Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р МЭК 60952-2-2017

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАТАРЕИ АВИАЦИОННЫЕ

Часть 2

Конструкция и требования к конструкции

Aircraft batteries. Part 2. Design and construction requirements



ОКС 29.220.20, 29.220.30, 49.060
ОКП 27.20.23.110
         27.20.21.000

Дата введения 2018-10-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией "Национальная ассоциация производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 1554-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 60952-2:2013* "Батареи авиационные. Часть 2. Конструкция и требования к конструкции" (IEC 60952-2:2013 "Aircraft batteries - Part 2: Design and construction requirements", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р МЭК 952-2-93

6 Некоторые положения настоящего стандарта могут являться объектами патентных прав. Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несет ответственности за идентификацию подобных патентных прав


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет конструкцию, требования к конструкции и материалам никель-кадмиевых и свинцово-кислотных авиационных аккумуляторных батарей (БАА), состоящих из вентилируемых или клапанно-регулируемых аккумуляторов или моноблоков.

Батареи используются как для приложений общего назначения, так и для специализированных приложений.

Конкретные положения, рассматриваемые в настоящем стандарте, служат для установления требований к качеству для соответствия требованиям раздела 3 МЭК 60952-1:2013.

Предпочтительный диапазон размеров авиационных батарей приведен в приложении A, но настоящий стандарт может быть применен и к батареям других размеров, устройства и номиналов. Для конкретных приложений могут быть предусмотрены другие требования к конструкции. Они будут применяться в дополнение к требованиям настоящего стандарта и будут охватываться конкретными документами.

Дополнительные сведения могут быть затребованы другими организациями (национальными органами по стандартизации, АЕСМА, SAE и др.). Настоящий стандарт может быть использован в качестве основы для разработки методов испытаний для получения необходимых данных.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт* (для датированной ссылки следует использовать только указанное издание).

________________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


IEC 60952-1:2013 Aircraft batteries - Part 1: Design and construction requirements (Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте использованы термины по МЭК 60952-1:2013.

     4 Общие требования к конструкции

     4.1 Общие положения


Батареи, соответствующие настоящему стандарту, после ввода в эксплуатацию согласно инструкциям изготовителя или как определено в спецификации изделия, должны отвечать требованиям МЭК 60952-1. Батареи, предназначенные для использования в аэрокосмической среде должны быть достаточно прочны и должны выдерживать все возможные воздействия, характерные для нормального применения, обращения, маневров во всем диапазоне условий эксплуатации, разрешенных для соответствующего воздушного судна (ВС).

Правильная интеграция БАА в авиационное оборудование требует сотрудничества между поставщиком батареи, авиаконструктором и конструктором авиационной техники. Только при наличии такого сотрудничества может быть реализовано эффективное сопряжение ВС, бортового оборудования и батареи, и достигнуто соответствие требований к характеристикам самолета и возможностей батарей с учетом имеющихся ограничений.

В целом установленные требования и руководящие принципы, содержащиеся в настоящем стандарте, являются универсальными и служат только в качестве основы для разработки и испытаний конкретных батарей и сопряжения их с оборудованием.

Ниже приведены общие требования, относящиеся к безопасности, контролю качества, технологическому контролю, квалификации, хранению, транспортировке и утилизации БАА.

     4.2 Безопасность


Безопасность является наиболее важным фактором при использовании БАА на ВС. Обучение конечных пользователей и персонала, осуществляющего обработку при получении, установку, обслуживание, сбор и утилизацию БАА с учетом их особых характеристик, является необходимым элементом безопасности.

Особое внимание должно уделяться принятию в обработку, транспортировке и хранению БАА. Параметры безопасности включают в себя возможность возгорания, взрыва и коррозионную природу электролита, а также возможный выход токсичных или горючих газов.

Батареи должны быть сконструированы таким образом, чтобы избежать возникновения короткого замыкания как самой батареи, так и ее компонентов.

Клеммы батареи должны быть закрыты непроводящими защитными приспособлениями, чтобы избежать возможности короткого замыкания во время обработки, транспортировки и хранения.

Батарея должна быть построена таким образом, чтобы не было никакого источника воспламенения внутри батареи, который мог бы вызвать воспламенение смеси водорода/кислорода в случае выхода из строя вентиляционной системы. Все вспомогательное оборудование, такое как тепловые датчики, термостаты, обогреватели и коммутационные аппараты, должно быть сконструировано таким образом, чтобы оно не могло быть причиной взрыва. Токоведущие части батареи должны быть подобраны и изготовлены таким образом, чтобы обеспечить отсутствие источника воспламенения при любом внешнем коротком замыкании.

Батареи должны быть сконструированы таким образом, чтобы любые обломки при любых внутренних взрывах остались внутри корпуса.

Батареи должны быть изготовлены из материалов, не поддерживающих горение при отсутствии подаваемой извне энергии.

     4.3 Принципы обеспечения безопасности


Авиаконструкторы должны обеспечить, чтобы эксплуатационные параметры и среды, в которых батарея будет использоваться, не являлись бы более суровыми, чем те, с учетом которых батарея была разработана и протестирована. Операции при режимах разряда и температурах выше проектных ограничений, ненадлежащее техническое обслуживание, неправильное хранение могут привести к возникновению опасной неисправности батареи. Кроме того, неправильное применение батарей может поставить под угрозу безопасность ВС, если она окажется не способна выдавать достаточную мощность во время чрезвычайной ситуации для обеспечения нагрузок, требуемых ВС в течение времени, заложенного при проектировании.

БАА и оборудование ВС, для которого они являются источником питания должны быть сконструированы таким образом, чтобы одиночный отказ любой части не смог привести к возникновению угрозы безопасности для пассажиров или экипажа ВС.

     4.4 Факторы, влияющие на безопасность


Оборудование, в котором используется батарея, и конструкция самой батареи должны предотвращать возможность возникновения короткого замыкания батареи и ее компонентов. Батареи должны быть сконструированы так, чтобы минимизировать риск возникновения источников возгорания внутри них. Батареи должны быть изготовлены из материалов, не поддерживающих горение.

Персонал, участвующий во всех действиях с БАА, должен быть информирован, что аккумуляторы и батареи иные, чем разрешенные/одобренные для конкретного приложения, не должны применяться, даже если они имеют те же физические размеры, емкость и напряжение.

Безопасное использование БАА включает в себя больше, чем просто выбор батареи и ее испытание. На безопасное использование БАА могут оказывать влияние многие особенности конструкции и эксплуатации. Например:

a) одновременное использование нескольких батарей - в общем случае использование одной батареи предпочтительнее использования нескольких батарей последовательно и/или параллельно. Однако во многих применениях в авиационной технике вследствие либо требований к ручной обработке (по массе), либо ограничения пространства может оказаться необходимым разделение батареи на более чем один корпус;

b) смешивание аккумуляторов или батарей - смешение аккумуляторов или батарей разных изготовителей является недопустимым. Соединение аккумуляторов или батарей разных емкостей в последовательное соединение приведет к снижению отдаваемой емкости, причем аккумуляторы могут оказаться в условиях глубокого (принудительного) разряда. Аккумуляторы или батареи могут иметь разные емкости по причине различий в их конструкции, процессах производства, хранении, использовании, возраста или истории эксплуатации. Поэтому смешивать аккумуляторы или батареи с разными артикулами, от разных изготовителей или из разных источников поставки не допускается. Для правильной замены отдельных аккумуляторов в батарее необходимо обратиться к инструкции изготовителя батарей по техническому обслуживанию;

c) полярность батареи - установка одной или нескольких батарей неправильно, с нарушением полярности соединения выходных клемм, приведет к тому, что такая батарея начнет заряжаться от другой батареи в цепи во время разряда и разряжаться во время заряда всех батарей;

d) открытые клеммы - батареи должны быть сконструированы и/или закрыты таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания и обеспечивалась надлежащая установка батареи. Если оставить выходные разъемы батареи или провода неизолированными, то это может привести к внешнему короткому замыканию батарей во время транспортировки, обработки, испытаний и установки. Клеммы батареи должны быть закрыты непроводящими защитными устройствами во избежание короткого замыкания во время обработки, транспортировки и хранения. Вибрации, имеющие место в ВС, и/или окисление контактов может привести к ухудшению электрических соединений. Требуется правильная конструкция разъемов и установление процедур технического обслуживания;

e) высокое напряжение на клеммах - батареи, имеющие на выходе 50 В или более, представляют угрозу безопасности персонала из-за возможности летального удара и должны иметь маркировку, четко предупреждающую об этой опасности.

     4.5 Нормативная информация*

________________

* Настоящий подраздел является ненормативным и приведен только для информации.


Регламентирование использования оборудования, установленного в ВС, и составных частей этого оборудования находятся в ведении Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). В случае, когда оборудование установлено в ВС во время его изготовления, Сертификат типа ВС (ТС) устанавливает утвержденный тип конструкции ВС, включая любое оборудование, в том числе батареи и их части. Поправки, дополнительные сертификаты типа (STC) и одобрения изготовителя частей (РМА) могут быть утверждены после первоначального выпуска ТС. Возможно также получение разрешения регионального или областного FAA для модификации или добавления оборудования, установленного в самолете. Следует отметить, что, РМА позволяет произвести замену батареи целиком (в сборе), но не распространяет свое действие на отдельные аккумуляторы.

В зависимости от того, является ли оборудование, содержащее БАА, установленным как часть оборудования ВС или перевозится в качестве груза, применяется различная нормативно-правовая база: в первом случае FAA, а в последнем - Правила по перевозке опасных материалов.

Применимы следующие нормативные документы (НД):

раздел 14 Кодекса федеральных правил по Аэронавтике и космосу, I, I, I-59 Федерального управления гражданской авиации Министерства транспорта;

часть 23 Нормы летной годности: обычного назначения, аэробатические и самолеты местных воздушных линий - разделы 23-1301 Функции и установки, 23-1309 Оборудование, системы и установки и 23-1353 Электрооборудование и установки, в том числе консультативный циркуляр 23.1309-1C;

часть 25 Нормы летной годности: самолеты транспортной категории - разделы 25-1301 Функции и установки, 25-1309 Оборудование, системы и установки и 25-1353 Электрооборудование и установки, в том числе консультативный циркуляр 25.1309-IA;

часть 27 Нормы летной годности: вертолеты обычного назначения - разделы 27-1301 Функции и установки, 27-1309 Оборудование, системы и установки и 27-1353 Электрооборудование и установки, в том числе консультативный циркуляр 27-IA;

часть 29 Нормы летной годности: вертолеты транспортного назначения - разделы 29-1301 Функции и установки, 29-1309 Оборудование, системы и установки, и 29-1353 Электрооборудование и установки, в том числе консультативный циркуляр 29-2С;

часть 21 Процедура сертификации для изделий и частей: раздел 21.303 Замена и модификация частей Раздел 21.143 Требования к данным контроля качества - первичный изготовитель.

     4.6 Технологический контроль


После квалификации изготовитель должен поддерживать управление конфигурацией всех деталей, процессов и материалов для обеспечения стабильных эксплуатационных показателей. Все изменения в конструкции должны быть обработаны в соответствии со статьей 14 Кодекса Федерального регулирования (CFR) 21.611.

Изменением считается любое изменение (модификация):

a) листов чертежей,

b) габаритных чертежей,

c) производственных чертежей,

d) перечня основных деталей и материалов,

e) процессов и спецификаций,

f) процедур испытаний утверждения, требований функциональных испытаний или листы инструкций по испытаниям,

g) программного матобеспечения (при наличии),

h) идентификационной маркировки,

i) инструкции по установке и ограничения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs