• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГОСТ 33997-2016

     
     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

Motor vehicles and their trailers. Safety requirements for roadworthiness and methods of inspection



МКС 43.040

Дата введения 2018-02-01

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Малым инновационным предприятием "Международная автомобильно-дорожная экспертиза и консалтинг" (ООО "МИП "МАДИЭКСПЕРТИЗА")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 278 "Безопасность дорожного движения"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П).

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 июля 2017 г. N 708-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33997-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2018 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан в соответствии с программой по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований к безопасности колесных транспортных средств, а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения таких требований.

Проверка соблюдения требований к безопасности колесных транспортных средств при эксплуатации проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве - члене ЕАСС, в формах технического осмотра, контроля при приемке и выпуске транспортных средств из ремонта и технического обслуживания или при выпуске их на линию, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения.

Порядок проведения проверки выполнения требований к безопасности КТС в эксплуатации, в том числе при техническом осмотре и государственном контроле (надзоре) за безопасностью дорожного движения, определяется национальным законодательством государств - членов ЕАСС.

К находящимся в эксплуатации КТС не применяются требования по наличию подлежащих проверке компонентов, которые не были предусмотрены изготовителем на КТС при их выпуске в обращение.

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на колесные транспортные средства категорий L, М, N и О, эксплуатируемые на автомобильных дорогах (далее - КТС).

Действие настоящего стандарта не распространяется на КТС:

1) максимальная скорость которых, предусмотренная их конструкцией, не более 25 км/ч;

2) предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;

3) внедорожные КТС.

Безопасность КТС, в конструкцию которых при эксплуатации внесены изменения, влияющие на безопасность дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке государствами - членами ЕАСС.

Государства - члены ЕАСС могут принять решение о нераспространении на своей территории положений стандарта на КТС, поставляемые по государственному оборонному заказу.

Стандарт устанавливает:

- требования к безопасности КТС в эксплуатации;

- методы проверки безопасности КТС в эксплуатации.

Стандарт предназначен для применения в технологических процессах:

- технического осмотра;

- контроля безопасности КТС в эксплуатации, выполняемого в установленном порядке специально уполномоченными органами;

- технического обслуживания, ремонта, проверки и регулировки КТС на эксплуатирующих и автосервисных предприятиях;

- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт КТС.

Классификация КТС по категориям приведена в [1].

Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 автоматическое (аварийное) торможение: Торможение прицепа, выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве тормозных магистралей тормозного привода.

2.2 антиблокировочная тормозная система (АБС): Тормозная система КТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес в направлении их вращения.

2.3 безопасность КТС: Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния КТС, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

2.4 блокирование колеса: Прекращение качения колеса при его перемещении по опорной поверхности или на роликах стенда при продолжении их вращения.

2.5 внесение изменений в конструкцию КТС: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией КТС составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска КТС в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

2.6 внешние световые приборы: Устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации.

2.7 внешний шум КТС: Совокупность звуков, производимых механизмами, системами и узлами КТС при их функционировании и представляющих собой волновое механическое движение частиц (акустические колебания) воздушной среды с большим числом частот различных амплитуд.

2.8 вредные вещества: Содержащиеся в воздухе примеси, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека, - оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды алифатические предельные, формальдегид и дисперсные частицы.

2.9 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента, в который замедление КТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях, либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах принимает максимальное значение или происходит блокировка колеса КТС на роликах стенда.

2.10 вспомогательная тормозная система: Износостойкая (бесконтактная) тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы транспортного средства.

2.11 встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию КТС устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя и накопление данных о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

2.12 двигатель с принудительным зажиганием: Двигатель внутреннего сгорания, в котором воспламенение инициируется электрической искрой.

2.13 диагностический индикатор: Световой индикатор на панели приборов КТС, информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

2.14 двухтопливное КТС: КТС, предназначенное для эксплуатации как на бензине, так и на сжиженном нефтяном газе, компримированном природном газе или сжиженном природном газе.

2.15 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, мГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки: Выброс загрязняющих веществ с видимыми отработавшими газами двигателей с воспламенением от сжатия, характеризующийся максимальным значением коэффициента поглощения света (см. приложение Д), измеренным в режиме свободного ускорения.

2.16 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения коэффициентов k поглощения и ослабления ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки света, выполненный в соответствии с требованиями приложения 5 к [2].

2.17 запасная (аварийная) тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости КТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

2.18 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление КТС (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.

2.19 источник света: Один или более элементов для генерирования электромагнитного излучения в оптической области спектра либо крайний элемент световода, которые могут использоваться в сборе с одной или более прозрачными оболочками и цоколем для механического крепежа и электрического подсоединения.

2.20 класс источника света: Характеристика физического принципа излучения света: лампа накаливания (класс 0); лампа накаливания с наполнением колбы галогеносодержащими газами (класс Н), газоразрядная лампа (класс D), светоизлучающий диод (класс LED).

2.21 колесные транспортные средства (КТС): Транспортные средства категорий L, М, N и О, снабженные колесным движителем, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси.

2.22 колесное КТС, находящееся в эксплуатации: КТС, прошедшее государственную регистрацию в установленном порядке.

2.23 комплектное КТС: КТС, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением.

2.24 компоненты КТС: Составные части конструкции КТС, поставляемые на сборочное производство КТС и (или) в качестве сменных (запасных) частей для КТС, находящихся в эксплуатации.

2.25 контурная (световозвращающая) маркировка: Серия светоотражающих полос, предназначенная для нанесения таким образом, чтобы они указывали очертания КТС сбоку и сзади.

2.26 корректор света фар: Устройство для регулирования вручную с места водителя или в автоматическом режиме угла наклона светового пучка фары ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки КТС, и (или) профиля дороги, и (или) условий видимости.

2.27 коэффициент избытка воздуха (ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки): Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам измерений состава отработавших газов.

2.28 коэффициент поглощения света ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, мГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки: Значение дымности, измеренное по основной шкале дымомера с диапазоном от 0 до ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки.

2.29 коэффициент ослабления света ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале с диапазоном от 0 до 100%.

2.30 масса КТС в снаряженном состоянии: Установленная изготовителем в эксплуатационной документации масса комплектного КТС с водителем без нагрузки и с наличием не менее 90% штатного запаса топлива.

2.31 минимальная частота вращения ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки: Частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода при отсутствии воздействия на орган управления подачей топлива, установленная изготовителем КТС.

2.32 нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): Положение рулевого колеса (управляемых колес), соответствующее прямолинейному движению КТС при отсутствии возмущающих воздействий.

2.33 обзорность: Свойство конструкции КТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления КТС.

2.34 оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: Линия, проходящая через центр объектива прибора и точку пересечения осей ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки и ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар.

2.35 оптический центр (центр отсчета): Обозначение на рассеивателе фары точки пересечения его наружной поверхности с осью отсчета светового прибора.

2.36 органолептическая проверка: Проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста, без использования средств измерений.

2.37 ось отсчета: Линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости КТС и опорной поверхности.

2.38 передаточное число рулевого управления: Отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес.

2.39 повышенная частота вращения коленчатого вала двигателя ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки: Частота вращения коленчатого вала бензиновых и газовых двигателей в режиме холостого хода, установленная в пределах 2500...2800 минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки.

2.40 подтекание: Появление жидкости на поверхности и в соединениях деталей герметичных систем КТС, воспринимаемое на ощупь.

2.41 подушка безопасности: Мешок из эластичного материала, наполняемый газом при срабатывании пиротехнического газогенератора.

2.42 порог проскальзывания колеса на роликовых стендах: Значение несоответствия окружной скорости колеса КТС окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда, при котором стенд в автоматическом режиме фиксирует тормозную силу и затем отключает привод блока роликов.

2.43 прибор для проверки тормозных систем в дорожных условиях: Устанавливаемое на КТС средство измерения усилия воздействия на орган управления тормозной системы, замедления КТС при торможении от момента включения тормозной системы до остановки КТС и расчета по полученным результатам начальной скорости торможения, тормозного пути, установившегося замедления и времени срабатывания тормозной системы при контролируемом усилии на органе управления.

2.44 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы КТС в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением к [2].

2.45 проверка безопасности КТС в эксплуатации: Технологическая процедура оценки соответствия безопасности КТС установленным требованиям, предъявляемым при эксплуатации, выполняемая установленными методами измерений, технического диагностирования и органолептическими методами.

2.46 продольная центральная (средняя) плоскость КТС: Плоскость, перпендикулярная плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи КТС.

2.47 прозрачная часть переднего и боковых окон: Часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускание не менее 70%.

2.48 проскальзывание колеса на роликовых стендах: Несоответствие окружной скорости колеса КТС окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.

2.49 работоспособность: Состояние, при котором КТС или его компоненты могут выполнять свои функции в соответствии с эксплуатационной документацией.

2.50 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

2.51 рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки КТС.

2.52 разрешенная максимальная масса: Ограничение максимальной массы КТС, установленное нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей КТС.

2.53 рассеиватель: Наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность.

2.54 режим работы внешних световых приборов: Совокупность характеристик функционирования внешних световых приборов КТС, отражающих алгоритмы и условия их ручного или автоматического включения-выключения, регулирования интенсивности излучения, его прерывистость или непрерывность.

2.55 режим функционирования КТС при проверке: Совокупность показателей функционирования проверяемого компонента КТС, единообразно поддерживаемых при выполнении проверки технического состояния этого компонента для обеспечения сопоставимости получаемых оценок.

2.56 результат определения дымности в режиме свободного ускорения: Среднеарифметическое значение четырех последних измерений дымности ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки отработавших газов дизеля.

2.57 рулевой привод: Система тяг и рычагов, осуществляющая связь управляемых колес КТС с рулевым механизмом.

2.58 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя КТС от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении органа управления подачей топлива из исходного положения до упора за 0,5...1,0 с.

2.59 система выпуска или глушитель: Комплект элементов, снижающих шум двигателя и выпуска его отработавших газов.

2.60 система нейтрализации отработавших газов: Совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя.

2.61 система омывания: Система, состоящая из устройства для хранения жидкости и подачи ее на наружную поверхность стекла, а также органов управления для ее приведения в действие и остановки устройства.

2.62 система очистки: Система, состоящая из устройства для очистки наружной поверхности стекла, а также дополнительных приспособлений и органов управления для приведения в действие и остановки устройства.

2.63 стенд для проверки тормозов: Роликовый стенд силового или инерционного типа для определения эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении на роликах, где тормозные силы колес создаются в контакте с роликами за счет подвода энергии от привода стенда, а для инерционных стендов - еще и от инерции дополнительных вращающихся элементов стенда.

2.64 стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания КТС неподвижным.

2.65 световой модуль: Светоизлучающая часть устройства освещения и световой сигнализации КТС, состоящая из оптических, механических и электрических элементов, предназначенная для формирования или усиления светового пучка от источника света.

2.66 суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, соответствующего прямолинейному движению КТС.

2.67 технически допустимая максимальная масса: Установленная изготовителем максимальная масса КТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

2.68 техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров КТС, определяющая возможность его применения по назначению.

2.69 торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению КТС.

2.70 тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колесо КТС, вызывающая замедление колеса и (или) КТС.

2.71 тормозная система: Совокупность частей КТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

2.72 тормозной привод: Совокупность частей тормозных систем, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

2.73 тормозной путь: Расстояние, пройденное КТС от начала до конца торможения.

2.74 транспортное средство: Устройство на колесном ходу категорий L, М, N, О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

2.75 угол регулировки светового пучка фар ближнего света или противотуманных фар КТС: Угол между наклонной плоскостью, содержащей плоскую верхнюю (левую) границу светового пучка фары ближнего света или противотуманной фары, и горизонтальной плоскостью, проходящей через оптический центр фары.

2.76 удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил на колесах КТС к произведению массы КТС в момент измерения тормозных сил на ускорение свободного падения.

2.77 управляемые колеса: Колеса, приводимые в действие рулевым управлением КТС.

2.78 уровень шума, дБА: Характеристика внешнего шума выпускной системы двигателя, измеренного по установленной методике на расстоянии (0,5±0,05) м от среза выпускной трубы двигателя КТС.

2.79 условия выполнения проверки безопасности КТС в эксплуатации: Характеристики среды, места размещения и положения КТС при проверке (в производственном помещении, на рабочем посту, осмотровой канаве, эстакаде или подъемнике, в коридоре движения и др.), обязательности использования технологического оборудования, средств измерений и технического диагностирования.

2.80 установившееся замедление: Среднее значение замедления за время торможения от момента окончания периода нарастания замедления до начала его спада в конце торможения.

2.81 устойчивость транспортного средства при торможении: Способность КТС двигаться при торможениях в пределах установленного коридора движения.

2.82 фары типов DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света класса D дальнего DR-света и ближнего DC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) DCR-света.

2.83 фары типов HR, НС, HCR: Фары с галогенными источниками света класса Н дальнего HR-света и ближнего НС-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) HCR-света.

2.84 фары типов R, С, CR: Фары с источниками света в виде ламп накаливания класса 0 дальнего R-света и ближнего С-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR-света.

2.85 фары типов В и типа F3: Фары противотуманные, отличающиеся фотометрическими характеристиками и маркировкой, нанесенной на фару.

2.86 холодный тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, составляет менее 100°С.

2.87 целевая частота вращения коленчатого вала двигателя ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки: Частота вращения коленчатого вала двигателя, равная:

- 75% от частоты вращения, соответствующей максимальной мощности, для двигателей с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, не выше 5000 минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки;

- 3750 минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки для двигателей с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, 5000 минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки и выше, но менее 7500 минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки;

- 50% частоты вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, для двигателей с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, 7500 минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки и выше;

- 95% максимально возможной при неподвижном КТС частоты вращения коленчатого вала двигателя, который не развивает указанных значений частоты вращения коленчатого вала.

2.88 шумомер: Прибор для проверки шума, снабженный микрофоном, устройством обработки сигналов и устройством отображения, соответствующий установленным требованиям.

2.89 экологический класс: Классификационный код, характеризующий КТС в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ, наличия и возможностей бортовой системы диагностирования.

2.90 элемент системы выпуска: Один из компонентов системы выпуска (выпускной коллектор, выпускной трубопровод и патрубки, выпускная труба, собственно система снижения шума).

2.91 эксплуатация: Стадия жизненного цикла КТС, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации.

2.92 эффективная база дымомера ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения, определяемая по приложению 5 к [2] и указываемая на дымомере.

2.93 эффективность торможения: Свойство, характеризующее способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению в продольном направлении КТС.

3 Обозначения и сокращения


В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

АБС - антиблокировочная тормозная система;

КТС - колесное транспортное средство;

СИД - светоизлучающий диод ;

СУГ - сжиженный углеводородный газ;

СНГ - сжиженный нефтяной газ;

КПГ - компримированный природный газ;

СПГ - сжиженный природный газ;

СО - оксид углерода;

СН - углеводороды CnHm;

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки - диоксид углерода;

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки - кислород;

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки - минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя;

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки - повышенная частота вращения коленчатого вала двигателя;

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки - коэффициент избытка воздуха;

дБА - децибел акустический.

4 Требования к безопасности КТС в эксплуатации

4.1 Требования к тормозным системам

4.1.1 Действие рабочей и запасной тормозных систем при торможении должно быть адекватным воздействию на орган управления тормозной системы.

4.1.2 Рабочую тормозную систему проверяют по параметрам эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении. Запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы проверяют только по эффективности торможения, оцениваемой наибольшими величинами тормозных сил. Применение оценочных параметров тормозных систем на роликовых стендах и в дорожных условиях согласно таблицам 4.1 и 4.2.

4.1.3 Рабочая тормозная система КТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 4.3 либо в дорожных условиях согласно таблице 4.4. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч. Масса КТС при проверках не должна превышать технически допустимой максимальной массы.

4.1.4 При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей КТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами - не более 25%.

Таблица 4.1 - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении при проверках на роликовых стендах

Наименование показателя

Тормозная система

рабочая

запа-
сная

стояно-
чная

без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда

с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда

эффективность торможения

устойчивость КТС при торможении

эффективность торможения

устойчивость КТС при торможении

Удельная тормозная сила*

+

-

-

-

+

+

Относительная разность тормозных сил колес оси

-

+

-

-

-

-

Автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам или блокирование колес оси на роликах**

+

-

-

-

+

+

* Для тягача и прицепа или полуприцепа показатель рассчитывают раздельно.

** Используют только вместо показателя удельной тормозной силы.

Примечание - Знак "+" означает, что показатель следует использовать, знак "-" - показатель не следует использовать.

4.1.5. В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч КТС категорий М2, М3, N2, N3, О3, О4 не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м, а КТС категорий М1, N1, О1 - шириной 2,6 м.

4.1.6 Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие показателей эффективности торможения КТС на стенде нормативам таблицы 4.3 либо в дорожных условиях - таблице 4.4 при начальной скорости торможения 40 км/ч.

Таблица 4.2 - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости КТС при торможении при проверках в дорожных условиях

Наименование показателя

Тормозная система

рабочая

запасная

стояно-
чная

вспомо-
гательная

с АБС

без АБС

эффекти-
вность тормо-
жжения

устойчи-
вость КТС при тормо-
жении

эффекти-
вность тормо-
жжения

устойчи-
вость КТС при тормо-
жении

Тормозной путь

+

-

+

-

+

-

-

Установившееся замедление

+*

-

+*

-

+

+**

+

Время срабатывания тормозной системы*

+

-

+

-

+

-

-

Коридор движения

-

+

-

+

-

-

-

Прямолинейность траектории при торможении

-

-

-

+

-

-

-

Уклон поверхности, на которой КТС удерживается неподвижно

-

-

-

-

-

+

-

* Используются совместно только вместо показателя "тормозной путь".

** Разрешается только для КТС, в эксплуатационной документации которых изготовитель допускает применение стояночной тормозной системы при движении КТС.

Примечание - Знак "+" означает, что показатель следует использовать, знак "-" - показатель не следует использовать.

4.1.7 Рабочая тормозная система прицепов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.

4.1.8 Стояночная тормозная система должна обеспечивать:

а) для КТС технически допустимой максимальной массы:

- или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;

- или удержание КТС неподвижным на уклоне (16±1)%;

Таблица 4.3 - Нормативы эффективности торможения КТС при проверках на роликовых стендах

Категория КТС

Усилие на органе управления ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, Н, не более

Удельная тормозная сила ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, не менее для тормозной системы:

рабочей

запасной

М1

490 или 980*

0,50

-

М2, М3

686 или 980* (589)**

0,50

0,25

N1

686 или 980*

0,45

-

N2, N3

686 или 980* (589)**

0,45

0,22

O1,O2 (прицепы с инерционным тормозом)

490

0,50

-

O2, O3, O4 (прицепы, исключая оборудованные инерционным тормозом)

686

0,45

-

O2, O3, O4 (прицепы с центральной осью и полуприцепы, исключая оборудованные инерционным тормозом)

686

0,41

-

L1

350 (200**)

0,42

-

L2

350 (200**)

0,40

-

L3

350 (200**)

0,50

-

L4

350 (200**)

0,46

0,25

L5, L7

500 (400**)

0,44

0,25

L6

500 (400**)

0,40

0,25

L, задний колесный тормоз

-

0,25

-

* Для осей КТС, в тормозном приводе которых установлен регулятор тормозных сил.

** Для ручного органа управления тормозной системы.

б) для частично загруженных КТС, масса которых определена, если не проводилась проверка КТС технически допустимой максимальной массы:

- значение удельной тормозной силы не менее расчетной, равной меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к фактической массе КТС при проверке, или 0,6 отношения части фактической массы КТС при проверке, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к фактической массе КТС при проверке;

в) для КТС в снаряженном состоянии в том случае, если не проводилась проверка КТС технически допустимой максимальной массы:

Таблица 4.4 - Нормативы эффективности торможения КТС при проверках в дорожных условиях

Категория КТС

Усилие ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки на органе управления, Н, не более

Тормозной путь ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки м, не более

Установившееся замедление ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки м/сГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, не менее

Время срабатывания тормозной системы ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки, с, не более

рабочей тормозной системы

запасной тормозной системы

рабочей тормозной системы

запасной тормозной системы

М1

490

16,6

-

4,9

-

0,6

М1*

490

19,8

-

3,9

-

0,6

М2, М3

686 (589**)

18,6

30,6

4,9

2,4

0,8

N1

686 (589**)

16,6

-

4,9

-

0,6

N2, N3

686 (589**)

20,0

34,0

4,4

2,2

0,8

L1***

350
200

21,8
26,9

-

3,4
2,7

-

-

L2***

350
200

26,9
26,9

-

2,7
2,7

-

-

L3***

350
200

25,0
36,2

-

4,4
2,9

-

-

L4***

350
200

29,4
29,4

-

3,6
3,6

-

-

L4***

500
400

-

41,2

-

2,5

-

L5, L6, L7

500 (400**)

22,6

41,2

5,0

2,5

-

* Для КТС с прицепом без тормозной системы.

** Для КТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.

*** Для КТС категорий L1-L4 в числителе - усилие на ножном органе управления, тормозной путь и установившееся замедление при торможении передним тормозом; в знаменателе - усилие на ручном органе управления, тормозной путь и установившееся замедление при торможении задним тормозом.


- или значение удельной тормозной силы не менее расчетной, равной меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе КТС при проверке, или 0,6 отношения массы КТС в снаряженном состоянии, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к массе КТС в снаряженном состоянии;

- или неподвижное состояние на поверхности с уклоном (23±1)% для КТС категорий М и (31±1)% для категорий N1-N3;

- или установившееся замедление не менее 2,2 м/сГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки при торможении в дорожных условиях с начальной скоростью 20 км/ч КТС категорий М2 и М3, оборудованных стояночной тормозной системой с приводом на пружинные камеры, раздельным с приводом запасной тормозной системы, у которых не менее 0,37 массы КТС в снаряженном состоянии приходится на ось(и), оборудованную(ые) стояночной тормозной системой, или не менее 2,9 м/сГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки - для КТС категорий N, у которого не менее 0,49 массы КТС в снаряженном состоянии приходится на ось(и), оборудованную(ые) стояночной тормозной системой с указанным приводом.

4.1.9 Стопорный механизм (или функция фиксации) органа управления стояночной тормозной системой должен быть работоспособен.

4.1.10 Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системой для приведения ее в действие, не должно превышать:

а) в случае ручного органа управления:

- 392 Н - для КТС категории М1;

- 589 Н - для КТС остальных категорий;

б) в случае ножного органа управления:

- 490 Н - для КТС категории М1;

- 688 Н - для КТС остальных категорий.

4.1.11 Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при торможениях в дорожных условиях с начальной скоростью от 25 до 35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/сГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки для КТС технически допустимой максимальной массы и 0,8 м/сГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки - для КТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя (кроме КТС категорий L). Для КТС категорий L технически допустимой максимальной массы и в снаряженном состоянии с учетом массы водителя при торможениях в дорожных условиях с начальной скоростью от 36 до 44 км/ч установившееся замедление должно быть не менее 2,5 м/сГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки.

4.1.12 Не допускаются:

а) утечки сжатого воздуха из тормозных камер;

б) нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе и подтекания тормозной жидкости;

в) коррозия трубопроводов или деталей тормозного привода, грозящая потерей герметичности или разрушением;

г) перегибы, видимые перетирания и другие механические повреждения тормозных трубопроводов;

д) трещины или остаточная деформация деталей тормозного привода;

е) набухание под давлением, наличие трещин и видимых мест перетирания тормозных шлангов;

ж) нарушение целостности и демонтаж регулятора тормозных сил, предусмотренного эксплуатационной документацией КТС.

4.1.13 Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода должны быть работоспособны.

4.1.14 Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов. Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес КТС.

4.1.15 Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).

4.1.16 Требования к АБС (при наличии):

4.1.16.1 Видимые повреждения, ненадежное крепление и отсоединение элементов АБС не допускаются.

4.1.16.2 АБС должна быть комплектна и работоспособна: световой индикатор мониторинга рабочего состояния АБС должен находиться в рабочем состоянии, включаться после включения зажигания и отключаться не позже, чем при достижении КТС скорости 10 км/ч.

4.1.17 На КТС с пневматическим тормозным приводом глушители шума истечения сжатого воздуха из тормозного привода должны быть герметичны, закреплены и работоспособны.

4.2 Требования к рулевому управлению

4.2.1 Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота.

4.2.2 Неработоспособность усилителя рулевого управления, предусмотренного изготовителем в эксплуатационной документации КТС, не допускается. Запрещен демонтаж усилителя рулевого управления, предусмотренного изготовителем в эксплуатационной документации КТС.

4.2.3 Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе при отсутствии управляющих воздействий водителя не допускается.

4.2.4 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации КТС, а при отсутствии указанных данных - следующих предельных значений:

- КТС категорий М1 и N1, а также КТС категорий L6 и L7 с автомобильной компоновкой - 10°;

- КТС категорий М2 и М3 - 20°;

- КТС категорий N2 и N3 - 25°.

4.2.5 Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем КТС. Не предусмотренные эксплуатационной документацией изготовителя КТС перемещения и люфты в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускаются. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

4.2.6 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается.

4.2.7 Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления не допускается.

4.3 Требования к устройствам освещения и световой сигнализации

4.3.1 Количество, расположение, назначение, режим работы и цвет огней внешних устройств освещения и световой сигнализации на КТС должны соответствовать указанным изготовителем в эксплуатационной документации КТС, при этом световой пучок фар ближнего света должен соответствовать условиям правостороннего движения.

4.3.2 Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, должен соответствовать указанному изготовителем в эксплуатационной документации для заводской комплектации КТС либо, в случае внесения изменений в конструкцию КТС, указанному в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных конструкцией КТС.

4.3.3 Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения, назначения, замена, установка дополнительных и демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации внешних световых приборов и класса установленных в них источников света допускается только в соответствии с процедурами оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию КТС в эксплуатации, принятыми государствами - членами Таможенного союза. При этом в качестве дополнительно устанавливаемых на КТС факультативных световых приборов допускается применять только приборы, указанные в таблице 4.5.

Таблица 4.5 - Требования к дополнительным факультативным световым приборам

Наименование внешних световых приборов

Количество приборов на транспортном средстве

Цвет излучения

Дополнительные требования

Фара-прожектор или прожектор-искатель

1

Белый

Допускается наличие, если они предусмотрены конструкцией КТС

Фары дальнего света

2

Белый

Разрешены для категории N3. При наличии четырех фар дальнего света дополнительные две фары могут использоваться только в дневное время для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов

Фонари заднего хода

2

Белый

Разрешены на КТС длиной более 6 м, кроме КТС категории М1. Должны располагаться симметрично оси КТС

Задние габаритные огни

2

Красный

Разрешены для категорий М2, М3, N2, N3, О3 и О4. Устанавливаются симметрично оси КТС, как можно ближе к габаритной ширине КТС и выше обязательных габаритных огней не менее чем на 600 мм

Сигналы торможения

1 центральный, когда его установка не является обязательной, 2 боковых при отсутствии центрального

Красный

Должны быть направлены непосредственно назад. Должны располагаться не менее чем на 600 мм выше обязательных сигналов торможения

Сигналы аварийного торможения

*

Автожелтый или красный

Должна быть обеспечена частота мигания (4±1) Гц

Сигнал аварийной остановки *

*

Автожелтый или красный

Должны быть обеспечены частота мигания (4±1) Гц и автоматическое включение независимо от других огней

Сигнал предупреждения о возможности наезда сзади

*

Автожелтый

Должны быть обеспечены частота мигания (4±1) Гц и автоматическое включение независимо от других огней

Указатели поворота боковые (повторители)

Любое число

Автожелтый

Должна обеспечиваться синхронная работа с остальными указателями поворота

Указатели поворота задние

По 2

Автожелтый

Разрешены на КТС категорий М2, МЗ, N2, N3, О2, О3, О4. Должны располагаться не менее чем на 600 мм выше обязательных указателей поворота

Огни маневрирования

1 или 2 (с каждой стороны)

Белый

Разрешены на КТС категорий М и N

Огонь подсветки поворота

2

Белый

Разрешен на КТС категорий М и N. Запрещен для категорий О

Внешний фонарь освещения подножки

2

Белый

Разрешен на КТС категорий М и N, а также дополнительные фонари для подножек и (или) дверных ручек

Внешняя подсветка

Любое число

Белый

Разрешена на КТС категорий М и N. Может включаться на стоящем КТС с выключенным двигателем при открытии дверей водителя, пассажирских или багажных отсеков. Должна отличаться от других огней КТС

Задние светоотражающие устройства

Любое число, если они не снижают эффективности обязательных устройств

Красный

Не должны иметь треугольную форму для категорий М и N. Должны иметь треугольную форму для категорий О. Удаление внешней границы видимой поверхности от внешней границы КТС должно быть не более 400 мм

Боковые светоотражающие устройства

Любое число, если они не снижают эффективности обязательных устройств

Автожелтый

Внешняя граница видимой поверхности должна быть не ниже 250 мм и не выше 900 мм от опорной поверхности (1500 мм, если расстояние 900 мм невозможно выдержать из-за особенностей конструкции)

* Сигналы представляют собой все одновременно мигающие указатели поворота и сигналы торможения.

4.3.4 На КТС, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов на используемые на КТС других типов.

4.3.5 Внешние световые приборы КТС должны быть работоспособны.

4.3.6 Включение и выключение передних и задних габаритных фонарей, контурных огней, если таковые имеются, боковых габаритных фонарей, если таковые имеются, и фонаря заднего государственного регистрационного знака должны осуществляться общим органом управления. Данное требование не применяется при использовании передних и задних габаритных фонарей, а также боковых габаритных фонарей в качестве стояночных огней.

4.3.7 Фары дальнего и ближнего света и передние противотуманные фары могут быть включены только в том случае, если включены также передние и задние габаритные огни, контурные огни, если таковые имеются, боковые габаритные фонари, если таковые имеются, и фонарь заднего регистрационного знака, за исключением включения фар дальнего и ближнего света для подачи предупредительных сигналов путем периодического кратковременного включения фар дальнего света, периодического кратковременного включения фар ближнего света или кратковременного попеременного включения фар дальнего и ближнего света.

4.3.8 Контрольные световые сигналы включения для фар дальнего света, передних противотуманных фар, указателей поворота, передних и задних габаритных огней, задних противотуманных фонарей должны быть работоспособны. Сигналом включения передних и задних габаритных огней может служить, в частности, включение освещения комбинации приборов.

4.3.9 Допускается одновременное либо попарное включение фар дальнего света. При переключении дальнего света на ближний все фары дальнего света должны выключаться одновременно.

4.3.10 Автоматический корректор угла наклона фар и устройства фароочистки, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации КТС либо, в случае внесения изменений в конструкцию КТС, в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных изготовителем, должны быть работоспособны.

4.3.11 Свет красного цвета ни одного из световых приборов не должен излучаться в направлении вперед, а свет белого цвета, за исключением света фонаря заднего хода, не должен излучаться в направлении назад. Данное требование не распространяется на устройства внутреннего освещения КТС.

4.3.12 Ни один огонь не должен быть мигающим, за исключением огней указателей поворота, аварийной сигнализации, аварийного сигнала торможения и боковых габаритных огней автожелтого цвета, применяемых совместно с указателями поворота.

4.3.13 Отсутствие, разрушения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных наружных оптических деталей и пленок) не допускаются, за исключением оптических элементов, корректирующих форму светового пучка фар ближнего света в целях приведения его в соответствие с действующими требованиями. В последнем случае применяются процедуры оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию КТС в эксплуатации, принятые государствами - членами Таможенного союза.

4.3.14 Повреждения и отслоения светоотражающей маркировки не допускаются.

4.3.15 Не допускается использование в фарах сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения либо не соответствующих установленному изготовителем в эксплуатационной документации классу источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль. Допускается применять сменные источники света класса D (газоразрядные лампы) с обозначениями:

"DxR" (где х - цифра от 1 до 8) в фарах со световым модулем без линзы;

"DxS" (где х - цифра от 1 до 8) в фарах со световым модулем с линзой.

4.3.16 Угол наклона плоскости (рисунки 4.1 и 4.2), содержащей левую (от КТС) часть верхней светотеневой границы пучка, именуемый углом регулировки ближнего света фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR и фар с источником света на светоизлучающих диодах (СИД), должен быть в пределах ±0,2% в вертикальном направлении от нормативного значения угла регулировки, указанного в эксплуатационной документации и (или) обозначенного на КТС. При отсутствии на КТС и в эксплуатационной документации данных о нормативе угла регулировки, фары типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR и фар с источником света СИД должны быть отрегулированы в соответствии с нормативами угла ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки регулировки ближнего света фар, заданными в зависимости от высоты Н установки оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки, показанными на рисунках 4.1, 4.2 и в таблице 4.6.

4.3.17 Угловое отклонение в горизонтальном направлении точки пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков следа светотеневой границы на экране светового пучка фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR и фар с источником света СИД от вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должно быть не более ±0,2%.

4.3.18 Сила света каждой из фар в режиме "ближний свет", измеренная при условии отсутствия загрязнения рассеивателя в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 750 кд в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы и не менее 1600 кд в направлении 52' вниз от положения левой части светотеневой границы.

Проверку силы света фар в режиме "ближний свет" проводят после регулировки ближнего света по 4.3.16. При несоответствии силы ближнего света нормативу проводят повторную регулировку в пределах ±0,1% в вертикальном направлении от номинального значения угла по таблице 4.6 и повторное измерение силы света.

4.3.19 Фары типов R, HR, DR и фары с источником света СИД должны быть отрегулированы так, чтобы центр светового пучка лежал на оси отсчета фары. После регулировки сумма сил света всех одновременно включенных фар типов R, HR, DR и фар с источником света СИД в режиме "дальний свет", измеренных по оси отсчета фары при отсутствии загрязнения рассеивателя, не должна превышать 300000 кд.

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

1 - ось отсчета; 2 - горизонтальная (левая) часть светотеневой границы; 3 - наклонная (правая) часть светотеневой границы; 4 - вертикальная плоскость, содержащая ось отсчета; 5 - плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки; 6 - плоскость экрана; ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки - угол наклона светового пучка к горизонтальной плоскости; L - расстояние от оптического центра фары до экрана; 7 - положение контрольной точки для измерения силы света в режиме "ближний свет" в направлении линии, расположенной под углом 34' выше горизонтальной части светотеневой границы пучка ближнего света в одной вертикальной плоскости с осью отсчета; 8 - положение контрольной точки для измерения силы света в режиме "ближний свет" на линии, расположенной под углом 52' ниже горизонтальной части светотеневой границы светового пучка ближнего света в одной вертикальной плоскости с оптической осью прибора; Н - расстояние от проекции оптического центра фары до плоскости рабочей площадки


Рисунок 4.1 - Схема расположения КТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы с наклонным правым участком для режима "ближний свет" и размещение контрольных точек на экране


ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки


Рисунок 4.2 - Схема расположения КТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы с ломаным правым участком для режима "ближний свет" и размещение контрольных точек на экране


Таблица 4.6 - Нормативы угла ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки регулировки пучков ближнего света фар в зависимости от высоты установки фар над опорной поверхностью

Высота оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки Н, мм

Угол регулировки ближнего света, ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки


Угловых минут

Процентов

До 600

34

1,00

От 600 до 700

45

1,30

От 700 до 800

52

1,50

От 800 до 900

60

1,76

От 900 до 1000

69

2,00

От 1000 до 1200

75

2,20

От 1200 до 1500

100

2,90

4.3.20 Противотуманные фары должны быть отрегулированы в соответствии с указаниями изготовителя КТС в эксплуатационной документации или, если они недоступны или отсутствуют, светотеневая граница должна находиться ниже линии Н в соответствии с таблицей 4.7.

4.3.21 Фонари заднего хода должны включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.

Таблица 4.7 - Нормативы угла ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки регулировки пучков света противотуманных фар в зависимости от высоты установки фар над опорной поверхностью

Тип фары

Высота оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки Н, мм

Угол регулировки света противотуманной фары, ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

Угловых минут

%

В

-

До 52

До 1,5

F3

Не более 800

От 34 до 85

От 1,0 до 2,5

F3

Св. 800

От 52 до 104

От 1,5 до 3,0

4.3.22 Указатели поворота должны работать в мигающем режиме с частотой следования проблесков (1,5±0,5) Гц (90±30) проблесков в минуту. Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме.

4.3.23 Все указатели поворота, расположенные на одной и той же стороне КТС, должны включаться и выключаться одним и тем же устройством и работать синхронно.

4.3.24 Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны излучать свет в постоянном режиме и включаться при воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозных систем.

4.3.25 Задние противотуманные фонари должны излучать свет в постоянном режиме. Задние противотуманные фонари могут оставаться включенными до тех пор, пока не выключены габаритные фонари. Задние противотуманные фонари не должны включаться при воздействии на педаль рабочей тормозной системы.

4.3.26 Стояночные огни, расположенные с одной стороны КТС, должны включаться независимо от любых других огней, а также независимо от положения выключателя зажигания.

4.3.27 Габаритные и контурные огни должны работать в постоянном режиме, за исключением боковых габаритных огней автожелтого цвета, применяемых совместно с указателями поворота.

4.3.28 Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя, однако они могут оставаться выключенными при нахождении рычага автоматической коробки передач в положении "Стоянка", или при приведенной в действие стояночной тормозной системе, или до начала движения КТС после каждого запуска двигателя вручную. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, в том числе передних противотуманных фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов.

4.3.29 Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме.

4.4 Требования к обеспечению обзорности

4.4.1 КТС должно быть укомплектовано стеклами, предусмотренными изготовителем.

4.4.2 Ограничение обзорности с места водителя дополнительными предметами или покрытиями (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов размораживания и осушения ветрового стекла) не допускается.

4.4.3 Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%, а для задних стекол может быть ниже 70% при наличии на КТС двух наружных зеркал заднего вида, удовлетворяющих требованиям 4.4.11. В верхней части ветрового стекла допускается светозащитная полоса, выполненная в массе стекла либо в виде прозрачной цветной пленки: на КТС категорий М1, М2 и N1, а также L6 и L7 (с кузовом закрытого типа) - шириной не более 140 мм, а на КТС категорий М3, N2 и N3 - шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Светопропускание светозащитной полосы не измеряют.

4.4.4 Ветровые стекла всех типов не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.

4.4.5 Не разрешается применять стекла, на которых нанесено покрытие, создающее зеркальный эффект.

4.4.6 На боковых и задних окнах КТС категории М3 класса III допускается наличие занавесок.

4.4.7 Наличие трещин ветровых стекол КТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.

4.4.8 Стеклоочистители и стеклоомыватели должны быть работоспособны. Демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации КТС стеклоочистителей и стеклоомывателей не допускается.

4.4.9 Стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.

4.4.10 КТС должно быть укомплектовано противосолнечными козырьками.

4.4.11 КТС должно быть укомплектовано зеркалами заднего вида согласно таблице 4.8.

4.4.12 КТС с числом колес менее четырех и кузовом, частично или полностью закрывающим водителя, должны быть оборудованы:

Таблица 4.8 - Требования к наличию зеркал заднего вида на транспортных средствах

Категория КТС

Характеристика зеркала

Класс зеркала

Число и расположение зеркал на КТС

Наличие зеркала

L1-L5

Наружное основное

L

Одно слева

Обязательно

Одно справа

Допускается.
При максимальной конструктивной скорости более 50 км/ч - обязательно

М1, N1, L5, L6, L7 (с закрытой кабиной)

Внутреннее

I

Одно внутри

Обязательно только при наличии обзора через него

М1, N1

Наружное основное

III (или II)

Одно слева

Обязательно

Одно справа

Обязательно при недостаточном обзоре через внутреннее зеркало, в остальных случаях - допускается

Наружное широкоугольное

IV

Одно справа, одно слева

Допускается

Наружное бокового обзора

V*

Одно справа, одно слева

Допускается

Наружное переднего обзора

VI*

Одно спереди

Допускается

М2, М3

Наружное основное

II

Одно справа, одно слева

Обязательно

Внутреннее

I

Одно внутри

Допускается

Наружное широкоугольное

IV

Одно справа, одно слева

Допускается

Наружное бокового обзора

V*

Одно справа, одно слева

Допускается

Наружное переднего обзора

VI*

Одно спереди

Допускается

N2 (не более 7,5 тонны)

Наружное основное

II

Одно справа, одно слева

Обязательно

Внутреннее

I

Одно внутри

Допускается

Наружное широкоугольное

IV

Одно справа, одно слева

Допускается

Наружное бокового обзора

V*

Одно справа, одно слева

Допускается

Наружное переднего обзора

VI*

Одно спереди

Допускается

N2 (св. 7,5 тонны)

Наружное основное

II

Одно справа, одно слева

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

Название документа: ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

Номер документа: 33997-2016

Вид документа: ГОСТ

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Дата принятия: 18 июля 2017

Дата начала действия: 01 февраля 2018
Дата редакции: 01 июня 2018
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах