Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58086-2018 Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ

     6.1 Заказчики


В соответствии с особенностями правового положения (статуса), объема и характера полномочий в сфере распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР, выделяют следующие группы заказчиков:

- государственные заказчики;

- муниципальные заказчики;

- государственные организации (академии наук, научные и образовательные организации, компании, фонды);

- негосударственные заказчики (научные и образовательные организации, коммерческие организации, некоммерческие организации, фонды);

- иностранные заказчики (иностранные государства, иностранные частные компании, межгосударственные заказчики, международные организации);

- физические лица.

6.1.1 Государственные заказчики

В рамках контрактной системы [2] в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система) в качестве государственных заказчиков выступают действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки:

- органы государственной власти;

- государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" [3];

- органы управления государственными внебюджетными фондами (органы управления Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования);

- государственные казенные учреждения.

В рамках контрактной системы предусмотрена передача государственными заказчиками своих полномочий на основании договоров на осуществление закупок бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

Правила и процедуры распределения прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств государственного бюджета, применяются для решения вопросов распределения прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР за счет средств государственного бюджета, заказчиком которых выступают государственные заказчики [4].

6.1.2 Муниципальные заказчики

В рамках контрактной системы к муниципальным заказчикам относятся муниципальные органы и муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [5] от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

К муниципальным органам относятся: органы местного самоуправления, в структуру которых входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В рамках контрактной системы предусмотрена передача муниципальными заказчиками своих полномочий на основании договоров на осуществление закупок бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

Правила и процедуры распределения прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств государственного бюджета, применяются для решения вопросов распределения прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР за счет средств муниципального бюджета, заказчиком которых выступают муниципальные заказчики.

6.1.3 Государственные организации

К государственным организациям относятся: государственные корпорации [6], государственные компании, хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества с государственным участием, государственные академии наук, государственные научные и образовательные учреждения и организации, государственные фонды.

Государственная корпорация - созданная на основании федерального закона, не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственная компания - некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Хозяйственные общества с государственным/муниципальным участием - общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%.

Дочерние хозяйственные общества с государственным/муниципальным участием - общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам, или дочерним хозяйственным обществам этих юридических лиц.

Государственные академии наук - некоммерческие организации, созданные в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.

Государственные академии наук участвуют в координации и проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в соответствующих отраслях науки и техники, осуществляют научно-методическое обеспечение реализации отраслевых государственных программ, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники. Государственные академии наук строятся по научно-отраслевому и территориальному признакам. В их структуру входят отделения по областям и направлениям науки, региональные отделения и региональные научные центры.