Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57189-2016/ISO/TS 9002:2016 Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015 (Переиздание)

     5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации


Смысл этого требования заключается в том, что высшее руководство обеспечивает распределение соответствующих функций и осведомленность персонала организации о том, что они должны делать (обязанности и ответственность), что им разрешается делать (полномочия), кто за что несет ответственность, а также взаимосвязь между этими обязанностями, ответственностью и полномочиями.

Входы, которые должны быть рассмотрены, включают в себя:

a) процессы и организационную структуру, а именно:

- ИСО 9001, пункт 4.4.1, перечисление e) требует, чтобы организация распределяла обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов,

- распределение ответственности за процессы может иногда не совпадать с организационной структурой;

b) компетентность лиц, в целях обеспечения согласованности между возложенными обязанностями и ответственностью и необходимой компетентностью;

c) доступные ресурсы, учитывая главным образом человеческие ресурсы, а также и другие, которые могут повлиять на распределение обязанностей и ответственности;

d) организационные политики, внутренние распорядки, должностные инструкции, рабочие инструкции и т.д. для обеспечения согласованности между распределенными обязанностями и ответственностью, а также любая связанная с этим документированная информация;

e) законодательные и нормативные правовые требования, профессиональные кодексы этики и необходимая квалификация для обеспечения того, что любые соответствующие требования и распределения обязанностей и ответственности выполнены;

f) цели в области результатов деятельности и результаты оценки для того, чтобы убедиться, что подходящим лицам поручено достичь ожидаемый уровень результатов деятельности;

g) другие системы менеджмента, которые использует организация для обеспечения согласованности в распределении обязанностей и ответственности между различными системами менеджмента.

Примечание - Применение процессного подхода (см. 4.4.1) может помочь в определении функций, обязанностей и ответственности для каждого процесса.


Для того чтобы определить соответствующие организационные функции, ответственность и полномочия (см. 4.4) можно выполнить несколько действий, таких как сравнительный анализ фактических результатов оценки деятельности и запланированных результатов, а также разработку/пересмотр должностных инструкций и вспомогательной документированной информации.

Выходы таких действий могут включать в себя:

- соответствующую документированную информацию, например должностные инструкции, рабочие инструкции, заявления об обязанностях, организационные схемы, руководства, процедуры;

- определение потребностей в дальнейшем обучении;

- устные инструкции;

- технические средства ограничения использования помещений/производственного оборудования;

- необходимые средства управления для обработки информационных потоков и сдерживания или ограничения доступа к данным.