МР 2.4.5.0107-15
1. Разработаны ФГБНУ "НИИ
питания": академик РАН В.А.Тутельян, д.м.н., профессор И.Я.Конь,
д.м.н., профессор А.К.Батурин, д.м.н. М.В.Гмошинская, к.м.н.
А.И.Сафронова, к.м.н. З.Г.Ларионова, С.А.Дмитриева, М.А.Тоболева,
И.В.Алешина.
2. Утверждены
руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 12 ноября 2015
г.
3. Введены впервые.
I.
Область применения
1.1. Настоящие
методические рекомендации предназначены для врачей и медицинских
сестер детских образовательных учреждений, врачей-педиатров,
врачей-диетологов, диетических сестер, организаторов
здравоохранения.
1.2. В настоящем
документе представлены основные принципы и рекомендации при
организации питания детей дошкольного и школьного возраста в
организованных коллективах, а также по использованию ассортимента
пищевых продуктов в питании детей.
II.
Введение
2.1. Оптимальное
(здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения
их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других
неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные
периоды их жизни. В то же время, широкомасштабные
эпидемиологические исследования структуры питания и пищевого
статуса детей и подростков, проведенные в последние годы
специалистами ФГБНУ "НИИ питания" и других медицинских учреждений
страны, указывают на существенные недостатки в организации питания
детей разного возраста.
2.2 Серьезной проблемой
является избыточное потребление сахара и кондитерских изделий, жира
и продуктов с высоким содержанием поваренной соли на фоне
сохраняющегося дефицита ряда микронутриентов и, в частности,
витаминов C, B
, B
,
-каротина; железа, кальция (у 30-40% детей);
йода (у 70-80% детей), а также ПНЖК, пищевых волокон.
2.3. У детей дошкольного
и школьного возраста отмечается высокая частота болезней обмена
веществ (в первую очередь, ожирения), анемий; заболеваний
желудочно-кишечного тракта, распространенность которых значительно
увеличилась за последние годы. В среднем по всем половозрастным
группам детей распространенность избыточной массы тела и ожирения
составили 19,9 и 5,6% соответственно.
2.4. Недостаточное
использование рыбы, кисломолочных продуктов, растительных масел,
овощей и фруктов ведет к сниженному потреблению ПНЖК, особенно
семейства
-3, низкому потреблению пищевых волокон,
микронутриентов: витаминов (особенно C, B
и
-каротина), кальция, железа, йода,
цинка.
III.
Принципы и рекомендации при организации здорового питания детей в
организованных коллективах
3.1. Общие принципы
здорового питания детей, которые могут обеспечить наиболее
эффективную роль алиментарного фактора в поддержании их здоровья,
следующие:
а) адекватная
энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам
детей;
б) сбалансированность
рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая
белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины,
минеральные соли и микроэлементы;
в) максимальное
разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его
сбалансированности;
г) оптимальный режим
питания;
д) адекватная
технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд,
обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность
исходной пищевой ценности;
е) учет индивидуальных
особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов
и блюд);
ж) обеспечение
санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение
всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока,
поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению,
приготовлению и раздаче блюд.
3.2. В соответствии с
этими принципами рационы питания дошкольников и школьников должны
включать все основные группы продуктов, а именно - мясо и
мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты,
яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия,
крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия.
Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми
веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из
названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление
каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии
здоровья детей.
3.3. Детям не
рекомендуется ряд продуктов и блюд. К ним относятся продукты,
содержащие облигатные аллергены, эфирные масла, значительные
количества соли и жира, и, в частности, копченые колбасы,
закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины,
некоторые специи (черный перец, хрен, горчица).
3.4. Среднесуточный
рацион питания должен удовлетворять физиологическим потребностям в
энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп ("Нормы
физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для
различных возрастных групп населения в Российской Федерации"
МР
2.3.1.2432-08).
3.5. Большинство детей
посещают образовательные учреждения, где они получают с пищей
значительную часть пищевых веществ и энергии. При этом организация
питания в детских образовательных учреждениях регламентируется
среднесуточными наборами продуктов питания, обеспечивающими детей
необходимым количеством энергии и нутриентов, в зависимости от
длительности пребывания в образовательных учреждениях.
Во время пребывания в
дошкольных организациях основную часть суточного рациона питания
(не менее 70%) ребенок получает именно в этих учреждениях.
3.6. Распределение
энергетической ценности (калорийности) суточного рациона питания
детей на отдельные приемы пищи в зависимости от их времени
пребывания в дошкольных организациях представлено в табл.1.
Таблица
1
Рекомендуемое распределение калорийности между приемами
пищи в зависимости от времени пребывания детей в дошкольных
организациях (%)
|
| |
Для детей с
круглосуточным пребыванием
|
Для детей с
дневным пребыванием 8-10 ч*
|
Для детей с
дневным пребыванием 12 ч*
|
завтрак
(20-25%)
|
завтрак
(20-25%)
|
завтрак
(20-25%)
|
2-й завтрак
(5%)
|
2-й завтрак
(5%)
|
2-й завтрак
(5%)
|
обед
(30-35%)
|
обед
(30-35%)
|
обед
(30-35%)
|
полдник
(10-15%)
|
полдник
(10-15%)
|
полдник
(10-15%)/ или уплотненный полдник** (30-35%)
|
ужин
(20-25%)
2-й ужин (до 5%) - дополнительный прием пищи перед сном -
кисло-молочный напиток с булочным или мучным кулинарным
изделием
|
|
ужин
(20-25%)**
|
* Рекомендуемое потребление
белков, жиров, витаминов и минеральных веществ детьми во время
пребывания в дошкольных организациях должно составлять не менее 70%
от суточной потребности;
** Вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного
полдника (30-35%).
|
3.7. При организации
питания детей школьного возраста, обучающихся в образовательных
учреждениях, следует иметь в виду следующие основные
медико-биологические требования:
а) рацион должен состоять
из завтрака и обеда и обеспечивать 20-25 и 30-35% суточной
потребности в энергии соответственно, а по содержанию белков,
жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов
завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых
суточных физиологических норм потребности;
б) рационы должны быть
дифференцированы по своей энергетической ценности, содержанию
белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и
микроэлементов в зависимости от возраста детей (для 7-11 лет и
11-18 лет);
в) необходимо соблюдение
режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в
школе (в 10-11 ч), необходимый для восполнения энергозатрат и
запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе
обучения; обед (дома или в школе), полдник и ужин (не позднее, чем
за 2 часа до сна).
3.8. В примерном меню
должно учитываться рациональное распределение энергетической
ценности по отдельным приемам пищи. Рекомендуемое потребление
белков, жиров, витаминов и минеральных веществ (завтрак, обед) в
образовательных учреждениях детьми 7-18 лет должно составлять
55-60% от суточной потребности (табл.2).
Таблица
2
Распределение в процентном отношении потребления
энергии по приемам пищи детьми 7-18 лет, обучающихся в
образовательных учреждениях
| |
Прием
пищи
|
Доля суточной
потребности в энергии, %*
|
Завтрак
|
20-25
|
Обед
|
30-35
|
Полдник
|
10
|
Ужин
|
25-30
|
*
Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных
веществ детьми (завтрак, обед) в образовательных учреждениях должно
составлять 55-60% от суточной потребности.
|
При увеличении умственных
и физических нагрузок допускается увеличение калорийности рационов
питания детей в соответствии с нагрузками (кадетские школы, школы
олимпийского резерва и др.).
3.9. Организация питания
детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций" и СанПиН 2.4.5.2409-08
"Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания
обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и
среднего профессионального образования". Соблюдение требований,
содержащихся в указанных документах, обеспечивает
санитарно-микробиологическую и санитарно-химическую безопасность
питания детей дошкольного возраста в организованных коллективах и
пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития
организма ребенка дошкольного и школьного возраста.
3.10. Продукты,
используемые в питании детей в детских организованных коллективах,
должны быть качественными, безопасными и соответствовать
требованиям действующего законодательства. Питание должно быть
щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд),
так и по своему химическому составу (ограничение пищевых добавок,
поваренной соли, специй и др.).
3.11. Питание детей в
домашних условиях, согласно имеющимся данным мониторинга,
отличается наличием выраженных дисбалансов, состоящих в избыточном
потреблении животного жира, сахара (как добавленного, так и
поступающего в составе потребляемых кондитерских изделий),
газированных напитков, нежелательных для детского возраста пищевых
добавок при одновременном недостаточном потреблении ряда критически
важных для развития организма ребенка нутриентов: витаминов C,
группы B, макро- и микроэлементов, кальция, йода, железа, цинка,
пищевых волокон, ПНЖК ряда
-3.
Принимая во внимание, что
питание должно удовлетворять физиологическим потребностям в энергии
и пищевых веществах для детей всех возрастных групп ("Нормы
физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для
различных возрастных групп населения в Российской Федерации"
МР
2.3.1.2432-08), требуется коррекция среднесуточного рациона в
целях устранения алиментарных дисбалансов, вызванных неправильным
питанием детей в домашних условиях.
3.12. С целью снижения
риска развития избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета
II типа, кариеса, гипертонической болезни в рекомендованных наборах
(табл.3 и 4) уменьшено содержание сахара, кондитерских изделий,
соли.