• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил


ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАТАРЕИ АВИАЦИОННЫЕ

Часть 1

Общие требования и уровни характеристик

Aircraft batteries. Part 1. General test requirements and performance levels



ОКС 29.220.20,
29.220.30, 49.060
ОКП 27.20.23.110;
11.040.01

Дата введения 2018-10-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 1553-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 60952-1:2013* "Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик" (IEC 60952-1:2013 "Aircraft batteries - Part 1: General test requirements and performance levels", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р МЭК 952-1-93

6 Некоторые положения настоящего стандарта могут являться объектами патентных прав. Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несет ответственности за идентификацию подобных патентных прав


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162 ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Серия стандартов МЭК 60952 определяет минимальные требования к воздействию внешних факторов и рабочим характеристикам для установления возможности летной эксплуатации свинцово-кислотных и никель-кадмиевых авиационных батарей, которые содержат агрессивные электролиты.

Настоящая серия стандартов определяет методы испытаний для определения рабочих характеристик батарей. Результаты электрических испытаний могут быть использованы для установления летной годности в конкретном приложении. Для всех испытаний изготовитель заявляет минимальные рабочие характеристики для каждого типа батареи.

Серия стандартов МЭК 60952 состоит из трех частей:

- часть 1 определяет методы испытаний для оценки, сравнения и квалификации батарей и устанавливает минимальный уровень рабочих характеристик для летной эксплуатации в зависимости от параметров окружающей среды;

- часть 2 определяет требования к конструкции авиационных батарей, а также их типы (форму и размер) и типоразмерный ряд разъемов, которые используют в соединителях самолетов;

- часть 3 устанавливает описание батарей, которое используют, чтобы определить конкретные требования для применений, и декларацию о конструкции и рабочих характеристиках, в которой уточняются рабочие характеристики типов батарей, испытуемых по части 1.

1 Область применения


Настоящий стандарт определяет методы испытаний для оценки, сравнения и квалификации авиационных батарей и устанавливает минимальные требования к уровню их рабочих характеристик. Там, где конкретные виды испытания определены как требования пройдено/не пройдено (для установления работоспособности), в качестве минимальных требований для прохождения процедуры утверждения конструкции батареи должны быть использованы значения величин, заявленных изготовителем при проведении квалификационных испытаний.

Для получения репрезентативных примеров настоящий стандарт использует значения напряжения и тока, основываясь на напряжении бортовой сети воздушного судна (ВС) 28 В постоянного тока. Кроме того, номинальное значение напряжения отдельного аккумулятора никель-кадмиевой батареи считают равным 1,2 В, а свинцово-кислотных батарей - 2 В.

Конкретные вопросы, рассматриваемые в настоящем стандарте, служат для установления приемлемых стандартов качества, необходимых, чтобы допустить батарею для летной эксплуатации.

В тех случаях, когда требования для конкретного применения превышают те, которые описаны в настоящем стандарте, покупатель должен подробно оговорить требования в спецификации и способ установления соответствия им.

Дополнительные сведения могут быть затребованы другими организациями (национальными органами по стандартизации, AECMA, SAE и др.). Настоящий стандарт может быть использован в качестве основы для разработки методов испытаний для получения необходимых данных.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы* (для датированных ссылок следует использовать только указанное издание, для недатированных - последнее издание указанного документа, включая все поправки).
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


IEC 60051-1, Direct acting indicating analogue electrical measuring instruments and their accessories - Part 1: Definitions and general requirements common to all parts (Прямопоказывающие аналоговые электроизмерительные приборы и их принадлежности. Часть 1. Определения и общие для всех частей требования)

IEC 60051-2, Direct acting indicating analogue electrical measuring instruments and their accessories - Part 2: Special requirements for ammeters and voltmeters (Прямопоказывающие аналоговые электроизмерительные приборы и их принадлежности. Часть 2. Специальные требования к амперметрам и вольтметрам)

IEC 60485, Digital electronic d.c. voltmeters and d.c. electronic analogue-to-digital convertors (Цифровые электронные вольтметры постоянного тока и электронные аналогово-цифровые преобразователи)*
________________
* Отменен.


IEC 60952-2:2013, Aircraft batteries - Part 2: Design and construction requirements (Батареи авиационные. Часть 2. Конструкция и требования к конструкции)

IEC 60952-3:2013, Aircraft batteries - Part 3: Product specification and declaration of design and performance (DDP) (Батареи авиационные. Часть 3. Технические требования к продукции и декларирование конструкции и характеристик)

ISO 2859 (all parts), Sampling procedures for inspection by attributes (Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку)

ISO 7137, Aircraft - Environmental conditions and test procedures for airborne equipment (Авиация. Внешние воздействующие факторы и методики испытаний бортового оборудования)

RTCA DO-160:2010, Environmental Conditions and Test Procedures for Airborne Equipment (Условия окружающей среды и методы испытаний для бортового оборудования)

U.S. Federal Test Method Standard No. 191A/Federal Test Method 5906:1978, Flammability (Horizontal Test) [Горючесть (горизонтальный тест)]

SAE AIR 1377A-80, Aerospace Information Report - Fire Test Equipment for Flexible Hose and Tube Assemblies (Доклад аэрокосмической информации. Оборудование для испытаний огнем гибких шлангов и трубопроводов)

SAE AS 1055В:1978, Aerospace Standard - Fire Testing of Flexible Hose, Tube Assemblies, Coils, Fittings and Similar System Components (Космический стандарт. Огневые испытания гибких шлангов, трубопроводов, катушек, фурнитуры и аналогичных компонентов системы)

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 значение тока (current value): Значение тока, А, используемого для заряда и разряда аккумуляторов и батарей, выраженное в виде числа, кратного емкости.

Пример - Например, ток 20 А, используемый для заряда аккумулятора с нормируемой емкостью С, равной 100 А·ч, может быть выражен как С/5 или 0,2 С, А.

Примечание - МЭК 61434 одинаково применим как к никель-кадмиевым, так и к свинцово-кислотным аккумуляторам и, следовательно, базовый ток ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик может быть выражен как

ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик, А·ч/1, ч,


где ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик - нормируемая емкость, заявленная изготовителем, А·ч, а n - режим разряда, ч, для которого заявлена нормируемая емкость.

3.2 нормируемый ток 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик (ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик rate): Ток разряда, при котором батарея при разряде в течение 1 ч отдает емкость не менее нормируемой емкости ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Примечание - Остальные токи разряда и заряда указываются через эту величину.

3.3 нормируемая емкость ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик (rated capacity ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик): Минимальная емкость, которую можно получить от заряженной батареи при разряде током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик (см.3.6).

Примечание - Нормируемую емкость выражают в А·ч.

3.4 ток разряда при постоянном напряжении ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик (constant voltage current ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик): Ток разряда, который батарея отдает в конце 15 с режима разряда, проводимого таким образом, чтобы поддерживать на клеммах батареи значение напряжения, равное половине от номинального напряжения.

3.5 заряженная батарея (charged battery): Батарея, которая была полностью заряжена в соответствии с инструкцией изготовителя батареи или как определено в спецификации изделия.

3.6 конечное напряжение разряда ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик (end point voltage EPV): Напряжение на клеммах батареи или на соединительном разъеме батареи, при достижении которого разряд прекращают.

Примечание - Если не оговорено особо, конечное напряжение при разряде ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик соответствует среднему напряжению на аккумулятор 1,00 В для никель-кадмиевых или 1,67 В для свинцово-кислотных батарей.

3.7 обслуженная батарея (serviced battery): Батарея, которая была полностью подготовлена и с которой были проведены все работы в соответствии с указаниями инструкции изготовителя батареи или спецификацией изделия.

3.8 пригодность к летной эксплуатации (airworthiness): Соответствие батареи или ее части всем условиям и правилам, регламентируемым контролирующим государственным органом для их безопасной эксплуатации и обеспечения должной работоспособности.

3.9 спецификация изделия (product specification): Отдельный документ, в котором указывают подробные конкретные требования, с которыми батарея, как ожидается, встретится в конкретном авиационном применении.

4 Условия испытаний и аппаратура

4.1 Общие положения


Если не оговорено особо, испытания следует проводить при следующих условиях:

- атмосферное давление: от 85 до 106 кПа;

- температура: (23±2)°C;

- относительная влажность RH: не превышает 70%.

Если допуски не указаны, для неэлектрических величин допускаются отклонения не более ±5% заданных значений.

При использовании настоящего стандарта для оценки изделий, предназначенных для работы в авиационных электрических системах с напряжением, отличающимся от 28 В, или химические свойства которых таковы, что напряжения отдельных аккумуляторов отличаются от указанного выше, результаты измерений должны быть соответствующим образом скорректированы.

4.2 Измерительная аппаратура

4.2.1 Общие положения

Метод измерения, используемый для испытаний, должен быть выбран в соответствии со значением измеряемых параметров. Приборы должны быть поверены, суммарная погрешность измерений контролируемых или измеряемых величин относительно установленных значений не должна превышать пределов, установленных ниже.

4.2.2 Измерение напряжения

Для измерения напряжения должны быть использованы вольтметры с погрешностью класса 0,5 или выше, как определено в МЭК 60051-1 и МЭК 60051-2. Цифровые системы должны соответствовать МЭК 60485. Сопротивление вольтметров должно быть не менее 5000 Ом/В. Измерения напряжения аккумуляторной батареи производят на соединительном разъеме батареи.

4.2.3 Измерение тока

Для измерения тока, должны быть использованы амперметры с погрешностью класса 0,5 или выше, как определено в МЭК 60051-1 и МЭК 60051-2. Цифровые системы должны соответствовать МЭК 60485. Этот класс точности должен поддерживаться для комплекта амперметра, шунта и проводов.

4.2.4 Измерение температуры

Инструменты, используемые для измерения температуры, должны иметь погрешность не более ±1°С.

4.2.5 Измерение времени

Инструменты, используемые для измерения времени, должны иметь точность 0,5% или менее.

4.2.6 Дополнительное испытательное оборудование

Оборудование, используемое для измерений, если не оговорено отдельно, должно иметь погрешность не более 5%.

4.2.7 Оборудование для измерения массы

Оборудование, используемое для измерения массы, если не оговорено отдельно, должно иметь погрешность не более 0,5%.

4.3 Метод заряда


Батареи должны быть обслужены и заряжены в соответствии с инструкциями изготовителя, или с помощью специального зарядного устройства, или как это установлено в спецификации изделия.

4.4 Контроль требований к конструкции


До начала проведения испытаний электрических характеристик и воздействия внешних факторов каждая испытуемая батарея должна быть проверена на соответствие требованиям спецификации и конструкторской документации, как определено в МЭК 60952-3, по следующим параметрам:

a) масса и габариты;

b) минимальная маркировка, как указано в МЭК 60952-2:2013 (подраздел 15.3);

c) правильность предупредительных надписей;

d) правильные соединительные разъемы;

e) отсутствие повреждения корпуса, крышки и соединительных разъемов;

f) отсутствие следов коррозии;

g) отсутствие признаков утечки электролита;

h) наличие общих стандартов обеспечения качества на стадии производства.

5 Требования к электрическим параметрам и методы испытания

5.1 Испытания по определению емкости током 1(I(1))

5.1.1 Нормируемая емкость ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (23±2)°C батарею разряжают при той же температуре током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Требования - Батарея должна отдать емкость не менее 100%ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик (время разряда 1 ч).

5.1.2 Требования к начальной емкости для никель-кадмиевых батарей открытых и клапанно-регулируемых типов

Для соответствия требованиям по нормируемой емкости каждый аккумулятор через 60 мин разряда током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик при температуре окружающей среды (23±2)°C должен иметь напряжение не менее 1,0 В.

5.1.3 Емкость при разряде током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик при температуре окружающей среды минус 18°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (минус 18±2)°C батарею разряжают при той же температуре током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Требования - Значение емкости, отданной батареей, должно быть записано и быть не менее значения, заявленного изготовителем или установленного в спецификации на изделие.

5.1.4 Емкость при разряде током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик при температуре окружающей среды минус 30°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (минус 30±2)°С батарею разряжают при той же температуре током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Требования - Значение емкости, отданной батареей, должно быть записано и быть не менее значения, заявленного изготовителем или установленного в спецификации на изделие.

5.1.5 Емкость при разряде током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристикпри температуре окружающей среды 50°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (50±2)°C батарею разряжают при той же температуре током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Требования - Значение емкости, отданной батареей, должно быть записано и быть не менее значения, заявленного изготовителем или установленного в спецификации на изделие.

5.2 Разряд при постоянном напряжении

5.2.1 Общие положения

Каждый из следующих методов испытания следует проводить по согласованию с утверждающим органом. Испытательное оборудование должно позволять проводить разряд током более 50ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

5.2.2 Постоянное напряжение

5.2.2.1 Общие положения

Батарею подвергают разряду при постоянном напряжении, равном произведению числа аккумуляторов в батарее, умноженному на половину их номинального напряжения при установленных температурах.

5.2.2.2 Разряд при постоянном напряжении при температуре окружающей среды 23°С

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (23±2)°C батарею разряжают при той же температуре таким образом, чтобы напряжение на клеммах батареи было постоянным и составляло половину значения номинального напряжения в течение не менее 15 с. Нагрузка при разряде должна автоматически контролироваться, позволяя записать зависимость тока от времени в течение всего испытания.

Требования - Значение тока по завершении 15 с должно быть обозначено как ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик, а значение тока разряда, соответствующее времени 0,3 с, должно быть обозначено как ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик. Полученные значения должны быть записаны и быть не менее значений, заявленных изготовителем или установленных в спецификации на изделие.

5.2.2.3 Разряд при постоянном напряжении при температуре окружающей среды минус 18°С

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (минус 18±2)°C батарею разряжают при той же температуре таким образом, чтобы напряжение на клеммах батареи было постоянным и составляло половину значения номинального напряжения в течение не менее 15 с. Нагрузка при разряде должна автоматически контролироваться, позволяя записать зависимость тока от времени в течение всего испытания.

Требования - Значения тока через 0,3 и 15 с должны быть записаны и быть не менее значений, заявленных изготовителем или установленных в спецификации на изделие.

5.2.2.4 Разряд при постоянном напряжении при температуре окружающей среды минус 30°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (минус 30±2)°C батарею разряжают при той же температуре таким образом, чтобы напряжение на клеммах батареи было постоянным и составляло половину значения номинального напряжения в течение не менее 15 с. Нагрузка при разряде должна автоматически контролироваться, позволяя записать зависимость тока от времени в течение всего испытания.

Требования - Значения тока через 0,3 и 15 с должны быть записаны и быть не менее значений, заявленных изготовителем или установленных в спецификации на изделие.

5.2.3 Разряд при постоянном напряжении 14 В

5.2.3.1 Общие положения

Батарею подвергают разряду при постоянном напряжении, равном 14 В, при установленных температурах.

Оборудование, применяемое при испытаниях при высоких скоростях разряда при 14 В, должно быть способно регистрировать данные с интервалами 0,1 с.

5.2.3.2 Разряд при постоянном напряжении при температуре окружающей среды 23°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (23±2)°C батарею разряжают при той же температуре таким образом, чтобы напряжение на клеммах батареи было равно 14 В в течение не менее 60 с. Необходимо регистрировать зависимость тока от времени в течение всего испытания.

Требования - Значения тока через 0,3, 5, 15 и 30 с, а также среднее значение тока на 60 с должны быть не менее значений, заявленных изготовителем или установленных в спецификации на изделие.

5.2.3.3 Разряд при постоянном напряжении при температуре окружающей среды минус 18°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (минус 18±2)°C батарею разряжают при той же температуре таким образом, чтобы напряжение на клеммах батареи было равно 14 В в течение не менее 60 с. Необходимо регистрировать зависимость тока от времени в течение всего испытания.

Требования - Значения тока через 0,3, 5, 15 и 30 с, а также среднее значение тока на 60 с должны быть не менее значений, заявленных изготовителем или установленных в спецификации на изделие.

5.2.3.4 Разряд при постоянном напряжении при температуре окружающей среды минус 30°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (минус 30±2)°C батарею разряжают при той же температуре таким образом, чтобы напряжение на клеммах батареи было равно 14 В в течение не менее 60 с. Необходимо регистрировать зависимость тока от времени в течение всего испытания.

Требования - Значения тока через 0,3, 5, 15 и 30 с, а также среднее значение тока на 60 с должны быть не менее значений, заявленных изготовителем или установленных в спецификации на изделие.

5.3 Емкость при быстром разряде

5.3.1 Емкость при быстром разряде при температуре окружающей среды 23°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (23±2)°C батарею разряжают при той же температуре током 10ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Требования - Полученное значение емкости должно быть записано и должно быть не менее значения, заявленного изготовителем или установленного в спецификации на изделие.

5.3.2 Емкость при быстром разряде при температуре окружающей среды минус 30°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. После выдержки в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (минус 30±2)°C батарею разряжают при той же температуре током 10ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения, соответствующего среднему напряжению на аккумуляторе 0,5 В для никель-кадмиевых или 0,83 В для свинцово-кислотных батарей.

Требования - Полученное значение емкости должно быть записано и должно быть не менее значения, заявленного изготовителем или установленного в спецификации на изделие.

5.4 Сохраняемость заряда


Метод испытания - Батарея должна быть подвергнута двум отдельным испытаниям, проводимым последовательно по одному на каждое из двух разных установленных значений температур.

Температуры испытаний:

a) (23±5)°C;

b) (50±2)°C.

Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. Батарею разряжают согласно 5.1.1 и записывают длительность разряда (емкость 1).

Затем батарею заряжают и выдерживают в закрытом крышкой состоянии без нагрузки в течение 28 дней при температурах окружающей среды, приведенных выше. Батарею вынимают из климатической камеры, выдерживают для стабилизации температуры при температуре окружающей среды (23±5)°C, после чего разряжают током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик (емкость 2).

Требования - Значение емкости (емкость 2) и снижение емкости по отношению к исходной емкости 1, выраженное в процентах, должны быть записаны и должны соответствовать значениям, заявленным изготовителем или установленным в спецификации на изделие.

5.5 Срок сохраняемости


Метод испытания - Новую батарею в состоянии, полученном от изготовителя, хранят в умеренных условиях [температура (20±15)°C; влажность менее 70%] в течение 24 мес. Изготовителем или спецификацией на изделие могут быть установлены другие длительности хранения. После хранения батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3 и подвергнута испытаниям в последовательности, приведенной в таблице 3 для испытуемой батареи в группе V.

Требования - Батарея должна показать соответствие параметрам по всем испытаниям по группе V.

5.6 Стабильность при заряде


Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. Для облегчения измерения температуры батареи датчик температуры должен быть соединен с любой межэлементной перемычкой или соединением в моноблоке как можно более близко к центру батареи. Батарею со всеми необходимыми приборами помещают в камеру с температурой (50±2)°C и выдерживают в ней в течение не менее 20 ч и не более 24 ч. Поток воздуха через рабочую зону камеры должен иметь скорость не менее 0,45 м/с. Батарея находится в камере на протяжении всего испытания.

Затем батарею разряжают током 6ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик в течение 5 мин и сразу же после этого заряжают в течение 10 ч при постоянном напряжении (28,5±0,1) В или специализированным зарядным устройством, как определено изготовителем или установлено в спецификации на изделие.

Значения тока заряда записывают каждую секунду на протяжении 5 мин, а затем с интервалом 10 мин. Также на протяжении всего заряда записывают значения напряжения.

После окончания заряда и выдержки без нагрузки в течение 1 ч батарею разряжают током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик. После испытания необходимо осмотреть батарею на предмет наличия следов физических повреждений. Во время всего пребывания в камере долив воды в батарею не производят.

Требования - Во время заряда при постоянном напряжении ток заряда не должен увеличиваться выше минимального значения за этот период более чем на 0,1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик, и температура центрального аккумулятора не должна превышать 70°C. Во время разряда током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик батарея должна отдать емкость не менее 75%ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

После завершения испытания и выдержки батареи при (23±2)°C в течение не менее 20 ч и не более 24 ч она должна соответствовать требованиям 5.1.1.

5.7 Ток короткого замыкания


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Обратите внимание на возможный риск пожара или взрыва при выполнении этого испытания.

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3 и выдержана в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (23±2)°C. Затем ее подключают к испытательной схеме через подходящий соединитель на 60 с. Общее сопротивление цепи, включая соединитель и ответную часть, не должно превышать 2,0 мОм.

Во время всего испытания измеряют ток и напряжение на клеммах батареи.

Тщательно осматривают батарею в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию изготовителя и проводят испытания на сопротивление изоляции и проверку соответствия нормируемой емкости.

Требования - Все обломки или осколки (при их наличии) должны оставаться внутри корпуса батареи, и в ходе испытания и после него не должно быть воспламенения газов внутри батареи.

Должны быть записаны максимальное значение тока и последнее зарегистрированное. Если в процессе испытания произошел разрыв цепи, должно быть зафиксировано время, прошедшее с начала испытания. Должны быть записаны значение тока непосредственно перед этим и физическое состояние батареи после испытания.

5.8 Прием заряда

5.8.1 Общие положения

Испытание на прием заряда проверяет способность батареи принимать заряд, обеспечивающую возврат в батарею в течение определенного времени энергии, затраченной во время наземных и стартовых процедур. Испытания при температуре окружающей среды (23±2)°C следует проводить для всех батарей. Испытания при низких температурах должны проводить только для тех батарей, которые снабжены обогревателями. Соответствующее испытание должно осуществляться в соответствии со спецификацией изделия.

5.8.2 Температура окружающей среды 23°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. Батарею разряжают согласно 5.1.1 и записывают длительность разряда. Затем батарею заряжают согласно 4.3, после чего разряжают током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик в течение 50% длительности предыдущего разряда. Батарею выдерживают не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (23±2)°C, затем заряжают при постоянном напряжении (28,5±0,1) В или специализированным зарядным устройством в течение (60±3) мин. При этом на всем протяжении заряда записывают зависимость тока как функцию времени.

Сразу после заряда батарею разряжают током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Требования - Значения емкости должны быть записаны и должны соответствовать значениям, заявленным изготовителем или установленным в спецификации на изделие.

5.8.3 Низкая температура (только для батарей, в которых установлены обогреватели)

5.8.3.1 Общие положения

Испытание при низкой температуре проверяет способность батареи принимать заряд и позволяет убедиться, что система обогрева является эффективной. Оно также проверяет, что энергия, затраченная во время наземных и стартовых процедур, может быть восполнена при низких рабочих температурах для подтверждения того, что батарея может обеспечить нагрузки в аварийных режимах. Предписанные испытания должны применяться в соответствии со стандартом продукта.

5.8.3.2 Испытание на заряд и разряд для батарей, содержащих внутренние обогреватели, при температуре окружающей среды минус 18°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. Затем ее помещают в испытательную камеру при температуре окружающей среды (минус 18±2)°C. После выдержки не менее 20 ч и не более 24 ч батарею разряжают при той же температуре током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик и не позднее 5 мин после окончания разряда заряжают при постоянном напряжении (28,5±0,1) В или специализированным зарядным устройством (30±3) мин. Должна быть записана зависимость тока как функция времени. Обогреватель батареи должен быть включен в течение всего времени заряда. По окончании заряда отключают питание цепи нагревателя.

Сразу же после заряда извлекают батарею из климатической камеры и разряжают ее током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Требования - Полученное значение емкости должно быть записано и быть не менее значения, полученного в предыдущем разряде или установленного в спецификации на изделие.

5.8.3.3 Испытание на заряд и разряд для батарей, содержащих внутренние обогреватели, при температуре окружающей среды минус 40°C

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. Затем ее помещают в испытательную камеру при температуре окружающей среды (минус 40±2)°C. После выдержки не менее 20 ч и не более 24 ч батарею разряжают при той же температуре током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик и не позднее 5 мин после окончания разряда заряжают при постоянном напряжении (28,5±0,1) В или специализированным зарядным устройством (60±3) мин. Должна быть записана зависимость тока как функция времени. Цепь обогревателя батареи должна обеспечиваться требуемой энергией в течение всего времени заряда. По окончании заряда отключают питание цепи нагревателя.

Сразу же после заряда следует извлечь батарею из климатической камеры, разместить ее при температуре окружающей среды (23±2)°C и в пределах 5 мин начать ее разряд током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Требования - Полученное значение емкости должно быть записано и должно быть не менее значения, полученного в предыдущем разряде или установленного в спецификации на изделие.

5.9 Сопротивление изоляции и диэлектрическая прочность

5.9.1 Общие положения

Для оценки сопротивления изоляции должны быть проведены оба испытания, описанные ниже.

5.9.2 Сопротивление изоляции

Метод испытания - Значение сопротивления изоляции должно быть измерено при 250 В постоянного тока между положительной выходной клеммой и обычными точками для установки и крепления корпуса батареи.

Требования - Минимальное значение сопротивления изоляции должно быть не менее 0,25 МОм, но после очистки и сушки оно должно быть не менее 10 МОм.

5.9.3 Электрическая прочность изоляции

Метод испытания - Батарея должна быть выдержана в течение не менее 20 ч и не более 24 ч при температуре окружающей среды (23±2)°C. К батарее должно быть приложено переменное напряжение 1500 В с частотой (50±10) Гц по 1 мин между каждой из клемм и корпусом (или его креплением, если оно изолировано).

Требования - Не должно быть искрения или пробоя изоляции.

5.10 Характеристики рабочих циклов


Метод испытания - Испытание следует проводить при температуре окружающей среды (23±5)°C. Батарея во время испытания может охлаждаться извне. Чтобы помочь охлаждению, съемные крышки, установленные на батарее, могут быть удалены.

Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3. Во время испытания необходимо измерять ее температуру как можно ближе к ее центру массы либо на одном из межэлементных соединений, либо закрепив датчик температуры на поверхности моноблока.

Рабочий цикл состоит из последовательности четырех этапов:

a) батарея должна быть разряжена на постоянное сопротивление в течение 20 с.

Значение сопротивления, Ом, должно быть равно 1,15-кратному значению отношения номинального напряжения батареи к значению ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик (см. 5.2.2.2) или как установлено в спецификации на изделие. Номинальное напряжение аккумуляторной батареи определяется как число аккумуляторов в батарее, помноженное на 1,2 В для никель-кадмиевых или на 2,0 В для свинцово-кислотных аккумуляторов. Значение сопротивления не должно изменяться более чем на ±5% в течение всего испытания;

b) после выдержки при разомкнутой цепи в течение 2 мин батарею вновь разряжают на постоянное сопротивление в течение 20 с;

c) затем батарею заряжают специализированным зарядным устройством или при постоянном напряжении (28,5±0,1) В (для батарей с номинальным напряжением 24 В; для батарей других номинальных напряжений значение должно быть пересмотрено) в течение (60±2) мин, причем источник тока, используемый для заряда, должен обеспечивать ток не менее 8ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик;

d) батареи выдерживают при разомкнутой цепи в течение не менее 1 ч и не более 2 ч.

Рабочий цикл [последовательность от a) до d)] повторяют 50 раз. Во время проведения испытания добавлять воду нельзя.

В конце этой серии циклов батарея должна быть сразу разряжена током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик до конечного напряжения ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик.

Всю процедуру, описанную выше, повторяют до достижения минимум 100 рабочих циклов.

Требования - Батарея соответствует требованиям, если:

a) минимальное напряжение на клеммах батареи во время разряда по а) более 13 В (для батарей с номинальным напряжением 24 В; значение должно быть пересмотрено для батарей других номинальных напряжений);

b) температура в центре батареи не превышает 60°C;

c) при постоянном напряжение заряда ток падает ниже и остается ниже значения 0,2ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик;

d) продолжительность разряда током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик сразу после испытания на рабочие циклы составляет не менее 48 мин (80%ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик);

e) пополнение воды в аккумуляторах во время обслуживания не превышает значений, рекомендованных изготовителем;

f) сопротивление изоляции между аккумуляторами и корпусом при напряжении постоянного тока 250 В до обслуживания не менее 0,25 МОм;

g) после обслуживания и заряда продолжительность разряда током 1ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик составляет не менее 54 мин (90%ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик);

h) изменения габаритов остаются в пределах установленных ограничений;

i) батарея не имеет никаких признаков физического разрушения.

5.11 Испытание на расход воды


Это испытание предназначено для всех батарей, в которые может добавляться вода.

Метод испытания - Испытания по определению нормируемой емкости должны проводиться на обслуженных и заряженных батареях в соответствии с 5.1.1. Батареи должны быть обслужены согласно 4.3.

Батарея должна быть взвешена перед началом проведения испытаний и по завершении каждых 500 ч. Испытания проводят как минимум 2000 ч.

Батарея при температуре окружающей среды (23±5)°C должна быть подвергнута заряду при постоянном напряжении (28,5±0,1) В. Испытание должно продолжаться в течение 2000 ч или до тех пор, пока не будет достигнуто значение максимальной потери массы, заявленной изготовителем как предел для безопасной эксплуатации батареи.

Требования - Записывают общее число часов заряда батареи и соответствующую ему потерю веса.

5.12 Устойчивость к перезаряду


Это испытание предназначено для клапанно-регулируемых батарей.

Метод испытания - Батарея должна быть обслужена и заряжена согласно 4.3, после чего должна быть определена нормируемая емкость по 5.1.1. Затем батарею заряжают согласно инструкции изготовителя и взвешивают.

Батареи, предназначенные для использования со специализированной системой заряда, должны быть подвергнуты непрерывному заряду с помощью этой системы в течение не менее 400 ч. Зарядное устройство должно работать на своей максимальной допустимой скорости заряда. Другие батареи должны быть подвергнуты заряду при температуре (23±5)°C при постоянном напряжении, значение которого соответствует (1,45±0,005) В/акк. для никель-кадмиевых или (2,417±0,01) В/акк. для свинцово-кислотных батарей, в течение не менее 400 ч без промежуточного разряда.

После 400 ч батарею взвешивают.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик

Название документа: ГОСТ Р МЭК 60952-1-2017 Батареи авиационные. Часть 1. Общие требования и уровни характеристик

Номер документа: МЭК 60952-1-2017

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Дата принятия: 31 октября 2017

Дата начала действия: 01 октября 2018
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах