• Текст документа
  • Статус
  • Скан-копия
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГОСТ Р 1.14-2017

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Стандартизация в Российской Федерации



ПРОГРАММА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ



Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией


Standardization in the Russian Federation. National standardization program. Requirements to the structure, the rules of formation, approval and monitoring of the implementation

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.14-2017 с ГОСТ Р 1.14-2008 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
__________________________________________________________________


ОКС 01.120

Дата введения 2018-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 "Методология стандартизации"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2017 г. N 918-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.14-2009

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2018 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ближайшем выпуске ежегодного информационного указателя "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Планирование работ по стандартизации осуществляется для достижения целей и выполнения задач стандартизации, определенных статьей 3 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", и для реализации на практике концепции развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации на текущий период.

Настоящий стандарт призван реализовать на практике части 1-4 статьи 23 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации".

Планирование работ по стандартизации осуществляется путем подготовки и утверждения программы национальной стандартизации, которая направлена на реализацию приоритетных направлений развития стандартизации.

Для обеспечения реализации программы национальной стандартизации используется Федеральная государственная информационная система федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к структуре программы национальной стандартизации, правила ее формирования, утверждения, внесения уточнений и мониторинга за реализацией, а также правила финансирования включаемых в программу работ.

1.2 Настоящий стандарт не распространяется на планирование работ по стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [1].

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены

ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверять действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины, которые установлены и определены в статье 2 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [1] и ГОСТ 1.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 организация - администратор ФГИС: Организация, обеспечивающая функционирование федеральной государственной информационной системы и осуществляющая функции научно-методического и технического сопровождения системы.

3.1.2 организация - администратор ИАИС МГС: Организация, обеспечивающая функционирование интегрированной автоматизированной информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и осуществляющая функции научно-методического и технического сопровождения системы.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ИАИС МГС - интегрированная автоматизированная информационная система Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;

ВТО - Всемирная торговая организация;

ЕАЭС - Евразийский экономический союз;

ИСО - Международная организация по стандартизации;

МГС - Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;

МТК - межгосударственный технический комитет по стандартизации;

МЭК - Международная электротехническая комиссия;

НИИ - научно-исследовательский институт, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

НД - нормативный документ;

НСС - национальная система стандартизации;

ПК - подкомитет технического комитета по стандартизации;

ПНС - программа национальной стандартизации;

ПТК - проектный технический комитет по стандартизации;

ТК - технический комитет по стандартизации;

ФГИС - Федеральная государственная информационная система федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации;

ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти.

4 Общие положения

4.1 Сроки действия программы национальной стандартизации

4.1.1 ПНС формируют на три года.

4.1.2 ПНС является постоянно действующим на этот период документом, содержащим перечень проводимых и намеченных к выполнению работ по стандартизации, обеспеченных необходимым финансированием.

4.1.3 ФОИВ в сфере стандартизации ежегодно проводит уточнение ПНС на основе предложений ТК и ПТК в части тем, сроков и исполнителей, а также дополняет ее новыми темами, обеспеченными финансированием.

4.2 Этапы формирования и реализации программы национальной стандартизации

4.2.1 Формирование ПНС осуществляют по следующим этапам:

- определение приоритетных направлений стандартизации на планируемый период;

- директивное указание о начале разработки проекта ПНС;

- сбор предложений для внесения в проект ПНС;

- рассмотрение и анализ предложений;

- формирование проекта ПНС;

- утверждение ПНС и обеспечение ее доступности.

4.2.2 На этапе реализации ПНС проводят мониторинг ее выполнения, по результатам которого предоставляют соответствующие отчеты.

4.3 Структура программы национальной стандартизации

4.3.1 ПНС формируют по подразделам:

- национальная стандартизация (в том числе стандарты ограниченного распространения);

- межгосударственная стандартизация;

- международная стандартизация;

- система аттестованных данных.

4.3.2 В ПНС включают разработку, пересмотр и изменение следующих видов документов:

- национальных стандартов (в том числе предварительных национальных стандартов*);
________________
* В действующие предварительные национальные стандарты изменения не вносят, а вместо пересмотра на их основе оформляют национальные стандарты.


- межгосударственных стандартов, которые планируется применять в Российской Федерации в качестве национальных стандартов;

- основополагающих национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации;

- правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые планируется применять на территории Российской Федерации;

- национальных и межгосударственных стандартов ограниченного распространения;

- документов по смежным со стандартизацией видам деятельности (системы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов).

4.3.3 ПНС формируют в соответствии с комплексами, определяемыми ФОИВ в сфере стандартизации.

Темы ПНС внутри комплексов группируют по ТК и ПТК с учетом закрепленной за ними тематики.

4.4 Общие принципы формирования программы национальной стандартизации и участники выполнения работ

4.4.1 ПНС формируют с учетом приоритетных направлений:

- в области национальной стандартизации, ежегодно определяемых ФОИВ в сфере стандартизации, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития НСС, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период;

- работ межгосударственной стандартизации, определенных МГС.

Примечание - Приоритеты по межгосударственной стандартизации определяют один раз в пять лет в соответствии с правилами по межгосударственной стандартизации [2].

4.4.2 При формировании ПНС соблюдают следующие принципы:

- обоснованность разработки национальных и межгосударственных стандартов исходя из приоритетных направлений (см. 4.4.1);

- необходимость сокращения сроков разработки стандартов;

- обеспечение ежегодного обновления от 10% до 15% фонда стандартов для секторов экономики с высоким потенциалом развития;

- достижение оптимального соотношения межгосударственных и национальных стандартов с учетом приоритетности работ по межгосударственной стандартизации;

- обеспечение регулярного (не реже одного раза в пять лет) обновления межгосударственных стандартов, которые входят в перечни стандартов, используемых в качестве доказательной базы соблюдения требований технических регламентов ЕАЭС.

4.4.3 Участниками разработки ПНС являются:

- ТК и ПТК в закрепленной за ними области деятельности;

- научные организации по стандартизации, уполномоченные ФОИВ в сфере стандартизации на методическое руководство работой ТК и ПТК, а также на координацию их деятельности (далее - научные организации);

- организация - администратор ФГИС;

- организация - администратор ИАИС МГС;

- структурные подразделения ФОИВ в сфере стандартизации;

- другие ФОИВ;

- физические и юридические лица, заинтересованные в разработке стандартов и представившие соответствующие предложения.

4.5 Автоматизация процессов формирования программы национальной стандартизации и контроля за ее реализацией

4.5.1 Работы по формированию ПНС ведут с использованием ФГИС в режиме авторизованного доступа через интернет-портал ФГИС.

4.5.2 Процедуры контроля реализации ПНС ведут с использованием ФГИС и ИАИС МГС.

4.5.3 Контроль за вводом предложений ТК и ПТК в проект ПНС, подготовку информационных и аналитических материалов по проекту ПНС во ФГИС, а также сбор и обработку информации о ходе разработки национальных стандартов осуществляет ФОИВ в сфере стандартизации.

4.5.4 ФГИС обеспечивает автоматизацию следующих процессов:

- сбор предложений ТК и ПТК;

- анализ предложений на предмет правильности и полноты представления исходных данных, а также наличия предложений, дублирующих друг друга;

- формирование на основе полученных предложений проекта ПНС;

- публикации ПНС на интернет-портале ФОИВ в сфере стандартизации после ее утверждения;

- контроль соблюдения сроков выполнения этапов работ по ПНС;

- формирование и ведение базы данных ТК;

- мониторинг процесса разработки, рассмотрения и утверждения стандартов и изменений, разрабатываемых в соответствии с ПНС;

- текущий контроль над процессом выполнения этапов разработки, рассмотрения, утверждения и издания стандартов и изменений в ходе выполнения ПНС;

- формирование официальных уведомлений об этапах разработки, библиографий и дел стандартов;

- организация информационного взаимодействия между участниками работ по ПНС.

4.5.5 Организации - администраторы ФГИС и ИАИС МГС - выполняют следующие функции:

- общая настройка системы;

- регистрация пользователей;

- обеспечение доступа пользователей к ресурсам и функциям системы;

- администрирование системы;

- техническое сопровождение процесса формирования проекта ПНС.

5 Правила формирования программы национальной стандартизации

5.1 Начало формирования программы национальной стандартизации

5.1.1 Формирование проекта ПНС на три года проводят с учетом тем, разрабатываемых в соответствии с ПНС текущего года.

5.1.2 Основанием для начала формирования ПНС является директивное указание ФОИВ в сфере стандартизации, направленное в ТК и опубликованное во ФГИС и на сайте ФОИВ в сфере стандартизации.

5.2 Подготовка предложений по разработке и обновлению стандартов

5.2.1 Представление и учет предложений о разработке национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов Российской Федерации, межгосударственных стандартов, по пересмотру действующих стандартов и по внесению в них изменений осуществляют в соответствии с порядком, установленным ФОИВ в сфере стандартизации [3].

Примечание - Установленные далее положения настоящего стандарта, где упоминаются национальные стандарты Российской Федерации, могут быть применены в отношении основополагающих национальных стандартов Российской Федерации, правил стандартизации, рекомендаций по стандартизации, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации.

5.2.2 В предложении об обновлении (путем пересмотра или внесения изменения) действующего национального или межгосударственного стандарта вместо сведений о положениях, которые имеют отличия от положений соответствующего международного или регионального стандарта, приводят обоснование пересмотра или внесения изменения.

Примечание - Национальный стандарт подлежит обновлению в случаях, указанных в ГОСТ Р 1.2-2016 (пункт 5.1.1), а межгосударственный стандарт - по предложению других государств, применяющих данный стандарт, или при возникновении противоречия целям и/или принципам межгосударственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0-2015 (разделы 3 и 4).

5.2.3 В предложении о разработке предварительного национального стандарта приводят обоснование необходимости разработки стандарта именно этого статуса.

5.2.4 В предложении о разработке национального (межгосударственного) стандарта или об его обновлении рекомендуется приводить сведения о взаимосвязи разрабатываемого (обновляемого) стандарта с другими стандартами, утвержденными (принятыми) ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, а также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (для межгосударственных стандартов - предложения по прекращению применения в Российской Федерации).

5.2.5 Если заинтересованное лицо (организация) предполагает осуществить разработку или обновление национального (межгосударственного) стандарта за счет своих средств, то к обоснованию прикладывают гарантийное письмо, в котором заявитель обязуется выполнить данную работу в сроки, указанные в соответствующем предложении.

5.2.6 Если в ФОИВ в сфере стандартизации поступило предложение по разработке (обновлению) национального или межгосударственного стандарта с объектом стандартизации, который не относится к области деятельности существующих ТК или ПТК, то ФОИВ в сфере стандартизации направляет это предложение в НИИ, за которым закреплен соответствующий комплекс, или предлагает заявителю начать формирование ПТК с соответствующей областью деятельности.

5.2.7 Если заинтересованное лицо (организация) не согласно(а) с заключением секретариата ТК (ПТК или ПК) об отклонении его предложения о разработке или обновлении национального (межгосударственного) стандарта, то оно может обратиться с жалобой в ФОИВ в сфере стандартизации, который принимает решение о включении (невключении) соответствующей темы в ПНС.

5.2.8 Предложения на разработку стандарта ограниченного распространения оформляют и представляют в соответствии с порядком, установленным ФОИВ в сфере стандартизации, в организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по стандартизации данного вида продукции.

5.3 Участие технических комитетов по стандартизации в формировании программы национальной стандартизации

________________
* Настоящий подраздел распространяется также на участие ПТК в его формировании. Закрепление объектов стандартизации (сфер деятельности) за ТК и ПТК приведено в перечне действующих ТК и ПТК, который ведет и распространяет ФОИВ в сфере стандартизации. Перечень ТК и ПТК представлен в свободном доступе на интернет-портале ФОИВ в сфере стандартизации.

5.3.1 Члены ТК (ПТК) направляют предложения по разработке национальных и межгосударственных стандартов и по обновлению действующих стандартов в секретариат соответствующего комитета до 1 июля года, предшествующего планируемому.

5.3.2 При наличии в ТК подкомитетов секретариат ТК направляет поступившие согласно 5.2 и 5.3.1 предложения в секретариат соответствующего по тематике ПК.

Примечание - Предварительное рассмотрение предложений в ПНС осуществляют в ПК с последующим рассмотрением в ТК (см. 5).

5.3.3 Секретариат ТК (ПТК или ПК) в течение 20 календарных дней рассматривает, анализирует и обобщает предложения по разработке национальных и межгосударственных стандартов и обновлению действующих стандартов, поступившие в соответствии с 5.2 и 5.3.1. При этом оценивают актуальность разработки (пересмотра) каждого стандарта (изменения) с учетом их соответствия перспективным программам стандартизации по приоритетным направлениям, основным положениям стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и иным документам стратегического планирования, в том числе государственным программам Российской Федерации и государственным программам субъектов Российской Федерации, а также федеральным целевым программам, ведомственным целевым программам, иным программам, предусматривающим разработку документов по стандартизации.

5.3.3.1 Если заинтересованное лицо (организация) предполагает осуществить разработку или обновление национального (межгосударственного) стандарта за счет своих средств, то секретариат ТК (ПТК или ПК) проверяет наличие гарантийного письма и оценивает возможность реализации этого предложения.

5.3.3.2 Секретариат ТК (ПТК или ПК) рассматривает предложения в ПНС в части их увязки с программой разработки технических регламентов и программой работ по межгосударственной стандартизации, а при наличии у него необходимой информации с программами работ международных и региональных организаций по стандартизации. При этом рекомендуется учитывать информацию о принятых в последние годы международных, региональных и зарубежных национальных стандартах, о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ и патентных исследований, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

5.3.3.3 Секретариат ТК (ПТК или ПК) рассылает обобщенные предложения в ПНС членам данного комитета (подкомитета) для их рассмотрения.

При наличии аналогичного МТК предложения по темам, относящимся к межгосударственной стандартизации, направляют также членам данного МТК для рассмотрения целесообразности их включения в программу работ по межгосударственной стандартизации.

5.3.4 Члены ТК (ПТК или ПК) в течение 10 календарных дней рассматривают предложения, оценивают их актуальность и представляют отзывы по предложениям в целом и/или по отдельным темам. При этом замечания должны быть конкретными и обоснованными (с указанием наименований тем, сроков их выполнения, исполнителей и соисполнителей, источников финансирования и стоимости работ).

Секретариат ТК (ПТК или ПК) в течение 10 календарных дней рассматривает отзывы членов данного комитета (подкомитета) и членов МТК и с их учетом готовит уточненные предложения в ПНС.

5.3.5 Уточненные предложения в ПНС обсуждают на заочном заседании ТК (ПТК или ПК) с голосованием по ним и оформлением соответствующего протокола заседания ТК (ПТК или ПК).

5.3.5.1 При наличии в ТК ПК секретариат ТК обобщает предложения ПК и выносит их на рассмотрение на заседании ТК.

5.3.5.2 При наличии разногласий в ТК (ПТК или ПК) по предложениям, вносимым в ПНС в отношении определенной темы, заинтересованная сторона может обратиться в ФОИВ в сфере стандартизации для принятия решения о включении (невключении) данной темы в ПНС.

5.3.6 Принятые на заседании ТК (ПТК) предложения в ПНС секретариат данного комитета в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, вносит во ФГИС через интернет-портал системы.

До принятия решения ФОИВ в сфере стандартизации о переходе национальной системы стандартизации на исключительное применение ФГИС допускается иная форма направления предложений ТК (ПТК) в ПНС вместе с пояснительной запиской и протоколом заседания ТК в ФОИВ в сфере стандартизации или непосредственно в НИИ с соблюдением указанного выше срока.

5.4 Участие научно-исследовательских организаций в формировании программы национальной стандартизации

5.4.1 НИИ в срок до 20 сентября года, предшествующего планируемому, проводят анализ размещенных во ФГИС предложений ТК по закрепленной за научными организациями тематике.

5.4.2 В процессе анализа НИИ осуществляют:

- проверку правильности наименования предлагаемых к разработке стандартов, однозначности указания вида работ, наличия дублирующих друг друга предложений, соответствия предложений установленным комплексам;

- оценку актуальности каждой темы с учетом приоритетных направлений работ по национальной и межгосударственной стандартизации;

- определение целесообразности проведения работ по каждой теме на национальном или межгосударственном уровне;

- рассмотрение обоснованности разработки национального (межгосударственного) стандарта с предложенной степенью соответствия аналогичному международному (региональному) стандарту (или иному аналогу);

- рассмотрение обоснованности предложений ТК (ПТК) по привлечению для финансирования работы средств федерального бюджета;

- определение возможности использования для финансирования предлагаемых работ иных источников вместо средств федерального бюджета;

- проверку обоснованности разработки стандарта в статусе предварительного национального стандарта;

- проверку способности стандарта содействовать соблюдению требований принятого технического регламента и (или) инновационному развитию отрасли;

- проверку направленности стандарта на нормативное обеспечение одного из секторов промышленности с высоким технологическим потенциалом.

При проведении анализа исключают необоснованные темы, предложенные ТК (ПТК), и вносят новые темы по согласованию с секретариатом и (или) председателем ТК (ПТК).

5.4.3 При наличии у НИИ замечаний по предложению ТК (ПТК) в ПНС их отражают во ФГИС, согласовывают с ФОИВ в сфере стандартизации и предлагают секретариату ТК (ПТК) с соответствующими обоснованиями и указанием срока, в течение которого секретариат ТК (ПТК) должен предоставить подтверждение готовности зафиксировать соответствующие изменения в своих предложениях.

5.4.4 Если объект стандартизации по теме относится к области деятельности двух или более ТК (ПТК), то НИИ предлагают секретариатам этих ТК (ПТК) определить организации, которые целесообразно подключить к работе по данной теме в качестве соисполнителей, или создать совместную рабочую группу из представителей различных ТК (ПТК).

5.4.5 После завершения анализа предложений ТК (ПТК) НИИ направляют результаты анализа в структурные подразделения ФОИВ в сфере стандартизации, за которыми закреплена соответствующая тематика.

5.4.6 После ввода предложений во ФГИС ФОИВ в сфере стандартизации формирует на основании этой информации первую редакцию проекта ПНС по форме, приведенной в приложении А.

5.5 Участие структурных подразделений федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в формировании программы национальной стандартизации

5.5.1 Структурное подразделение ФОИВ в сфере стандартизации, ответственное за разработку ПНС, после определения объемов финансирования за счет средств федерального бюджета совместно с иными заинтересованными структурными подразделениями уточняет темы ПНС, финансируемые за счет этих средств, и до 20 октября года, предшествующего планируемому, вносит соответствующие изменения во ФГИС.

5.5.2 ФОИВ в сфере стандартизации формирует окончательную редакцию проекта программы и до 1 ноября года, предшествующего планируемому, представляет ее для рассмотрения на коллегии ФОИВ в сфере стандартизации.

5.5.3 После рассмотрения ПНС на заседании коллегии ФОИВ в сфере стандартизации ФОИВ в сфере стандартизации проводит доработку ПНС с учетом принятых на заседании коллегии замечаний и предложений и формирует ПНС для ее утверждения руководителем ФОИВ в сфере стандартизации.

5.5.4 Сформированную ПНС на следующий год утверждает руководитель ФОИВ в сфере стандартизации не позднее 1 декабря текущего года.

6 Принципы обеспечения доступности программы национальной стандартизации

6.1 Для обеспечения доступности информации о работах по национальной и межгосударственной стандартизации ПНС размещают в информационной системе общего пользования на официальном сайте ФОИВ в сфере стандартизации в сети Интернет.

6.2 ФОИВ в сфере стандартизации после утверждения ПНС направляет ее на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме на издание в организацию, уполномоченную на это ФОИВ в сфере стандартизации.

6.3 Опубликование утвержденной ПНС на интернет-портале ФОИВ в сфере стандартизации обеспечивает организация - администратор ФГИС.

6.4 Опубликование утвержденной или актуализированной ПНС осуществляют по крайней мере один раз в 6 мес. При этом уведомление об опубликовании утвержденной или актуализированной ПНС размещают на официальном сайте ФОИВ в сфере стандартизации в сети Интернет.

6.5 Не позднее 10 календарных дней с даты публикации ПНС ФОИВ в сфере стандартизации уведомляет о ее наличии Информационный центр ИСО/МЭК в Женеве непосредственно или через международный филиал ИСОНЕТ.

В этом уведомлении указывают наименование и адрес ФОИВ в сфере стандартизации, наименование и номер выпуска печатного издания, в котором опубликована ПНС, срок реализации этой программы, стоимость и способ приобретения данного печатного издания.

6.6 По просьбе любой заинтересованной страны, являющейся членом ВТО, ФОИВ в сфере стандартизации обязан незамедлительно предоставлять действующую ПНС. При этом любые сборы, начисляемые за оказание этой услуги (не считая реальную стоимость доставки), должны быть одинаковыми для иностранных и отечественных сторон. По просьбе любой заинтересованной страны, являющейся членом ВТО, наименования конкретных проектов стандартов, включенных в ПНС, представляют на английском, испанском или французском языке.

7 Правила внесения уточнений в действующую программу национальной стандартизации

7.1 При необходимости уточнить содержание ПНС после ее утверждения участники работ по стандартизации, включенных в ПНС, направляют соответствующие предложения с обоснованием целесообразности их реализации в секретариат ТК, за которым закреплена данная тема.

7.2 При отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта (изменения) за счет своих средств или при невозможности выполнения темы в установленные сроки это лицо или разработчик данного стандарта (изменения) может непосредственно обратиться в ФОИВ в сфере стандартизации с просьбой провести корректировку для исключения соответствующей темы из ПНС, изменения сроков проведения отдельных этапов или работы в целом, а также объема финансирования этой работы.

7.3 В случае невозможности выполнить разработку стандарта (изменения) решение об исключении данной темы из ПНС принимает заместитель руководителя ФОИВ в сфере стандартизации.

7.4 В действующую ПНС с разрешения ФОИВ в сфере стандартизации могут быть включены дополнительные темы (в том числе по инициативной разработке новых национальных и межгосударственных стандартов, по пересмотру или изменению действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, по инициативной разработке предварительных национальных стандартов). С этой целью секретариат ТК (ПТК) или иное заинтересованное лицо направляет соответствующее предложение в ФОИВ в сфере стандартизации для последующего внесения во ФГИС по форме, приведенной в приложении А.

8 Правила осуществления мониторинга за реализацией программы национальной стандартизации

8.1 Общий контроль реализации ПНС осуществляет структурное подразделение ФОИВ в сфере стандартизации, ответственное за формирование ПНС, а также структурные подразделения ФОИВ в сфере стандартизации, выполняющие функции заказчиков работ.

8.2 Непосредственный контроль реализации ПНС в процессе разработки проектов стандартов и изменений осуществляют секретариаты ТК (ПТК), а перед их утверждением (принятием) стандартов (изменений) - НИИ.

8.3 Отчеты о выполнении ПНС по каждому этапу разработки стандартов (изменений) предоставляют секретариаты ТК (ПТК), а на этапе подготовки стандартов (изменений) к регистрации - ответственные за это НИИ. При этом секретариаты ТК (ПТК) и НИИ в соответствии со сроками, установленными ПНС по каждой теме, вносят во ФГИС информацию о выполнении каждого конкретного этапа разработки (утверждения) проекта стандарта (изменения).

8.4 В соответствии с ФГИС НИИ до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формируют следующие отчетные документы:

- отчет о ходе разработки проектов стандартов (изменений) в зависимости от источников финансирования и по отдельным ТК (ПТК);

- отчет о ходе подготовки проектов стандартов (изменений) к утверждению или принятию (по разделам ПНС, комплексам, ТК, организациям-разработчикам, источникам финансирования).

Отчетные документы составляют по формам, установленным ФОИВ в сфере стандартизации.

8.5 Структурное подразделение ФОИВ в сфере стандартизации, ответственное за формирование ПНС, обобщает отчетные материалы с использованием ФГИС до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

9 Правила осуществления финансирования реализации программы национальной стандартизации

9.1 В процессе формирования ПНС (см. 5.4) ФОИВ в сфере стандартизации определяет темы, финансируемые из государственного бюджета, исходя из общей суммы средств, выделяемых государством на проведение работ по стандартизации.

Примечания

1 В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 23 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [1] за счет средств федерального бюджета кроме разработки отдельных стандартов (изменений) могут быть осуществлены финансирование расходов на экспертизу отдельных проектов национальных стандартов (в том числе предварительных), а также нормоконтроль проектов национальных и межгосударственных стандартов и изменений, их подготовка к утверждению (принятию) и формирование дела стандарта (изменения).

2 Заказчиком работ по стандартизации, финансируемых из средств федерального бюджета, является ФОИВ в сфере стандартизации.

3 Исполнителя работ, финансируемых из средств федерального бюджета, выбирают на конкурсной основе в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [4].


Остальные темы, включаемые ПНС, должны быть обеспечены финансированием за счет средств разработчиков стандартов (изменений) или иных заказчиков.

9.2 За счет средств федерального бюджета в первую очередь финансируют работы по приоритетным направлениям стандартизации.

9.3 Для расчета объема финансирования работ за счет средств федерального бюджета по каждой планируемой теме НИИ представляют информацию о наличии в Федеральном информационном фонде стандартов зарегистрированного международного (регионального) стандарта (или иного аналогичного документа), которого предполагается использовать в качестве основы при разработке национального или межгосударственного стандарта, о наличии его перевода на русский язык или русской версии, а также о числе страниц этой публикации.

9.4 Расчет объема финансирования за счет средств федерального бюджета работ по разработке стандартов (изменений) рекомендуется проводить по методике оценки стоимости разработки национальных стандартов [5].

Приложение А (обязательное). Форма программы национальной стандартизации

Приложение А
(обязательное)



Таблица А.1 - Форма программы национальной стандартизации

Шифр темы ПНС

Шифр прог-
раммы МГС

Наимено-
вание проекта

Раз-
дел прог-
рам-
мы

Год ПНС

ТК (ПТК)

Вид работ

Вид доку-
мента

На ос-
нове

Обозначе-
ния стандар-
тов

Вза-
мен

Ана-
лог

Обозначе-
ние и наимено-
вание аналогов



Окончание таблицы А.1

Комп-
лекс

ОКПД 2

ОКС

Приори-
тетные направ-
ления

Техни-
ческий регла-
мент

Разра-
ботчик

НИИ эксперт

Источник финан-
сиро-
вания

Пер-
вая редакция (план)

Окон-
чательная редакция (план)

МГС (план)

Утвер-
жде-
ние стан-
дарта (план)


Библиография

[1]

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"

[2]

ПМГ 22-2004

Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации

[3]

Порядок представления и учета предложений о разработке национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов Российской Федерации, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 апреля 2016 г. N 447

[4]*

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 94-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ . - Примечание изготовителя базы данных.

[5]

Р 50.1.058-2011

Методика оценки стоимости разработки и экспертизы национальных стандартов Российской Федерации


УДК 006.05:006.354

ОКС 01.120

Ключевые слова: программа национальной стандартизации, структура, формирование программы, финансирование, национальный стандарт Российской Федерации, межгосударственный стандарт, технический комитет по стандартизации, межгосударственный комитет по стандартизации




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018

ГОСТ Р 1.14-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией

Название документа: ГОСТ Р 1.14-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией

Номер документа: 1.14-2017

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Дата принятия: 17 августа 2017

Дата начала действия: 01 марта 2018
Дата редакции: 01 мая 2018
ГОСТ Р 1.14-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
Данный документ представлен в виде сканер копии, которую вы можете скачать в формате или