• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил


ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017

Группа Т59

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА

Руководство по применению менеджмента надежности

Risk management. Guidance for application of dependability management



ОКС 03.100.01

Дата введения 2018-12-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2017 г. N 1063-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 60300-1:2014* "Менеджмент надежности. Часть 1. Руководство по управлению и применению" (IEC 60300-1:2014 "Dependability management - Part 1: Guidance for management and application", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.


Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/TC 56.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (подраздел 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В настоящем стандарте приведены процессы менеджмента надежности организации, и установлена структура действий для достижения целевого уровня показателей надежности.

Надежность - это свойство объекта сохранять во времени способность функции в заданных режимах и условиях применения технического обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать в себя безотказность, ремонтопригодность и обеспеченность в заданных условиях использования техническим обслуживанием и ремонтом, восстанавливаемость, долговечность, сохраняемость, готовность сочетания этих свойств.

Надежность формирует у потребителя доверие к продукции и влияет на способность организации выполнять поставленные цели. Цели могут быть достигнуты путем эффективного планирования и выполнения действий в области надежности на всех этапах жизненного цикла объектов.

Надежность технического объекта, который разрабатывает и/или поставляет организация, в существенной степени влияет на восприятие пользователем этого объекта. Низкая надежность может не позволить организации достичь поставленных целей и привести к снижению ее репутации.

Менеджмент надежности обеспечивает системный подход к надежности и связанным аспектам менеджмента и бизнеса. Повышение надежности часто является результатом применения новых технологий и требует интеграции инноваций с существующими конфигурациями продукции. На достижение необходимых показателей надежности на всех этапах жизненного цикла могут влиять динамика рынка, состояние глобальной экономики и распределение ресурсов, изменение требований потребителей и наличие конкуренции. Стратегии обеспечения надежности должны учитывать ожидаемые изменения и быть жизнеспособными в условиях рынка. Менеджмент надежности направлен на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон в оптимизации надежности, достижение целей организации в области надежности и возврат вложенных инвестиций.

Настоящий стандарт применим к техническим объемам, системам, процессам и услугам, которые обозначены в настоящем стандарте общим термином "технический объект". Настоящий стандарт может быть адаптирован и применен также в различных нетехнических областях. Внедрение стандарта может положительно повлиять на деятельность организации в области безопасности, экологии и других сферах деятельности. Воздействия в этих областях необходимо идентифицировать, анализировать и ими следует управлять.

Настоящий стандарт предназначен для специалистов, руководителей, собственников и потребителей организации, ответственных за обеспечение требований надежности и связанных с выполнением этих требований. Стандарт применим к организациям всех типов, размеров и форм собственности.

1 Область применения


В настоящем стандарте установлена структура менеджмента надежности и приведено руководство по менеджменту надежности продукции, систем, процессов или услуг, связанных с использованием аппаратных средств, программного обеспечения и человеческих ресурсов или их сочетаний. В настоящем стандарте приведено руководство по планированию и внедрению действий в области надежности и технических процессов на всех этапах жизненного цикла с учетом требований организации, например, связанных с безопасностью и экологией.

В стандарте приведены руководящие указания для технического персонала и руководства организации, направленные на оптимизацию работ в области надежности.

Настоящий стандарт не предназначен для целей сертификации.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты.

Ссылки отсутствуютГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности.
________________
ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности Содержание раздела приведено в соответствии с оригиналом.

3 Термины, определения и сокращения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Термины и определения

3.1.1 готовность (технического объекта)ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности (availability (of an item)): Свойство объекта, заключающееся в его способности находиться в таком состоянии, в котором объект может функционировать в соответствии с установленными требованиями.
________________
ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности Термин следует применять в соответствии с ГОСТ 27.002-2016* "Надежность в технике. Термины и определения".

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 27.002-2015, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


[[1], 191-41-23]

Примечание 1 - Готовность зависит от свойств безотказности, ремонтопригодности и восстанавливаемости технического объекта, и в некоторых случаях, от обеспечения технического обслуживания.

Примечание 2 - Готовность может быть определена количественно при использовании соответствующих показателей.

3.1.2 надежностьГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности (технического объекта) (dependability (of an item)): Свойство объекта функционировать в соответствии с установленными требованиями.
________________
ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности Термин следует применять в соответствии с ГОСТ 27.002-2016 "Надежность в технике. Термины и определения".


Примечание 1 - Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать в себя безотказность, ремонтопригодность, восстанавливаемость. долговечность, сохраняемость, готовность. В некоторых случаях методы анализа надежности применять к показателям прочности, безопасности, защищенности.

Примечание 2 - Надежность является собирательным термином показателей качества объекта, зависящих от времени.


[[1], 191-41-22]

3.1.3 свидетельство надежности (dependability case): Аргументированные, объективные, прослеживаемые сведения о том, что определенная система удовлетворяет требованиям надежности.

3.1.4 менеджмент надежности (dependability management): Скоординированные действия по управлению организацией в области надежности.

Примечание 1 - Менеджмент надежности входит как составная часть в общий менеджмент организации.

3.1.5 система менеджмента надежности (dependability management system): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации, необходимых для установления политики и целей, определения и внедрения процессов, требуемых для достижения поставленных целей в области надежности.

Примечание 1 - Система менеджмента надежности обычно не изолирована, а входит как составная часть в общую систему менеджмента организации.

Примечание 2 - Элементы системы включают в себя структуру организации, распределение функций и ответственности, планирование, процедуры и процессы.

3.1.6 план надежности (dependability plan): Набор запланированных действий, необходимых для достижения целей в области надежности, в том числе технического объекта.

3.1.7 программа надежности (dependability programme): Скоординированный набор планов, которые содержат описание деятельности, направленной на экономически эффективное достижение целей и задач в области надежности, и способов обеспечения необходимыми ресурсами.

3.1.8 (технический) объектГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности (item): Предмет рассмотрения, на который распространяются требования в области надежности.
________________
ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности Термин следует применять в соответствии с ГОСТ 27.002-2016 "Надежность в технике. Термины и определения".


Примечание 1 - Объектом может быть сборочная единица, деталь, компонент, элемент, устройство, функциональная единица, оборудование, изделие, система, сооружение.

Примечание 2 - Объект может состоять из аппаратных средств, программного обеспечения, людей или любой их комбинации.

Примечание 3 - Технический объект часто состоит из элементов, которые можно рассматривать каждый по отдельности.


[[1], 191-41-01]

3.1.9 жизненный цикл (life cycle): Серия опознаваемых стадий, через которые проходит технический объект от концепции до распоряженияГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности.
________________
ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности Стадии жизненного цикла приведены в ГОСТ Р 51901.3-2007 "Менеджмент риска. Руководство по менеджменту надежности".


Пример - Типичный жизненный цикл системы состоит из концепции и определения; проектирования и разработки; конструирования, установки и ввода в эксплуатацию; эксплуатации и технического обслуживания; промежуточных модернизаций или увеличения срока службы; вывода из эксплуатации и распоряжения.

Примечание 1 - Перечисленные стадии жизненного цикла могут меняться в зависимости от особенностей применения.


[[1],191-41-09]

3.1.10 ремонтопригодностьГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности (технического объекта) (maintainability (of an item)): Свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к поддержанию и восстановлению состояния, в котором объект готов выполнять требуемые функции в заданных условиях после отказа путем его технического обслуживания и ремонта.
________________
ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности Термин следует применять в соответствии с ГОСТ 27.002-2016 "Надежность в технике. Термины и определения".


Примечание 1 - Заданные условия могут включать такие аспекты, влияющие на ремонтопригодность, как местоположение средств технического обслуживания и ремонта, доступность, особенности процедур и ресурсов технического обслуживания и ремонта.

Примечание 2 - Ремонтопригодность может быть определена количественно, при использовании соответствующих показателей.


[[1],191-41-27]

3.1.11 обеспеченность технического обслуживания (maintenance support): Обеспеченность технического обслуживания и ремонта объекта необходимыми ресурсами.

Примечание 1 - Ресурсы включают человеческие ресурсы, вспомогательное оборудование, материалы и запчасти, подразделения технического обслуживания, документацию и информацию, и информационные системы технического обслуживания.


[[1],191-41-28]

3.1.12 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.

Примечание 1 - Понятие охватывает (но не ограничивается приведенными примерами): индивидуальных предпринимателей, компании, корпорации, фирмы, предприятия, органы власти, товарищества, ассоциации, благотворительные учреждения, а также их части или их объединения, являющиеся юридическим или физическим лицом, государственные или частные.

Примечание 2 - Если в организации существует более одной функционирующей единицы, то эта единица может быть определена как организация.

3.1.13 безотказностьГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности (технического объекта) (reliability (of an item)): Свойство объекта непрерывно сохранять способность выполнять требуемые функции в течение заданного времени или наработки в заданных режимах и условиях применения объекта.
________________
ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности Термин следует применять в соответствии с ГОСТ 27.002-2016 "Надежность в технике. Термины и определения".


Примечание 1 - Продолжительность временного интервала может быть выражена в единицах, соответствующих рассматриваемому объекту, например, в виде календарного времени, циклов функционирования, пройденного расстояния, и т.п., единицы измерений всегда должны быть четко установлены.

Примечание 2 - Заданные условия включают аспекты, которые влияют на безотказность, такие как: режим работы, уровни нагрузки, условия окружающей среды и наличие технического обслуживания.

Примечание 3 - Безотказность может быть определена количественно при использовании соответствующих показателей.


[[1], 191-41-24]

3.1.14 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

[ИСО 9000:2005, пункт 3.1.2]

3.1.15 заинтересованная сторона (stakeholder): Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.

3.1.16 обеспеченность (объекта техническим обслуживанием) (supportability (of an item)): Способность поддерживать технический объект для обеспечения его требуемой готовности с определенными параметрами, логистикой и ресурсами технического обслуживания и ремонта.

Примечание 1 - Обеспеченность техническим обслуживанием является дополнением, присущим техническому объекту безотказности и ремонтопригодности с факторами, внешними по отношению к объекту, которые затрагивают относительное удобство обеспечения необходимого технического обслуживания и логистической поддержки.


[[1], 191-41-31]

3.1.17 система (в надежности) (system (in dependability)): Набор взаимосвязанных элементов, рассматриваемых в определенном контексте как единое целое, которые вместе удовлетворяют установленным требованиям.

Примечание 1 - Для рассматриваемой системы должна быть установлена реальная или воображаемая граница, отделяющая ее от окружающей среды и других систем.

Примечание 2 - Для работы системы могут требоваться внешние ресурсы (лежащие вне границ системы).

Примечание 3 - Структура системы мажет быть иерархической, например, система, подсистема, компонент и т.д.

Примечание 4 - Условия использования и техническое обслуживание должны быть приведены или подразумеваться в требованиях.


[[1], 191-41-03]

3.1.18 процесс адаптации (tailoring (process)): Процесс подстройки, корректировки или изменения набора установленных процессов организации и действия, направленные на выполнение, удовлетворение или достижение соответствия требованиям, установленным в области надежности.

3.2 Сокращения

COTS -

готовый коммерческий компонент;

FMEA -

анализ видов и последствий отказов;

FRACAS -

анализ отчета об отказах и система корректирующих действий;

FTA -

анализ дерева неисправностей;

HSE -

охрана труда, техника безопасности и защита окружающей среды;

MTBF -

наработка между отказами;

HAZOP -

исследование опасности и работоспособности;

RCM -

техническое обслуживание, ориентированное на обеспечение безотказности.

4 Менеджмент надежности

4.1 Понимание надежности

Надежность - это способность технического объекта функционировать в соответствии с установленными требованиями в течение установленного времени.ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности Надежность создает ценность, в которой технический объект сохраняет свои показатели функционирования в соответствии с требованиями и соответствует потребностям и ожиданиям потребителя.
________________
ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности Термин следует применять в соответствии с ГОСТ 27.002-2016 "Надежность в технике. Термины и определения".


Менеджмент надежности является ключевым элементом общих систем менеджмента организации, в особенности менеджмента активов, финансового менеджмента и менеджмента качества. Менеджмент надежности включает планирование и внедрение действий, процессов организации и связанных с ними средств и методов, направленных на достижение целевых значений работы показателей организации и продукции.

Надежность обычно повышается при систематическом сокращении частоты простоев, отказов продукции, задержек технического обслуживания и других нежелательных событий и уменьшении их воздействия. Повышения надежности достигают за счет выполнения таких действий, как улучшение конструкции, устранение первопричин отказов, упрощение сложных процессов, смягчение воздействия аномалий, повышение отказоустойчивости и пригодности использования конструкции, предупреждение возникновения отказов и ошибок, управление техническим обслуживанием, принятие обязательств по построению доверительных отношений с потребителями на всех стадиях жизненного цикла объекта. Важно проводить анализ надежности на ранних стадиях жизненного цикла, так как исправление конструкции с низкими показателями надежности часто на последующих стадиях жизненного цикла является более трудоемким и дорогостоящим.

На рисунке 1 показана взаимосвязь надежности с потребностями заинтересованных сторон и требованиями к техническому объекту. В зависимости от условий в круг заинтересованных сторон могут быть включены пользователи, владельцы, клиенты, государственные учреждения, предприятия и организации, ответственные за обеспечение установленных требований надежности.

Рисунок 1 - Взаимосвязь надежности с потребностями заинтересованных сторон и требованиями к техническому объекту (продукции, системе, процессу или услуге)

ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности


Рисунок 1 - Взаимосвязь надежности с потребностями заинтересованных сторон и требованиями к техническому объекту (продукции, системе, процессу или услуге)


Требования обычно определяют исходя из потребностей заинтересованных сторон и в соответствии с такими ограничениями, как условия использования, ресурсы и законодательные требования. Требования делят на функциональные требования, которые определяют действия технического объекта и нефункциональные требования, которые устанавливают дополнительные свойства. Примеры функциональных требований - пропускная способность и выходная мощность, примеры нефункциональных требований - безопасность, экологическая устойчивость и эффективность. Требования надежности, заданные через параметры, зависящие от времени, обеспечивают способность достигать установленных значений показателей и включают требования к безотказности, готовности, ремонтопригодности и обеспеченности техническим обслуживанием.

Функциональные и нефункциональные требования и требования надежности взаимосвязаны. Требования надежности могут существовать только, если существуют функциональные и/или нефункциональные требования, которые должны быть удовлетворены. При этом могут существовать противоречия и/или конкуренция между требованиями (такими как безопасность и производительность) и надежностью и,* поэтому необходимы разумный баланс и корректировки. Могут также существовать ограничения, связанные со стоимостью, доступностью компонентов технического объекта или ресурсов, или установленные ограничения во времени, которые требует сбалансированности между функциональностью и надежностью.
_______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Восприятие у заинтересованных сторон способности функционирования в соответствии с установленными требованиями может быть различным. У пользователей, поставщиков, операторов, рабочих и других лиц, взаимодействующих с техническим объектом, требования надежности могут накладываться друг на друга, при этом следует учитывать различные цели и ожидания использования. Это может привести к различиям в восприятии надежности, которые необходимо проанализировать при определении требований.

Надежность включает объективно измеряемые характеристики, такие как показатели безотказности, готовности и ремонтопригодности, и более субъективные суждения о доверии к функциям, необходимым особым заинтересованным сторонам. При установлении требований возможность определять достижение целей на основе данных измерений является фундаментальной.

Надежность включает способность соответствовать функциональным и нефункциональным требованиям в нормальных и ожидаемых условиях, а также способность адаптации к неожиданным изменениям требований, предположений и условий для восстановления после внешних отказов системы.

4.2 Преимущества применения менеджмента надежности

Менеджмент надежности позволяет получить такие преимущества как:

- способность соответствовать требованиям и целям заинтересованных сторон;

- достижение ожидаемого уровня предоставления услуг;

- поддержание производства или производственной мощности за счет повышения готовности;

- повышение безопасности в ситуации, когда потенциальные отрицательные последствия идентифицированы и распределены;

- снижение воздействий на окружающую среду в ситуации, когда потенциальные отрицательные последствия идентифицированы и распределены;

- увеличение ресурса, долговечности и сокращение затрат на всех стадиях жизненного цикла;

- повышение качества.

4.3 Проблемы менеджмента надежности

На всех этапах жизненного цикла технического объекта необходима ориентированность на надежность. Ранний анализ и внедрение соответствующих действий в области надежности обеспечивают достижение требований надежности.

Если вовлечено несколько организаций, то могут возникнуть осложнения, связанные с тем, что обеспечение надежности и модернизация происходят только на средних этапах жизненного цикла или надежность технического объекта находится под влиянием связанных и внешних систем.

Технические объекты часто интегрируют, чтобы работать с техническими объектами старого образца, которые находятся на различных стадиях жизненного цикла, с технологиями и методами конструирования предыдущего поколения. Менеджмент надежности требует обеспечения функциональной совместимости и надежности объединенных объектов при помощи требований к интерфейсам.

Система становится более сложной и может демонстрировать свойства "открытой системы", "системы систем" или "неограниченной или слабо ограниченной системы". Системой могут управлять различные стороны, которые имеют различные цели и могут находиться на различных стадиях жизненного цикла. Все это в сочетании с масштабом и сложностью системы может помешать заинтересованной стороне контролировать систему в целом, так что изменения являются менее прогнозируемыми и контролируемым. По этой причине для заинтересованных сторон крайне важно понять и договориться о границах их обязанностей, а также установить свою ответственность. При планировании надежности необходимо учесть возможность основных отказов и изменений внутри и вне соответствующих границ.

5 Система менеджмента надежности

5.1 Краткий обзор

Основной целью системы менеджмента надежности является руководство и управление организацией в области надежности, с учетом взаимосвязи с другими дисциплинами, чтобы обеспечить эффективное и комплексное достижение целей. Политики и цели организации могут включать в себя политику и цели в области надежности, достижение которых приводит к созданию системы менеджмента надежности.

На рисунке 2 показана схема менеджмента надежности как части общей системы менеджмента организации. Система менеджмента надежности требует создания программы надежности, которая реализуется в планы и действия организации.

Рисунок 2 - Система менеджмента надежности

ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности


Рисунок 2 - Система менеджмента надежности


Система менеджмента надежности состоит из трех элементов:

- организационных мероприятий для внедрения политики и целей в области надежности;

- действий в области надежности, выполняемых в соответствии с программой надежности;

- мероприятий по анализу работы.

5.2 Организационные мероприятия

Установление организационных мероприятий ориентировано на создание структуры менеджмента, которая должна облегчить эффективное выполнение политики в области надежности. Менеджмент надежности должен быть интегрирован в другие системы менеджмента организации, чтобы обеспечить эффективное принятие решений и техническое руководство. В частности разработка надежности должна быть интегрирована в процессы проектирования и улучшения. В приложении A приведено описание интегрирования действий надежности в действия, стратегии и процессы организации для достижения долгосрочных и оперативных целей проекта.

Политика и цели надежности должны соответствовать стратегии и целям организации и соответствующих заинтересованных сторон с учетом технических перспектив и бизнеса. Действия по управлению надежностью должны учитывать условия работы организации, ее цели и стратегии их достижения, риски и возможности.

Для обеспечения эффективности системы менеджмента надежности не всегда необходимо функционирование сложной организационной инфраструктуры и системы отчетности. Действиями надежности может управлять отдельная организационная единица с выделенными или аналогичными функциями, или эти действия могут быть интегрированы в другие функциональные обязанности в соответствующих областях, или управление может включать сочетание двух предыдущих подходов. Сбалансированность структуры, обязанностей, процедур, действий, ресурсов и информации организации важна для обеспечения результативного и эффективного управления надежностью. Менеджмент надежности должен быть включен в действия по планированию, анализу, аудиту, верификации и валидации организации.

Если такие функции, как проектирование и разработка, обслуживание и логистическая поддержка переданы на аутсорсинг, то необходимо установить ответственность за аспекты надежности при аутсорсинге, проводить их мониторинг и управление.

Одной из проблем менеджмента надежности на различных этапах жизненного цикла является вовлечение в работу более одной организации. Определенные обязанности могут быть переданы от одной организации к другой на различных этапах жизненного цикла. Так как организационные стили и процедуры могут быть различными, то менеджмент надежности должен быть адаптирован к различным ситуациям.

Средства управления и мониторинга данных и информации о надежности должны быть установлены как часть системы управления информацией организации. Это должно обеспечить способность проникновения в суть проблемы, на основе исторических данных и записей, связанных с обеспечением надежности, и позволить определять состояние надежности и необходимость улучшения.

5.3 Действия менеджмента надежности

Эффективный менеджмент надежности помогает обеспечить соответствие требований надежности функциональным и нефункциональным требованиям.

Действия в области менеджмента надежности должны быть направлены на следующее:

- обеспечение лидерства со стороны руководства путем принятия обязательств, управления политикой и установления функций, обязанностей и полномочий;

- обеспечение оперативного планирования и управления для достижения целей в области надежности и управления риском;

- вовлечение заинтересованных сторон для идентификации требований и проблем надежности, обмена информацией о статусе программы надежности, разрешения конфликтов и принятие компромиссных решений, обеспечения и поддержки предпринимаемых действий;

- координирование различных функций организации, задействованных в области надежности с возложением ответственности за обеспечение надежности для координации менеджмента и технических действий;

- управление риском для задач и целей надежности;

- обеспечение и управление ресурсами, включая приобретение капитального оборудования, подготовку и прием персонала, аутсорсинг и заключение субподрядных договоров на работы по надежности;

- управление техническими действиями, необходимыми для достижения целей в области надежности на этапах жизненного цикла технического объекта;

- управление знаниями и информацией путем сбора и распространения соответствующих данных и знаний о надежности, включая разработку и поддержку базы данных о показателях надежности;

- обеспечение анализа работы с помощью мониторинга, анализа результатов измерений, аудита и обеспечения анализа со стороны руководства;

- обеспечение подтвержденного улучшения путем планирования и управления действиями по улучшению и анализу достигнутого прогресса.

Технические проблемы, связанные с надежностью, должны быть представлены руководству организации для анализа при установлении намерений, принятии решений и расстановке приоритетов.

5.4 Анализ действий в области надежности

Необходимо анализировать выполнение действий и процессов в области надежности с целью демонстрации соответствующим заинтересованным сторонам, что действия в области менеджмента надежности выполняются эффективно и достигаются установленные значения показателей надежности.

Организация должна установить показатели функционирования и цели системы менеджмента надежности и измерения при мониторинге, а также проводить анализ и улучшение деятельности в соответствии с этими показателями и целями.

Данные цели и показатели могут включать следующее:

- анализ выполнения и эффективности процессов, действий и процедур в области надежности;

- анализ выполнения стратегии и целей в области надежности организации;

- анализ пригодности целей, политики и программ в области надежности;

- оценку показателей надежности технических объектов;

- мониторинг выполнения мероприятий и обязанностей.

6 Применение менеджмента надежности

6.1 Адаптация программы надежности

Основные элементы программы надежности:

- планы надежности, которые определяют действия, методы и ресурсы, требуемые для достижения надежности технических объектов;

- методы измерений и оценки;

- обеспечение и анализ (см. рисунок 2).

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности

Название документа: ГОСТ Р МЭК 60300-1-2017 Менеджмент риска. Руководство по применению менеджмента надежности

Номер документа: МЭК 60300-1-2017

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Дата принятия: 12 сентября 2017

Дата начала действия: 01 декабря 2018
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах