• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил


ГОСТ Р ИСО 28460-2018

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕФТЯНАЯ И ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно-берег и портовые операции

Petroleum and natural gas industries. Installation and equipment for liquefied natural gas. Ship-to-shore interface and port operations



ОКС 75.180.20

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - Газпром ВНИИГАЗ" (ООО "Газпром ВНИИГАЗ") на основе русскоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 23 "Нефтяная и газовая промышленность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 апреля 2018 г. N 181-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 28460:2010* "Нефтяная и газовая промышленность. Установки и оборудование для сжиженного природного газа. Взаимодействия судно-берег и операции в порту" (ISO 28460:2010 "Petroleum and natural gas industries - Installation and equipment for liquefied natural gas - Ship-to-shore interface and port operations", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Первоначально коммерческие операции со сжиженным природным газом (СПГ) базировались на долгосрочных соглашениях купли-продажи с использованием специального флота. Каждая сторона соглашения учитывала особенности взаимодействия судно-берег на конкретном терминале, что обеспечивало в результате безопасное и надежное проведение операции.

Значительное расширение продаж СПГ по краткосрочным контрактам, а также на оптовом рынке, потребовало стандартизации и лучшего понимания проблем взаимодействия судно-берег для гарантирования дальнейшего безопасного транспортирования сжиженного природного газа.

Каждый порт и терминал СПГ должен иметь собственные специальные системы, обеспечивающие их безопасную эксплуатацию. Оборудование танкеров СПГ должно быть совместимо с данными системами порта и терминала. Всем судам необходимо обращать особое внимание на соблюдение основных требований, установленных в настоящем стандарте, для обеспечения безопасной, надежной и эффективной перекачки груза с судна на берег или наоборот.

Настоящий стандарт устанавливает необходимые требования к морским операциям во время транспортирования и перекачки груза в порту и порядку взаимодействия судно-берег с учетом требований, рекомендаций Международной морской организации, Общества международных операторов газовых танкеров и терминалов, Международной группы импортеров сжиженного природного газа, Международного морского форума нефтяных компаний и других организаций, перечисленных в библиографии.

Признается приоритет национальных и/или региональных законов и правил в случаях, когда имеются противоречия с положениями настоящего стандарта.

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает порядок взаимодействия судов, терминалов и портовых служб для обеспечения безопасного перемещения судна (танкера СПГ) в пределах зоны порта, а также организации безопасной и эффективной перекачки его груза. Стандарт применяется:

a) службами лоцманской проводки и управления движением судов;

b) капитанами танкеров СПГ, обеспечивающих буксировку и швартовку судов;

c) операторами терминалов;

d) операторами танкеров СПГ;

e) компаниями, осуществляющими бункеровку судов, доставку на суда смазочных материалов и запасов, а также других компаний, обслуживающих судно во время пребывания танкера СПГ на терминале.

Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения следующих операций:

- безопасного прохода танкера СПГ в порт, его швартовки, стоянки и отхода от причала;

- перекачки груза;

- доступа с причала на танкер СПГ;

- оперативной связи между берегом и танкером СПГ;

- всей аппаратуры, каналов передачи данных и электрических соединений, используемых при взаимодействии судно-берег, включая береговые установки электроснабжения (подача энергии с берега на судно), везде, где это применимо.

Настоящий стандарт применяется только к обычным береговым терминалам СПГ и танкерам СПГ, осуществляющим прием/отгрузку СПГ в международной торговле. Настоящий стандарт также может служить руководством при проведении операций, осуществляемых на удалении от берега и в прибрежной полосе.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы*:
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


ИМОГОСТ Р ИСО 28460-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно-берег и портовые операции, Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), 2003 [IMO, International ship and port facility security code (ISPS Code), 2003] с учетом поправок, введенных резолюцией ИМО MSC.370(93) от 22.05.2014
_______________
ГОСТ Р ИСО 28460-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно-берег и портовые операции ИМО - Международная морская организация (IMO - International Maritime Organization).


ИМО, Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекс IGC), 1993 [IMO, International code for the construction and equipment of ships carrying liquefied gases in bulk (IGC Code), 1993]

Конвенция СОЛАСГОСТ Р ИСО 28460-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно-берег и портовые операции, глава II-2 и глава V, правило 12 (SOLAS chapter II-2 and chapter V, regulation 12)
_______________
ГОСТ Р ИСО 28460-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно-берег и портовые операции СОЛАС - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS - International Convention for Safety of Life at Sea).

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 связь (communication): Все методы передачи письменной или устной информации, включая информацию, проходящую по каналам передачи данных.

3.1.2 диспетчерская (control room): Место на терминале, откуда осуществляется управление и мониторинг грузовых операций.

3.1.3 обычный береговой терминал СПГ (conventional onshore LNG terminal): Терминал отгрузки или приема сжиженного природного газа (СПГ), который находится на берегу и имеет морское перекачивающее оборудование для загрузки или разгрузки танкеров СПГ в порту или другом месте на берегу с защитой от волн.

Примечание - Перекачивающее оборудование включает в себя причал или неподвижное сооружение, способное выдерживать нагрузки при швартовке полностью нагруженного танкера СПГ с заданными характеристиками, и обеспечивать безопасную стоянку на швартовах у этого сооружения. Оно включает любое сооружение, соединенное с берегом эстакадой, тоннелем или другими средствами, способствующее перекачке СПГ и работе вспомогательных служб, а также обеспечивающее безопасный доступ и эвакуацию персонала, который осуществляет техническое обслуживание или эксплуатацию техники.

3.1.4 система аварийного отсоединения [emergency release system (ERS)]: Система, которая предоставляет мобильные средства быстрого отсоединения стендеров и безопасную изоляцию судна от берега, следуя заранее определенной процедуре, включая аварийный останов (ESD).

Примечание - Работа системы аварийного разъединения может рассматриваться как "аварийный останов II" ("ESD II").

3.1.5 аварийный останов [emergency shut-down (ESD)]: Метод, который безопасно и эффективно останавливает перекачку СПГ и паров между судном и берегом или наоборот.

Примечание - Работа этой системы может рассматриваться как "ESD I". Системы аварийного выключения во время взаимодействия судно-берег не следует путать с другими системами аварийного останова в пределах терминала или на борту судна.

3.1.6 отказобезопасность (fail-safe): Свойство компонента или системы самоотключаться, переходя в более безопасный режим, при возникновении опасной ситуации.

3.1.7 причал (jetty): сооружение, включающее эстакаду или подобную конструкцию, приспособления для обеспечения швартовки, включая отбойные устройства, а также установленное на причале оборудование, обеспечивающее перекачку СПГ между судном и берегом.

3.1.8 пост управления грузом танкера СПГ (LNGC cargo control room): Место на борту танкера, из которого осуществляется управление грузовыми операциями.

3.1.9 остаток СПГ на танкере (LNGC heel): Количество груза, которое остается на борту танкера после разгрузки для поддержания температуры грузового танка и/или обеспечения топливным газом.

3.1.10 морская запретная зона (marine exclusion zone): Территория около причала (3.1.7), на которую запрещается вход или въезд без разрешения.

Примечания

1 Границы территории могут изменяться в соответствии с операциями и уровнями безопасности на причале.

2 Также допускается зона отчуждения, на которой не разрешается деятельность, связанная с общественным использованием земель.

3.1.11 зона безопасности движения (moving safety zone): Зона вокруг идущего танкера СПГ, движение в которой без разрешения запрещается для защиты танкера от возможных морских опасностей (столкновений, посадки на мель), пока судно находится в пути.

3.1.12 береговое электроснабжение [onshore power supply (OPS)]: снабжение судна электрической энергией с берега для минимизации загрязнения атмосферы.

Примечание - При этом судно стоит с выключенной энергетической установкой, то есть в режиме "cold ironing".

3.1.13 грузовой манифольд судна (ship's cargo manifold): Часть трубопроводов грузовой системы танкера, оборудованных фланцами для подсоединения стендеров или шлангов терминала.

Примечание - См. также рекомендации Международного морского форума нефтяных компаний (см. [4]).

3.1.14 оценка совместимости судов и портовых сооружений (ship/shore compatibility study): Оценка, проводимая владельцем судна или техническим менеджером, либо операторами терминалов для обеспечения безопасной постановки судна на якорь и перекачки груза на конкретном терминале.

3.1.15 взаимодействие судно-берег (ship/shore interface): Согласованное проведение работ с использованием судового и берегового оборудования и всех операций, имеющих отношение к перекачке сжиженного природного газа, доступа на судно и его снабжению.

3.1.16 лист контроля безопасности судно-берег (ship/shore safety check-list): Перечень пунктов, по которым осуществляется проверка на судне и берегу до начала грузовых операций, установленных в Международном руководстве по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (ИСГОТТ) применительно к перекачке СПГ.

Примечание - См. [2].

3.1.17 службы управления движением судов (СУДС) [vessel traffic services (VTS)]: Береговые системы, функции которых варьируются от предоставления судам базовых информационных сообщений, например, о местоположении других судов или метеорологических предупреждений о возможных опасностях, до непосредственного управления движением в пределах порта или фарватера.

Примечание - Глава V СОЛАС "Безопасность мореплавания" гласит, что правительства могут создавать СУДС, если, по их мнению, объем трафика или степень риска оправдывает их существование.

3.1.18 веттинг-контроль (vetting): Комплекс мероприятий, направленных на эффективную оценку состояния судна по общепризнанным стандартам для определения его пригодности к использованию.

Примечания

1 Процесс оценки состояния судна должен включать проверку наличия процедур по проведению судовых операций, компетенцию и подготовку экипажа, соответствия судна требованиям классификационного общества и международных правил, а также физического состояния судна.

2 Решение о пригодности судна к использованию по результатам веттинг-контроля принимается на основании оценки отчетов об инспекциях судна, проводимых в рамках отраслевых программ, аудитов компании - технического оператора судна, информации из баз данных систем государственного портового контроля, отчетов об освидетельствовании судна классификационным обществом.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ERC - муфта аварийного отсоединения;

QC/DC - муфта быстрого соединения/разъединения;

SSL - линия связи судно-берег;

СПГ - сжиженный природный газ.

4 Общая характеристика СПГ и опасные факторы при работе с ним


Описание характеристик СПГ приведено в [28].

Основные факторы риска также определены в [28] и наиболее значимыми из них, возникающими при перекачке СПГ, являются:

- криогенные температуры, которые могут быть причиной нанесения вреда людям (обморожение) и повреждения некриогенных материалов, например, углеродистой стали, теряющей механические свойства и становящейся хрупкой и ломкой;

- пожар, взрыв или удушье от возможных утечек или разлива СПГ;

- повышенное давление, возникающее в результате ударной волны, вызванной мгновенным фазовым переходом СПГ вследствие взаимодействия СПГ и воды;

- повышенное давление из-за теплового расширения СПГ, находящегося в замкнутом объеме.

Поскольку метан считается парниковым газом, следует избегать выброса газа в атмосферу.

Примечание - Необходимо, чтобы стандарты по безопасности, противопожарное и взрывобезопасное оборудование соответствовали правилам и предписаниям в зависимости от применения.

5 Потенциально опасные ситуации, связанные с перекачкой СПГ


При разработке плана действий всех заинтересованных сторон в рабочей и чрезвычайной обстановке следует рассмотреть следующие факторы риска:

- небезопасная постановка судна на якорь или швартовка;

- нарушение процедур захолаживания или подогрева, включая продувку и осушение стендеров и трубопроводов;

- утечки на фланцах и клапанах, включая быстродействующие муфты соединения/разъединения (QC/DC);

- переполнение танков (на судне или берегу).

Примечание - Как показывает опыт, во время погрузочных операций случается переполнение танков судна вследствие человеческого фактора;


- неисправность муфты аварийного отсоединения (ERC), в том числе приведение ее в действие в случаях, когда шаровые клапаны остаются в открытом положении;

- повышенное/пониженное давление в резервуарах (на судне и берегу);

- чрезмерные перепады давления в линиях перекачки.

6 Возможные факторы, влияющие на взаимодействие судно-берег и портовые операции


При планировании действий в штатной и чрезвычайной обстановке всем заинтересованным сторонам следует принимать во внимание следующие факторы:

a) факторы окружающей среды;

b) атмосферные условия (ветер, молния и т.д.);

c) морские условия;

d) влияние течения при определении способа швартовки;

e) сейсмические условия (возможность землетрясения и/или цунами);

f) высота прилива и падение уровня моря при отливе;

g) заиливание (загрязнение) портовых вод, которое может дать осадок в балластных танках;

h) ледовые условия, влияющие на навигацию, работу порта и операции причала;

i) тропические ураганы;

j) высокоширотные факторы.

К другим факторам, которые следует учитывать, относятся:

- высокая нагрузка при контакте с причалом во время швартовки или при отходе от причала;

- столкновение с другим судном;

- смещение танкера СПГ относительно причала, например, вследствие неисправности управления двигателя судна, действия приливных сил, ветра и его порывов, разрыва или ослабления швартовов или от эффекта взаимодействия с судами, проходящими в непосредственной близости;

- посадка на мель и другие навигационные ошибки во время движения в порту;

- обесточивание танкера СПГ, обрыв буксирного троса или неисправность двигателя во время маневрирования судна;

- проведение операций по бункеровке и погрузке судового снабжения;

- выпуск вредного или легковоспламеняющегося газа на терминале или в его окрестностях;

- чрезвычайные ситуации, включая пожар на судне или берегу.

Примечание - См. приложение А для информации об оборудовании судна.

7 Причал

7.1 Выбор места строительства причала

Местоположение и конфигурацию причала СПГ и морской запретной зоны следует выбирать на основе оценки рисков, принимая во внимание, как минимум, следующее:

- физическое расположение причального сооружения с учетом морской топографии;

- местные океанографические и метеорологические условия;

- периодичность прохода судов, их водоизмещение и типы проходящих судов;

- точка максимального сближения и курс проходящих судов, включая требования зоны безопасности при движении;

- расстояние до населенных районов и плотность населения;

- потенциал для перспективного увеличения трафика порта;

- общие запасы легковоспламеняющихся продуктов на причале;

- возможность выхода судов в море в чрезвычайной ситуации;

- наличие источников воспламенения в непосредственной близости, которые оператор терминала не может контролировать;

- расстояние от других причалов;

- тип продуктов и операций на соседних причалах, включая разные подходы к обеспечению безопасности и требований для СПГ и других типов грузов;

- близость, водоизмещение и типы судов, маневрирующих у других причалов.

Меры снижения рисков могут включать остановку перекачки груза во время маневрирования какого-либо судна у соседнего причала, увеличение количества и мощности буксиров и более жесткие требования к погодным и другим условиям, при которых возможно выполнение операций. Все соответствующие национальные законодательные нормы и требования должны неукоснительно соблюдаться.

Оценку рисков, указанных в разделах 7 и 8, проводит группа специалистов, включая персонал со знанием морского дела, местных условий и опытом эксплуатации танкеров СПГ.

Источники дополнительной информации и Руководства приведены в библиографии.

7.2 Причалы, предназначенные для перевалки различных грузов

Причал может быть спроектирован для перекачки сжиженных углеводородных газов, конденсатов, других углеводородов или сжиженных газовых продуктов в дополнение к СПГ.

Различие подходов к обеспечению безопасности и технологических требований индустрии СПГ и аналогичных подходов и требований при обращении с грузами, перевозимыми на сухогрузах, исключают совместное использование морских сооружений и оборудования для перевалки этих двух видов грузов вследствие неприемлемо высоких уровней рисков.

7.3 Система возврата паров СПГ

На танкере СПГ контроль давления в грузовых танках осуществляют путем подсоединения системы возврата паров груза танкера к стендеру перекачки паров СПГ терминала.

Судно не должно грузиться без подсоединения стендера, работающего с парами. Эта система должна быть рабочей и способной принимать максимальный поток паров СПГ, необходимый для обеспечения скорости загрузки.

Судно не следует разгружать в штатном режиме без подсоединения стендера, работающего с парами. Однако в отдельных случаях допускается разгрузка судна с поддержкой давления в танках путем использования бортовых испарителей, например, во время технического обслуживания или ремонта стендера, работающего с парами СПГ.

Сброс газа судном или терминалом (либо судном и терминалом одновременно) должен быть разрешен только в аварийной ситуации.

Примечание - Многие современные танкеры оснащаются устройствами сжигания газа для контроля давления в танках в случае чрезмерного испарения СПГ. В требованиях [24] для этих устройств установлена максимальная температура выхлопного газа 535°С и отсутствие видимого факела.

8 Морские операции

8.1 Общие положения

Оценка совместимости судно-берег должна быть проведена заранее до первого прихода танкера СПГ к терминалу.

Каждую фазу перехода танкера СПГ из открытого моря к причалу терминала и обратный выход в море необходимо анализировать для снижения вероятности аварий. Для снижения риска возникновения аварийных ситуаций и обеспечения безопасности должны быть оценены как физические характеристики перехода, так и информация о портовых службах, включая организации, оказывающие услуги по лоцманской проводке и буксирному обеспечению.

Операторы порта и/или терминала должны иметь гарантии того, что состояние судна является годным для перекачки груза на их терминале. Обычно в этих случаях требуется веттинг-инспекция (контроль технического состояния судна и профессионализма экипажа).

Со стороны терминала следует иметь гарантии, что он функционирует с учетом наилучшей практики, которая определяется критериями, такими как, например, в [23].

Рекомендуется, чтобы терминалы были обеспечены доступом к отчетам системы инспекции судов, для минимизации нагрузки на экипаж судна из-за повторяющихся проверок.

8.2 Заход в порт

8.2.1 Планирование захода в порт

Танкер СПГ должен иметь готовый план прохода в порт. Этот план должен включать в себя детальную оценку способа швартовки, особенно в портах с сильными течениями и большими диапазонами высот приливов и отливов.

До начала захода в порт между капитаном судна и лоцманом должен состояться обмен информацией.

Рекомендуется снабжать танкер СПГ информацией о плане подхода к причалу (включая процедуру "прекращения движения") до его прибытия, чтобы капитан мог включить его в свой план захода судна в порт.

8.2.2 Зоны безопасности при движении

Вокруг движущегося танкера СПГ должны быть объявлены зоны, в которые запрещается входить без разрешения любым судам. Задачей такой зоны является защита танкера СПГ от возможных морских опасностей (столкновения, посадки на мель) в процессе движения. Размеры и форма зоны безопасности и необходимость эскорта должны определяться на основе оценки рисков и/или местных требований, уделяя, как минимум, внимание типу судна, скорости, курсам и плотности трафика (грузопотока), размерам каналов, факторам прилива-отлива, а также метеорологическим и океанографическим факторам.

8.2.3 Условия окружающей среды, ограничивающие проведение операций

Должны быть установлены и, при необходимости, пересматриваться, ограничивающие метеорологические и/или батиметрические условия как для операций судов у причала, так и для плавания судов в портовых водах. Береговые службы должны предоставлять судам текущий прогноз погоды. Решение о швартовке или отходе от причала следует принимать с учетом времени, необходимого для перекачки груза; для безопасного выхода судна следует учитывать любые ограничения частичного наполнения грузовых танков (см. 8.4.1). Скорость и направление ветра у причала в реальном времени следует предоставлять судну заранее, до швартовки, а также при стоянке у причала.

Прогнозы погоды обычно дают усредненные скорости ветра на высоте 10 м. Это следует принимать во внимание в случае оперативных решений о швартовке танкеров СПГ с высокими бортами.

8.2.4 Якорные стоянки

Якорные стоянки, выделенные для использования танкерами СПГ, не должны располагаться в таких местах, где существует риск столкновения с крупнотоннажными судами, идущими на большой скорости.

При необходимости следует предусмотреть якорную стоянку для непредвиденного случая, если судну потребуется прервать проход в порт и получить возможность возвратиться в море.

8.3 Портовые службы

8.3.1 Общие положения

Всем эксплуатационным портовым службам следует иметь систему обеспечения качества в месте обслуживания.

8.3.2 Службы управления движением судов

Служба управления движением судов должна предоставлять свои услуги в соответствии с требованиями и рекомендациями главы V СОЛАС "Безопасность мореплавания".

Службы управления движением судов вносят свой вклад в охрану человеческой жизни на море, безопасность и эффективность навигации, а также защиту морской окружающей среды в прибрежных районах, рабочих площадках и прибрежных сооружений от возможных вредных воздействий морского трафика (судоходства).

Уровень услуг, предоставляемых СУДС, должен быть соразмерным с объемом трафика и/или степенью риска, связанного с подходом судна к порту, лоцманской проводкой и швартовкой у терминала СПГ.

8.3.3 Буксиры

Количество и мощность буксиров следует определять из их способности безопасно ставить танкер СПГ у стенки или на якорь в случае, если один из буксиров или сам танкер потеряет управление при максимально неблагоприятных рабочих погодных условиях, разрешенных для швартовки. При буксировочных операциях следует учитывать риски посадки на мель или столкновения в случае выхода из строя на танкере СПГ рулевого управления или главного двигателя.

Если существует вероятность, что во время буксировки нагрузка на буксирный трос может превышать безопасную рабочую нагрузку любой части системы, то на буксире следует установить измеритель натяжения (см. [2]).

8.3.4 Лоцманская проводка

Лоцманы танкеров СПГ должны оказывать помощь в определении параметров маневров судна у терминала и проходить тренировки в управлении этими судами. В случае, когда это возможно, определение параметров и тренировки по проводке судов следует проводить в связке с капитанами буксиров на тренажере ходового мостика, который позволяет в реальном масштабе времени моделировать заранее, до начала операций, действия лиц, ответственных за проводку судна.

В зависимости от частоты лоцманских операций может возникать необходимость в организации периодических тренировок, используя тренажеры управления в реальном времени и управление экипажем на основе модели.

8.4 Операции с судами на терминале

8.4.1 Зона причала

В зоне причала должна поддерживаться достаточная глубина, обеспечивающая безопасный запас глубины под килем судна при всех состояниях прилива и отлива.

Предпочтительно строить причал в таком месте, где суда имеют возможность отойти от него при всех состояниях прилива и отлива. Возможны ситуации, когда судну необходимо отчалить от причала в любой момент из-за внешних опасностей, например, при угрозе внезапного катабатического (нисходящего) ветра, цунами и т.д. При срочном выходе в море необходимо учитывать погодные условия и возможность воздействия неожиданных динамических нагрузок (всплесков) на систему обеспечения герметичности и ее опорные конструкции, если судно выходит в открытое море с частично заполненными танками. Пределы критического заполнения танков должны быть заявлены на совещании представителей танкера и терминала. Также должны быть разработаны планы действий для сценариев неожиданного выхода в море в непредвиденной ситуации.

Перед любым выходом из порта капитан судна должен удостовериться в безопасности такого маневра.

Операторы порта должны знать о том, что большое число морских транспортных средств, осуществляющих перевозки сжиженного природного газа, имеют паротурбинную силовую установку, вал которой постоянно на малых оборотах вращается валоповоротным редуктором, пока судно стоит у причала. Поэтому следует принимать меры, чтобы швартовные концы и боновые заграждения находились на достаточном расстоянии от винта.

8.4.2 Закрытая зона вблизи причала

Для защиты танкера СПГ, стоящего у причала, от столкновения или воздействия проходящих судов, администрацией порта или терминала должны быть определены районы, ограниченные для движения других судов. Границы этих районов определяются по результатам моделирования ситуаций и оценки рисков получения повреждений от проходящих судов, принимая во внимание интенсивность судоходства, возможный угол столкновения, водоизмещение и скорость проходящих мимо причала судов.

Меры по снижению рисков могут включать в себя введение пределов скорости и расстояния для проходящих судов, присутствие дежурных буксиров, сопроводительную буксировку проходящих судов или расположение защитного мола.

8.4.3 Вспомогательные средства для подхода к причалу и швартовки

На терминале должны быть следующие средства для обеспечения подхода к причалу и швартовки судов:

- индикатор скорости сближения;

- указатель высоты волны, если необходимо;

- индикатор состояния прилива или отлива, а также течения, если необходимо;

- анемометр;

- индикатор натяжения швартовов.

8.4.4 Отбойные устройства

Отбойные устройства должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать параллельное соприкосновение с причалом по всей длине судна. Площадь поверхности отбойных устройств должна быть достаточной, чтобы они не повредили корпус судна. Терминал должен обеспечить капитана и лоцмана танкера СПГ информацией о том, с какой максимальной скоростью и под каким курсовым углом следует приближаться к причалу, а, в свою очередь, капитан и лоцман обязаны гарантировать выполнение этих ограничительных требований.

8.4.5 Швартовные устройства и порядок швартовки

Все операции при швартовке должны осуществляться под управлением капитана судна и с помощью лоцмана и представителей терминала, находящихся на причале.

Управление работой швартовных устройств чрезвычайно важно для обеспечения правильного и надежного удержания судна в требуемом положении относительно стендеров. Швартовные устройства, предполагаемые для использования при швартовке танкера СПГ к причалу терминала и порядок швартовки должны быть оценены с помощью компьютера, программное обеспечение которого специально разработано для этой цели с учетом местных критериев и данных об условиях окружающей среды.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р ИСО 28460-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно-берег и портовые операции

Название документа: ГОСТ Р ИСО 28460-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно-берег и портовые операции

Номер документа: ИСО 28460-2018

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Дата принятия: 06 апреля 2018

Дата начала действия: 01 июля 2019
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах