Статус документа
Статус документа


ГОСТ 34003-2016

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Автомобильные транспортные средства

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ В ОТНОШЕНИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО СРАБАТЫВАНИЯ УСТРОЙСТВА/СИСТЕМЫ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Motor vehicles. Test methods in respect to the moment of automatic triggering of the emergency services call device/system in the event of vehicle rollover



МКС 43.040.15

Дата введения 2017-06-01
с правом досрочного применения

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") и Акционерным обществом "ГЛОНАСС"


(Поправка. ИУС N 5-2018).

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт


(Поправка. ИУС N 2-2020).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2016 г. N 1754-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34003-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2018 год, поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

Введение


Устройство/система вызова экстренных оперативных служб предназначены для оснащения транспортных средств категорий М и N и обеспечивают формирование и передачу в систему экстренного реагирования при авариях минимально-необходимого набора данных о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествии, а также установку двухстороннего голосового соединения с экстренными оперативными службами.

Опрокидывание транспортного средства является одним из опасных видов аварий с точки зрения причинения существенного вреда жизни и здоровью людей, находящихся в кабине (салоне) транспортного средства.

Автоматическое срабатывание устройства/системы вызова экстренных оперативных служб при опрокидывании транспортного средства является одним из требований к функциональным возможностям устройства/системы.

Сложность представляют технические решения, реализующие алгоритмы автоматического определения момента аварии на основе информации, поступающей непосредственно от датчика (датчиков или иных систем) идентификации такого события, как опрокидывание транспортного средства.

Требования к критериям автоматического срабатывания устройства/системы вызова экстренных оперативных служб при опрокидывании транспортного средства и методы испытаний транспортных средств, оборудованных данным устройством/системой, изложены в настоящем стандарте

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - ТС) категорий М и N в соответствии со Сводной резолюцией [1], оборудованные устройством/системой вызова экстренных оперативных служб.

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний в отношении автоматического срабатывания устройства/системы вызова экстренных оперативных служб при опрокидывании ТС.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 31507-2012 Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 33464-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замещающим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый автомобильным устройством/системой вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного ТС и времени аварии, VIN-коде ТС и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.

3.2 опрокидывание транспортного средства: Событие, вызванное потерей устойчивости ТС из-за превышения угла опрокидывания.

3.3 угол опрокидывания (критический угол поперечной статической устойчивости): Угол поперечного наклона ТС, превышающий угол между опорной поверхностью опрокидывающей платформы и исходной горизонтальной плоскостью, при котором произошел отрыв всех колес одной стороны ТС от опорной поверхности.

3.4

устройство вызова экстренных оперативных служб; УВ: Устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения ТС с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о ТС при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Примечания

1 Устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о ТС при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий ТС, определяемых автоматически, а также сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о ТС установлены в [1].

2 Категории ТС, подлежащих оснащению устройствами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].


[ГОСТ 33464-2015, пункт 3.1.19]

3.5

система вызова экстренных оперативных служб; СВ: Система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о ТС при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме.

Примечания

1 Система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществлять передачу сообщения о ТС при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.

2 Категории ТС, подлежащих оснащению системами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].


[ГОСТ 33464-2015, пункт 3.1.13]

3.6 система экстренного реагирования при авариях: Территориально-распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение (с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС) информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.

Примечание - В Республике Беларусь система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-РБ", в Республике Казахстан - "ЭВАК", в Российской Федерации - "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогом вышеуказанных систем является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой эти системы гармонизированы по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине ТС и др.).

3.7 эмулятор системы экстренного реагирования при авариях; ЭС: Программно-аппаратный комплекс, используемый при испытаниях системы или устройства вызова экстренных оперативных служб и позволяющий имитировать реальные процессы установления связи и обмена данными между испытуемыми ТС и инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях с возможностью декодирования данных, а также определения технических параметров и функциональных свойств модулей беспроводной связи испытуемых ТС, оснащенных устройством/системой вызова экстренных оперативных служб.

Примечание - Допускается при проведении испытаний систем/устройств вызова экстренных оперативных служб и ТС в качестве эмулятора использовать подсистему тестирования системы экстренного реагирования при авариях, а обмен информацией осуществлять по реальным сетям подвижной радиотелефонной связи. Указанное допущение возможно при условии проведения соответствующего комплекса мероприятий по обеспечению требуемого радиопокрытия и качества сигналов сетей сотовой связи в месте проведения испытаний.

3.8 масса транспортного средства в снаряженном состоянии: Определенная изготовителем масса комплектного ТС с водителем без нагрузки. Масса включает не менее 90% топлива.

3.9 тип транспортного средства в отношении оснащения устройством/системой вызова экстренных оперативных служб: Категория механических ТС, не имеющих между собой различий в отношении:

- габаритных размеров;

- конструкции, размеров, формы и материала той части ТС, которая расположена перед поперечной плоскостью, проходящей через точку R сиденья водителя;

- формы и внутренних размеров салона;

- состава устройства/системы вызова экстренных оперативных служб (типов, моделей компонентов, программного обеспечения);

- размещения и крепления компонентов устройства/системы вызова экстренных оперативных служб;

- факультативных элементов или оборудования, устанавливаемых изготовителем, влияющих на функционирование устройства/системы вызова экстренных оперативных служб.

     4 Общие положения

4.1 Испытания проводят с целью оценки соответствия ТС, оборудованных устройством/системой вызова экстренных оперативных служб, требованиям, приведенным в ГОСТ 33464 в части проверки автоматического срабатывания устройства/системы вызова экстренных оперативных служб при опрокидывании ТС.

4.2 Устройство/система вызова экстренных оперативных служб, установленные на ТС, должны соответствовать требованиям, приведенным в ГОСТ 33464.

4.3 Сведения о месте установки устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на ТС должны быть отражены в документации на устройство/систему вызова экстренных оперативных служб.

4.4 Вместе с объектом испытаний для проведения испытаний предоставляют техническое описание ТС в отношении оснащения устройством/системой вызова экстренных оперативных служб в соответствии с приложением А.

4.5 Испытания ТС проводят одним из методов, изложенных в 6.2 или 6.3.

     5 Условия проведения испытаний

5.1 Требования к объекту испытаний

5.1.1 Испытания ТС в соответствии с 6.2 и 6.3 проводят в снаряженном состоянии.

5.2 Испытания проводят при условиях внешней среды:

- температуре воздуха - (20±10)°С;

- относительной влажности воздуха - от 45% до 80%;

- атмосферном давлении - от 84,0 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт.ст.).

Примечание - Допускается проведение испытаний на открытом воздухе при температуре окружающей среды от минус 20°С до 50°С.

5.3 Состав испытательного и вспомогательного оборудования, а также средств измерений, применяемых при проведении испытаний ТС, оснащенных устройством/системой вызова экстренных оперативных служб, приведен в таблице 1.


Таблица 1

Наименование испытательного и вспомогательного оборудования, средств измерений

Требуемое функциональное свойство

Поворотный испытательный стенд

Обеспечивает наклон ТС в поперечном направлении относительно исходной горизонтальной плоскости:

- угловая скорость наклона платформы 2,0±1,0°/с;

- максимальный наклон платформы стенда должен быть не менее 60°

Эмулятор системы экстренного реагирования при авариях

В соответствии с 3.7

Испытательная площадка с эстакадой для динамического опрокидывания

Обеспечивает опрокидывание ТС путем наезда на наклонную эстакаду

Датчик угла наклона ТС

Обеспечивает измерение угла наклона ТС относительно исходной поверхности

Датчик скорости наклона ТС

Обеспечивает измерение угловой скорости наклона ТС

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»