Не все нормативные документы, связанные со стандартизацией (далее - национальные стандарты), имеют одну и ту же цель или идентичные результаты или подлежат одинаковым ограничениям. Например, стандарт, способствующий бизнесу в какой-либо области применения, и стандарт, определяющий требования безопасности, имеют мало общего. Следовательно, соответствующие стратегические принципы могут меняться в зависимости от различных сегментов, к которым относится стандарт.
Поэтому предлагается классифицировать стандарты по сегментам соответственно трем критериям: цель, заинтересованные стороны и применяемая технология.
Согласно рассматриваемым целям, стандарты можно идентифицировать по следующим категориям требований:
- безопасность и/или возможность совместного использования;
- интероперабельность;
- результаты деятельности;
- полнота восприятия и/или наилучшая практика.
В качестве заинтересованных сторон могут выступать:
- государственные организации, представляющие интересы страны и общества;
- конечные пользователи, продавцы и интеграторы, задействованные в цепочке поставок.
Технологии можно классифицировать по степени их применения:
- активное применение информационных технологий (ИТ) (или других быстро изменяющихся технологий);
- отказ от применения или ограниченное применение ИТ (или других быстро изменяющихся технологий).
Комбинируя различным образом вышеназванные элементы, можно получить структуру стандартов, приведенную в таблице 1.
Таблица 1 - Структура стандартов
Сегмент | Типы стандартов | Комментарии |
Сегмент 1 | Ориентация на безопасность, функциональную безопасность и/или совместимость (возможность совместного использования) | Распространяется на информационные технологии в области промышленной автоматизации. Главное - цели, а не методы (технические средства) |
Сегмент 2 | Быстро меняющиеся технологии | Распространяется на такие технологии, как телекоммуникации, информационные технологии, силовая электроника, беспроводная связь, применяемые в области автоматизации и управления. |
2а | Ориентация на возможности взаимодействия (интероперабельность) | Вследствие изменения технологий распространяется на методы и функциональную деятельность |
Сегмент 3 | Ориентация на отработанные технологии, результаты деятельности и интероперабельность | Пример 1 - Стандарты, ориентированные на результаты деятельности: определение надлежащих условий, обеспечивающих возможность оценки продукции на соответствие установленным требованиям. |
Сегмент 4 | Технические рекомендации | - |
Главная цель создания подобной структуры состоит в том, чтобы обеспечить контекст для быстрой разработки стандартов или других документов с ограниченным сроком действия.
Стандарты сегмента 1 предназначены как для государственных, так и для рыночных субъектов. Роль декларации о соответствии и/или сертификата (в соответствии с требованиями технических регламентов или регуляторов рынка) является очень важной для доступа на рынок.
Стандарты сегмента 2а должны быть общепринятыми и стабильными в течение длительного времени, потому что их действенность зависит от их использования поставщиками, интеграторами и конечными пользователями.
Стандарты сегментов 2б и 3 являются, в известном смысле, частными, принимаемыми продавцами или продавцами и пользователями.
Стандарты сегмента 4 не являются в действительности стандартами, а представляют собой руководство по наилучшей практике, которое может использоваться как справочное. В настоящем стандарте сегмент 4 практически не рассматривается.