Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016

Группа Э65

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА

Часть 110

Принципы организации диалога

Ergonomics of human-system interaction. Part 110. Dialogue principles



ОКС 13.180

Дата введения 2017-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. N 1579-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9241-110:2006* "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 110. Принципы организации диалога" (ISO 9241-110:2006 "Ergonomics of human-system interaction - Part 110: Dialogue principles", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 9241-110-2009

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В настоящем стандарте с позиций эргономического проектирования интерактивных систем рассмотрены принципы внутрисистемного диалога, которые в большинстве случаев не зависят от способов ведения диалога и применимы при анализе, проектировании и оценке интерактивных систем (см. приложение ДБ).

Принципы организации диалога применимы при разработке интерфейсов пользователя интерактивных систем и направлены на обеспечение пригодности использования этих систем для пользователей в части:

- выполнения действий, не предусмотренных производственным заданием;

- наличия в системе информации, вводящей пользователя в заблуждение;

- наличия недостаточной и неполной информации об интерфейсе пользователя;

- появления неожиданной ответной реакции интерактивной системы;

- ограничений в перемещении данных;

- в случае неэффективного восстановления работоспособности системы после ее отказа или сбоя.

В настоящем стандарте под диалогом понимают "взаимодействие между пользователем и интерактивной системой, рассматриваемое как последовательность действий пользователя (ввод) и ответных реакций системы (вывод) с целью достижения установленных целей". Действия пользователя могут включать не только ввод данных, но также навигацию и другие управляющие действия.

В зависимости от характеристик предполагаемого пользователя системы, производственных заданий, окружающей среды и особенностей диалога каждому принципу организации диалога назначают свой вес (влияние на эффективность функционирования системы). Рекомендации по идентификации соответствующих производственных заданий и рабочей среды приведены в ИСО 9241-11.

_______________

ИСО 9241-11:1998 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 11. Руководство по пригодности использования.


Рекомендации по использованию таких инструментов взаимодействия, как меню, командные языки, прямое управление и ввод данных с использованием диалогового окна установленной формы приведены в ИСО 9241-14 - ИСО 9241-17.

_______________

ИСО 9241-14:1997 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 14. Диалоги меню.

ИСО 9241-15:1997 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 15. Диалоги команд.

ИСО 9241-16:1999 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 16. Диалоги непосредственного управления.

ИСО 9241-17:1998 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 17. Диалоги заполнения формы.


Использование настоящего стандарта позволяет повысить эффективность и удобство работы пользователя с интерактивной системой. Потребности пользователя являются источником эргономических требований, которые должны учитывать разработчики систем. Применение настоящего стандарта позволяет сделать интерфейс пользователя более эргономичным, т.е. более удобным, единообразным по виду и позволяющим достигнуть большей производительности.

Настоящий стандарт содержит следующие положения:

a) принципы организации диалога;

b) рекомендации по реализации этих принципов;

c) структуру требований к анализу, проектированию и оценке систем, которые включают:

- требования к диалогу, основанные на принципах его организации для проектирования интерактивных систем, соответствующих ИСО 9241-11 и настоящему стандарту;

- требования к конструкции систем, основанные на рекомендациях по применению методов организации диалога в соответствии с ИСО 9241-14 - ИСО 9241-17;

- оценку интерактивных систем с точки зрения выполнения требований к организации диалога.

Международный стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, разработан техническим комитетом ИСО/ТС 159 "Эргономика".

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает семь основных эргономических принципов создания интерактивных систем в общем виде (т.е. без привязки к расположению системы, окружающей среде и технологии изготовления) и служит основой для применения этих принципов при проведении анализа, проектировании и оценке таких систем.

Так как настоящий стандарт применим ко всем типам интерактивных систем, он не учитывает особенности использования каждого типа этих систем (например, особенности безопасности системы или совместной работы пользователей).

Стандарт могут применять:

- специалисты по разработке инструментальных средств интерфейса пользователя, а также консультанты, рекомендации которых применяют конструкторы интерфейса;

- конструкторы и специалисты, применяющие настоящее руководство в процессе разработки интерфейса пользователя;

- разработчики, применяющие настоящее руководство при отработке функциональных возможностей системы;

- покупатели, использующие настоящий стандарт при приобретении системы;

- эксперты по оценке соответствия системы установленным рекомендациям.

Настоящий стандарт устанавливает принципы организации диалога, позволяющие обеспечить эргономичность диалога между пользователем и интерактивной системой. Требования к маркетингу, эстетичности или корпоративности в настоящем стандарте не рассмотрены.

Требования по каждому принципу организации диалога не являются исчерпывающим.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты.     

ISO 9241-11:1998, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 11: Guidance on usability (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 11. Руководство по пригодности использования)

ISO 9241-12, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 12: Presentation of information (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 12. Представление информации)

ISO 9241-13, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 13: User guidance (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 13. Руководство пользователя)

ISO 9241-14, Ergonomics requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 14: Menu dialogues (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 14. Диалоги меню)

ISO 9241-15, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 15: Command dialogues (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 15. Диалоги команд)

ISO 9241-16, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 16: Direct manipulation dialogues (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 16. Диалоги непосредственного управления)

ISO 9241-17, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 17: Form-filling dialogues (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 17. Диалоги заполнения формы)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 область применения (context of use): Пользователи, производственные задания, оборудование (аппаратные средства, программное обеспечение и материалы), физические среды и социальные условия, в которых используют продукт.

[ИСО 9241-11:1998, 3.5]

3.2 диалог (dialogue): Взаимодействие между пользователем и интерактивной системой, рассматриваемое как последовательность действий пользователя (входы) и ответных реакций системы (выходы), направленное на достижение установленной цели.

Примечание 1 - Действия пользователя включают не только ввод данных, но также действия по перемещению данных.

Примечание 2 - Понятие диалога охватывает как форму (синтаксис), так и смысл (семантику) взаимодействия.

3.3 принципы организации диалога (dialogue principles): Установление общих целей разработки диалога.

Примечание - Принципы организации диалога не привязаны к конкретным методам.

3.4 требования к организации диалога (dialogue requirement): Требования, отражающие потребности пользователя в пределах установленной области применения.

3.5 цель (goal): Планируемый результат (выход системы).

[ИСО 9241-11:1998, 3.8]

3.6 интерактивная система (interactive system): Диалоговая система, являющаяся комбинацией компонентов аппаратных средств и программного обеспечения, входом которой являются команды и данные, поступающие от пользователя, а выход определяют реакции самой системы, направленные на поддержание взаимодействия с пользователем для выполнения производственного задания.

Примечание 1 - Термин "система" в настоящем стандарте является синонимом термина "интерактивная система".

Примечание 2 - Термин "интерактивная система" не следует смешивать с термином "рабочая система", используемым в ИСО 9241-11.

3.7 производственное задание (task): Описание деятельности, необходимой для достижения цели.

[ИСО 9241-11:1998, 3.9]

Примечание - Термин "производственное задание" использован в настоящем стандарте, так же как и в ИСО 9241-11 в широком смысле без учета особенностей использования диалоговых систем.

3.8 пользователь (user): Человек, взаимодействующий с интерактивной системой.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs