим преимущества и недостатки.

Были определены риски:

- потенциальная задержка поставки продукции потребителю, вызванная новыми правилами;

- нехватка товара, вызванная задержками;

- увеличение тарифов и налогов;

- увеличение стоимости обработки и хранения из-за того, что продукция дольше задерживается таможней.

Рассмотрев эти риски, предприятие решает:

- рассмотреть возможность увеличения товарных запасов во избежание задержек и нехватки;

- сделать более крупные заказы до того, как правила будут введены в действие;

- делать более крупные, но менее частые заказы, после введение правил в действие;

- пересмотреть ценообразование, чтобы покрыть увеличение расходов;

- подумать о совместном хранении с другими импортерами.

Владельцы предприятия определили приоритеты для рисков и возможностей и регулярно проводят совещания для обсуждения результативности предпринятых действий, сохраняя отчеты как документированную информацию.

Ситуация 3

Требования потребителя к малому предприятию, производящему краску, включают в себя применение FМЕА для анализа потенциальных рисков и их последствий для основных производственных процессов потребителя. Предприятие определило возможные риски, вероятность их появления и последствия. Риски включают в себя:

- взятие со склада неправильных единиц продукции в зону смешения (низкая вероятность, средний уровень последствий);

- плохие условия хранения и несоблюдение сроков хранения (средняя вероятность, высокий уровень последствий);

- перекрестное загрязнение (высокая вероятность, высокий уровень последствий);

- неправильный объем, использованный при смешении (средняя вероятность, низкий уровень последствий);

- неправильная маркировка (высокая вероятность, высокий уровень последствий);

- неправильный объем заполнения в окончательной продукции (средняя вероятность, низкий уровень последствий);

- неправильные условия процесса, такие как температура или влажность (средняя вероятность, высокий уровень последствий).

Проанализировав риски, предприятие спланировало следующие действия:

- хранить продукцию по цветам или другим подходящим признакам;

- проверять продукцию перед смешением;

- проверять и очищать оборудование перед смешением;

- проверять и, при необходимости, испытывать продукцию перед выпуском.

После принятия этого решения предприятие запланировало регулярные совещания для анализа и проверки статуса рисков и возможностей и результативности предпринятых действий. Протоколы проверки, испытаний и акты выпуска продукции хранятся как документированная информация.

6.2 Цели в области качества и планирование их достижения

6.2.1 Организация должна установить цели в области качества для соответствующих функций, уровней, а также процессов, необходимых для системы менеджмента качества.

Цели в области качества должны:

a) быть согласованными с политикой в области качества;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 54985-2018 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015

Название документа: ГОСТ Р 54985-2018 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2015

Номер документа: 54985-2018

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Дата принятия: 31 июля 2018

Дата начала действия: 01 июня 2019