Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 20283-3-2017 Вибрация. Измерения вибрации на судах. Часть 3. Измерения вибрации судового оборудования перед его установкой

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО 2041 и ИСО 80000-8, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 оборудование (equipment): Любые машины, системы, подсистемы и их элементы, устанавливаемые на борту судна и способные создавать вибрацию.

Пример 1 - Главная энергетическая установка: дизельный двигатель, газовая турбина, главный редуктор, гребной электродвигатель.

Пример 2 - Система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха: приточные и вытяжные вентиляторы, кондиционеры воздуха, водоохладительные агрегаты, насосы пресной воды и пр.

Пример 3 - Вспомогательное оборудование: генераторы с приводом от дизельного двигателя или газовой турбины, насосные установки гидросистемы, электродвигатели и пр.

Примечание - В качестве оборудования не рассматривают насосы в составе главного редуктора, дизельного двигателя и т.п., вентиляторы в составе гребного электродвигателя, генератора, электродвигателя и т.п. и любое другое вспомогательное оборудование в составе более крупного оборудования, проходящего приемосдаточные испытания.

3.2 упругая опора (resilient mount): Устройство, обладающее упругими свойствами и предназначенное для ослабления передаваемой на конструкцию судна вибрации.

Примечание - Обычно такое устройство представляет собой блок из резины или другого аналогичного материала, устанавливаемый в точке крепления оборудования к опорной конструкции и выполняющий как поддерживающие, так и виброизолирующие функции. Использование упругих опор создает приближенные условия практически свободного подвеса (см. 3.12) для поддерживаемого оборудования в широком диапазоне частот.

3.3 сборная опора (compound mount, double-resilient mount): Трехэлементная система, включающая в себя промежуточный элемент, масса которого сопоставима с массой изолируемого оборудования, и двумя упругими элементами по краям.

Примечание - Сборная опора позволяет обеспечить лучшую виброизоляцию по сравнению с упругой опорой.

3.4 жестко устанавливаемое оборудование (rigidly mounted equipment): Оборудование, устанавливаемое непосредственно на твердой поверхности опорной конструкции.

3.5 опорная конструкция (support structure): Механическая конструкция, на которую устанавливают оборудование.

3.5.1 крепежное приспособление (mounting fixture): Используемая в испытаниях относительно легкая опорная конструкция, предназначенная в основном для жестко устанавливаемого оборудования и расположенная поверх упругой опоры.

Пример - Рамная опора двигателя.

Примечание - Крепежное приспособление может быть использовано для упруго устанавливаемого оборудования в целях испытаний.

3.5.2 фундамент (foundation): Опорная конструкция, расположенная под упругими опорами.

3.5.3 фундаментная рама (subbase, bedplate): Опорная конструкция, используемая для обеспечения соосности устанавливаемого на судне оборудования.

3.5.4 испытательный стенд (testbed): Опорная конструкция обычно большой массы, изготовленная из сборного железобетона, на которую устанавливают комплекс оборудования, их опор и опорных конструкций.

3.6 диапазон частот испытаний (test frequency range): Диапазон частот, включающий в себя третьоктавные полосы со среднегеометрическими частотами от 10 Гц до 10 кГц.

Примечание - В зависимости от вида испытуемого оборудования диапазон частот испытаний может быть изменен по согласованию между заказчиком и поставщиком.

3.7 вибрация конструкций (судна) (structure-borne sound): Вибрация в диапазоне частот испытаний, распространяющаяся по жестким конструкциям и обусловленная действием соответствующих источников вибрации.

Примечание 1 - Источниками вибрации конструкции судна могут быть главный двигатель, движитель и вспомогательное оборудование.

Примечание 2 - В диапазоне частот свыше 16 Гц вибрация конструкций может быть воспринята на слух.

3.8 уровень ускорения (acceleration level): Мера ускорения, дБ, определяемая по формуле

,                                                 (1)


где - среднеквадратичное значение ускорения, м/с;

- опорное значение ускорения, равное 10 м/с согласно ИСО 1683.