Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 57099-2016

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Общие положения

Information and communication technologies in education. E-learning production safety. General regulations



ОКС 13.100; 13.110; 13.200; 35.240.99

Дата введения 2017-04-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Научно-исследовательская и производственная фирма ТЕХИНТЕЛЛ" (ЗАО "НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 сентября 2016 г. N 1188-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.


    Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в целях защиты жизни и здоровья работников на основе эффективного электронного обучения вопросам безопасности производственной и трудовой деятельности (далее - безопасность производства).

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системам электронного обучения безопасности производства, порядку формализации знаний по безопасности производства, способам использования формализованных знаний и данных при обучении и аттестации работников, порядку формирования электронной рабочей и отчетной документации. Требования к содержанию и само содержание образовательных программ по безопасности производства по определенным профессиям и профессиональным группам не рассматриваются. Системы электронного обучения безопасности производства рассматриваются как многофункциональный профессиональный инструментарий для специалистов, организующих и проводящих подготовку и аттестацию работников в рамках утвержденных (действующих) образовательных программ по безопасности производства, дополняющий и наращивающий возможности профессионалов, но не исключающий их обязательного участия при обучении и аттестации персонала.

Применение информационно-коммуникационных технологий в системах электронного обучения безопасности производства обеспечивает появление широкого спектра дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения [1], способствующих модернизации национальной системы образования по безопасности производства и созданию производственно-ориентированных систем электронного обучения безопасности производства.

     1 Область применения


Настоящий стандарт предназначен для применения во всех системах электронного обучения безопасности производства, включая системы подготовки, инструктажа и проверки знаний персонала по безопасности производства с использованием телекоммуникационных и компьютерных систем и сетей, применяемых непосредственно на производстве, в учебных центрах, профессиональных учебных заведениях и иных образовательных учреждениях всех уровней, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров. Требования настоящего стандарта применимы к различным формам организации электронного обучения безопасности производства (мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и видам дистанционных образовательных технологий.

Если в стандарте, действующем в Российской Федерации, применены термины, отличающиеся от установленных в настоящем стандарте, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) настоящего стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения вышеуказанных противоречий может стать основанием для внесения внеочередного изменения в настоящий стандарт.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.002 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аттестация (проверка знаний) персонала по безопасности производства: Процесс выявления наличия, степени глубины и устойчивости знаний по безопасному выполнению производственных операций в соответствии с определенными профессиональными требованиями для обеспечения безопасности производства.

3.2 база знаний по безопасности производства: Совокупность формализованных и определенным образом структурированных знаний по безопасности производства.

3.3 безопасность производства: Состояние организации производства, характеризуемое уровнем безопасности производства с определенной вероятностью возникновения травмы, заболевания, ухудшения условий труда и снижения его безопасности (промышленной и экологической).

3.4 безопасность труда: Состояние организации труда, характеризуемое вероятностью возникновения травмы и производственно обусловленного заболевания на определенном рабочем месте.

3.5 знания по безопасности производства: Данные и правила по безопасности производства, включающие причинно-следственные связи.

3.6 информационная модель компетенций работника по безопасности производства: Совокупность сведений о работнике, отражающих состояние и характер профессиональных знаний, навыков, умений по безопасности производства и позволяющих сделать заключение по направлениям его обучения и о содержании планов индивидуальной подготовки по безопасности производства.

3.7 компоновка примитивов: Подбор графических примитивов для построения графических образов, картин, описаний при графической формализации знаний по безопасности производства.

3.8 система электронного обучения безопасности производства; СЭОБП: Универсальная открытая пользовательская программная оболочка на локальном компьютере или в информационно-телекоммуникационной сети, автоматизирующая в режиме диалога профессиональные и производственные функции ответственного за подготовку, инструктаж и аттестацию работников по безопасности производства (охране труда) с использованием формализованных знаний профессионалов и экспертных технологий.

3.9 мобильность системы электронного обучения безопасности производства: Простота инсталляции, адаптируемость.

3.10 надежность системы электронного обучения безопасности производства: Завершенность, устойчивость к дефектам, быстрая восстанавливаемость.

3.11 обучение безопасности производства (по охране труда): Формирование устойчивых навыков и умений, обеспечивающих безопасное выполнение производственных операций для обеспечения безопасности производства.

3.12 ответственный пользователь: Специалист, руководитель подразделения организации, член аттестационной комиссии, организующий и проводящий подготовку и аттестацию персонала с применением систем электронного обучения.

3.13 применимость системы электронного обучения безопасности производства: Понятность, простота использования.

3.14 семантическое различие: Различие текстовых представлений с использованием разных слов и грамматических построений.

3.15 специалист по охране труда: Работник, имеющий соответствующую подготовку и опыт работы в области охраны труда и участвующий в организации работы по соблюдению требований охраны труда в организации.

3.16 сопровождаемость системы электронного обучения безопасности производства: Изменяемость конфигурации, удобство тестирования.

3.17 функциональная пригодность системы электронного обучения безопасности производства: Пригодность для применения, обеспечение взаимодействия с пользователями с требуемым уровнем защищенности от несанкционированного доступа.

3.18 целевая система электронного обучения: Действия и функции системы электронного обучения безопасности производства, реализованные на определенной предметной области безопасности производства, электронном образовательном ресурсе, образовательном контенте.

3.19 электронное обучение безопасности производства: Организация подготовки, инструктажей и аттестации персонала по безопасности производства (охране труда) с применением информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей при реализации образовательных программ по безопасности производства.

3.20 электронный портфолио работника по безопасности производства: Совокупность электронных сведений, включающих информацию о результатах подготовки, инструктажей и аттестации работника по безопасности производства, об условиях труда на рабочем месте, о производственном травматизме, производственно обусловленной заболеваемости, применяемых средствах индивидуальной защиты за весь (или любой учитываемый) период трудовой деятельности работника.

3.21 эффективность СЭОБП: Многопараметрическая характеристика, связанная с временной и ресурсной эффективностью.

     4 Общие положения

4.1 Порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности производства (безопасности труда, гигиене труда, охране труда, экологической безопасности и других видов безопасности) рабочих, служащих, руководителей и специалистов предприятий и организаций (далее персонала) устанавливаются в соответствии с ГОСТ 12.0.004 и другими нормативными актами соответствующих Федеральных органов исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности.

4.2 Подготовка, инструктаж и аттестация персонала по безопасности производства, объединяемые в общем понятии электронного обучения безопасности производства, должны носить постоянный (непрерывный) многоуровневый характер и проводиться в организациях как в процессе трудовой деятельности, так и с отрывом от нее.

4.3 При реализации подготовки, инструктажа и аттестации по безопасности производства используются различные формы организации электронного обучения, включая мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное, и различные образовательные технологии, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

4.4 Порядок подготовки, инструктажа и аттестации персонала по безопасности производства на основе электронного обучения должен быть направлен на поддержание своевременности и эффективности профилактических мер по снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшению условий труда работающих и устанавливает общие обязательные положения электронных обучения, инструктажа и проверки знаний по безопасности производства.

4.5 Порядок подготовки, инструктажа и аттестации персонала по безопасности производства на основе электронного обучения рекомендуется для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

4.6 Для подготовки, инструктажа и проверки знаний должны применяться интеллектуальные СЭОБП в виде универсальных открытых пользовательских программных оболочек, включающих как основные так и дополнительные правила и требования, нормативные и инструктивные материалы, которые могут быть включены в процессы обучения, инструктажа и аттестации персонала по усмотрению ответственных за обучение, инструктаж и проверку знаний.

4.7 В СЭОБП должны быть выделены целевые системы электронного обучения в соответствии с определенными предметными областями по безопасности производства, группами правил, изучаемых с последующим контролем знаний и присвоением группы, категории, класса по безопасности производства, с оформлением протокола и выдачей удостоверения (см. приложение А).

Должно быть предусмотрено формирование обобщенной целевой системы электронного обучения, включающей две и более целевые системы, содержащей формализованные знания по двум и более предметным областям для проведения электронных обучения, инструктажей и контроля знаний на обобщенном электронном образовательном ресурсе.

4.8 Для подготовки, инструктажа и проверки знаний на основе электронного обучения следует использовать формализованные знания на базе действующих нормативно-технической документации и правил в виде текстово-графических описаний, включающих систему взаимосвязанных текстовых описаний в виде вопросов, ответов и пояснений к ним и дополняющую их систему графических описаний в виде совокупности динамических картин, меняющихся в зависимости от выполненных действий.

4.9 СЭОБП должны быть рассчитаны:

- на персонал организаций, изучающий безопасные приемы и способы труда для формирования безопасных трудовых навыков;

- персонал, который в дальнейшем будет проводить обучение с использованием систем электронного обучения безопасности производства, на которых обучались;

- персонал организаций, сопровождающий системы электронного обучения безопасности производства.

4.10 Электронная СЭОБП обеспечивать формирование информационной модели компетенций работника по безопасности производства, позволяющей определять и оперативно настраивать программу индивидуальной профессиональной электронной подготовки работников по безопасности производства для последующих процедур электронной аттестации персонала в целях реализации управляемой кадровой политики и создания безопасных условий труда на производстве.

     5 Структура систем электронного обучения безопасности производства

5.1 Интеллектуальные СЭОБП должны предусматривать разделение работы с ними инструктируемых, обучаемых, обучающих, ответственных за проведение инструктажей, обучения и проверок знаний.

5.2 Следует предусматривать разделение ответственных пользователей по объему функций и модулей, предъявляемых им системами электронного обучения, а также по степени доступности к различным видам сведений, накапливаемых при эксплуатации систем.

5.3 СЭОБП следует выполнять в виде легко адаптируемых пользовательских оболочек на базе экспертных технологий, состоящих из самостоятельно работающих модулей, выделенных по функциональному назначению и типу локализованных в каждом модуле знаний и действий, имеющих многоуровневые взаимосвязи, исключающие накапливание противоречивых знаний и неверных сведений.

5.4 Каждый модуль СЭОБП должен рационально выполнять свои функции с возможностью изменять пользователю их набор из первоначального перечня, не нарушая их структуры в целом, причем следует допускать внесение изменений в процессе эксплуатации модуля путем добавления пользователем новых элементов данных. Примерный набор основных функциональных СЭОБП приведен в приложении Б.

5.5 Модуль интерфейса должен содержать совокупность взаимосвязанных элементов знаний, предъявляемых в объеме, необходимом пользователю, включать в себя языковые знания в естественной форме и многоуровневую электронную документацию и служить для поддержания взаимодействия обучаемого, инструктируемого, аттестуемого и специалиста, организующего подготовку, инструктажи и аттестацию, с модулями систем электронного обучения.

5.6 При работе с СЭОБП помимо многооконного представления последовательности действий пользователю должна предъявляться система решений и рекомендаций в виде гибкой электронной документации в зависимости от характера совершаемых действий. Электронная документация предъявляется в объеме, необходимом для пояснения действий, выполняемых пользователем в данном функциональном разделе системы электронного обучения, ее средства реализуют поиск информации по ключевым словам, вход в любой раздел и печать выделенного объема или полного текста документации из любого функционального действия системы электронного обучения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs