• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил


ГОСТ Р 57445-2017

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Общие требования к методам определения ресурса

Railway technical means. General requirements for methods of life time estimation



ОКС 45.020
ОКП 31 8000

Дата введения 2017-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (АО "ВНИКТИ"), Федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Институт машиноведения Российской академии наук" (ИМАШ РАН)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 апреля 2017 г. N 282-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Целью настоящего стандарта является формирование общих требований, предъявляемых к методам определения ресурса железнодорожных технических средств, для обеспечения возможности оценки и прогнозирования технического состояния объектов оборудования подвижного состава и объектов производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта.

В настоящем стандарте представлены новые подходы к расчетному, экспериментальному и расчетно-экспериментальному определению показателей ресурса железнодорожных технических средств на всех стадиях жизненного цикла с применением актуального опыта их использования в различных отраслях промышленности, в частности атомной, по назначению показателей ресурса.

Положения настоящего стандарта базируются на опыте проведения расчетов и экспериментов, а также статистических данных по назначению показателей ресурса подвижного состава железных дорог.

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные технические средства, включающие подвижной состав и его составные части, а также объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, ее составные части и элементы, устанавливает общие требования к методам определения их ресурса на всех этапах жизненного цикла.

Настоящий стандарт не распространяется на микропроцессорные системы управления и их программное обеспечение, применяемые на железнодорожном транспорте или являющиеся составной частью железнодорожных технических средств.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 23207 Сопротивление усталости. Основные термины, определения и обозначения

ГОСТ 28198 Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 1. Общие положения и руководство

ГОСТ 31539 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ 32192 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.2.08 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность движения поездов. Термины и определения

ГОСТ Р 54461 Надежность железнодорожного тягового подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ Р 55056 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ 23207, ГОСТ 31539, ГОСТ 32192, ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 22.2.08, ГОСТ Р 54461, ГОСТ Р 55056, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Ресурс

3.1.1 допускаемый ресурс: Ресурс, устанавливаемый по предельному состоянию объекта с введением системы обоснованных запасов (прочности, долговечности, наработки).

Примечание - Под системой обоснованных запасов подразумеваются запасы, установленные в действующих нормативных документах, а также определяемые при расчетах ресурса на стадиях жизненного цикла объектов.

3.1.2 допускаемый продленный ресурс: Ресурс, устанавливаемый расчетом в момент определения технического состояния объекта с учетом установленных запасов при осуществлении мероприятий по изменению режимов эксплуатации, упрочнению или при проведении ремонтно-восстановительных работ.

3.1.3 исходный ресурс: Прогнозируемая наработка объекта до достижения предельного состояния, рассчитанная на стадии проектирования.

3.1.4 исчерпанный ресурс: Доля исходного ресурса, выработанного от начала изготовления до момента определения технического состояния объекта.

3.1.5 индивидуальный ресурс: Ресурс узлов и элементов, установленный расчетно-экспериментальным путем с учетом их фактического технического состояния и условий эксплуатации.

3.1.6 парковый ресурс: Средний ресурс элементов или объектов одной или нескольких серий, или однотипных по конструкции, исполнительным размерам, материалам, условиям эксплуатации и другим параметрам элементов или объектов, входящих в один парк.

3.1.7 расчетный ресурс: Наработка объекта, которую организация (разработчик и изготовитель) посредством расчетных и расчетно-экспериментальных методов оценивает для любой стадии жизненного цикла.

Примечание - Для разных объектов ресурс может быть выражен в различных единицах, например в часах или годах (для ПС и ОИ), километрах пробега (для ПС), а также в количестве тонно-километров транспортирования (для ПС и ОИ), включений и пусков (для энергетических систем и релейных устройств ПС и ОИ), циклов нагружения (для ПС и ОИ). Изготовитель может принять расчетный ресурс за назначенный, который при этом может отличаться от исходного.

3.1.8 серийный ресурс: Средний ресурс объектов данной серии (модели).

3.1.9 эксплуатационный исчерпанный ресурс: Ресурс, исчерпанный в процессе жизненного цикла с момента ввода объекта в эксплуатацию до момента определения технического состояния оборудования.

3.1.10 эксплуатационный исчерпанный срок службы: Срок службы, истекший в процессе жизненного цикла с момента ввода объекта в эксплуатацию до момента определения его технического состояния.

3.2 Определение состояния объектов

3.2.1 базовый (критический) элемент: Элемент сложной технической системы, отвечающий одному (или нескольким одновременно) из следующих критериев:

- выполняет несущую функцию в конструкции или основную требуемую потребителю функцию;

- является несменяемым;

- имеет наибольшее количество связей с другими элементами;

- имеет наибольшую стоимость замены элемента по отношению к стоимости сложной технической системы в целом.

3.2.2 критическая зона элементов объектов: Часть несущего элемента объекта, в которой в процессе изготовления и эксплуатации происходит наиболее интенсивное накопление повреждений, ведущих к отказам или нарушению безопасности объекта.

3.2.3 критические размеры дефектов: Размеры дефектов, приводящие к возникновению разрушений при эксплуатационных допускаемых воздействиях.

3.2.4 некритический элемент: Вспомогательный или несущий элемент объекта, повреждения, отказы и разрушения которого не приводят к нарушению безопасности объекта.

Примечание - В процессе эксплуатации некритические элементы объекта при выработке их ресурса или срока службы могут быть заменены новыми.

3.2.5 натурный критический элемент: Элемент (деталь, узел, компонент) объекта, на котором проводят натурные или стендовые испытания с целью определения исходного или остаточного ресурса.

3.2.6 критический коэффициент интенсивности упругих напряжений: Коэффициент, устанавливаемый экспериментально на образцах с трещинами или расчетом с учетом исходных механических свойств материала.

3.2.7 проектная аварийная ситуация: Обстановка при эксплуатации, предусмотренная в проекте и обусловленная сочетанием условий эксплуатации и состояния объекта при переходе допускаемых повреждений в аварию.

3.2.8 запроектная аварийная ситуация: Ситуация, вызываемая не учитываемыми для проектных аварийных ситуаций исходными событиями и приводящая к тяжелым последствиям.

3.2.9 гипотетическая аварийная ситуация: Аварийная ситуация, которая может возникать при непредсказанных заранее вариантах и сценариях развития с максимально возможными размером ущерба и количеством жертв.

Примечание - Гипотетические аварийные ситуации относят к числу запроектных аварийных ситуаций; они характеризуются весьма малой вероятностью такого события и значительными последствиями. При гипотетической аварийной ситуации объекты прямому восстановлению не подлежат; возможности аварийной диагностики и мониторинга сводятся к определению предвестников этих ситуаций и срабатыванию систем аварийного оповещения.

3.2.10 усталостное разрушение: Разрушение при циклическом нагружении с образованием и развитием трещины.

3.2.11 квазистатическое разрушение: Разрушение при циклическом нагружении с односторонним накоплением пластических деформаций.

3.2.12 хрупкое разрушение: Вид разрушения, при котором номинальные разрушающие напряжения меньше предела текучести и вязкая составляющая в изломе отсутствует.

3.2.13 расчетная температура: Температура объекта при заданных параметрах нагружения.

3.2.14 критическая температура хрупкости: Температура, при которой происходит резкое изменение характеристик разрушения (доли вязкой составляющей в изломе, ударной вязкости, разрушающих напряжений, скорости роста трещины, общих и локальных пластических деформаций в зоне разрушения).

3.2.15 исходное состояние: Техническое состояние объекта на стадии ввода в эксплуатацию.

3.2.16

техническое состояние объекта: Состояние, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных технической документацией на объект.

[ГОСТ 20911-89, статья 2]

3.2.17 живучесть: Способность технического устройства, сооружения, средства или системы выполнять свои основные функции (в ограниченном объеме), несмотря на полученные повреждения или адаптируясь к новым условиям.

3.3 Обозначения и сокращения

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время (длительность, срок - ч);

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - ресурс объекта (циклы, млн т брутто, в том числе ч);

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время эксплуатационных воздействий;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - срок службы объекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время жизненного цикла;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса, ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - расчетные ресурс и срок службы;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса, ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - назначенные ресурс и срок службы;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса-ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - временные этапы жизненного цикла;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время обоснования проекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время проектирования;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время строительства;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время испытаний;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время хранения;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время ввода в эксплуатацию;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время эксплуатации;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время остановки (вывода из эксплуатации) эксплуатации;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - время утилизации;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - ресурс, исчерпанный в процессе строительства объекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - ресурс, исчерпанный при испытании объекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - ресурс, исчерпанный в процессе ввода в эксплуатацию;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - ресурс, исчерпанный в процессе эксплуатации;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - ресурс, исчерпанный при остановке (выводе из эксплуатации) объекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - ресурс, необходимый для утилизации объекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса, ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - остаточные ресурс и срок службы;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса, ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - исходные ресурс и срок службы;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса, ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - эксплуатационные исчерпанные ресурс и срок службы;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса, ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - продленные ресурс и срок службы;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - допускаемый ресурс;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - допускаемый продленный ресурс;

nГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - запас по ресурсу;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - индивидуальный ресурс (для данного рассматриваемого объекта);

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - серийный ресурс (для серии объектов);

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - парковый ресурс (для всего парка однотипных объектов);

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - расчетный ресурс для i-детали объекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - расчетный ресурс для j-узла объекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - расчетный ресурс для k-элемента объекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - расчетный ресурс для критического элемента (детали, узлы, компоненты) объекта;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - составляющая общего расчетного ресурса от длительных временных воздействий с учетом структурных изменений материала;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - составляющая общего расчетного ресурса от температурных воздействий;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - составляющая общего расчетного ресурса от циклических воздействий;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - составляющая общего расчетного ресурса от термовременных циклических воздействий;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - составляющая времени эксплуатационных воздействий от временных интервалов воздействий;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - составляющая времени эксплуатационных воздействий от температурных интервалов воздействий;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - составляющая времени эксплуатационных воздействий от циклических интервалов воздействий;

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса - составляющая времени эксплуатационных воздействий от термовременных интервалов воздействий.

ПС - подвижной состав;

ОИ - объекты инфраструктуры;

ТЗ - техническое задание;

ТЭО - технико-экономическое обоснование;

ТУ - технические условия.

4 Основные положения

4.1 Методы определения ресурса включают:

- расчетные и экспериментальные методы с использованием подходов, основанных на применении специализированных методик, программных и технических средств, использованного оборудования, а также на обобщении опыта предшествующего нормирования и назначения ресурса;

- расчетно-экспериментальные методы в соответствии с нормами и правилами, основанные на сочетании (одновременном использовании) расчетных и экспериментальных методов;

- расчетно-экспериментальные методы с математическим и физическим моделированием.

Примечание - При применении математического моделирования объектов используемое программное техническое обеспечение должно быть аттестовано в установленном порядке;


- расчетно-экспериментальные методы в соответствии с нормами и правилами при возникновении запроектных аварийных ситуаций [4.6, перечисление б)];

- расчетные и расчетно-экспериментальные методы в соответствии с нормами и правилами при возникновении нарушений штатных условий [4.6, перечисление г)];

- расчетные методы с использованием подходов, основанных на обобщении опыта предшествующего нормирования и назначения ресурса при возникновении повреждений [4.6, перечисление д)].

4.2 Выбор методов определения ресурса ПС и ОИ (далее - объекты) обосновывают исходя из следующих факторов и принципов:

- критичности объектов и элементов для безопасности железнодорожного транспорта;

- экономических, трудовых и материальных затрат, направленных на обеспечение заданного ресурса.

4.3 При выборе методов определения ресурса предельное состояние устанавливают по параметрам и признакам, которые определяют техническое состояние объекта и его безопасную эксплуатацию.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса

Название документа: ГОСТ Р 57445-2017 Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса

Номер документа: 57445-2017

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Дата принятия: 14 апреля 2017

Дата начала действия: 01 декабря 2017
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах