ГОСТ ISO 3324-1-2017
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ШИНЫ И ОБОДЬЯ АВИАЦИОННЫЕ
Часть 1
Технические требования
Aircraft tyres and rims. Part 1. Technical requirements
МКС 83.160.20
Дата введения 2019-07-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ"), Техническим комитетом по стандартизации ТК 160 "Продукция нефтехимического комплекса" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 февраля 2017 г. N 96-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 августа 2017 г. N 797-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 3324-1-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2019 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 3324-1:2013* "Авиационные шины и ободья. Часть 1. Спецификации" ("Aircraft tyres and rims - Part 1: Specifications", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан подкомитетом SC 8 "Авиационные шины и ободья" технического комитета по стандартизации ISO/TC 31 "Шины, ободья и вентили" Международной организации по стандартизации ISO
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования к новым и восстановленным авиационным шинам и ободьям.
Настоящий стандарт распространяется на авиационные шины и ободья новых конструкций. Требования к ранее разработанным конструкциям установлены в региональных стандартах.
В настоящем стандарте нормативные ссылки не применяют.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 соотношение AR (aspect ratio): Соотношение высоты профиля шины к его ширине.
3.2 балансировочная метка (balance mark): Идентификационная красная точка, расположенная в легком месте боковины шины.
3.3 дефлектор (chine): Кольцевой выступ, расположенный на плечевой зоне шины и предназначенный для отведения воды.
3.4 норма слойности PR (ply rating): Индекс относительной прочности шины, используемый для идентификации максимальной нагрузки для данной шины при конкретном использовании.
3.5 глубина рисунка протектора (формованная) [skid depth (mould)]: Глубина самых глубоких канавок протектора в пресс-форме.
3.6 вентиляционная метка (venting mark): Идентификационная цветная точка, кроме красного цвета, указывающая на расположение вентиляционных отверстий в шине.
3.7 восстановленная шина (retread tyre): Шина с восстановленным протектором.
4.1 Обозначение размера шины
Обозначение размера шины новой конструкции в соответствии с настоящим стандартом включает в себя следующую маркировку размера, состоящую из трех частей:
наружный диаметрполная ширина профиля - номинальный диаметр обода
- наружный диаметр шины и полную ширину профиля выражают в миллиметрах или в дюймах (in);
- номинальный диаметр обода обозначают кодом (см. таблицу 1).
Для радиальных шин в обозначении размера шины между полной шириной профиля и номинальным диаметром обода вместо дефиса ("-") указывают букву R.
Обозначение размера может также включать в себя одну из следующих букв префиксов:
- В - обозначение шины для ободьев с посадочной полкой конусом 15° с соотношением ширины обода к ширине профиля шины от 60% до 70%;
- Н - обозначение шины для ободьев с посадочной полкой конусом 5° с соотношением ширины обода к ширине профиля шины от 60% до 70%.
Согласование размеров приведено в документах [7] и [8].
4.2 Маркировка шин
Маркировка новых шин должна содержать:
a) обозначение размера шины;
b) норму слойности (опционально);
c) индекс максимальной скорости, в милях в час (миль/ч, иногда пишут mph) (только для шин гражданской авиации);
d) глубину рисунка протектора (формованную), мм или дюймы (in) (только для шин гражданской авиации);
e) серийный номер и дату изготовления;
f) слова "TUBELESS" (бескамерная) или "TUBE ТУРЕ" (камерная) соответственно;
g) наименование изготовителя (или торговую марку) и страну производства;
h) балансировочную метку;
i) вентиляционную метку, при необходимости;
j) номинальную нагрузку (в килограммах или фунтах);
k) номер по каталогу изготовителя;
l) код каркаса, обозначаемый изготовителем (при необходимости);
m) код протектора, обозначаемый изготовителем (при необходимости).
Таблица 1 - Код номинального диаметра обода
Код D | Номинальный диаметр обода | |
дюймы | мм | |
4 | 4 | 102 |
5 | 5 | 127 |
6 | 6 | 152 |
7 | 7 | 178 |
8 | 8 | 203 |
9 | 9 | 229 |
10 | 10 | 254 |
11 | 11 | 279 |
12 | 12 | 305 |
13 | 13 | 330 |
14 | 14 | 356 |
15 | 15 | 381 |
16 | 16 | 406 |
17 | 17 | 432 |
18 | 18 | 457 |
19 | 19 | 483 |
20 | 20 | 508 |
21 | 21 | 533 |
22 | 22 | 559 |
23 | 23 | 584 |
24 | 24 | 610 |
4.3 Размеры и символы
Используют следующие размеры и символы (см. также рисунок 2 а и b):