Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58055-2018 Изделия авиационной техники. Сбор и передача эксплуатационных данных воздушных судов. Общие требования

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 25866, ГОСТ Р 53394, [1]-[3]*, а также следующие термины с соответствующими определениями:

________________

* Поз.[1], [3] см. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.     

3.1 авиационный инцидент: Любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации.

3.2 авиационное происшествие: Событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) и/или тяжкому телесному повреждению какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, от непосредственного соприкосновения с какой-либо частью воздушного судна (включая части, отделившиеся от воздушного судна) или воздействия на лицо струи газов реактивного двигателя, а также повреждению воздушного судна, в результате которого нарушилась прочность конструкции, ухудшились технические, летные характеристики воздушного судна, требуется крупный ремонт (замена) поврежденного элемента, или воздушное судно пропало без вести или обнаружено в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.

Примечания

1 Под летной эксплуатацией воздушного судна понимается использование воздушного судна, которое, в случае пилотируемого воздушного судна, имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово тронуться с места с целью совершить полет до момента его остановки в конце попета и выключения основной силовой установки.

2 Если телесные повреждения какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, получены в результате естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, при этом телесное повреждение, в результате которого в течение 30 сут с момента происшествия наступила смерть, классифицируются как телесные повреждения со смертельным исходом, данное событие не является авиационным происшествием.

3 Если поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты или повреждены только воздушные винты, лопасти несущего винта, лопасти хвостового винта, законцовки крыла, антенны, датчики, лопатки, пневматики, тормозные устройства, колеса, или незначительно повреждены шасси, обтекатели, панели, створки шасси, лобовые стекла, или в обшивке воздушного судна имеются небольшие вмятины или пробоины, или имеются незначительные повреждения, вызванные градом или столкновением с птицами (включая пробоины в обтекателе антенны радиолокатора), данное событие не является авиационным происшествием.

4 Воздушное судно считается пропавшим без вести, если не было установлено местонахождение воздушного судна или его обломков и были прекращены его официальные поиски. Решение о прекращении поиска гражданского воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает уполномоченный на то государственный орган.

3.3

данные (data): Представление информации в формальном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки людьми или компьютерами.

[ГОСТ Р ИСО 10303-1-99, статья 3.2.14]

3.4

изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.

[ГОСТ Р 56081-2014, статья 3.8]

3.5 послепродажное обеспечение эксплуатации: Комплекс работ, проводимых разработчиком, изготовителем и/или поставщиком авиационной техники на основании договора с целью помощи эксплуатанту в эффективном освоении эксплуатации авиационной техники, а также материально-технического и иного обеспечения ее эксплуатации.

3.6 процедура: Обязательные подробные (пооперационные) указания о порядке действий и правилах выполнения работ в процессе летной и/или технической эксплуатации воздушного судна и его составных частей, излагаемые в технических документах.

3.7

разработчик: Организация, осуществляющая разработку авиационной техники и принимающая на себя ответственность в отношении ее типовой конструкции.

[ГОСТ Р 56081-2014, статья 3.17]

3.8 серьезный авиационный инцидент: Авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на имевшую место высокую вероятность авиационного происшествия в связи с летной эксплуатацией воздушного судна.

Примечание - Под летной эксплуатацией воздушного судна понимается использование воздушного судна, которое, в случае пилотируемого воздушного судна, имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента когда воздушное судно готово тронуться с места с целью совершить полет до момента его остановки в конце полета и выключения основной силовой установки.

3.9 уполномоченный орган гражданской авиации: Уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который воздушным законодательством возложены функции и полномочия по государственному регулированию деятельности в области гражданской авиации.

3.10 уполномоченный орган по сертификации: Уполномоченный орган в области обязательной сертификации авиационной техники гражданского назначения, на который воздушным законодательством возложены функции и полномочия государства-разработчика воздушных судов.