ГОСТ Р 57701-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Resources saving. Waste treatment. Solid municipal waste management programs
ОКС 13.030.01
Дата введения 2018-05-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с ООО "Инновационный экологический фонд" (ООО "ИНЭКО")
2 ВНЕСЕН подкомитетом "Обращение с отходами" Технического комитета по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 сентября 2017 г. N 1205-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Модельного закона "Об отходах производства и потребления" (новая редакция), принятого Постановлением МПА СНГ N 29-15 от 31 октября 2007 г., а также Директивы 2008/98/ЕС* Европейского парламента и Совета Европейского союза от 19 ноября 2008 года "Об отходах и отмене определенных директив" (Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on waste and repealing certain Directives)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
С принятием федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ", "Об экологической экспертизе" определены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами (ТКО):
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения общего количества образующихся отходов;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот;
- доступ общественности к информации в области обращения с отходами;
- участие в международном сотрудничестве.
Практическая реализация в документах разного уровня названых принципов позволяет обеспечить безопасность жизни населения и охрану окружающей среды.
Санитарная очистка городских территорий находится в неудовлетворительном состоянии, крайне медленно решаются вопросы, связанные с улучшением системы организации работ по сбору, вывозу и утилизации ТКО, не принимается должных мер к развитию индустриальных методов переработки ТКО, сооружению мусороперегрузочных станций и выполнению других задач в сфере обращения с отходами.
Применяемые в настоящее время методы сжигания ТКО требуют дорогостоящих систем очистки.
Основными причинами сложившегося негативного положения являются:
- отсутствие системно-комплексного подхода решения проблем учета и контроля образования, сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов;
- отсутствие действенного правового и экономического обеспечения экологизации производств, предусматривающей использование малоотходных и наилучших доступных технологий, максимально технически и экономически возможную утилизацию отходов различных видов и безопасное захоронение неутилизированных отходов;
- низкая степень использования вторичного сырья на промышленных предприятиях;
- недостаточно развитое информационное обеспечение, что не позволяет организациям и предприятиям получить необходимые сведения об объемах и поставках отходов, местах их образования и накопления, о средствах и методах утилизации отходов, о потребностях территорий в сырье или вторичной продукции (после утилизации).
Известные в настоящее время многочисленные эффективные технологии подготовки и переработки различных видов отходов остаются, как правило, невостребованными из-за необходимости финансовых вложений.
В процесс переработки ТКО (от разработки технологий до их внедрения) вовлечено значительное количество отечественных предприятий малого и среднего бизнеса. Имеется большое число потенциальных инвесторов (в том числе частных), заинтересованных во внедрении этих технологий. Однако между ними пока не налажен механизм взаимодействия. Не исследуется процедура инвестирования в самоокупаемые ресурсосберегающие технологии с целью определения стратегий для инвесторов, субъектов малого и среднего экологического предпринимательства.
Как на федеральном, так и на региональных, местных уровнях практически не проводится глубокая финансовая и экономическая проработка проблем, связанных с переработкой ТКО.
Одной из главных причин сложившейся ситуации является отсутствие сбалансированных целевых государственных, региональных, муниципальных программ по развитию системы сбора отходов и их переработки во вторичное сырье, позволяющее на конкурсной основе привлечь к этой работе предприятия малого бизнеса, организовать новые перерабатывающие производства на основе высокоэффективных технологий, привлечь оборонные предприятия.
Настоящий стандарт призван системно увязать практику государственного программного планирования в сфере обращения с отходами потребления с региональной практикой ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с ТБО.
Настоящий стандарт разработан на основе Федерального закона [1] и Модельного закона [2].
В настоящем стандарте использованы положения российских нормативных актов [3]-[9], Директивы [10].
Объектом стандартизации является ресурсосбережение, предметом стандартизации - обращение с отходами, аспектом стандартизации являются требования к программам в области обращения с отходами.
В настоящем стандарте установлены в качестве примера рекомендации по формированию региональной Программы "Отходы", которая может входить в качестве подпрограммы "Отходы" в региональную программу "Экология и природные ресурсы". Рекомендации гармонизированы с Типовым макетом программ экономического и социального развития субъекта Российской Федерации [3] с учетом положений, разработанных Минприроды России документов в области регионального планирования.
Приложения А-Г носят справочный характер.
Настоящий стандарт устанавливает основы для разработки программ ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Настоящий стандарт распространяется на целевые государственные, региональные, муниципальные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Настоящий стандарт не распространяется на программы в области обращения с радиоактивными отходами и шламами, которые попадают в сферу действия другого законодательства.
Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте использованы термины и определения, приведенные по ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 твердые коммунальные отходы: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Примечание - К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами [1].
3.2
опасные отходы: Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды. |
Примечания
1 Отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами, такими, как токсичность, радиоактивность, инфекционность, канцерогенность, взрывчатость, пожароопасность, высокая реакционная способность, наличие возбудитетелей инфекционных заболеваний и другими опасными характеристиками, установленными в соответствующей нормативной документации и/или в технических регламентах) и присутствуют в таких количествах и видах, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами.
2 Термин "опасные отходы" охватывает:
- отходы, идентифицированные как токсичные, канцерогенные и др. действующими правовыми актами и нормативными документами, утвержденными в установленном порядке международными (ООН, ИСО), межгосударственными (СНГ), региональными (ЕС) и территориальными перечнями опасных, в том числе токсичные и другие отходы, которые характеризуются опасными свойствами;
- отходы, классифицируемые как опасные в международных соглашениях, к которым присоединилась Российская Федерация;
- другие отходы, которые классифицированы как опасные, в том числе токсичные, в общегосударственных и региональных перечнях, утвержденных в установленном порядке.
3.3 неопасные отходы: Отходы, которые не подпадают под определение "опасные отходы".
Примечание - в Российской Федерации используется термин "безопасные отходы" с определением "Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми в определенных условиях и в определенное время признаны безопасными для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды" [ГОСТ 30772-2001, пункт 3.25].
3.4
вторичные ресурсы: Материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и/или энергии. |
3.5
вторичные материальные ресурсы: Отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки. |
3.6
вторичные энергетические ресурсы: Отходы производства и потребления, используемые повторно, с выделением тепловой и/или электрической энергии. |
3.7