Статус документа
Статус документа

     
ОДМ 218.2.072-2016

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ И УРОВНЕЙ ЗАГРУЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ МЕТОДОМ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "Институт экономико-математических методов в дорожно-транспортных исследованиях" (ООО "ИНЭМДорТранс").

Коллектив авторов: к.т.н., проф. Ерёмин В.М., к.т.н. Бадалян А.М.

2. ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 07.06.2016. N 975-р.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Раздел 1 Область применения


Настоящий ОДМ определяет и разъясняет методы оценки пропускной способности и уровней загрузки перегонов автомобильных дорог на основе компьютерного моделирования движения автомобилей.

ОДМ рекомендуется к применению при проектировании новых, реконструкции, ремонте и эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также при разработке нормативных документов в качестве инструмента оценки пропускной способности и уровней загрузки перегонов автомобильных дорог.

Раздел 2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги

ОДМ 218.2.020-2012. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог. - М., 2012 г.

Раздел 3 Термины и определения


В настоящем ОДМ применены следующие термины и соответствующими определениями:

1 перегон участка дороги (перегон): Участок дороги, начало и конец которого расположены между двумя соседними пересечениями (примыканиями) данной дороги.

2 интенсивность движения: Число автомобилей, проходящих в единицу времени через определенное сечение дороги.

3 пропускная способность перегона (участка дороги):

Максимальное число автомобилей, которое может пропустить данный участок в единицу времени в одном или двух направлениях в рассматриваемых дорожных и погодно-климатических условиях.

4 состав движения: Показатель транспортного потока, характеризующий наличие в нем различных типов транспортных средств.

5 уровень загрузки участка дороги: Отношение интенсивности движения к пропускной способности данного участка дороги.

6 дорожные условия: Совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки.

7 система "водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда" (ВАДС): Фрагмент сети автомобильных дорог или сеть в целом (реальный или виртуальный) с движущимися по нему АТС.

Раздел 4 Общие положения метода компьютерного моделирования транспортных потоков

4.1 Объектом моделирования является сложная система "водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда" (ВАДС).

На основе априорной и эмпирической информации строится микроописание системы ВАДС (имитационная модель системы), т.е. набор моделей поведения отдельных элементов системы, механизмов их взаимодействия между собой и их реакций на поступающие извне сигналы. Затем с имитационной моделью системы проводятся серии компьютерных экспериментов, по результатам которых делаются выводы о характеристиках функционирования исследуемой системы ВАДС.

4.2 Принципы компьютерного моделирования системы ВАДС.

4.2.1 Моделируемая реальная система ВАДС представляет собой открытую динамическую систему, состоящую из конечного числа элементов (автомобилей), движущихся в некоторой заданным образом организованной области (элементы улично-дорожной сети и их характеристики, схема организации движения и т.д.). Извне в систему могут поступать входные сигналы (в частности, о временах въезда на исследуемый участок новых автомобилей, их типов, технических характеристиках и др.). Времена поступления и вид поступающих в систему входных сигналов подчиняются определенным (обычно, вероятностным) законам.

4.2.2 Каждый элемент характеризуется конечным набором атрибутов, которые изменяются во времени. Так, автомобиль в каждый момент времени описывается следующими параметрами: положением на дороге (координаты определенных точек), курсовой угол, линейная скорость, ускорение (замедление), скорость и направление поворота рулевого колеса, номер передачи коробки перемен передач и др.

В качестве основной рабочей гипотезы при разработке микроописания ВАДС принята следующая: в процессе функционирования системы функция изменения любого параметра любого элемента изменяется скачкообразно в дискретные моменты времени и остается непрерывной в промежутках между скачками. Суть данной гипотезы заключается в том, что скачкообразное изменение параметров системы не является спонтанным, а обусловлено определенной причиной.

4.2.3 Варьируемыми факторами в разработанных имитационных моделях являются следующие:

1) дорожные факторы (геометрические параметры продольного и поперечного профиля дороги, характеристики дорожного покрытия, расстояние видимости и др.);

2) схема организации дорожного движения (наличие различных дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров и др.);

3) параметры транспортного потока (интенсивность движения, состав транспортного потока);

4) характеристики отдельных автомобилей в составе транспортного потока (тип автомобиля, параметры двигателя и трансмиссии, габаритные и весовые параметры, возраст автомобиля, коэффициенты обтекаемости, сопротивления качению шин и др.);

5) характеристики водителей (тип водителя - осторожный, нормальный, агрессивный, время реакции водителя, дисциплинированность водителя по отношению к соблюдению тех или иных правил дорожного движения, желаемая скорость и др.).

4.3 На основе описанной методологии разработано программное обеспечение "Расчет пропускной способности перегонов автомобильных дорог" (ниже по тексту - Программа), позволяющее проводить оценку пропускной способности и уровней загрузки перегонов автомобильных дорог.

Раздел 5 Основные факторы, влияющие на пропускную способность автомобильных дорог


Основными влияющими факторами на пропускную способность в данной методике приняты следующие.

5.1 Характеристики дорожных условий и диапазоны их изменения:

- количество полос по направлению движения (1, 2, 3 и более);

- радиус кривой в плане (50ч1000 м);

- продольный уклон (-100100‰);


- коэффициент сцепления (0,150,60);

- ширина полосы движения (2,53,75 м);

- ширина обочины (03,75 м);

- ровность дорожного покрытия (50400 см/км по ТХК-2);

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».