Статус документа
Статус документа

          
ГОСТ Р ИСО 14915-3-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ

Часть 3

Выбор и сочетание медиаформ

Software ergonomics for multimedia user interfaces. Part 3. Media selection and combination



ОКС 13.180

Дата введения 2017-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2016 г. N 1793-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14915-3:2002* "Эргономика программного обеспечения мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 3. Выбор и сочетание медиаформ" (ISO 14915-3:2002 "Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 3: Media selection and combination", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Международный стандарт разработан ISO/ТС 159.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Разработка пользовательских интерфейсов мультимедийных приложений обычно включает в себя более широкий диапазон задач проектирования и проверки соответствия установленным требованиям, чем при проектировании обычных пользовательских интерфейсов, обеспечивающих представление только текстовых и графических данных. При проектировании мультимедийных интерфейсов обычно используют большое количество различных методов и проектных решений. Мультимедийный пользовательский интерфейс включает, объединяет и согласовывает работу различных форм представления информации (статичных медиаформ, например текста, графических символов, изображений, и динамичных медиаформ, например звука, анимации, видео или основанных на других способах восприятия). В рамках каждой медиаформы можно выделить более мелкие группы. Например, графические символы можно представить в двухмерном или трехмерном виде, а аудиозапись можно классифицировать в соответствии с уровнем качества звука или в соответствии с моно-, стерео- или объемным звучанием.

Создание проекта мультимедийного приложения, соответствующего эргономическим требованиям, расширяет возможности пользователей по управлению мультимедийными приложениями и обеспечивает его результативность, эффективность и удовлетворенность пользователя (см. ИСО 9241-11). Это может быть достигнуто путем разработки проекта мультимедийного приложения с функциями (например, выполнение работ, обучение или техническая поддержка), соответствующими особенностям пользователей и особенностям среды, в которой будет использована система. Мультимедийные приложения часто используют для обмена информацией. Обеспечение эргономичности мультимедийных пользовательских интерфейсов при проектировании может повысить эксплуатационную безопасность системы (например, посредством подачи сигнала тревоги как в визуальной, так и в звуковой форме).

Диапазон доступных медиаформ и их взаимодействие имеют различное перцептивное (относящееся к восприятию), когнитивное (познавательное) и эргономическое значение для пользователей мультимедийных приложений. Характеристиками мультимедийной формы представления информации являются потенциально высокая нагрузка на восприятие, структурная и семантическая сложность и большой объем передаваемой информации. Управление данными или информацией, представленной в мультимедийных приложениях, часто является частью работы пользователя.

В настоящем стандарте приведено руководство по выбору, сочетанию и интеграции медиаформ. Основное внимание уделено вопросам представления мультимедийных форм (направление от системы к пользователю). Вопросы управления и навигации рассмотрены в ИСО 14915-2. В начале стандарта приведены информационные требования, а также рассмотрены вопросы разработки мультимедийных приложений, в т.ч. выбор сочетаний различных медиаформ в соответствии с информационными требованиями. Далее в стандарте приведены рекомендации по последовательности просмотра информации пользователем под влиянием различных способов оформления. В справочных приложениях A-D приведено дополнительное руководство по использованию различных сочетаний медиаформ и их интеграции.

     1 Область применения


В настоящем стандарте установлены рекомендации по проектированию, выбору и сочетанию интерактивных пользовательских интерфейсов для интеграции и синхронизации различных медиаформ. В настоящем стандарте рассмотрены пользовательские интерфейсы для приложений, используемых для создания, интеграции и синхронизации различных медиаформ. К ним относят статичные медиаформы, например текст, графику, изображения, и динамичные медиаформы, например звук, анимацию, видео, а также формы, основанные на других способах восприятия. Подробные вопросы проектирования конкретных медиаформ (например, графического дизайна анимационного ролика) рассмотрены только с позиций эргономического влияния на пользователя.

Настоящий стандарт распространяется:

- на методы представления информации, используемые для компьютерных мультимедийных приложений в целом, в т.ч. для автономных и сетевых приложений в случаях, когда основной целью является поддержка выполнения задачи пользователем;

- на проектирование пользовательского интерфейса программного обеспечения;

- на обучающие мультимедийные приложения в рамках вопросов эффективной передачи информации.

В настоящем стандарте не рассмотрены вопросы разработки обучающих приложений и вопросы, относящиеся к аппаратному обеспечению, например входных и выходных устройств. Приведенные в настоящем стандарте рекомендации не распространяются на развлекательные приложения, например игры. Основное внимание в настоящем стандарте уделено вопросам представления мультимедийных данных, а вопросы мультимодального ввода данных, при котором использованы различные средства передачи информации (например, речь) в сочетании с указанием места ввода информации, в стандарте не рассмотрены.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ISO 14915-1, Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 1: Design principles and framework (ИСО 14915-1:2002 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура)

ISO 14915-2, Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 2: Multimedia navigation and control (ИСО 14915-2 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 2. Навигация и управление мультимедийными средствами)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 медиаформа (medium, sing., media, plur.): Форма представления информации пользователю.

Пример - Текст, видео, графика, анимация, звук.

[ISO 14915-1:2002]

3.2 мультимедийная форма (multimedia): Сочетание представленных в приложении статичных и динамичных медиаформ, которыми можно управлять в интерактивном режиме.

Пример - Сочетание текста и видео, звука и анимации.

[ISO 14915-1:2002]

3.3 статичная медиаформа (static medium): Медиаформа, которая не изменяется с течением времени.

Пример - Текст и рисунок.

Примечание - Адаптированное определение по ИСО 14915-1:2002.

3.4 динамичная медиаформа (dynamic medium): Медиаформа, которая изменяется с течением времени.

Пример - Видео, музыка, анимация.

Примечание - Адаптированное определение по ИСО 14915-1:2002.

3.5 информационное наполнение (content): Информация, передаваемая от источника пользователю с помощью мультимедийных приложений в соответствии с определенными целями.

[ISO 14915-1:2002]

3.6 тип информации (information type): Независящее от медиаформы описание категорий информации, относящихся к информационному наполнению и компонентам.

Примечание - Типы информации можно использовать для определения сообщения, которое будет передано в мультимедийном приложении. Как и в случае с типом медиаформы, тип информации зависит от объема и категории информации. Классификация информационных компонентов по типам информации приведена в приложении А, в котором рассмотрена схема классификации, учитывающая, является ли компонент физическим или концептуальным, статичным (не изменяющимся) или динамичным, а также учитывающая категорию информационного наполнения (см. рисунок А.1).

3.6.1 информация о причине (causal information): Информация, содержащая описание причины или результатов определенного события, включая последовательность событий, описывающих причинно-следственную связь.

Пример - Нагрев, в результате которого жидкость кипит. Выполнение алгоритма, который ведет к достижению определенной цели.

3.6.2 абстрактная информация (conceptual information): Информация (факты, мнения) об объектах, которые физически не существуют.

Пример - Таксономические классы животных или растений. Мнения о политике.

3.6.3 информация о непрерывном действии (continuous action information): Информация, содержащая описание движения или другого процесса, которые происходят в течение некоторого периода времени.

Пример - Информация о приготовлении пищи. Запуск автомобиля.

3.6.4 описательная информация (descriptive information): Информация, которая содержит описание объекта или субъекта.

Пример - Красные яблоки, текстура камня.

Примечание - Такая информация может включать сведения о состоянии и хронологию изменения состояний объекта.

3.6.5 информация о дискретном действии (discrete action information): Информация, содержащая описание движения или другого действия по отношению к определенному моменту времени.

Пример - Включение компьютера. Закрытие двери.

Примечание - Дискретные действия представляют собой набор этапов.

3.6.6 информация о событии (event information): Информация об изменении состояния или сигнал о возникновении инцидента или информация об изменениях в мире.

Пример - Звонок телефона. Получение или отправление почтового сообщения.

Примечание - Источником события могут быть как окружающая среда, так и отдельные объекты.

3.6.7 информация о физических объектах (physical information): Информация о реально существующих явлениях, объектах, субъектах или процессах.

Пример - Стул, стол, ландшафт.

3.6.8 процедурная информация (procedural information): Информация о последовательности действий, необходимых для достижения цели или выполнения задачи.

Пример - Инструкция по сборке книжной полки из готовых деталей.

3.6.9 информация о взаимосвязях (relationship information): Информация о взаимосвязях между объектами или субъектами.

Пример - Сиденье, спинка и ножка - это части стула. Изделие изготовлено на фабрике.

3.6.10 пространственная информация (spatial information): Информация о пространственных свойствах, например, о размерах сооружений, маршрутах, пространственном размещении, местоположении.

Пример - Расположение мебели в комнате. Маршрут до станции метро.

3.6.11 информация о состоянии (state information): Сведения об окружающей среде, объекте или субъекте, которые не изменяются в течение некоторого периода времени.

Пример - Информация о состоянии. Звучит музыка. Человек спит.

3.6.12 количественная информация (value information): Информация о количественных показателях, характеризующих свойства объекта.

Пример - Рост человека 1,8 м.

Примечание - Соотношение величин может быть показано при помощи графиков и схем (см. 3.6.9).

3.7 тип медиаформы (media type): Категория медиаформы, которую используют для представления информации пользователю.

Примечание - Тип медиаформы оказывает психологическое воздействие на пользователя. В соответствии со схемами, представленными на рисунках А.2 и А.3, медиаформы относят к одному из приведенных ниже подтипов.

3.7.1 звуковая медиаформа (audio medium): Медиаформа, при которой информация воспринимается пользователем через органы слуха.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs