Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57726-2017

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ) ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования к юридико-техническому оформлению

Draft laws considered by legislative (representative) bodies of the constituent entities of the Russian Federation. Requirements for technical legal implementation


ОКС 03.160

Дата введения 2018-06-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (ФБУ "Тест-С.-Петербург")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1263-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В связи с активизацией законодательной деятельности в субъектах Российской Федерации и эволюцией законодательства становится актуальной проблема качества законов, являющегося необходимым условием признания норм права общеобязательных и действующих правил поведения.

Качество законов и методы исполнения совокупности требований, составляющих законодательную базу, - понятия неразрывные. В связи с этим остро встает проблема внедрения современных методологических правил, позволяющих субъектам права законодательной инициативы и разработчикам законопроектов ориентироваться в вопросах законодательной техники.

Настоящий стандарт разработан с учетом наилучшего отечественного опыта законопроектной деятельности, а также практики нормотворческой деятельности зарубежных стран.

Цель стандарта состоит в соблюдении единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.     

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к юридико-техническому оформлению законопроектов, рассматриваемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Настоящий стандарт предназначен для применения Собраниями депутатов при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.

     2 Структура законопроектов

2.1 Наименование

Наименование законопроекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Наименование законопроекта следует писать с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом.

2.2 Преамбула (введение)

Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Преамбула предваряет текст законопроекта.

Преамбула не должна содержать самостоятельные нормативные предписания; подразделяться на статьи; содержать ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта; содержать легальные дефиниции; формулировать предмет регулирования законопроекта; нумероваться. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

2.3 Структурные единицы законопроекта

2.3 Структурные единицы законопроекта

Законопроект может быть разделен на структурные единицы. Употребляют следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

- раздел;

- глава;

- статья.

Не следует вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов - на подразделы, глав - на параграфы.

В случаях, когда текст законопроекта содержит всего несколько статей, текст законопроекта следует делить только на статьи, без деления на главы.

Часть законопроекта обозначается словами: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ; ЧАСТЬ ВТОРАЯ и т.д.

Часть законопроекта может иметь наименование: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ либо обозначаться (в кодексах) следующим образом: ОБЩАЯ ЧАСТЬ; ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.

Обозначение и наименование части законопроекта следует писать прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование части законопроекта выделяют полужирным шрифтом.

2.4 Раздел

Раздел законопроекта должен иметь порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.

Обозначение и наименование раздела следует писать прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование раздела выделяют полужирным шрифтом.

Пример

РАЗДЕЛ 2.
ТУРИСТЫ


В случае если раздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, обозначение и наименование раздела оформляют следующим образом.

Пример

РАЗДЕЛ 1.
ОБРАЗЕЦ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ
НАРОДНОГО ДРУЖИННИКА

2.5 Подраздел

Подраздел законопроекта должен иметь порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.

Обозначение подраздела следует писать с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

2.6 Глава

Глава законопроекта должна нумероваться арабскими цифрами и иметь наименование.

Обозначение главы следует писать с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример

Глава 2. Территориальная организация местного самоуправления

В случае если подраздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование подраздела оформляют следующим образом.

Пример
     
     Глава 2. Полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки населения


2.7 Параграф

Параграф законопроекта должен быть обозначен знаком § с указанием порядкового номера, обозначаемого арабскими цифрами, и наименования.

Наименование параграфа следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

Пример
     
     § 1. Жилые зоны


2.8 Статья

Статья законопроекта является его основной структурной единицей. Она должна иметь порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование. В исключительных случаях наименование может отсутствовать.

Обозначение статьи следует писать с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Пример
     
     Статья 11. Основные задачи Уполномоченного
     
     1. ........(часть 1)
     
     2. ........(часть 2)


Если статья не имеет наименования, то точку после номера статьи не ставят, а обозначение статьи пишут с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Пример

Статья 11
     
     1. ........(часть 1)
     
     2. ........(часть 2)


Каждая структурная единица статьи должна иметь только ей свойственное обозначение.

Статью законопроекта подразделяют на части.

Части статьи обозначают арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяют на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяют на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Пример
     
     Статья 11. Основные задачи Уполномоченного     
     

1. …….. .

(часть 1)

2. …….. ;

(абзац первый части 2)

1) …….. ;

(пункт 1 части 2)

а) …….. ;

(подпункт "а" пункта 1 части 2)

    
     или
     
     Статья 11     
     

1. …….. .

(часть 1)

2. …….. ;

(абзац первый части 2)

1) …….. ;

(пункт 1 части 2)

2) …….. :

(пункт 2 части 2)

а) …….. ;

(подпункт "а" пункта 2 части 2)

б) …….. ;

(подпункт "б" пункта 2 части 2)

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs