Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57329-2016/EN 13306:2010

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИЯ

Системы технического обслуживания и ремонта. Термины и определения

Automation systems and integration. Maintenance and repair sistems. Terms and definitions

     

ОКС 01.040.03, 03.080.10

Дата введения 2017-06-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2016 г. N 1977-ст

4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 13306:2010* "Техническое обслуживание. Терминология" (EN 13306:2010 "Maintenance - Maintenance terminology", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)     

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)     

Введение


Целью настоящего стандарта является определение базовых терминов, используемых для всех видов работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом и управлением ими, независимо от типа рассматриваемого аспекта. Техническое обслуживание программного обеспечения в настоящем стандарте не рассматривается, тем не менее для элементов и систем, содержащих программное обеспечение, информация представлена.

Руководство любой организации должно нести ответственность за выработку стратегии в части технического обслуживания и ремонта в соответствии со следующими основными целями, а именно:

- обеспечение эксплуатационной готовности элемента к функционированию в соответствии с установленными требованиями (при оптимальных затратах);

- рассмотрение вопросов безопасности и любых других обязательных требований, связанных с конкретным элементом;

- рассмотрение любых воздействий на окружающую среду;

- повышение продолжительности срока службы элемента и/или качества продукции или услуг при условии оптимизации и учета соответствующих затрат (при необходимости).

Техническое обслуживание и ремонт вносят существенный вклад в обеспечение надежности функционирования промышленных объектов в целом и их элементов в частности. Правильные и формальные определения необходимы пользователям стандартов для более четкого понимания терминов, используемых в работах, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом, а также могут иметь особое значение при разработке технической документации и договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту.

Термины, содержащиеся в настоящем стандарте, отражают, что техническое обслуживание и ремонт не ограничивается только техническими действиями, но включает также и другие виды деятельности, такие как планирование, обработка и управление документами и др.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает базовые термины и определения, применяемые в работах по техническому обслуживанию и ремонту, охватывая при этом технические, организационные и управленческие аспекты. Термины, установленные в настоящем стандарте, не могут применяться для технического обслуживания программного обеспечения.

     2 Базовые термины

2.1 техническое обслуживание и ремонт (maintenance): Совокупность технических и административных мероприятий, включая оперативно-диспетчерские, по поддержанию или восстановлению работоспособности оборудования в процессе эксплуатации, в том числе его опробование, испытание, наладку и регулирование, предполагающие содержание и восстановление устройства, поддержание его в состоянии, в котором оно способно выполнять требуемые функции.

Примечание 1 - См. также определения терминов "усовершенствование" и "модификация".

Примечание 2 - В соответствии с МЭК 60050-191(1990) техническое обслуживание и ремонт - это совокупность всех технических и организационных действий, включая технический надзор, направленный на поддержание или возвращение объекта в состояние, в котором он способен выполнять требуемую функцию.

2.2 управление техническим обслуживанием и ремонтом (maintenance management): Действия руководства, направленные на определение целей, стратегии и обязанностей в части технического обслуживания и ремонта, а также на их осуществление с помощью таких средств, как планирование, контроль и совершенствование деятельности по техническому обслуживанию и ремонту и учету расходования ресурсов.

Примечание - Управление техническим обслуживанием и ремонтом также включает составление планов-графиков выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, формирование заданий на выполнение работ, определение требуемых ресурсов (по номенклатуре и количеству), а также контроль расходования материальных и иных ресурсов (в том числе учет выполненных замен изделий и агрегатов, отслеживание их движения и др.).

2.3 цель технического обслуживания и ремонта (maintenance objective): Цель, заданная и утвержденная для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту.

Примечание - Этими целями могут быть, например, обеспечение доступности, снижение затрат, повышение качества продукции, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности и сохранение номинальной стоимости активов.

2.4 стратегия технического обслуживания и ремонта (maintenance strategy): Метод управления, используемый для достижения целей технического обслуживания и ремонта.

Примечание - Примерами могут быть передача технического обслуживания и ремонта сторонним организациям (аутсорсинг), распределение ресурсов и т.д.

2.5 план технического обслуживания и ремонта (maintenance plan): Структурированный и документированный набор задач, включающий в себя мероприятия, процедуры, ресурсы и интервалы времени, необходимые для проведения технического обслуживания и ремонта.

2.6 требуемая функция (required function): Функция, набор функций или совокупность всех функций элемента, которые считаются необходимыми для обеспечения предоставляемой услуги.

Примечание 1 - Обеспечение возможности оказания услуги может включать в себя также сохранение стоимости активов.

Примечание 2 - Предоставляемая услуга может быть явно выраженной или подразумеваемой и в некоторых случаях может быть ниже первоначальных проектных нормативов.

2.7 функциональная надежность, надежность (dependability): Способность выполнять надлежащие функции, когда необходимо.

Примечание 1 - Характеристики функциональной надежности включают эксплуатационную готовность и ее влияющие факторы (надежность, восстанавливаемость, ремонтопригодность, характеристики поддержки технического обслуживания и ремонта), а в некоторых случаях - и долговечность, экономичность, целостность, безопасность, сохранность и условия эксплуатации.

Примечание 2 - Надежность используют для описаний в качестве обобщающего термина для связанных со временем качественных характеристик продукции или услуги.

Примечание 3 - Надежность является собирательным термином, применяемым для описания свойства готовности и влияющих на него свойств безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта.

2.8 поддержка технического обслуживания и ремонта (качество технического обслуживания и ремонта) (maintenance supportability; maintenance support performance): Способность организации надлежащим образом выполнять техническое обслуживание и ремонт в нужном месте в нужное время (при необходимости).

Примечание - Поддержка технического обслуживания и ремонта является свойством организации технического обслуживания и ремонта при заданных условиях обеспечивать по запросу изделие требуемыми для технического обслуживания и ремонта ресурсами в соответствии с заданной стратегией технического обслуживания и ремонта.

2.9 работа (функционирование) (operation): Совокупность всех технических, организационных и управленческих мероприятий, за исключением мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту, которые предназначены для обеспечения возможности использования элемента.

Примечание - Работы по техническому обслуживанию и ремонту, выполняемые операторами, не входят в понятие "работа".

     3 Термины, связанные с элементами (объектами)

3.1 элемент, объект (Item): Часть, компонент, устройство, механизм, подсистема, функциональный блок, оборудование или система, которые могут быть индивидуально описаны и рассмотрены.

Примечание 1 - Набор элементов, например семейство предметов или образец, который сам по себе может рассматриваться как отдельный элемент.

Примечание 2 - Элемент может состоять из аппаратных средств, программного обеспечения или же того и другого.

Примечание 3 - Программное обеспечение состоит из программ, процедур, правил, документации и данных в системе обработки информации.

3.2 физический актив (asset (physical)): Элемент, который формально находится под контролем (учетом).

3.3 ремонтопригодный элемент, восстанавливаемое изделие (repairable item): Элемент, который при определенных условиях после отказа может быть возвращен в состояние, в котором он может выполнять требуемую функцию.

Примечание 1 -Условия могут включать климатические, технические или экологические обстоятельства.

Примечание 2 - Изделие, которое является восстанавливаемым при одних данных условиях, может быть невосстанавливаемым при других условиях.

3.4 расходный элемент (материал) (consumable item): Элемент или материал, предназначенный для одноразового использования, может заменяться на регулярной основе и, как правило, не является специфическим.

Примечание - Расходные элементы обладают относительно низкой стоимостью по сравнению с основными элементами.

3.5 запасная часть (деталь) (spare part): Элемент, предназначенный для замены соответствующего элемента с целью сохранения или поддержания выполнения первоначальной требуемой функции элемента.

Примечание 1 - Исходный элемент может быть впоследствии восстановлен.

Примечание 2 - В английском языке любой элемент, который предназначен и/или подлежит замене на конкретный элемент, часто называется "заменяемым элементом".

3.6 страховая (аварийная) запасная часть (деталь) (insurance spare part): Запасная часть, которая обычно не требуется в течение срока эксплуатации конкретного элемента, однако ее недоступность повлечет неприемлемый вынужденный простой из-за необходимости ее поставки.

Примечание 1 - Если запасная часть является дорогостоящей, то с точки зрения бухгалтерского учета эту часть можно рассматривать в качестве основного актива.

Примечание 2 - Часть производственных запасов, формируемых на случай непредвиденных обстоятельств (недопоставки, просроченные поставки) или чрезвычайных положений (аварийные ситуации у поставщика, негативные природные явления)

3.7 структурный уровень, уровень разукрупнения (indenture level): Уровень разделения элемента на составные части с точки зрения операций технического обслуживания и ремонта.

Примечание 1 - Примерами структурных уровней являются: система, подсистема и компонент.

Примечание 2 - С точки зрения технического обслуживания и ремонта структурный уровень зависит от сложности конструкции элемента, доступности субэлементов, уровня квалификации обслуживающего персонала, испытательного оборудования, соображений безопасности и т.д.

     4 Свойства элементов

4.1 доступность, готовность (availability): Способность изделия выполнить требуемую функцию в данных условиях в данный момент или на данном интервале времени в предположении, что требуемые внешние ресурсы обеспечиваются.

Примечание 1 - Способность зависит от соответствующих аспектов надежности, ремонтопригодности и восстанавливаемости элемента и наличия поддержки технического обслуживания и ремонта.

Примечание 2 - Требуемые внешние ресурсы, за исключением ресурсов, необходимых для технического обслуживания и ремонта, не влияют на доступность элемента, хотя этот элемент может быть недоступен, с точки зрения пользователя.

Примечание 3 - Доступность можно определять количественно с использованием соответствующих мер или показателей, после чего доступность называют "эксплуатационной готовностью".

4.2 надежность (reliability): Свойство элемента, характеризующее способность сохранять в установленных временных пределах требуемые функции доступности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости и транспортабельности или комбинации этих свойств.

Примечание 1 - Предполагается, что элемент находится в состоянии, пригодном для его выполнения в соответствии с требованиями, которые установлены в начале временного промежутка.

Примечание 2 - Надежность можно определять количественно (как вероятностные показатели или показатели эффективности) с помощью соответствующих мер, а затем называть "показателем надежности".

Примечание 3 - В некоторых случаях вместо заданного временного промежутка можно рассматривать заданное число других используемых единиц (число циклов, число часов наработки, число километров и т.д.).

4.3 характеристическая надежность (гарантированная надежность) (intrinsic reliability; inherent reliability): Надежность элемента, определяемая при проектировании и изготовлении.

4.4 возможность технического обслуживания и ремонта, ремонтопригодность (maintainability): Способность элемента при данных условиях использования, технического обслуживания и ремонта к поддержанию или восстановлению состояния, в котором он может выполнить требуемую функцию.

Примечание - Возможность технического обслуживания и ремонта можно определять количественно с использованием соответствующих мер или показателей, а затем называть "характеристиками технического обслуживания и ремонта".

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs