Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 57740-2017

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов

Resources saving. Waste treatment. Requirements for accepting, segregating and packaging hazardous solid municipal waste

     

ОКС 13.030.01

Дата введения 2018-05-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный экологический фонд" (ООО "ИНЭКО")

2 ВНЕСЕН подкомитетом "Обращение с отходами" Технического комитета по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2017 г. N 1283-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта ASTM D6346-2009* "Стандартное руководство по приему, сортировке и упаковке материалов в рамках Программ обращения с коммунальными опасными отходами" (ASTM D6346-2009 "Standard Guide for Accepting, Segregating and Packaging Materials Collected Through Household Hazardous Waste Programs", NEQ) и Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан на основе стандарта Американского общества испытаний и материалов [1], первоначально принятого в 1998 году и повторно одобренного в 2009 году с тем же названием и обозначением D6346. По утверждению авторов стандарта D6346-2009, ASTM не занимает жесткой позиции, уважая законность доступных прав, отстаиваемых в связи с любым пунктом, упомянутым в указанном стандарте. При этом пользователи стандарта D6346-2009 уведомляются, что определение законности любых авторских прав и возможности нарушения таких прав полностью находятся в сфере ответственности предпринимателей, занятых в сфере обращения с коммунальными отходами (КО) в США.

За рубежом используется классификация КО по определенным возможностям их утилизации, причем технический прогресс обусловливает постоянное пополнение как перечня утилизируемых КО, так и направлений их переработки и использования. Например, в Японии при раздельном сборе КО их подразделяют на горючие отходы (направляют на сжигание), негорючие (подлежат захоронению) и ресурсно-ценные (направляют на переработку). При этом до 1984 г. отработавшие сухие гальванические элементы (батарейки), входящие в состав КО, относили ко второй категории отходов, подлежащих захоронению, но затем в связи с широким обсуждением в Японии проблемы загрязнения окружающей среды ртутью, содержащейся в батарейках, эти отходы стали относить к категории ресурсно-ценных отходов, направляемых на переработку. В Италии, наоборот, отработавшие батарейки, сбор которых обычно проводился совместно с другими твердыми коммунальными и промышленными отходами, направляемыми на сжигание, с 1984 г. по специальному Декрету стали относить к опасным отходам, подлежащим раздельному сбору. Объясняется это тем, что в составе элементов таких батареек присутствует ртуть и при сжигании происходит существенное загрязнение окружающей среды.

При решении проблемы твердых коммунальных отходов (ТКО) в Российской Федерации в первую очередь необходимо выделить так называемые многотоннажные отходы, поскольку именно эти отходы в наибольшей степени загрязняют окружающую среду и в то же время могут дать максимальный эффект при вовлечении в хозяйственный оборот.

С принятием Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и его развитием [2] в стране определены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, включая:

- охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

- использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий, наилучших доступных технологий;

- комплексную переработку материально-сырьевых ресурсов, включая извлекаемое из ТКО вторичное сырье, в целях уменьшения общего количества образующихся отходов;

- использование методов экономического регулирования деятельности в целях уменьшения количества ТКО и вовлечения их в хозяйственный оборот;

- доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области экобезопасного и ресурсосберегающего обращения с ТКО;

- участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с ТКО.

В настоящее время в России в процесс обращения с ТКО (от разработки технологий до их внедрения) вовлечено значительное количество отечественных предприятий малого и среднего бизнеса. Имеется большое число потенциальных инвесторов (в том числе частных), заинтересованных во внедрении этих технологий. Однако между ними пока не налажен механизм взаимодействия. Не исследуется процедура инвестирования в самоокупаемые ресурсосберегающие технологии с целью определения стратегий для инвесторов, субъектов малого и среднего экологического предпринимательства. До сих пор не в полном объеме разработана нормативная база по организации работы и разработке территориальных схем обращения с отходами, выбору региональных операторов по работе с коммунальными отходами. На уровнях субъектов Российской Федерации, а тем более на местных уровнях, как правило, отсутствуют объекты размещения отходов, мощности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов и т.д.

Как на федеральном, так и на региональных, местных уровнях практически не проводится глубокая финансовая и экономическая проработка проблем, связанных с переработкой ТКО.

Одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаток сбалансированных целевых государственных, региональных, муниципальных и локальных программ по развитию системы сбора и переработки опасных ТКО во вторичное сырье, позволяющей на конкурсной основе привлечь к этой работе предприятия малого бизнеса, организовать новые перерабатывающие производства на основе высокоэффективных технологий, привлечь оборонные предприятия.

Указанные недостатки в организации и реализации деятельности по обращению с опасными ТКО могут препятствовать эффективному внедрению настоящего стандарта в полном объеме, однако его появление должно стимулировать органы исполнительной власти различного уровня, органы местного самоуправления к устранению препятствий на путях ресурсосбережения и снижения негативного воздействия опасных ТКО на окружающую среду.

В настоящем стандарте рассмотрены подходы к приему, сортировке и упаковыванию опасных ТКО в рамках программ обращения с опасными ТКО, позволяющие свести к минимуму риски, связанные с обращением с такими отходами, и определяющие соответствующие правила.

Настоящий стандарт разработан с учетом требований российских законодательных актов и документов [2-6].

В настоящем стандарте установлены требования к ресурсосберегающему и экобезопасному обращению с опасными ТКО при их приеме, сортировке и упаковывании.

Установление надлежащего порядка обеспечения техники безопасности и охраны труда при приеме, сортировке и упаковывании опасных ТКО относится к сферам непосредственной ответственности пользователей настоящего стандарта.

Объектом стандартизации является ресурсосбережение, предметом стандартизации - обращение с отходами, аспектом стандартизации являются требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов.

Настоящий стандарт является неэквивалентным по отношению к стандарту [1], аналогу: введены ссылки на национальные стандарты Российской Федерации и уточнена структура стандарта.

Приложение А - рекомендуемое.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к ресурсосберегающему и безопасному обращению с опасными твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в части их приема и разделения материалов, выбора упаковок для них.

Настоящий стандарт распространяется на этапы приема, сортировки и упаковывания опасных ТКО в твердом фазовом состоянии.

В настоящем стандарте не рассматриваются этапы хранения, погрузки на транспортные средства, транспортирования собранных и упакованных материалов из ТКО.

Настоящий стандарт не предназначен для определения опасных свойств материалов из ТКО.

Настоящий стандарт не распространяется на ТКО, образующиеся на химических предприятиях, в оборонных отраслях и в атомной промышленности.

Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 53691 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования

ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53691, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

твердые коммунальные отходы: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

[[2], статья 1]

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs