Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 11136-2017 Методология. Общее руководство по проведению гедонических испытаний потребителями в контролируемой зоне

     3 Термины и определения


В данном документе используются термины с соответствующими определениями, приведенные в ISO 5492, а также следующие.

3.1 группа испытателей (access panel): Примерная база данных потенциальных респондентов, которые заявили о своем желании сотрудничать в планируемых сборах данных, если будут выбраны.

[ИСТОЧНИК: ISO 20252)

Примечание - Респонденты могут выбираться из базы на более или менее регулярной основе.

3.2 вопрос, предусматривающий стереотипные альтернативные ответы (closed-ended question): Вопрос, который требует от респондента выбрать из предварительно составленного перечня возможные ответы.

3.3 сторона-инициатор (commissioning party): Лицо, орган или служба, которые уполномочивают третью сторону на проведение испытания.

Примечания

1 Понятие "сторона-инициатор" соответствует концепции "покупатель" или "заказчик" в области контроля качества и противоположно концепции "поставщик", "поставщик услуг" или "лаборатория".

2 Обычно сторона-инициатор и поставщик услуг принадлежат к разным предприятиям. Там, где они принадлежат к двум департаментам одного и того же предприятия, соответствующие обязанности этих двух департаментов должны четко дифференцироваться и разъясняться в предложении о проведении испытания.

3.4 потребитель (испытатель) (consumer), респондент (respondent): Лицо, использующее продукт.

Примечание - В настоящем стандарте это значение ограничено лицом, которое не является экспертом, специалистом-дегустатором или экспертом по оценке, выбранным в соответствии с ISO 5492.

3.5 выборка потребителей (испытателей) (consumer sample): Группа потребителей, набранных на основе критериев, установленных в соответствии с характером целевой совокупности.

3.6 контролируемая зона (controlled area): Место, обеспечивающее:

- контролируемую подготовку и представление продуктов;

- комфортабельные условия для потребления продуктов и опроса потребителей,

- отсутствие обмена информацией (вербального и невербального) между потребителями (испытателями), гарантирующее независимость ответов.

3.7 гедоническое восприятие (hedonic perception): Количество удовольствия, доставляемого органолептическими свойствами продукта.

3.8 гедоническое испытание (hedonic test): Испытание, целью которого является определение общего гедонического восприятия продукта потребителями.

3.9 вопрос, допускающий неограниченное число ответов, открытый вопрос (open-ended question): Вопрос, который не предусматривает готовые альтернативные ответы для респондентов, а просит дать ответ собственными словами.

Примечание - Он может касаться каждого из продуктов, представленных потребителям (испытателям), или только некоторых из них (например, когда задается вопрос, почему определенный продукт является наиболее (наименее) привлекательным для потребителя (испытателя).

3.10 необъективность, связанная с положением (position bias): Косвенное влияние, связанное с расположением продукта в наборе оцениваемых продуктов.

3.11 семейство продуктов (product family): Группа продуктов, которые могут быть взаимозаменяемыми в нормальных условиях потребления.

Примечание - Семейства продуктов могут зависеть от культуры и привычек потребителей.

3.12 репрезентативность (representativeness) <выборки>: Степень, в которой качественные признаки выборки согласуются с соответствующими качественными признаками совокупности, из которой эта выборка получена.

3.13 необъективность, связанная с последовательностью (sequential bias): Косвенное влияние временного положения или положения в последовательности продукта в наборе оцениваемых продуктов.

3.14 сессия (session): Заседание потребителей (испытателей), работающих одновременно по одному и тому же протоколу в течение определенного периода времени.

Примечание - Сессию можно разделить на несколько сеансов, между которыми дается определенное время на отдых. Например, сессию продолжительностью 1 ч 30 мин можно разделить на два сеанса с 10-минутным перерывом между ними.

3.15 целевая совокупность (target population): Совокупность потребителей, чей гедонический отзыв на продукт предполагается оценить.