4.1 Общий подход к решению проблем ресурсосберегающей и экобезопасной ликвидации ТКО базируется на требованиях законодательства, реальных социально-политических и экономических условиях, объективной оценке техногенного загрязнения окружающей среды отходами.
4.2 Основные направления деятельности по сокращению образования отходов, включая ТКО, вовлечению их в качестве вторичных ресурсов в хозяйственный оборот и предотвращению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей целесообразно определять на основе государственных, региональных, муниципальных, локальных программ, включающих мероприятия, разработанные с учетом прогнозов и уровня социально-экономического развития территорий, состояния окружающей среды [2].
4.3 Гармонизированные с международной практикой программные действия (научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, пилотные проекты и другие) включают мероприятия по:
- изучению и идентификации отходов, выявлению и ликвидации бесхозных мест для захоронения отходов;
- учету образующихся ТКО, в том числе пригодных к использованию в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов;
- учету вторичного сырья, подлежащего переработке;
- разработке и внедрению ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий;
- внедрению наилучших доступных технологий в области обращения с отходами;
- совершенствованию технологий переработки, утилизации, обезвреживания и удаления отходов;
- разработке и введению новых правовых и экономических механизмов, направленных на совершенствование управления при обращении с отходами;
- экологическому просвещению и обеспечению общественных организаций и граждан достоверной информацией в сферах обращения с отходами.
4.4 Порядок разработки и финансирования целевых государственных, региональных, муниципальных программ в сфере обращения с ТКО для достижения целей, установленных настоящим стандартом, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
4.5 Разработка программ в области обращения с ТКО осуществляется с учетом предложений граждан и общественных организаций.
4.6 На реализацию программных мероприятий могут быть направлены бюджетные средства в порядке, установленном соответствующим законодательством, в виде прямых инвестиций, налоговых льгот, бюджетных кредитов, предоставляемых предприятиям, осуществляющим сбор и утилизацию отходов в качестве вторичных ресурсов, в том числе осуществляющим переработку техногенных месторождений (образований).
4.7 Объемы бюджетного финансирования программ в сфере обращения с ТКО определяются при формировании государственного и местных бюджетов в соответствии с законодательством.
4.8 В ходе реализации программ в сфере обращения с ТКО объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке, исходя из возможностей организаций, осуществляющих финансирование программных мероприятий.
4.9 Программа в области обращения с ТКО в общем виде должна содержать:
- данные о видах, количестве и местонахождении отходов, подлежащих утилизации и (или) удалению;
- описание принятых и планируемых мер по предотвращению образования отходов, их утилизации и (или) удалению;
- оценку воздействия отходов на состояние окружающей среды;
- меры по уменьшению количества образующихся отходов и снижению их опасности для окружающей среды, а также меры по безопасному сбору отходов, их хранению, транспортированию, переработке, утилизации и (или) удалению;
- меры по выявлению и безопасной ликвидации мест захоронения бесхозных ТКО.
4.10 При разработке программ в области обращения с ТКО должны учитываться следующие основные требования:
- использование наилучших доступных технологий;
- максимальная утилизация образующихся отходов в случае отсутствия технологической возможности исключения их образования;
- установление приоритета утилизации отходов в качестве вторичных материальных ресурсов перед их сжиганием с целью выработки энергии или захоронением;
- утилизация или удаление отходов на объектах, обеспечивающих безопасность для здоровья человека и окружающей среды.
4.11 Федеральная программа в области обращения с ТКО распространяется на всю территорию Российской Федерации, включает вопросы информационного обеспечения деятельности в области обращения с отходами и международного сотрудничества в данной сфере.
4.11.1 Разработка, обсуждение и реализация государственной программы в области обращения с ТКО осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.