ГОСТ Р 56828.32-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ресурсосбережение. Методологии идентификации
Best available techniques. The methodology of identifying
ОКС 13.020.01
Дата введения 2017-12-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с Индивидуальным предпринимателем "Боравская Татьяна Васильевна"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 августа 2017 г. N 854-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ, Директивы Европейского парламента и Совета 2010/75/ЕС от 24 ноября 2010 года "О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)"* (Directive 2010/75/EU of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 on industrial emissions (integrated pollution prevention and control)) и Справочника EC по наилучшим доступным технологиям "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Методологии оценки наилучших доступных технологий в аспектах их комплексного воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения. Июль 2006 г." ("European Commission. Integrated Pollution Prevention and Control. Reference Document on Economics and Cross-Media Effects. July 2006")
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Основу законодательства в области наилучших доступных технологий (далее - НДТ) сформировал Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который совершенствует систему нормирования в области охраны окружающей среды, вводит в российское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология" и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения НДТ.
Внедрение НДТ предусмотрено международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в том числе Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенцией о защите морской среды Каспийского моря, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.
Положения Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [1] в части, касающейся НДТ, сформированы с учетом норм европейского права, в частности, Директив [2]-[4], которые требуют использования НДТ в целях предупреждения и сокращения загрязнений окружающей среды.
Целями внедрения НДТ являются:
- модернизация оборудования и производств всех отраслей промышленности;
- повышение конкурентоспособности российской промышленности;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- создание производственных объектов, соответствующих мировым показателям энергоэффективности и ресурсосбережения.
Согласно нормам Закона [1], предусматривается отнесение к областям применения НДТ объектов I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ [5].
Переход на НДТ всех предприятий, отнесенных к объектам I категории, завершится до 2030 года.
Для модернизации предприятий, переходящих на НДТ, будут утверждаться специальные программы повышения экологической эффективности. В эти программы войдут мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению объектов с указанием сроков их выполнения, объема и источников финансирования. Каждая такая программа, рассчитанная в среднем на период до семи лет, будет разрабатываться на конкретный срок без возможности продления. Что касается градообразующих и стратегических предприятий, то для них этот срок будет увеличен до 14 лет.
Проектируемые и строящиеся новые предприятия также должны будут соответствовать требованиям, предъявляемым к модернизируемым предприятиям. Соответственно, в случае превышения технологических показателей по НДТ такие предприятия не будут введены в эксплуатацию.
Закон [1] предусматривает поэтапный переход на новую систему экологического регулирования; все принятые Законом нормы имеют отсроченный характер и будут реализованы в несколько этапов.
Другими базовыми документами в области НДТ являются Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1458 [7] и Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 2674-р [8].
В Российской Федерации предусмотрен комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий [9], а также обеспечение реализации перехода промышленности России на принципы наилучших доступных технологий, включая создание современного отечественного оборудования. В частности, комплекс мер предусматривает формирование информационно-технических справочников.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ [6] разработка и публикация информационно-технических справочников НДТ (далее - российские справочники НДТ) осуществляются в период с 2015 по 2017 год. При регламентации технологического нормирования с учетом НДТ законодатель руководствовался европейским опытом, в том числе и при создании российских справочников НДТ. Так, в пункте 7 статьи 28.1 [1] прямо указано, что при разработке этих справочников "могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям". Более того, поэтапный график создания в 2015-2017 годах российских справочников НДТ [6] формировался, исходя из наличия соответствующих европейских справочников НДТ; при этом названия российских справочников НДТ практически полностью корреспондируются с названиями соответствующих европейских справочников НДТ. Особо следует подчеркнуть, что речь идет именно о европейских справочниках НДТ, которые, в отличие от американской практики, не являются перечнями НДТ. Информация, содержащаяся в европейских справочниках по НДТ, предназначена для того, чтобы ее можно было использовать при намерении внедрить НДТ на конкретном предприятии; то есть, в первую очередь эти справочники адресованы хозяйствующим субъектам, поскольку они содержат требования, которые могут предъявлять природоохранные органы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ [7], для координации деятельности технических рабочих групп при разработке российских справочников НДТ в Российской Федерации в декабре 2014 года было создано российское Бюро НДТ, под руководством которого в 2015 году созданы и утверждены первые 10 российских информационно-технических справочников по НДТ в соответствии с [6].
Разработка российских справочников НДТ является одним из наиболее трудоемких компонентов перехода к новой системе нормирования. Создание справочников путем проведения комплексных технических исследований и анализа является чрезвычайно сложным и дорогостоящим процессом, как это было продемонстрировано при разработке европейских справочников НДТ. Россия не может позволить себе начать этот процесс с нуля. Время, необходимое для составления такого справочника, - это основной фактор поэтапного введения требований технологического нормирования для различных отраслей промышленности. Российские справочники НДТ могут и должны быть расширены за счет включения НДТ, доступных в стране, в том числе российских технологий. Известно, что российские технологические подходы практически не отличаются от принятых в европейских странах, что было показано на примере первых 10 российских справочников, созданных в 2015 году в соответствии с Распоряжением [6]. При формировании справочников следует отказываться от включения технологий и методик сомнительного качества, которые не были апробированы в промышленном масштабе. Формат описания технологий установлен в ГОСТ Р 56828.13.
Временной фактор (3 года) создания российских справочников по НДТ не позволяет пренебрегать и европейским опытом, накопленным в этой области в течение 20 лет, поэтому за основу разработки российских информационно-технических справочников следует брать европейские справочники по НДТ, по мере возможности:
- соблюдая их структуру;
- не исключая методы, позиционированные в качестве НДТ (применение систем экологического менеджмента, экологического контроля и пр.);
- принимая во внимание специфику создания межотраслевых ("горизонтальных") справочников, адресованных всем или нескольким отраслям промышленности, что было отмечено в двух базовых рекомендательных документах ЕС, относящихся к созданию европейских справочников НДТ [10], [11].
В разделе 2.2 "Структура справочника" Решения 2012/119/ЕС [11]: отмечено, что структура всех справочников НДТ должна следовать общим принципам, изложенным в данном разделе. Однако порядок глав, приведенных в [11], является иллюстративным, и любой справочник может быть структурирован различным образом, если это более уместно применительно к НДТ. В "горизонтальных" справочниках НДТ целесообразно существенно отойти от общей структуры, а некоторые главы могут быть вообще неуместны. Тем не менее, и в случае "горизонтальных" справочников НДТ технические рабочие группы должны договориться о выводах по НДТ в той мере, в какой они уместны и возможны, что учтено в ГОСТ Р 56828.14.
В ЕС в целях облегчения процесса принятия решений о позиционировании технологии в качестве НДТ в 2006 году был утвержден европейский справочник НДТ "Методологии оценки наилучших доступных технологий в аспектах их комплексного воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения" [12]. При этом предполагалось, что данные методологии будут использоваться только в тех случаях, когда рассмотрение на начальном этапе не дает безусловного наилучшего варианта.
Концепция НДТ в смысле комплексного предупреждения и контроля загрязнений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, предусмотренная директивами [2], [3], [4], учитывает возможные экономические затраты и экологические выгоды, получаемые в результате реализации НДТ, а также направлена на комплексную защиту окружающей среды с учетом предотвращения новой и более серьезной экологической угрозы экосистемам, возникшей из-за ликвидации другой угрозы.
Несмотря на постоянное развитие технологий, из-за чего точное определение наилучшего способа становится проблематичным, все же возможно в течение относительно короткого периода выбрать среди всех имеющихся технологий наилучшую, что и было сделано в европейских справочниках по НДТ. Однако для того, чтобы определить наилучшую технологию в конкретных практических условиях, необходимы критерии, зависящие от субъективных решений. Например, при выборе НДТ для электростанций наилучшим решением было бы применение электроэнергии, выработанной на солнечных элементах, но это может оказаться слишком дорогим или даже невозможным вариантом, например, в условиях Заполярья. Если на территории имеются большие залежи каменного угля, то наилучшим вариантом будет ТЭЦ, работающая на этом угле, хотя в этом случае может быть оказано значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Для определения того, что такое НДТ в конкретной ситуации, институт VITO (Бельгия) разработал модель для оценки НДТ. В этой модели использован ступенчатый логический подход для принятия решения по НДТ, показанный на рисунке 1 [13].
Рисунок 1 - Логический подход для принятия решения по НДТ
Значительный вклад в информирование всех российских заинтересованных сторон о НДТ, справочниках ЕС по НДТ и методологических подходах к определению НДТ внесли эксперты Проекта ЕС "Гармонизация экологических стандартов II, Российская Федерация" (идентификационный номер EuropeAid/123157/C/SER/RU), реализованного в Российской Федерации в 2007-2009 годах [14].
Настоящий стандарт разработан с учетом требований Директивы [4] и справочника ЕС [12].
В задачи настоящего стандарта входят:
- оценка технологий в аспекте их комплексного воздействия на окружающую среду;
- расчет затрат на внедрение технологии;
- оценка альтернативных вариантов технологий;
- оценка экономической жизнеспособности технологии в ряде конкретных отраслей промышленности.
Стандарт содержит унифицированную терминологию, общие методологические подходы к идентификации НДТ, принципы выбора технологий, гармонизированные с европейскими подходами, что информационно и технически облегчит задачи внедрения НДТ хозяйствующими субъектами в конкретных отраслях промышленности для повышения энергоэффективности и защиты окружающей среды, сохранения здоровья людей и их имущества.
Объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии.
Предметом стандартизации является ресурсосбережение.
Аспектом стандартизации является взаимоувязанный комплекс методологий идентификации и оценки наилучших доступных технологий.
Настоящий стандарт устанавливает требования к методологическим подходам идентификации наилучших доступных технологий (далее - НДТ), в соответствии с которыми хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, пользователь) в любой отрасли промышленности добивается материало-, энергосбережения (далее - ресурсосбережения) с одновременным снижением негативной техногенной нагрузки на окружающую среду.
Настоящий стандарт распространяется на любые технологические решения, применяемые в процессах хозяйственной деятельности с учетом технических особенностей оборудования (установок), географического расположения, экономических предпосылок и местных условий состояния окружающей среды.
Настоящий стандарт не распространяется на деятельность, связанную с обеспечением экологической безопасности в военной сфере, производством ядерных материалов, деятельностью по обеспечению работоспособности атомных электростанций, производством электроэнергии атомными электростанциями.
Требования, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам энергосбережения в хозяйственной деятельности организаций, обеспечивая при этом защиту окружающей среды, здоровья людей и сохранение их имущества.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 56828.13 Наилучшие доступные технологии. Формат описания технологий
ГОСТ Р 56828.14 Наилучшие доступные технологии. Структура информационно-технического справочника
ГОСТ Р 56828.15 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.