Статус документа
Статус документа

 
ГОСТ Р ИСО 22839-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

Интеллектуальные транспортные системы

     
СИСТЕМЫ СНИЖЕНИЯ ТЯЖЕСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ С ДВИЖУЩИМСЯ ВПЕРЕДИ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

     
Работа, эксплуатационные характеристики и требования к проверке

     
Intelligent transport systems. Forward vehicle collision mitigation systems. Operation, performance, and verification requirements



ОКС 43.040.15

Дата введения 2018-07-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом "НПП Транснавигация" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2017 г. N 1704-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22839:2013* "Интеллектуальные транспортные системы. Системы снижения тяжести последствий от столкновения с движущимся впереди транспортным средством. Работа, эксплуатационные характеристики и требования к проверке" (ISO 22839:2013 "Intelligent transport systems - Forward vehicle collision mitigation systems - Operation, performance, and verification requirements", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Международный стандарт ИСО 22839:2013 разработан техническим комитетом ИСО/ТК 204 "Интеллектуальные транспортные системы".

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Системы снижения тяжести последствий от столкновения с движущимся впереди транспортным средством (FVCMS - Forward Vehicle Collision Mitigation Systems) снижают тяжесть последствий столкновения с движущимся впереди транспортным средством, которого нельзя избежать, и могут снизить вероятность столкновения с движущимся впереди транспортными средствами.

Для функционирования системе FVCMS необходима информация о расстоянии до движущегося впереди транспортного средства и параметрах его движения, параметрах движения оборудованного системой FVCMS транспортного средства, командах и действиях водителя. FVCMS обнаруживает движущееся впереди транспортное средство, определяет, исходит ли опасность от обнаруженного впереди транспортного средства, и предупреждает водителя, если таковая существует.

Система оценивает возможность водителя адекватно реагировать на опасность. Если времени для адекватной реакции водителя недостаточно и если соответствующие критерии выполняются, FVCMS определяет, что столкновение неизбежно. На основании этой оценки FVCMS приводит в действие тормоза транспортного средства для снижения тяжести столкновений.



Рисунок 1 - Функциональные элементы системы снижения тяжести последствий от столкновения с движущимся впереди транспортным средством (FVCMS)


Разработчики систем и другие пользователи данного международного стандарта могут применять его для автономных FVCMS или интеграции функций FVCMS в другие системы помощи и поддержки водителя.

     1 Область применения


Настоящий международный стандарт определяет концепцию работы, минимальные функциональные характеристики, системные требования, системные интерфейсы и методы испытаний для системы снижения тяжести последствий от столкновения с движущимся впереди транспортным средством (FVCMS). Он определяет требования к поведению системы FVCMS и критерии испытаний системы, необходимые для проверки того, что конкретная реализация отвечает требованиям настоящего стандарта. Варианты применения, насколько возможно, оставлены системным проектировщикам.

FVCMS снижает последствия наезда транспортного средства, движущегося сзади. За счет уменьшения энергии столкновения системы FVCMS уменьшают степень повреждения транспортных средств, получения травмы или вероятность смертельного исхода. Они дополняют системы повышения устойчивости к удару, такие как подушки безопасности, ремни безопасности и другие, поглощающие энергию системы, за счет уменьшения энергии удара, который должен быть изолирован от пассажиров. При автоматической активации торможения для снижения тяжести последствий столкновения после возникновения предупреждения об опасности столкновения FVCMS помогает замедлить транспортное средство, когда столкновение неизбежно. В то же время, если предупреждения столкновения не требуется, данный международный стандарт разрешает выполнять попытку предупреждения столкновения с помощью системы, которая соответствует требованиям FVCMS. Ответственность за безопасную эксплуатацию транспортного средства остается за водителем.

Системы FVCMS могут использоваться на транспортных средствах, предназначенных для движения по дорогам общего пользования и других дорогах (за исключением двухколесных транспортных средств и грузовых автомобилей с двойными или тройными прицепами). Эти системы не предназначены для использования в условиях бездорожья.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта. Для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему).

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


ISO 15622, Intelligent transport systems - Adaptive Cruise Control systems - Performance requirements and test procedures (Интеллектуальные транспортные системы. Системы адаптивного круиз-контроля. Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания)

ISO 15623, Transport information and control systems - Forward vehicle collision warning systems - Performance requirements and test procedures (Интеллектуальные транспортные системы. Системы предупреждения столкновений с движущимся впереди транспортным средством. Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания)

ISO 22179, Intelligent transport systems - Full speed range adaptive cruise control (FSRA) systems - Performance requirements and test procedures (Интеллектуальные транспортные системы. Системы адаптивного круиз-контроля во всем диапазоне скоростей. Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 адаптивный круиз-контроль АСС: Усовершенствованная система традиционного круиз-контроля, которая позволяет оборудованному данной системой транспортному средству следовать за движущимся впереди транспортным средством на соответствующем расстоянии путем управления двигателем, трансмиссией и при необходимости тормозами.

Примечание - См. ИСО 15622.

3.2 соседняя полоса: Полоса движения, имеющая одну общую границу с полосой, на которой двигается испытуемое транспортное средство, и имеющая то же направление движения, что и полоса, на которой двигается испытуемое транспортное средство.

3.3 автопоезд: Любое дорожное транспортное средство с более чем двумя колесами, которое приспособлено для использования на обычных дорогах, состоящее как минимум из двух сегментов, в котором каждая пара смежных сегментов соединена сочленением и в отношении которых привод обеспечивается по меньшей мере одним сегментом.

3.4 тормоза: Компонент, который создает силы, препятствующие движению транспортного средства.

Пример - Фрикционный тормоз (когда силы возникают в результате трения между двумя частями транспортного средства, движущимися относительно друг друга); электрический тормоз (когда силы возникают в результате электромагнитного взаимодействия между двумя частями транспортного средства, движущимися относительно друг друга, но не в контакте друг с другом); гидравлический тормоз (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя частями транспортного средства, движущимися относительно друг друга); тормозная система двигателя (когда эти силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя, передающегося на колеса).

3.5 тормозной путь: Расстояние, которое проходит транспортное средство с момента применения тормозов до полной остановки.

3.6 дистанция : Расстояние от задней поверхности транспортного средства - цели до передней поверхности испытуемого транспортного средства.


3.7 предупреждение столкновения CW: Информация, формируемая системой FVCMS для водителя, чтобы показать необходимость экстренного реагирования с целью избежать столкновения.

Замечание - Данное предупреждение формируется с целью предупреждения водителя о необходимости выполнения экстренного маневра, чтобы избежать столкновения.

3.8 обычный круиз-контроль: Система, способная поддерживать установленную водителем скорость транспортного средства.

3.9 точка активации контрмер САР: Значение параметра, формируемое в ситуации перед столкновением (PUP) и относящееся к возможному столкновению, при котором FVCMS инициирует ответные меры.

3.10 выключение водителем: Инициируемый водителем перевод системы FVCMS из активного или неактивного состояния в состояние "Выключено".

3.11 увеличенное время до столкновения ЕТТС: Время, которое потребуется транспортному средству до столкновения с транспортным средством - целью в предположении, что относительное ускорение между испытуемым транспортным средством (SV) и транспортным средством - целью остается постоянным, как показано в следующем уравнении:

.

3.12 примыкающее движущееся впереди транспортное средство: Транспортное средство, находящееся не на пути испытуемого транспортного средства (SV), и полностью впереди линии, перпендикулярной продольной оси данного транспортного средства, касающейся переднего бампера испытуемого транспортного средства только в одной точке.

3.13 датчик системы измерения расстояния до движущегося впереди транспортного средства: Компонент, который обнаруживает объекты по меньшей мере в части области исключительно впереди переднего бампера транспортного средства.

3.14 движущееся впереди транспортное средство FV: Транспортное средство впереди испытуемого транспортного средства, которое двигается в том же направлении и по тому же пути или ориентированное в том же направлении, если оно не двигается.

3.15 столкновение с движущимся впереди транспортным средством: Столкновение между испытуемым транспортным средством (SV) и движущимся впереди транспортным средством (TV).

3.16 система снижения последствий от столкновения с движущимся впереди транспортным средством FVCMS: Система для транспортных средств, удовлетворяющая требованиям стандарта ИСО 22839, которая оценивает вероятность столкновения между передней частью испытуемого транспортного средства (SV) и задней частью движущегося впереди транспортного средства - цели (TV) и, если вероятность столкновения велика, автоматически приводит в действие тормоза для уменьшения величины относительной скорости, при которой эти транспортные средства могут столкнуться.

3.17 система предупреждения столкновения с движущимся впереди транспортным средством FVCWS: Система, способная предупреждать водителя о возможном столкновении с транспортным средством впереди, находящимся на пути его транспортного средства, исключая ситуации, когда транспортные средства двигаются не в одном направлении.

Примечание - См. ИСО 15623.

3.18 тяжелое транспортное средство: Любое отдельное транспортное средство или комбинация транспортных средств, относящиеся к категории 1-2 или категории 2 в соответствии с правилами Экономического и социального совета мирового форума по гармонизации транспортных средств (WP.29) TRANS/WP.29/1045.

3.19 рывок: Третья производная функции расстояния объекта по времени, эквивалентная скорости изменения ускорения объекта; рассматривается как мера резкости движения транспортного средства.

3.20 боковое смещение: Поперечное расстояние между продольными осями испытуемого транспортного средства (SV) и транспортного средства цели - (TV), измеряемое в процентах от ширины испытуемого транспортного средства, такое, что если центры двух транспортных средств выравниваются, значение поперечного расстояния становится равным нулю.


3.21 легкое транспортное средство: Любое отдельное транспортное средство или комбинация транспортных средств, относящиеся к категории 1-1 в соответствии с правилами Экономического и социального совета Мирового форума по гармонизации транспортных средств (WP.29) TRANS/ WP.29/1045.

3.22 смягчающее торможение MB: Реакция системы FVCMS в ответ на обнаружение высокой вероятности столкновения с движущимся впереди транспортным средством путем автоматической активации торможения для быстрого уменьшения величины относительной скорости до требуемого минимума.

3.23 точка принятия минимально необходимых контрмер МСАР: Значение параметра PUP, относящееся к ожидаемому столкновению и при котором следует принять определенные ответные меры.

3.24 минимальное замедление FVCMS: Минимальная величина торможения системой FVCMS (которое должно обеспечиваться системой при уменьшающем последствия торможении), измеренное на сухом ровном и чистом покрытии.

3.25 минимальная скорость : Минимальная скорость испытуемого транспортного средства (SV), при которой система FVCMS должна иметь способность выполнить ответные меры.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs