Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58137-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Руководство по оценке риска в течение жизненного цикла

     7 Оценка риска при проектировании и эксплуатации искусственных сооружений

7.1 При применении инноваций, нетиповых строительных конструкций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации мостовых сооружений должны быть обеспечены их потребительские свойства, требования к эффективным конструктивно-технологическим решениям, а также к устройствам и системам обеспечения безопасной эксплуатации по ГОСТ 33178 и СП 35.13330.2011.

7.2 В общем случае основания и фундаменты, опоры, пролетные строения, опорные части, элементы мостового полотна, эксплуатационные обустройства должны быть запроектированы и сооружены таким образом, чтобы при учете потребительских свойств и при надлежащей эксплуатации они обладали долговечностью с учетом оценки риска достижения предельного состояния, выражающегося в полном или частичном разрушении и сопровождающегося гибелью или травматизмом людей.

7.3 Допустимый индивидуальный риск летального и нелетального исхода для участников дорожного движения, находящихся в произвольный момент времени на мостовом сооружении, вследствие его разрушения, при проектировании должен составлять не более 10 1/год.

7.4 Расчетный срок службы () мостового сооружения железобетонного, стального, сталежелезобетонного, композитного, а также из металлических гофрированных элементов, при оценке риска - в соответствии с СП 35.13330.2011.

7.5 Оценки допустимого порога частоты полного или частичного разрушения мостового сооружения с пострадавшими в течение расчетного срока службы в зависимости от математического ожидания числа рискующих в течение года и уровня вреда, наносимого имуществу и окружающей среде, приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Количественная оценка частоты разрушения мостового сооружения, соответствующая допустимому риску

Математическое ожидание числа рискующих (человек), находящихся

Количественная оценка частоты разрушения сооружения при уровне вреда, 1/год, не более

на сооружении в произвольный момент времени в течение года

или

или

Высокое (>10)

10

10

10

Среднее (от 0,1 до 10)

10

10

10

Низкое (<0,1)

10

10

10

7.6 Математическое ожидание числа рискующих, находящихся на мостовом сооружении в произвольный момент времени в течение года, определяют на основе [10], ГОСТ 32965, прогнозных или фактических значений интенсивности пешеходного движения.

7.7 При применении инновационных технологий, конструкций и материалов при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации водопропускных труб должны быть обеспечены надежность и безопасность пропуска водного потока, устойчивость к повреждениям, а также другие их потребительские характеристики по ГОСТ 32871.

7.8 Анализ риска разрушения инновационных элементов конструкции искусственных сооружений на стадии эксплуатации предполагает систематическое выполнение мониторинга их состояния в целях выявления характерных дефектов и повреждений:

- для мостовых сооружений - в соответствии с СП 79.13330.2012;

- для водопропускных труб - по ГОСТ 32965.

7.9 При оценке риска мостовых сооружений дополнительно следует использовать типовые статистические оценки вариативности показателей опасности.

7.10 Применение инноваций, нетиповых строительных конструкций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации тоннелей должно осуществляться с учетом идентификации и ранжирования опасных событий, включая отказы конструктивных элементов, стратегий реагирования на риски и рекомендаций по обеспечению безопасности в тоннелях, установленных в ГОСТ Р 56521 и СП 122.13330.2012.

7.11 Допустимый уровень коллективного риска для участников дорожного движения в тоннеле - в соответствии с таблицей 7 и рисунком 1.

Таблица 7 - Допустимый коллективный риск для жизни и здоровья участников дорожного движения при возникновении отдельных видов опасных событий в тоннеле

Опасное событие

Количественная оценка, человек/год, не более

Пожар

5,0·10

Пожар с последующим взрывом

2,2·10

Взрыв

10

Токсический эффект

4,0·10


     
- , 1/(км·год), для числа летальных исходов 101000;

     
- 10, 1/(км·год), для числа летальных исходов 1000

     
Рисунок 1 - Функция распределения числа погибших в тоннеле, соответствующая критическому (неприемлемому) уровню суммарного коллективного риска

7.12 Анализ риска разрушения инновационных элементов конструкции тоннелей на стадии эксплуатации предполагает систематическое выполнение мониторинга их состояния согласно ГОСТ Р 57208.