Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ ISO 12217-3-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СУДА МАЛЫЕ

Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории

Часть 3

Суда с длиной корпуса менее 6 м

Small craft. Stability and buoyancy assessment and categorization. Part 3. Boats of hull length less than 6 m

     

ОКС 47.080
ОКП 744352

Дата введения 2017-11-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 межгосударственного стандарта

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 032 "Внутренний водный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2017 г. N 469-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 12217-3-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 12217-3:2015* "Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 3. Суда с длиной корпуса менее 6 м" ("Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 3: Boats of hull length less than 6 m", IDT)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт определяет предельные условия окружающей среды, для которых проектируется конкретное судно.

Это дает возможность определить проектную категорию судна, соответствующую его конструкции и максимальной нагрузке. Проектные категории соответствуют проектным категориям, приведенными в Директиве Европейского Союза о прогулочных судах, Директива ЕС 2013/53/ЕС.

Приложение Н содержит таблицы, способствующие проведению комплексной оценки соответствия судна требованиям настоящего стандарта.


ВНИМАНИЕ - Соответствие правилам настоящего стандарта не гарантирует обеспечения полной безопасности и исключения риска опрокидывания судна или его затопления.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы оценки остойчивости и плавучести целых (т.е. неповрежденных) судов. Также рассматриваются характеристики плавучести судов, с риском заливания водой.

Оценка остойчивости и запаса плавучести согласно настоящему стандарту, дает возможность присвоить судну проектную категорию (С или D), соответствующую его конструкции и максимальной нагрузке.

Настоящий стандарт применим к гребным и моторным судам с длиной корпуса менее 6 м, за исключением обитаемых многокорпусных судов. К палубным судам с быстроосушаемыми рецессами в соответствии с ISO 11812 с длиной корпуса менее 6 м могут также применяться стандарты ISO 12217-1 или ISO 12217-2 (для непарусных и парусных судов соответственно), в этом случае может быть назначена более высокая проектная категория.

Для обитаемых многокорпусных судов в настоящем стандарте приводятся оценка восприимчивости судна к опрокидыванию, определение эффективного способа эвакуации и требования к положительной плавучести при опрокидывании судна.

Требования настоящего стандарта не распространяются на:

- надувные и каркасно-надувные суда (РИБ), рассматриваемые в ISO 6185, кроме ссылок, сделанных в ISO 6185 на специальные положения ISO 12217;

- персональные суда, рассматриваемые в ISO 13590 и прочий, сходный по управлению водный транспорт;

- водные игрушки;

- каноэ и каяки;

- гондолы и водные велосипеды;

- парусные доски для виндсерфинга;

- доски для серфинга, в том числе укомплектованные механическим двигателем;

- суда на подводных крыльях и на воздушной подушке в случае, когда они не находятся в водоизмещающем режиме;

- подводные аппараты.

Примечание - Водоизмещающий режим представляет собой режим поддержания судна только при помощи гидростатической силы.


Настоящий стандарт не включает и не дает оценку воздействия на остойчивость буксировки, рыбной ловли, дноуглубительных работ или подъемных операций, так как вышеперечисленное следует рассматривать отдельно в случае необходимости.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты*. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного стандарта (включая все его изменения). Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта.

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


ISO 2896:2001, Rigid cellular plastics - Determination of water absorption (Поропласты жесткие. Определение водопоглощения)

ISO 3864-1, Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Part 1: Design principles for safety signs and safety markings (Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования для знаков и маркировки безопасности)

ISO 8666, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)

ISO 9093-1, Seacocks and through-hull fittings - Part 1: Metallic (Суда малые. Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус. Часть 1. Металлические)

ISO 9093-2, Small craft - Seacocks and through-hull fittings - Part 2: Non-metallic (Суда малые. Забортные клапаны и фитинги, проходящие через корпус. Часть 2. Неметаллические)

ISO 10240, Small craft - Owner's manual (Суда малые. Руководство для владельца)

ISO 11812, Small craft - Watertight cockpits and quick-draining cockpits (Суда малые. Водонепроницаемые и быстроосушаемые кокпиты)

ISO 12216, Small craft - Windows, portlights, hatches, deadlights and doors - Strength and watertightness requirements (Суда малые. Окна, бортовые иллюминаторы, люки, глухие иллюминаторы и двери. Требования к прочности и водонепроницаемости)

ISO 12217-1:2015, Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 1: Non-sailing boats of hull length greater than or equal to 6 m (Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести. Определение проектной категории. Часть 1. Непарусные суда с длиной корпуса 6 м и более)

ISO 12217-2:2015, Small craft - Stability and buoyancy assessment and categorization - Part 2: Sailing boats of hull length greater than or equal to 6 m (Суда малые. Оценка остойчивости и запаса плавучести и определение проектной категории. Часть 2. Суда парусные с длиной корпуса 6 м или более)

ISO 14946, Small craft - Maximum load capacity (Суда малые. Максимальная грузоподъемность)

ISO 15083, Small craft - Bilge-pumping systems (Суда малые. Трюмные насосные системы)

ISO 15085, Small craft - Man-overboard prevention and recovery (Суда малые. Предотвращение падения за борт и подъем человека на борт)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Примечание - Значения некоторых символов, используемых в определениях, приведены в разделе 4.

     3.1 Основные термины

3.1.1 проектная категория (design category): Описание условий плавания по ветру и волнению, при которых разрешается эксплуатация судна.

Примечание - См. также 9.2.

3.1.2 рецесс (recess): Открытый для доступа воздуха объем, который может быть заполнен водой в пределах допустимых нагрузок и соответствующих дифферентов.

Пример - Кокпиты, ниши подвесного мотора, открытые объемы или пространства, ограниченные фальшбортами или комингсами.

Примечание 1 - Каюты, навесы (укрытия) или локеры, снабженные закрытиями, удовлетворяющими требованиям ISO 12216, не являются рецессами.

Примечание 2 - Кокпиты, открытые в кормовой части, рассматриваются как рецессы. Палубы без фальшбортов и комингсов не являются рецессами.

3.1.3 быстроосушаемый рецесс (quick-draining recess): Рецесс, удовлетворяющий требованиям ISO 11812 для "быстроосушаемых кокпитов и рецессов".

Примечание 1 - ISO 11812 содержит требования, которым большинство парусных лодок не может соответствовать.

Примечание 2 - Согласно характеристикам, приведенным в ISO 11812, кокпит можно рассматривать как быстроосушаемый только для одной проектной категории; для более высокой проектной категории данный же кокпит не будет считаться быстроосушаемым.

3.1.4 водонепроницаемый рецесс (watertight recess): Рецесс, удовлетворяющий требованиям ISO 11812 для "водонепроницаемых кокпитов и рецессов".

Примечание - Настоящий термин включает в себя требования, применимые только к водонепроницаемости и высоте комингса, но не к осушению.

3.1.5 палубное (закрытое) судно (fully enclosed boat): Судно, у которого горизонтальная проекция площади, ограниченная бортовой линией, включает любую комбинацию из:

- водонепроницаемой палубы и надстройки, и/или

- быстроосушаемого рецесса, соответствующего ISO 11812, и/или

- водонепроницаемого рецесса в соответствии ISO 11812 с суммарным объемом меньше, чем (LBF)/40, у которого все закрытия имеют степень водонепроницаемости в соответствии с ISO 12216.

Примечание - Размер рецессов, разрешенный для некоторых судов проектной категории С, ограничен требованиями 6.4.

3.1.6 частично закрытое судно (partially protected boat): Судно, которое не отвечает определению закрытого судна, и у которого горизонтальная проекция площади палубы, кают, укрытий, ниш подвесного мотора и других жестких покрытий, считаемых водонепроницаемыми сверху в соответствии с ISO 12216, и из которых вода сливается непосредственно за борт (то есть не через осушительную систему), и:

- составляет не менее 1/3 от горизонтальной проекции площади, ограниченной бортовой линией,

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs