Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 14509-1-2015 Суда малые. Измерение шума малых моторных прогулочных судов. Часть 1. Измерение шума проходящего судна

     6 Неопределенность измерений


Процедура измерения, установленная в настоящем стандарте, зависит от многих параметров (например, от неопределенности средств измерений, условий окружающей среды, от неопределенности курса судна), что может повлиять на результаты измерений уровня шума испытуемого судна.

Ввиду отсутствия достаточного количества экспериментальных данных о суммарной неопределенности для методов измерений по настоящему стандарту неопределенность установлена в соответствии с Руководством по выражению неопределенности измерений (GUM) [1], согласно которому идентифицируют и количественно оценивают отдельные источники неопределенности на основе имеющихся статистических данных или технических оценок.

Источники неопределенности и их стандартные отклонения приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Стандартное отклонение воспроизводимости отдельных источников неопределенности

Источник неопределенности

Стандартное отклонение воспроизводимости максимального уровня звука , обусловленное влиянием источника неопределенности, дБ

Измерительное расстояние

0,3

Средства измерений

1,0

Условия распространения звука

1,5

Влияние оператора(ов)

0,2

Перемена места испытаний

1,0


Указанные источники неопределенности группируют по следующим видам испытаний:

а) несколько последовательных испытаний в течение одного дня: изменения шума, обусловленные влиянием источников неопределенности, проявляются за время одного испытания;

b) испытания в течение нескольких дней: при неизменном месте испытаний изменения шума, обусловленные влиянием источников неопределенности, проявляются за время, превышающее длительность одного испытания, включая ситуацию по предыдущему перечислению а);

c) испытания при перемене места: учитывают изменения шума, связанные с переменой места испытаний и состава персонала испытателей, включая ситуацию по предыдущим перечислениям а) и b).

Расширенная неопределенность при вероятности покрытия 90% для суммарной стандартной неопределенности каждого из этих трех видов испытаний приведена в таблице 2.


Таблица 2 - Расширенная неопределенность при вероятности покрытия 90%

Вид испытаний

Расширенная неопределенность, дБ

Несколько испытаний в один день

0,3

Многодневные испытания

1,8

Испытания с переменой места

2,1


Примечание - В дополнение к вышеуказанным следует рассматривать также источник неопределенности, обусловленный наличием у судна нескольких двигателей. Если шум некоторого многомоторного судна является преобладающим из-за шума выхлопа, то синхронность его двигателей при работе на одной номинальной частоте вращения может оказать существенное влияние на шум проходящего судна. Для данного источника неопределенности были зарегистрированы стандартные отклонения максимального уровня звука до 6 дБ.


Неопределенности, рассматриваемые в настоящем стандарте, не превышают неопределенностей, обусловленных нестабильностью производства для конкретных типов судов.