Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57316-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

     
Стандартизация ключевых показателей инновационных возможностей малых и средних предприятий

Innovation management. Standardization of an innovation capability rating for SMEs



ОКС 03.100.40, 03.100.50

Дата введения 2017-06-01

     

    Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2016 г. N 1945-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Инновации являются основным фактором, обеспечивающим конкурентные преимущества компании. Для компаний оценка их инновационных возможностей - это необходимый шаг при выборе вариантов дальнейшего развития с сохранением конкурентоспособности. В целом малые и средние предприятия (далее - МСП) в действительности обладают огромным потенциалом для устойчивого развития.

Однако для многих МСП часть инновационного потенциала остается нераскрытой. В значительной степени это происходит из-за отсутствия инновационной стратегии и неэффективности инновационного процесса, что препятствует быстрой и последовательной трансформации инновационных идей в отвечающие требованиям рынка продукты и услуги. По причине неосведомленности о своих собственных инновационных возможностях рыночные перспективы таких предприятий остаются нереализованными.

Перспективным путем развития компаний, ориентированных на инновации, является запуск процессов непрерывного отслеживания и оценки инновационных возможностей компании, а также реализации эффективной системы инновационного менеджмента. Данный процесс характеризуется непрерывностью и наличием сравнительного анализа с другими видами/направлениями бизнеса с целью расширения инновационных возможностей.

Для повышения инновационных возможностей и внедрения эффективной системы инновационного менеджмента обязательным условием является способность организации выделять финансирование на инновационные проекты. Очень часто МСП демонстрируют низкий коэффициент финансовой независимости, что осложняет финансирование инноваций из собственных средств. Поэтому в большинстве случаев для данных предприятий неизбежным является использование внешнего капитала. В настоящее время не все предприятия применяют рейтинговую систему оценки инновационных возможностей и оценки эффективности системы инновационного менеджмента. В дальнейшем подобная рейтинговая система оценки смогла бы стать связующим звеном как внутри самой компании, так и с третьими сторонами (например, с заказчиками) и могла бы предоставить возможность предприятиям развивать будущие инновации, а также обеспечивать повышенную прозрачность сильных и слабых сторон предприятия и его потенциала для устойчивого развития инновационной деятельности.

Настоящий стандарт определяет систематический и последовательный метод для оценки возможностей и деятельности МСП в части осуществления процессов инновационного менеджмента.

Настоящий стандарт акцентирует внимание на самооценке, основанной на комплексном подходе к инновационным возможностям и функционированию системы инновационного менеджмента. Для удовлетворения потребностей и соответствия всем уровням зрелости МСП настоящий стандарт разделен на две части, содержащие взаимодополняющие методологии оценки инновационных возможностей и оценки эффективности системы инновационного менеджмента (рисунок 1).     



Рисунок 1 - Взаимодополняющие методологии оценки инновационных возможностей и оценки эффективности системы инновационного менеджмента


Основанием для оценки инновационных возможностей в первую очередь являются факторы, относящиеся к процессу производства и позволяющие предприятию осуществлять инновационную деятельность. В дальнейшем инновационные возможности следует оценивать именно по наличию этих факторов и не требовать оценки других аспектов производственных возможностей организации, таких как возможности отдельных лиц (индивидуумов) или объемы инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (R&D). Оценка эффективности системы инновационного менеджмента акцентируется на результативности и эффективности осуществляемой деятельности в области инновационного менеджмента. Если существует возможность проведения сравнительного анализа (бенчмаркинга), то деятельность в области инновационного менеджмента может быть скоррелирована с ростом прибыли.

В моделях, представленных в настоящем стандарте, рассматриваются наиболее важные и существенные факторы в рамках всего инновационного процесса. Показатели (индикаторы) факторов успеха дают необходимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности МСП. Обе модели опробованы на практике.

Преимущества использования оценки инновационных возможностей МСП заключаются:

- в представлении инновационных возможностей в виде агрегированных балльных оценок;

- заранее определенном наборе наиболее существенных факторов и показателей успеха, которые оказывают наибольшее влияние на инновационные возможности;

- сравнении инновационных возможностей с помощью специальной системы расчетов и заранее определенного набора показателей - рассчитанная балльность одного предприятия может быть сопоставлена с результатами расчета других предприятий;

- прозрачности сильных и слабых сторон инновационных возможностей, основанной на иерархической модели показателей, факторах успеха и девяти областях проектирования. Изменения нескольких показателей (балльных оценок) за определенный период времени дают информацию об общем росте инновационных возможностей как для всей компании, так и для конкретных сфер ее деятельности;

- наличии усовершенствованной системы внутренних коммуникаций и возможности использования результатов взаимодействия с третьими сторонами, такими как заказчики, партнеры, инвесторы или средства массовой информации;

- сравнительном анализе (бенчмаркинге) с внутренними контрольными показателями (контрольными точками) или с контрольными показателями других компаний (если такие данные доступны).

Преимущества использования оценки эффективности системы инновационного менеджмента МСП заключаются:

- в возможности детализированной оценки эффективности системы инновационного менеджмента;

- прозрачности сильных и слабых сторон системы инновационного менеджмента, основанной на целостной концепции инновационного менеджмента с использованием его пяти ключевых аспектов;

- углубленном изучении факторов и показателей (индикаторов) успеха, которые оказывают существенное влияние на эффективность системы инновационного менеджмента и на весь бизнес в целом;

- наличии систематизированной и комплексной (на уровне требований) системы расчетов и заранее определенном наборе количественных показателей, обеспечивающих точность данных;

- наличии усовершенствованной системы коммуникаций с третьими сторонами, такими как заказчики, партнеры, инвесторы или средства массовой информации, поскольку детализированные результаты позволяют демонстрировать эффективность системы инновационного менеджмента высшего уровня и потенциал устойчивого инновационного развития;

- возможности проведения сравнительного анализа (бенчмаркинга) с внутренними контрольными показателями компании за определенный прошедший период времени или с контрольными показателями других компаний в конкретный момент времени (если такие данные доступны). Описательная оценка деятельности предприятия при сравнении с другими компаниями дает ясную картину уровня его конкурентоспособности.

     1 Область применения


Методы измерения и сравнительного анализа (бенчмаркинга) инновационных возможностей и деятельности предприятия, как и связанных с ними основополагающих факторов и показателей (индикаторов) успеха, предназначены для МСП с численностью персонала не более 500 человек, которые заняты в сфере производства продукции и/или оказания услуг. Они применимы практически для всех отраслей промышленности. Малые и средние предприятия, нуждающиеся в прозрачности их инновационных и производственных возможностей, могут использовать указанные методы самостоятельно.

Для демонстрации инновационных и производственных возможностей, как на внутренних, так и на внешних рынках, могут использоваться основанные на стандартизированном подсчете балльные оценки (система показателей), например, кредиторами при оценке возможности выдачи кредита заказчику либо заказчиком для обоснования целесообразности выдачи ему кредита кредиторами.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 класс бенчмаркинга (benchmarking class): Образцовая модель (эталон сравнения) для составления сравнительной характеристики предприятия.

2.2 бизнес-модель (business model): Бизнес-модель описывает, каким образом предприятие развивается, реализует и поставляет произведенные ценности своим заказчикам.

Примечания

1 Описание деятельности предприятия как сложной системы с заданной точностью, в рамках которой отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы.

2 Существует три основных сферы/направления, в которых бизнес-модель может способствовать инновациям: предложение ценности (товара) - что именно продается; как осуществляется производство и продажа, а также потенциальный потребитель - для кого поставляется.

2.3 эффективность (результатов) бизнеса (business performance): Уровень (показатель) успешности бизнеса в части дохода от продаж, операционной маржи, а также в отношении эффективности и результативности организации.

2.4 компетентность и знания (competence and knowledge): Знания являются неотъемлемой частью профессионализма и навыков, которые человек использует для решения проблем. Знания основываются на данных и информации, но помимо этого привязаны к конкретному человеку. Компетентность проявляется в способности человека использовать имеющиеся знания, навыки и опыт.

2.5 аспекты (составляющие) инновационного менеджмента (dimension of innovation management): Набор факторов и показателей успеха в рамках единой концепции инновационного менеджмента.

Примечание - Существует пять ключевых аспектов, которые реализуются в рамках единой и согласованной концепции инновационного менеджмента: инновационная стратегия, инновационная организация и культура, процессы жизненного цикла инноваций, обеспечивающие факторы и инновационные результаты. Все рассмотренные составляющие инновационного менеджмента взаимосвязаны.

2.6 обеспечивающие (способствующие) факторы; факторы, способствующие инновациям (enabling factors): Множество разнообразных факторов, например информационные технологии, проектный менеджмент, менеджмент интеллектуальной собственности или человеческих ресурсов и т.д.

Примечание - Любые средства, которые могут положительным образом воздействовать на бизнес за счет инновационной деятельности.

2.7 область проектирования (field of design): Факторы и показатели (индикаторы) успеха, включающие в себя такие базисные компоненты, как инновационная культура, стратегия, компетентность и знания, технологии, продукция и услуги, процесс, структура и сетевая модель, рынки, проектный менеджмент.

2.8 незначительные (поэтапные) инновации (incremental innovations): Незначительное улучшение (частичное усовершенствование) существующих услуг, продукции, процессов, организаций и бизнес-моделей.

Примечание - Часто это является просто тренировкой при решении проблем, где цель ясна, а вот средства ее достижения требуют дополнительной проработки. Обычно проекты с использованием незначительных инноваций имеют относительно низкую степень неопределенности и сложности, а соответственно и невысокий уровень риска.

2.9 показатель; индикатор (indicator): Важный и поддающийся измерению критерий, формирующий представление о текущем состоянии каждого фактора успеха.

2.10 инновация (innovation): Внедрение нового или существенно улучшенного продукта (товара, услуги), процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода ведения бизнеса, организации рабочего места или внешних взаимодействий.

Примечание - Инновация является удобным способом решения проблем посредством использования нового подхода. Она может относиться к новым или модернизированным продуктам, услугам, методам, рынкам, формам организации и т.д. Она включает в себя целиком весь процесс от идеи как таковой, далее через разработку и изготовление, до выпуска на рынок и реализации.

2.11 инновационные возможности (innovation capability): Совокупность организационных возможностей, задействованных в рассматриваемой системе инновационного менеджмента для обеспечения ее практической реализации.

Примечание - В качестве примеров инновационных возможностей можно привести профессиональный технологический уровень, средства стратегического прогнозирования, доступ к финансированию, производственные функции и технологические процессы, способствующие достижению ощутимого инновационного результата, компетентность опытных сотрудников, способствующую достижению инновационной цели.

2.12 балльность инновационных возможностей (innovation capability score): Количественное выражение (оценка), отражающее инновационные возможности. Балльность демонстрирует уровень удовлетворенности для каждой части системы инновационного менеджмента и инновационного процесса в целом.

2.13 инновационная культура (innovation culture): Поведение, нравственные нормы, привычки, ценности, предпочтения, социальные и производственные ориентиры, являющиеся драйверами инновации на предприятии.

Примечание - Инновационная культура включает в себя нормативы, балльность инновационных возможностей и стандарты поведения, которые существуют на предприятии и оказывают позитивное либо негативное воздействие на рабочую атмосферу, генерирование идей, мотивацию, коммуникации, открытость для новых рискованных начинаний, доверие и инновационную деятельность.

2.14 процессы жизненного цикла инноваций (innovation life cycle processes): Интеграция и менеджмент процессов жизненного цикла инноваций, которые включают в себя управление идеями, разработку моделей продукта/процесса/услуги и бизнес-модели, запуск в производство и непрерывное совершенствование.

2.15 инновационная организация и инновационная культура (innovation organisation and culture): Инновационная организация и инновационная культура связывают между собой все функции, которые способствуют успешным инновациям с целью реализации инновационной стратегии и обеспечения неразрывного процесса инновационного менеджмента.

Примечание - Неразрывный инновационный процесс также объединяет в организационные структуры внешних партнеров, таких, как заказчики, поставщики, R&D-провайдеры и т.п. Инновационная культура полностью встраивает инновации в нормы и ценности корпоративной культуры, акцентируя внимание на непрерывности инновационного потока. Она уравновешивает свободу инноваций с задачей получения прибыли.

2.16 инновационный процесс (innovation process): Последовательность шагов/действий (с определенными входными и выходными ресурсами), позволяющих создавать, выбирать и превращать идеи в новые продукты, услуги, процессы, организационные модели и бизнес-модели.

2.17 инновационный рейтинг (innovation rating): Метод измерения и оценки возможностей предприятия осуществлять будущие инновации. Способность предприятия к инновациям определяется балльностью инновационных возможностей или уровнем производительности, достигнутым компанией с помощью инновационного менеджмента.

2.18 инновационная стратегия (innovation strategy): План мероприятий по формированию процесса перехода организации на новый технологический уровень в результате внедрения инновации.

Примечания

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs